Представление опыта работы «Применение метода SAND-ART в развитии речи детей дошкольного возраста»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Ярмусевич Ирина Геннадьевна

Представлены игры на песке, которые помогают решить задачи по развитию речи дошкольников.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Цветик-семицветик»

««Применение метода SAND-ART в развитии речи детей дошкольного возраста»»

Ярмусевич И.Г

педагог-психолог

МАДОУ «Цветик-семицветик»

г. Когалым 2022г.

Цель: познакомить педагогов ДОУ с особенностями применения метода пескографии в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с историей развития метода sand-art.
  2. Определить задачи речевого развития, которые могут быть решены при помощи метода.
  3. Сформировать у педагогов умение на практике применять метод пескографии в описании ребенком игрушки.
  4. Рассмотреть варианты выполнения пальчиковой гимнастики на песке для детей разного возраста.

Необходимое оборудование: световые столы для рисования песком, кварцевый песок, видеокамера, телевизор.

Основоположник научной педагогики в России Константин Дмитриевич Ушинский говорил, «Лучшая игрушка для детей – это кучка песка» .

Я, как педагог-психолог многие занятия провожу с использованием песка. Это и кинетический и сухой песок. В этом году в нашем детском саду были организованы занятия по рисованию песком на световых столах. Рисование песком — искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия. Изобретателем стиля является канадский режиссёр-мультипликатор Кэролин Лиф, создавшая песочный анимационный фильм "Песок, или Петя и серый волк". Её работы распространились по всему миру и завоевали сердца многих зрителей и художников. С виду простые движения превращаются благодаря ловкости рук в сюжет, повествуя целую историю… Позднее её опыт переняли многие аниматоры, они попробовали создать динамический песочный фильм, т.е. без монтажа, на одном дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства — искусству рисования песком. Этот метод в последнее время привлекает все большее внимание педагогов, помимо создания песочных картин, его применяют в обучении математике, чтению, английскому, каллиграфии и других областях.  Я также постоянно ищу новые области применения рисования на песке в педагогике. Наблюдая на занятиях за детьми, я пришла к выводу, что рисование песком на световых столах вызывает неподдельный интерес у детей, и это повышает мотивацию к любой деятельности с этим материалом. Педагоги знают, что основная часть времени в освоении новых знаний приходиться на закрепление пройденного. При этом зачастую возникает потеря мотивации, так как интерес к новому пропадает, а отработка навыка предполагает многократное повторение похожих заданий. Метод Sand-Art, благодаря своим особенностям, дает возможность педагогу поддерживать интерес к заданиям, так как ребенок, выполняя упражнения на песке, помимо этого взаимодействует с очень интересной для себя субстанцией. В этот момент ребенок одновременно думает над заданием, выполняет движения пальцами и руками, чувствует воздействие песка на кожу и при этом испытывает заинтересованность. Все это в совокупности позволяет задействовать в запоминании несколько видов памяти, что в свою очередь дает возможность более прочно закрепить в памяти пройденный материал.

Одной из приоритетных задач в развитии детей дошкольного возраста, является становление и формирование устной речи. Метод Sand-Art также может быть применим в этом направлении.

Данный вид деятельности позволяет решить следующие задачи:

  1. Дети учатся владеть речью как средством общения между людьми;
  2. Активный словарь детей обогащается новыми словами и активизируются уже имеющиеся знания;

Подробнее хотелось бы остановиться на приемах, которые помогают решать 2 задачу на примере занятия по описанию игрушки зайца в средней группе детского сада. Усвоение такого описания проходит в два этапа. Первый – непосредственно описание игрушки проводится на занятии в группе

Второе занятие для закрепления материала проводится с применением рисования на песке. Ниже представлен отрывок из занятия с пояснениями.

Педагог: Ребята, давайте вспомним, какой зверь приходил к нам на занятие в прошлый раз.

Дети: К нам на занятие приходил заяц.

Педагог: Правильно, вспомните и опишите, какой был заяц?

Дети: У зайца круглая голова.

Педагог: Да, голова у зайца круглая. Давайте нарисуем на нашем песочном столе голову зайца. Ставим пальчик на песок в центре стола, раздвигая его пальцем, рисуем голову зайцу.

(Описывая зайца, дети рисую его части по показу педагога)

 (Если дети пропускают описание головы, педагог задает вопросы: голова у зайца какая, овальная или круглая?)

Педагог: Что у зайца есть на голове?

Дети: У зайца на голове два длинных уха, на кончиках ушей темные отметины (рисуем ушки и присыпаем кончики песком).

Педагог: Уши у зайца короткие или длинные? (длинные)

Педагог:  Что есть у зайца на мордочке? (глазки, нос и рот)

 (Добавляем в рисунок глаза и нос, рот)

Педагог: Какие глазки у зайца? (круглые, черные)

Педагог:  На что похожи глазки зайца? (на бусины, маленькие пуговки)

Педагог:  Какой формы туловище зайца?

Педагог:  Круглое или овальное? (овальное)

Педагог:  Давайте нарисуем нашему зайцу туловище.

(Раздвигая песок рисуем овал)

Педагог:  Что находится на теле у зайца? (передние лапы, они короткие, а задние длинные, ими заяц отталкивается при прыжке, сзади у него есть хвост)

Педагог:  Какой у зайца хвост? (короткий, пушистый)

Педагог:  Давайте добавим зайцу лапы и хвост.

(Рисуем, выдвигая песок из овала тела)

Таким образом, рисуя на песке при помощи простых быстрых движений можно закреплять описание любой игрушки. Метод Sand-Art не требует предварительной подготовки, как это происходит в рисовании красками. Рисуя песком, дети одним движением пальца, руки создают образ по принципу «света и тени», основная фигура – светлая, фон – темный.

  В этих занятиях развивается как диалогическая, так и монологическая речь.

И еще один прием, на который мне хотелось бы обратить ваше внимание – это проведение пальчиковой гимнастики.

Как мы знаем, пальчиковые гимнастики повышают речевую активность ребенка, речь становиться более четкой ритмичной, интонационно правильной. Помимо этого развивается моторика рук.

Сейчас мне хотелось бы продемонстрировать вам такую гимнастику, с использованием песочного рисования.

Для младшего возраста

Наши алые цветки

2 кучки одновременно из 2 кулаков

Распускают лепестки

Пальцами рисуем лепестки

Ветерок чуть дышит

Струйки

Лепестки колышет

Лепестки волнами

Наши алые цветки

Собираем песок у одного

Закрывают лепестки

И второго цветка

Головой качают

Руки движутся вокруг кучек вправо и влево

Тихо засыпают

Песок убирается вправо

Для старшего возраста «Попугай» все движения делаются одновременно двумя руками

Дружно пальцы встали в ряд

Ладонь на столе,

Десять крепеньких ребят

Слегка движется влево и вправо

Эти два – всему указка

Рисуем нос

Все покажут без подсказки

Рисуем глаз

Пальцы – два середнячка

Рисуем перья

Два здоровых бодрячка

Рисуем перья

Ну, а эти безымянны

Рисуем лапы

Молчуны, всегда упрямы

Рисуем лапы

Два мизинца-коротышки

Рисуем хохолок

Непоседы и плутишки

Рисуем хохолок

Пальцы главные средь них

Крылья

Два больших и удалых

Перья на крыльях

Получился попугай.

Я обратила внимание, что занятия с песком не требуют от педагога создавать дополнительную мотивацию, даже очень скучный материал, переложенный на песок вызывает у детей большой интерес, а значит активность и направленность познавательных процессов на усвоение знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театральной постановки "Теремок на новый лад" из опыта работы"Использование элементов театрализованной деятельности в коррекции речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Представляю вашему вниманию авторский сценарий из опыта  работы учителя -логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны с детьми дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи...

Методы и приемы формирования развития речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй речи

Методы и приемы формирования развития речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй речи...

Приложение №7. Сообщение из опыта работы. "Применение игровой технологии В.В. Воскобовича для детей дошкольного возраста"

Сообщение из опыта работы "Применение игровой технологии В.В. Воскобовича для детей дошкольного возраста"...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕМА: «Роль игровых технологий в образовательной деятельности детей дошкольного возраста»

Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при п...

Представление опыта работы по теме: «Сказка как средство развития речи детей раннего возраста»

Представление опыта работы по теме: «Сказка как средство развития речи детей раннего возраста»...