Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста (с ОНР) по формированию коммунникативных навыков
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Перспективный план включает 9 основных разделов: Содержание всех разделов программы предусматривает формирование коммуникативных компетенций у детей: специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения на основе использования собственного опыта дошкольников.
Программа включает в себя 9 основных разделов:
1. РАЗДЕЛ «УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ С ПРИРОДОЙ»
П. РАЗДЕЛ «УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ С ВНЕШНИМ МИРОМ»
Ш. «ФОРМИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОГО «Я»
IY. «ДЕТИ И ВЗРОСЛЫЕ»
РАЗДЕЛ Y. «УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ СО СВЕРСТНИКАМИ».
Y1. РАЗДЕЛ «РАЗНЫЕ ХАРАКТЕРЫ».
YП. РАЗДЕЛ «УМЕНИЕ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ»
YШ. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
1Х. РАЗДЕЛ «МАЛЕНЬКИЕ ЛЕДИ И ДЖЕНТЕЛЬМЕНЫ»
Конечные результаты работы по программе «Формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР»:
Пройдя подготовку по всем разделам программы дети овладевают приемами и навыками эффективного межличностного общения с взрослым и сверстником, учатся устанавливать дружеские отношения, умеют самостоятельно решать конфликты мирным путем. У детей сформированы практические умения уважительного отношения к окружающим людям, самому себе. Дети использует в активной речи различные формы приветствия, благодарности, прощания, адекватно ситуации. Способны управлять своим поведением и способами общения, дают адекватную оценку своему поведению, деятельности. Дети научились определять эмоциональное состояние персонажей, соотносить его с особенностями их коммуникативного поведения, делать обобщения по поводу мотивов поведения героев и переносить данные умения в сферу общения со сверстниками. Все это способствует налаживанию доброжелательных отношений в группе, формированию навыков управления своими эмоциями. Дети научились поддерживать у себя положительное эмоциональное состояние, умеют осознавать свои эмоции, управлять своими чувствами (сдерживать гнев, огорчение, справляться с обидой), устанавливать не конфликтные отношения со сверстниками.
Работа по формированию навыков общения у детей тесно связана и переплетена с содержанием образования в ДОУ и проходят через три составляющих блока: специально организованного обучения в форме занятий, совместную деятельность взрослого и ребенка и самостоятельную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_dlya_konkursa.doc | 165 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
Последовательность проведения занятий по формированию навыков общения у детей определяется в соответствии с установленным логопеда планом работы по лексическим темам
Сроки | Даты проведения | РАЗДЕЛ | ТЕМЫ (познавательные занятия, занятия по развитию речи, беседы) | Дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые игры, драматизации, этюды, беседы, упражнения | Результативность Какие компетентности сформированы у ребенка |
С Е Н Т Я Б Р Ь | 1. « УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ С ПРИРОДОЙ» Цели: дать детям представления о связи и взаимозависимости человека, животных и растительного мира, об особенностях общения человека с окружающим миром, а также развивать образное мышление. | 1. «Времена года» (зима, весна, лето, осень). Цель: Обучать детей способности: - различать изменения в природе в разные времена года; - понимать и ценить красоту родной природы; - уметь рассказать о своих переживаниях, эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием красоты природы; - общаться с природой, что поможет им стать лучше и добрее, научит различать хорошее и плохое. 2. Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень». Слободка». Рассказывание на тему картины. Цель: Воспитывать умение видеть и понимать картину; - Учить отвечать на вопросы, используя в речи сравнения и эпитеты для характеристики состояния погоды; - Учить составлять описательный рассказ по пейзажной картине и придумывать к ней свое название. 3. Рассматривание картины И.Шишкина «Зима». Рассказывание на тему картины», стр. 92-94 (4) Цель: Познакомить детей с картиной и художником; содействовать возникновению эмоционального настроя в процессе восприятия картины; подвести к пониманию художественного образа; Формировать умение рассказывать о картине последовательно с логическим завершением; Учить описывать свои чувства и настроение, вызываемые картиной: учить подбирать красочные выражения для описания, применять в рассказе знакомые выразительные средства. 4. «Какая бывает погода?» (общение с внешним миром), стр. 132 (2) Цель: Обучать детей способности: - понимать и оценивать природные явления, их влияние на эмоциональное состояние человека; - передавать свое эмоциональное состояние в мимике, жестах, движениях (под влияние природных явлений); - оценивать природные явления и находить в любом хорошее и радостное.
5. Рассматривание картины И.Левитана «Весна. Март». Описание на тему картины. Цель: познакомить детей с описанием картины; - развивать воображение с помощью приема «вхождение в картину»; - подбирать эпитеты, сравнения, мета-форы для определения состояния пого-ды на картине; - формировать умение описывать содержание, колорит и настроение картины; - учить придерживаться структуры описательного рассказа: начало, сере-дина, окончание; - побуждать использовать в высказы-вании выразительные средства.
6. «Мир животных» (общение с животными). «Умеешь ли ты обращаться с животными?» Цель: Занятия направлены на обучение детей способности: - гуманно относиться к животным, любить их и ухаживать за ними; - учить детей различать диких зверей и домашних животных; - распознавать детенышей и взрослых животных; - видеть общие и специфические особенности общения разных животных между собой и знать меру понимания их человеком (по жестам, движениям, эмоциональным реакциям). 7. Рассматривание картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели». Рассказ на тему картины. Цель: Воспитывать умение образно рассказывать о русской природе; - Учить связно высказывать свои впечатления о картине, подбирать наиболее точные определения при описании природы на картине; - Активизировать применение в речи сравнений и эпитетов; - Учить составлять описательный рассказ. 8 . Рассматривание картины И.Шишкина «Утро в сосновом лесу». Рассказ на тему картины. Цель: - Знакомить детей с содержани-ем картины; - помочь почувствовать ее художест-венный образ; - учить описывать медведей и окруж-ающий пейзаж, передавая настроение картины. 9. «Мои зеленые друзья» (общение с растениями). Цель: Занятия по данной теме направлены на обучение детей способности: - понимать и любить красоту окружающего мира; - бережно относиться к растениям, ухаживать за ними; - понимать значение растительного мира для состояния человека – его настроения, самочувствия. 10. Рассматривание на тему картины И.Э.Грабаря «Рябинка». Беседа по картине, стр. 107-108 Цель: Продолжать знакомить детей с окружающей природой через произведения изобразительного искусства; - учить рассказывать связно и образно, отмечая черты осенней природы; - воспитывать умение выражать понятно свои впечатления и чувства, вызываемые картиной. | Загадки о временах года – развитие мышления, связной речи, сообразительности. Дидактическая игра «Времена года» - закреплять общие представления о признаках лета, осени, зимы, весны. Дидактическая игра «Какая бывает погода?» - закрепление представлений детей о различной погоде в соответствии с временами годы, знакомство с различными явлениями природы характерными для той или иной погоды. Этюды на имитацию различных явлений природы «Дует ветер», «Дождик», «Вьюга», «Солнышко», «Лес шумит» - учить передавать различные природные явления при помощи жестов и движений Экскурсия в лес (парк) – учить детей видеть красоту окружающей природы, чувствовать, как она влияет на настроение. Инсценирование народного праздника «Праздник урожая», «Пришла зима – снег и радость принесла», «Проводы зимы», «Масленица» - расширять знания детей об окружающем мире, об одном из времен года. 1 Составление рассказа «Про погоду» - учить связно и последовательно рассказывать о погоде; учить использовать в речи сравнения, синонимы, побуждать высказываться выразительно и образно. 133 (2) Загадки о животных (диких, домашних_ - развитие мышления, связной речи, сообразительности). Игра драматизация «Маша обедает» (С.Капутикян) Цель: воспитывать в детях любовь к животным, желание ухаживать за ними; дает основы общения людей с животными; учить детей подражать голосам животных. Игра драматизация «На бабушкином дворе». Стр. 144 (2) Цель: развивать в детях способность понимать эмоциональное состояние животных (по характеру движений, походке и проч.) и особенности их общения. Игры-имитации «Медведь», «Волк», «Лиса», «Заяц» - развивать навыки драматизация, учить передавать образ, характерные признаки, повадки животных с помощью мимики и жестов. Стр. 146 (2) Дидактические игры: «Домашние животные» Цель: сформировать у детей доброжелательное и заботливое отношение к домашним животным, обучить детей понимать особенности поведения животных. «Кто, что любит» - закреплять особенности питания домашних животных» «Чей голос?», «Кто как разговаривает?» Цель: Учить детей различать голоса различных животных, самостоятельно имитировать эти голоса. «Кто, где живет?» - различать места жизни животных «Кто чей?» «Помогите найти маму» - учить детей называть детенышей домашних животных и птиц, общаться с ними при помощи звуковых сигналов. «Расскажи о животных, которые живут в лесу» Игра-драматизация «Про котенка». Цель: в процессе игры прививать детям любовь и привязанность к животным, умение сопереживать попавшим в беду зверям.
Дидактические игры «Посажу я семена» - в процессе игры закреплять общие представления о том, откуда появляются растения, где они «живут» и чем «питаются». Игру хорошо провести на практике на примере посадки овощей. «Знаешь ли ты овощи» - учить детей узнавать овощи зрительно, рассказывать о предложенном овоще, где он растет, что нужно делать, чтобы овощ вырос большой и вкусный. «Чудесный мешочек» - учить узнавать овощи на ощупь. «Определи на вкус» - учить детей определять овощи на вкус. Игра-драматизация «Веселые овощи» – закреплять знания о характерных особенностях овощей, их пользе и значении для хорошего здоровья и настроения. Загадки об овощах (развитие мышления, связной речи, сообразительности. Игра-драматизация «Сказка-сон» | Пройдя подготовку по этому разделу дети узнали: - чем человек отличается от животных и растений; -научились чувствовать при-роду, которая может опре-делять наше настроение, поведение; - могут наблюдать и заботиться о животных и растениях; - научились подражать характерным жестам, движениям, осанке, позе, эмоциональным реакциям животных и видеть их аналогии в человеческом поведении, могут определять по жестам, позе, эмоциям настроение животных. Полученные знания позволяют подвести детей к пониманию того, как важно любить окружающую природу, чувствовать ее, заботиться о ней, учиться у нее доброте, чуткости, бескорыстию, формируют умение перено-сить хорошее из природы в общение с людьми.
| |
О К Т Я Б Р Ь | П. РАЗДЕЛ «УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ С ВНЕШНИМ МИРОМ» (языки общения) Цели: дать детям представление: - о различных средствах и способах коммуника-ции с окружающим внешним миром; - о важности и значительности органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения. | 11. «Я и мое тело» (глаза, уши, рот, нос, руки), стр. 170 (2) Цель: Занятия по данной теме направлены на обучение детей способности понять и оценить роль наших «умных помощников» - органов чувств - в процессе познания окружающего мира, их значение для развития общения (в процессе восприятия, внимания, памяти, двигательной и эмоциональной сферах). 12. «Как я помню то, что я помню» (что мы помним друг о друге). Цель: Занятие по данной теме показывает роль памяти (зрительной, слуховой, двигательной, эмоциональной) в процессе общения детей друг с другом, формирования личности и поведения ребенка. 13. «Язык жестов и движений». Цель: Занятие по данной теме направлено на обучение детей умению различать определенные эмоциональные состояния окружающих взрослых людей и детей по особенностям жестов, мимики, движений. 14. «Как понять друг друга» Цель: - Дать детям представление о различных формах вежливого общения между людьми, знакомить их с правилами этикета; - Научить вести доброжелательный диалог, используя различные средств выразительности, не обижая и не унижая партнера; - Учить детей понимать друг друга по мимике, жестам, интонациям, походке, телодвижениям, позволяющим лучше ориентироваться в различных ситуациях общения. 15. «Язык чувств» Цель: Занятия по данной теме направлены на то, чтобы дать представление детям об их собственных эмоциях и эмоциях других людей (хорошем и плохом настроении), научили быть внимательными к чувствам и желаниям других людей, обучить передавать свои эмоции другим людям разными средствами. 16. «Развитие навыков общения» Цель: - Учить детей адресовать добрые пожелания окружающим людям: взрослым, сверстникам; - Актуализировать духовные усилия каждого ребёнка, помочь проявить себя как индивидуальность; - Развивать произвольность поведения, внимание, мышление, речь, мелкую моторику. | Дидактические игры «Посылка от обезьянки» - учить детей узнавать фрукты, используя различные органы чувств (осязание, обоняние, вкус, зрение). Чтение рассказа Е.Пермяка «Про нос и язык» Дидактическая игра «Радио» - воспитывать умение быть внимательным, запоминать наиболее существенные признаки. Дидактическая игра «Чего не стало» - развивать зрительную память. Упражнения: «Запомни движение» - развивать зрительно-моторную память и внимание. «Запомни мое лицо» - развивать зрительную и эмоциональную память». «Кто больше знает имен» - развивать слухоречевую память. «Я увидел из окна» - развитие зрительного внимания, зрительной памяти Инсценировка «Мишка и зайка» Игры-имитации «Мы обезьянки», «Правила гигиены», «Кузнечик», «Я не знаю», «Круглые глаза», «Золотые капельки», «Грязь», «Вкусные конфеты», «Северный полюс». «Кто лучше покажет позу? Кто лучше пройдет?» Цель: учить детей с помощью пантомимики передавать выразительные позы и движения по заданию. Творческая игра «Маска» Цель: развитие навыков творческого самовыражения, уверенности в себе. Учить детей с помощью мимики, жестов, движений изображать отрицательное поведение героя (злой, жестокий, хитрый и т.д.), а также противоположное поведение (добрый, заботливый, трудолюбивый и т.п.) Дидактическая игра «Настроение» - закреплять у детей понятие о различных настроениях, чувствах, которые человек испытывает в тех или иных ситуациях. Этюды на выражение различных эмоциональных состояний. «Лисенок боится», «Поссорились и помирились» - учить детей передавать различные эмоциональные состояния с помощью мимики и жестов. | Конечные результаты: Пройдя подготовку по этому разделу, дети: - узнали, для чего в разных ситуациях общения нужны глаза, уши, нос, рот, руки; - научились запоминать наиболее значимую инфор-мацию о своих родных и друзьях, необходимую для нормальных взаимоотношений; - научились эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства; - получили начальные знания о культуре жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы, эмоций; - научились узнавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение, эмоциональное состояние собеседника; - правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства; - по выражению лица и тела, жестам, эмоциям понимать своего собеседника; - соблюдать правильную осанку, жестикуляцию при общении. Полученные знания дают ребенку первоначальные представления о возможности выражать свои потребности, чувства с помощью различных вербальных и невербальных средств коммуникации, а также познакомили ребенка с тем, как можно видеть и понимать себя и других в процессе общения. | |
Н О Я Б Р Ь | Ш.«ФОРМИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОГО «Я»» Цели: - Дать детям представление: - о чувстве собственного достоинства; - о необходимости оценивать собственные поступки, чувства; - о способах и выразительных средствах общения (жестах, мимике, движениях). | 11. «Что я знаю о себе?» Цель: учить осознавать себя как человека, как неповторимую личность, различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста, чувствовать свой организм, тело, оценивать свои возможности, способности, находить общее сходство с другими детьми и понимать существенные отличия. 12. «Наши имена и фамилии», Цель: дать знания о том, что у каждого человека есть свои имя и фамилия, которые отличают их от других людей; познакомить с историей возникновения фамилий; повышать самооценку формировать положи-тельное самовосприятие ребенком своей личности. | Дидактическая игра «Мой портрет» - научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста. Творческая игра «Мой рассказ» Цель: формирование у детей способности видеть себя, принимать как свои сильные, так и слабые стороны, говорить о себе позитивно, не стесняясь других. Игра-драматизация «Почему так?» - развивать в детях сознание собственной адекватности окружающим людям. Дидактическая игра «Похвала» Цель: развивать способность к самоанализу, навыки видения внутреннего диалога о самом себе. Творческая игра «Угадай кто это?» Цель: развивать у детей умение мысленно воспроизводить образ себе подобного через собственное видение человека. Творческая игра «Кто здесь кто?» - учить детей средствами жестикуляции и мимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. Дидактическая игра «Что есть у игрушки» Цель: помочь ребенку осознать собственное тело, определить свое положение в окружающем мире, сравнить с себя со сказочными героями, затем друг с другом (не только внешние особенности, но и качества, способности и т.д.) Упражнение «Кто я?» Цель: тренировать у детей способность использования жестов и мимики при подражании предметам внешнего мира. Упражнение «Самолет» Цель: развивать уверенность в себе, преодоление страха перед ограничениями и самоограничениями. «Мой рассказ» Цель: формировать у детей способность видеть себя, принимать как свои сильные, так и слабые стороны, говорить о себе позитивно, не стесняясь других. | Конечные результаты: Пройдя подготовку по этому разделу дети научились: -различать свои индиви-дуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол); - описывать свои желания и чувства; - передавать свои чувства, желания, черты характера средствами пантомимики; - осознавать свои собст-венные мышечные и эмо-циональные ощущения. У детей выработаны навыки: - понимания собственного «Я», своей индивидуаль-ности; - умение радоваться удаче, успеху, игрушке, развлечению; - установка «нельзя» и «надо»; -навыки самостоятельности. Полученные знания позво-ляют ребенку подойти к пониманию собственного «Я», т.е. прообразу самооценки, и научиться правильно оценивать свои поступки и на их основе различать по выразитель-ным средствам общения и эмоции, и чувства других детей и взрослых. | |
Д Е К А Б Р Ь | IY. ДЕТИ И ВЗРОСЛЫЕ (формирование потреб-ности в общении с взрослыми). Цель: -дать детям представление: - о нравственном поведении, которое необходимо во вза-имоотношениях между взрос-лыми людьми; - о добре и зле в поведении окружающих; - о необходимости уважения, доверия, взаимопонимания и взаимопомощи, заботли-вом отношении к ним. | 13.«Взрослые и дети». Цель: Развивать интерес к миру взрослых людей, вызывать желание подражать в достойном поведении; воспитывать доброжелательное отношение к взрослым, учить пони-мать, что взрослые – это первые по-мощники и защитники детей. 14. «Я и моя семья». Цель: - формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; - воспитывать в детях: - любовь, ласковое и чуткое отношение к самым близким людям – папе, маме, бабушке, дедушке, воспитывать желание заботить о близких, развивать чувство гордости за свою семью; - уважение к повседневному труду родителей, их жизненному опыту; - чувства семейной сплоченности (на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях и домашнем уюте); - потребности радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним. 15. «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» Цель: - дать детям представление о профессиях взрослых; - учить соотносить действия людей с их профессией; понимать важность и значимость профессиональной деятельности взрослых как для общества, так и самых детей; - воспитывать у детей уважительное отношение к труду взрослых и желание оказывать посильную помощь взрослым; - учить заботиться о близких людях, помогать старшим. 16. «Мы заботимся о маме» «Конспекты занятий» Цель: Развивать умение проявлять заботу о близких людях, понимать их эмоциональное состояние, оказывать им помощь (успокоить, утешить, выразить в семье внимание к больному); учить анализировать ситуации общения у детей со взрослыми, выражать отношение к поступкам с позиций известных правил; понимать связь между поведением детей и реакцией взрослых. («Маму обрадовало то, что я...») 17.«Никого роднее мамы в целом мире нет» Цель: Воспитать у детей чувства глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме; - обучение выражению внимания и сочувствия к маминой заботе обо всех членах семьи и ее труду; - воспитание желания помогать маме в ее работе по дому, радовать ее хорошими и добрыми делами и поступками; - обучение детей на мамином примере умению общаться с другими взрослыми членами семьи и детьми. 18. «Детский сад – моя вторая семья», Цель: вызывать положительные эмоции в беседе о семье, о детском саде, развивать логическое мышление, умение выражать свои чувства, развивать связную речь; способ-ствовать развитию вообра-жения; в тестировании «Детский сад – моя вторая семья» выявить комфортность ребенка в детском саду. 19. «Кто нас воспитывает?», Цель: - воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять радость; - уточнить знания о профессиях: воспитатель, помощник воспитателя, медсестра, повар, музыкальный руководитель, тренер по физкультуре, логопед, дворник, прачка и др. 20. «Правила на всю жизнь» Цель: - закреплять знания об основных правилах, по которым живут люди; дать понятие, что главное – правила не знать, а выполнять; - учить быть честными и мужественными, уметь признаваться в своих некрасивых поступках, чтобы в будущем их не повторять; - формировать высшие моральные качества личности: доброту, честность, мужество, стойкость перед искушениями, критическое отношение к своему «я», умение самостоятельно совершенствовать черты своего детского характера. 21. «Как мы ходим в магазин» Цель: формировать у детей представления о правилах поведения в общественных местах; учить умению речевого общения в модельной ситуации. 22. «На улице» Цель: развивать у детей способности воспринимать реальный мир города, улицы; - правильного поведения в транспорте и общественных местах. | Беседа: «Семейная фотография» - учить детей рассказывать о своей семье, развитие связной речи. Этюды «Любящие родители» «Бабушкины ладони», «Бабушка заболела» «Утреннее фото». Беседы: «Папин портрет», «Дедушкин портрет», «Бабушкин портрет» Дидактическая игра «Маленькие помощники». Цель: учить детей радовать своих родных, оказывать им посильную помощь, воспитывать у детей желание помогать близким людям, обращаться в процессе совместной деятельности. Дидактическая игра: «Грязи - нет!» и пыли - нет!» Цель: приучать детей помогать своим родным в работе по дому, учить совместной деятельности и общению. БЕСЕДА: Тема: «Что делают наши мамы и папы» Цель: формировать представление о разных профессиях взрослых, показать значимость каждой профессии. Дидактическая игра: «Кто больше назовет действий» Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий. Игра-драматизация «Найди свою маму» Цель: воспитывать чувство привязанности к самому близкому человеку – маме. БЕСЕДА «Чем можно порадовать маму» Цель: способствовать углублению у детей чувства привязанности и любви к самому близкому человеку – маме. Этюды «Любящий сын», «Маме улыбнемся». БЕСЕДА «Как быть послушным» Цель: воспитывать в детях умение общаться с незнакомыми людьми. Дидактическая игра «Где это можно купить» Цель: закреплять знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных; учить детей различать магазины по их названию, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать желание помогать родителям делать несложные покупки, общаться в совместной деятельности. Дидактическая игра «Магазин игрушек» - учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию, закреплять навыки общения в общественных местах. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу» Дидактическая игра «Наш город» Цель: расширять представления детей о родном городе: кто в нем живет, трудится, какой транспорт в нем ходит, как украшены улицы. Творческая игра «Автобус» Цель: развивать социальное поведение, навыки правильного общения в транспорте, фантазию, речь. Игра-драматизация «Правила уличного движения» Цель: закреплять знания правил дорожного движения и поведения на улице; Формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках, а также пользоваться пассажирским транспортом. Игра-драматизация «Едем мы друзья, в дальние края…» Цель: расширять представления детей о пассажирском транспорте; поездах, в которых люди путешествуют, переезжают из одного города в другом. | Конечные результаты: Пройдя подготовку по этому разделу, дети -усвоили основы нрав-ственности во взаимоотно-шениях с родителями, а также с незнакомыми взрослыми людьми; - дети учатся уважать взрослых, слышат и понимают чужую боль, страдания другого человека, могут вовремя протянуть руку помощи другу; - узнали историю своей семьи, что помогает развитию уважения к своим близким, пониманию основы взаимоотношений с родителями, бабушками, дедушками и другими близкими людьми; - научились проявлять заботу и добрые чувства к своим близким; - научились видеть досто-инства и недостатки соб-ственного поведения и поведения окружающих взрослых людей в быту и в общественных местах (на улице, в транспорте, в магазине); - у детей начался формироваться «кодекс чести» умение поступать по справедливости, подчинять свои желания общим интересам; - стали понимать значение труда взрослых, получили представление о важности и значительности различных профессий. Полученные знания позволяют воспитывать добрые и искренние чувства к самым близким людям, привязанность к семье; помогают научить детей ценить хорошие отношения и получать радость от общения со своими близкими, проявлять о них заботу и предлагать им посильную помощь.
| |
Я Н В А Р Ь | РАЗДЕЛ Y. «УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ СО СВЕРСТНИКАМИ» (формирование потребности в общении со сверстниками) Цель: дать детям представление: - о существовании и значении индивидуальных особеннос- тей своих сверстников; - об умении и необходимости общаться друг с другом, несмотря на разницу желаний и возможностей; - о необходимости сотрудничать и сопереживать, проявлять заботу и внимание в отношениях друг с другом; - о возможности переживать положительные эмоциональные состояния от общения с другими детьми; - об умении высказывать свое мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки; - о необходимости нести радость другим. | 23. «Я и другой: мы разные» Цель: - формировать у детей понятие о том, что все люди не похожи друг на друга, развивать восприятие образа ровесника по внешности и индивидуальным особенностям; учить умению общаться со сверстниками, смотреть в лицо и глаза друг другу. 24. «Дружба». Цель: - формировать у детей понятия «друг», «друзья», «дружба»; - учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения; - учить ценить дружбу, беречь ее; воспитывать чувство взаимовыручки. 25. «Мои друзья» Цель: - Закрепить у детей понятие «друзья», учить понимать значение слов «знакомые», «друзья»; учить ценить дружбу, беречь ее; воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи; прививать любовь, бережное отношение ко всему живому (растениям, птицам, животным и т.д.). 26. «Надежные друзья» Цель: Дать детям возможность глубже осознать, что такое надежные друзья; вызвать желание иметь друзей, делать для них приятное; объяснить, что надежным может называться только тот, кто ни разу не обманул, не нарушил обещания, не совершил предательства; закреплять умение разрешать проблемные ситуации, развивать ассоциативное мышление. 27. «Общаемся друг с другом». Цель: Уточнить знания детей о средствах общения людей; развивать фантазию, любознательность; воспитывать добрые чувства к сверстникам, желание общаться; наладить новые контакты в мире детей. | Дидактическая игра «Мы – разные» Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные особенности других детей. БЕСЕДА «Кто мы?» Цель: воспитывать у ребенка интерес к собственной личности (я мальчик, мне шесть лет и т.п.), давать понятие детям о различных родственных отношениях в семье (я сын, внук и т.р.); показывать отличие конкретного человека от других людей (в имени, возрасте, поле и пр.). Упражнения «Спиной друг к другу» Цель: вырабатывать умение выделять характерные особенности во внешности другого человека. «Что не так» Цель: тренировать зрительную память. Дидактическая игра «Портреты» Цель: освоение коммуникативных навыков, научить детей различать чувства, эмоции, переживания людей по выражению лица. Упражнение «Кто твой сосед» Цель: обратить внимание детей друг на друга, развитие слухового внимания, ориентировки в пространстве. БЕСЕДА «Что такое дружба», «Кого можно назвать другом». Цель: закреплять положительные ассоциации с понятием «друг», «дружба» Дидактическая игра «Не забывай о товарищах». Цель: формировать положительные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам. Дидактическая игра «Вспомни имена своих друзей». Цель: развивать ассоциативную память. Игра-драматизация «Три товарища». Цель: учить детей помогать друг другу, вырабатывать чувство коллективизма. Этюды «Кто виноват», «Странная девочка», «Два друга» - учить детей поведению в различных ситуациях, анализ поведения. Творческая игра «Слепой и поводырь» с Цель: овладение коммуникативными навыками общения с собеседником; формирование доверительного отношения друг к другу, сочувствия.
Сюжетно-ролевые игры «День рождение», «В гостях». Цель: знакомить детей с правилами гостеприимства, учить общаться со сверстниками, согласовывать свою деятельность с деятельностью других людей, воспитывает чувства доброжелательности, участия, вырабатывает умение дарить и принимать подарки; учить эмоционально выражать чувство радости и веселого настроения от общения с окружающими людьми. Дидактическая игра «Добрые слова» Цель: освоение коммуникативных умений, развитие у детей интереса к другим людям, повышение значимости другого. Творческая игра «Колдун» Цель: овладение неречевыми средствами общения, формирование навыков общения со сверстниками. Творческая игра «Кто здесь кто?» Цель: развитие сотрудничества, учить детей средствами неречевого общения передавать наиболее характерные черты персонажей сказки. Упражнение «Дублер» Цель: преодоление барьеров в общении, повышение самооценки. Творческая игра «Про кошку, которая вернулась, и еще о чем-то…» Цель: помочь детям осознать последствия злых слов и поступков; разрешение вербальных задач. | Конечные результаты. Пройдя подготовку по этому разделу, дети: - Научились применять полученные навыки общения в игровых и жизненных ситуациях; - научились радоваться сами и пытаться понять радость других; - представляют себе, что такое «иметь друзей», а также свою роль в семье (сын, дочь, внук, внучка). Полученные знания позволяют детям понять необходимость проявления заботы и внимания по отношению друг к другу. Выработанные навыки способствуют формиро-ванию у детей доброты, чуткости,доброжелатель-ности, соучастия и сотрудничества в про-цессе общения, друг с другом. Выработанные навыки позволяют дать детям представления о чувстве радости, веселья, юмора; сформировать положительные эмоции в различных ситуациях, что поможет детям в дальнейшем доставлять радость окружающим людям, а также дети научились управлять своим настроением при общении с окружающим миром. | |
ФЕ В Р А Л Ь | Y1.РАЗДЕЛ «РАЗНЫЕ ХАРАКТЕРЫ». (формирование характера в отношениях) Цель: Учить детей -определять и сравнивать основные черты характера людей; - научить на основе получен-ных данных строить свое по-ведение в общении друг с другом; - научить детей понимать, что можно и что нельзя делать; - учить видеть, понимать и сравнивать свои положитель-ные и отрицательные поступ-ки и привычки с примерами персонажей литературных произведений; поведения близких людей, сверстников, героев сказок и пр. | 28. Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо». Цель: - формировать у детей представления о добре и зле (добро всегда побеждает зло); о хороших и плохих поступках, нормах и правилах поведения и общения друг с другом; - воспитывать у детей такие качества личности, как щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать другим людям; - чувство взаимопомощи. 29. «Путешествие в страну хорошего характера» Цель: Обогатить нравственный опыт детей; продолжать формировать представление о заботливости, уважении, честности, ответственности как об основных, базовых качествах характера. Закрепить умение разрешать проблемные ситуации. Развивать ассоциативное мышление; побуждать детей к осмысливанию своих переживаний и чувств. 30. «Давай никогда не ссориться» Цель: - формировать у детей понятия о причинах возникновения ссор, конфликтов; - обучать детей правильному поведению в типичных конфликтных ситуациях; - формировать у детей способности находить положительное решение в конфликтных ситуациях: поиск компромиссного решения, умение уступать друг другу и считаться в игре не только с собственными желаниями, но и с возможностями других детей; - обучать пользоваться общими игруш-ками и вещами, делиться ими с другими детьми; - воспитывать дружеские отношения между детьми в процессе общения; - совершенствовать себя как личность через общение с людьми. 31. «Учимся играть и работать дружно» Цель: - Учить умению контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм общения между людьми; - Совершенствовать себя как личность через общение с людьми; - Сдерживать себя и прислушиваться к мнению других; - Принимать верные решения в различных жизненных ситуациях; - Учить детей согласовывать свои действия с действиями партнера при выполнении работы вдвоем; - Научиться осознавать и бороться с отрицательными чертами своего характера. 32. «Дурные привычки». Цель: - формировать у детей представления о плохих привычках; - воспитывать желания следить за своим внешним видом (содержать в порядке одежду, обувь, умываться); - формировать представление о страхах и путях их преодоления; - выявить последствия дурных привычек говорить неправду и давать другим детям обидные прозвища, клички или обзываться. | Сюжетно-ролевая игра «Два жадных медвежонка» Цель: учить детей оценивать героев (хитрый, жадный, глупый доверчивый), сопереживать персонажам; вести себя правильно в затруднительных случаях. Игра-драматизация «Узнай себя» стр. Цель: учить детей оценивать свои поступки и поступки товарищей, сравнивая их с поступками литературных произведений; - поощрять стремление ребят избавиться от недостойных привычек, подражать положительным героям. БЕСЕДА по рассказу «Добрый поступок Вани». Цель: дать детям представление о том, что не только в сказках, но и в жизни добро побеждает зло. Дидактическая игра «Не поделили игрушку». Цель: учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение. БЕСЕДА «На меня в обиде мама…» Цель: учить находить правильный выход из конфликтных ситуаций. Игра-драматизация «Девочка чумазая» Цель: воспитывать у детей желание всегда быть чистыми и опрятными. Сюжетно-ролевая игра «Почему кот моется после еды» Цель: закреплять у детей представление о привычке мыть руки перед едой, понимать и использовать мимику, интонацию; воспитывать чувство юмора. Дидактическая игра «У страха глаза велики» Цель: дать детям представление о страхах и учить преодолевать их. Дидактическая игра «Не обзывайся». Цель: Объяснить детям необходимость соблюдения основных правил общения друг с другом и отрицательные последствия привычки давать клички своим ровесникам. | Конечные результаты: Пройдя подготовку по этому разделу дети: - получили представление о том, что можно, а что нельзя делать; - научились различать положительные и отрицательные качества персонажей литературных произведений; - получили представление о хороших и плохих привычках, о необходимости избавления от дурных привычек; - научились видеть, понимать и сравнивать свои положительные и отрица-тельные поступки и привычки с примерами поведения близких людей, сверстников, героев сказок и пр. После изучения данного раздела дети получили представление о поступках и привычках людей, что даст возможность им в дальнейшем вырабатывать социально значимые мотивы положительного поведения, развивать в себе желание подражать хорошим примерам. Заложенные основы знаний и воспитания помогают развивать в себе чувство ответственности за свои поступки, требовательность по отношению к себе, позволяют формировать правильную самооценку, что поможет развитию основных черт будущей личности. | |
М А Р Т | YП. РАЗДЕЛ «УМЕНИЕ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ» (желаемое и возможное) Цель: - учить детей контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм общения между людьми; - принимать верные решения в различных жизненных ситуациях; - научить осознавать и бороться с отрицатель-ными чертами своего характера. | 33. «Учись расслабляться». Цель: дать детям возможность почувствовать разницу между состоянием напряжения и покоя, на обучение их некоторым игровым приемам произвольного расслабления. 34. «Будь внимателен». Цель: научить детей быть внимательными, быстро сосредотачиваться на зрительной и слуховой информации и адекватно реагировать на нее. 35. «Как поступить?» Цель: - научить детей принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях; - научить контролировать свое поведение в общении с другими людьми, подавлять чувство страха и уметь бороться с ним.
36. «Не хочу быть плохим» Цель: прививать детям положитель-ные привычки, учить преодолевать отрицательные черты характера. 37. «Путешествие в гости к Незнайке». Цель: Формировать у детей понятие об уважении, вежливости; используя проблемные ситуации, учить давать правильную оценку разным жизненным ситуациям; развивать умение проявлять уважение к окружающим. 38. «Будем честными и справедливыми». Цель: Обобщить знания детей о том, что нужно всегда говорить правду, не обманывать, не брать чужие вещи без разрешения, брать на себя ответственность за свои поступки; воспитывать справедливое отношение к своим близким и товарищам. | Упражнения «Разговор с лесом», «Сто рассказало море», «На берегу», «Отдыхаем» Цель: развивать творческую фантазию, речь, умение расслабляться. Упражнение «Котята» Цель: помогать детям преодолевать скованность стеснительность, учить раскрепощаться. Игра «Дракон кусает свой хвост» «Жмурки» Цель: повысить эмоциональный настрой детей, способствовать их раскрепощению. ИГРЫ «Летает - не летает», «Кто лучше слышит», «Это правда или нет», «Хамелеон», «Соседи», «Испорченный телефон», «Будь внимателен», «Кто быстрее», «Я увидел из окна», «Запрещенное движение», «Дикие животные», «Плавает, летает, рычит…». Цель: Развивать произвольное и слуховое, зрительное внимание, память. Упражнение «О страхе» Цель: выяснение причин переживаний, демонстрация приемов саморегуляции состояния во взаимодействии с другими людьми и в конфликтной ситуации. Сюжетно-ролевая игра «Как побороть страх». Цель: игра способствует развитию смелости, снятию страхов. Сюжетно-ролевая игра «Буратино и дети». Цель: учить детей оценивать свое поведение и поведение окружающих, использовать при общении вежливые слова. Этюды: «Лисенок боится», «Гроза», «Ночные звуки», «Хорошее настроение», «Встреча с другом» Цель: учить детей передавать различные эмоциональные состояния людей – радость, страх, удивление. БЕСЕДА «Волшебная лавка» Цель: дать детям возможность выяснить, каких качеств им не хватает, чтобы быть добрыми и хорошими. Упражнение «Хорошо и плохо» Цель: закреплять у детей представлений о нравственных нормах, о хороших и плохих поступках; формировать умения правильно оценивать себя и других. | Конечные результаты: - дети овладели приемами произвольного расслабления; - научились сосредоточиваться на зрительной и слуховой информации, адекватно реагировать на нее; - контролировать свое поведение в общении с окружающими людьми; - принимать верные решения в различных жизненных ситуациях; - научились осознавать и бороться с отрицательными чертами своего характера. В результате полученных знаний дети могут: - произвольно входить в состояние покоя; - сосредотачиваться и удер-живать внимание в течение заданного времени; - оценивать и (в случае необходимости) изменять свое поведение в процессе общения с окружающими людьми; - преодолевать отрицатель-ные черты характера | |
А П Р Е Л Ь | YШ. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ (этикет) Цель: -дать детям представ-ление о различных формах вежливого общения между людьми, знакомить их с пра-вилами этикета; - учить вести доброжелатель-ный диалог, используя раз-личные средств выразитель-ности, не обижая и не унижая партнера; - учить культурно вести себя за столом, усвоив основные правила этикета. | 39. «Давай поговорим» Цель: развивать у детей умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми, вести диалог, используя различные средства выразительности. 40.«Путешествие в страну вежливых слов». Цель: - Обогащать речь детей различными формами приветствия (доброе утро, добрый день, добрый вечер, здравствуйте); - Вежливыми формами обращения (спасибо, извините, простите); - Словами прощания (до свидания, до встречи, счастливого пути, прощайте); - Уточнить значение понятия вежливость; - Закрепить умение использовать в речи вежливые, «волшебные» слова. 41. «Театр вежливости» Цель: - Уточнить знания детей о средствах общения людей; развивать фантазию, любознательность; воспитывать добрые чувства к сверстникам, желание общаться; наладить новые контакты в мире детей; - Довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы), что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям. - Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев, развивать связную речь, мышление. -Воспитывать любовь и уважение к окружающим людям. 42. «Секрет «волшебных» слов» Цель: воспитывать уважение друг к другу, к старшим, посторонним, формировать у детей понимание того, что «волшебные» слова делают человека тактичнее, честнее, воспитаннее; - формировать у детей понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного человека; - обучать детей формулам выражения вежливой просьбы, благодарности, способствовать преодолению застенчивости и скованности детей. 43. «Давайте говорить друг другу комплименты!» Цель: учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в друзьях положительные качества характера, стараться порадовать своим отношением окружающих людей в различных ситуациях; закрепить умение говорить друг другу комплименты; учить детей радоваться самим, когда они делают другим приятное. 44. «Наше настроение». Цель: развивать умение понимать свое настроение и настроение других людей; формировать коммуникативные навыки, расширять словарный запас в области чувств и эмоций. 45. «Приятного аппетита» Цель: дать представление детям о питании как необходимом условии жизнедеятельности человека; закрепить знания этикета во время еды за столом.
| БЕСЕДА «Как тебя называют» Цель: учить детей употреблять различные обращения в зависимости от ситуации. Игра-инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит». Дидактическая игра «Умей извиняться». Цель: Учить детей уместно употреблять различные формы извинений. БЕСЕДА «Как вести себя во время разговора» Цель: знакомить детей с правилами поведения во время разговора. Игра-драматизация «Черепаха и заяц» с Цель: Игра закрепляет у детей навыки общения, умение правильно вести диалог. Игра-упражнение «Передай другому» с Цель: закреплять навыки вежливого общения с окружающими. Дидактическая игра «Как Буратино стал вежливым» Цель: учить детей культуре общения, вырабатывает у них чуткое, доброжелательное отношение к сверстникам, навык употребления «волшебных слов». Творческая игра «Страна вежливости». Цель: учить детей уместно, в зависимости от ситуации и адресата, употреблять вежливые слова приветствия; обучает общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу. Игра-драматизация «Добрый день» (стихи А.Кондратьева). Цель: раскрыть детям значение вежливых слов; учить их правильно употреблять слова в речи. Беседа с использованием стихотворения «Что значит быть вежливым?» Цель: объяснить детям, что такое истинно вежливый человек, почему он не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям. Игра-драматизация по стихотворению З.Мошковской «Вежливое слово» Цель: приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Дидактические игры: «Комплименты» Цель: поднять настроение у детей, способствовать появлению уверенности в себе. «История об улыбке» Цель: овладение средствами невербального общения. Упражнение «Громче» Цель: освоение коммуникативных умений, научить детей угадывать настроение, чувства человека по его голосу. Творческая игра «Что с тобой?» Цель: способствовать ориентации ребенка на другого человека, формировать предпосылки к проявлению сочувствия, сопереживания. Упражнение «Диалог» Цель: учить детей преодолевать робость, повышать самооценку, учить разыгрывать диалоги. Игра-импровизация «Шутка за шуткой» Цель: обратить внимание детей на чувства и переживания других людей, вызванные шутками. Игра-импровизация «Встреча с другом» Цель: развитие вербального и невербального общения; доброжелательного отношения друг к другу. Игра-драматизация» «Угощение» Цель: формировать навыки правильного поведения за столом и общения с присутствующим здесь же гостем; учить детей быть гостеприимными. | Конечные результаты: - дети овладели приемами вежливого обращения с окружающими, употребляя в речи «волшебные слова»; -научились вести доброже-лательный диалог, исполь-зуя различные средств выразительности, не оби-жая и не унижая партнера; - получили представление о том, что свои мысли и чувства можно передавать в письменном виде; - научились культурно вести себя за столом, усвоив основные правила этикета.
После изучения настоящего раздела дети получили знания о приемах, средствах и методах вежливого общения друг с другом, младшими детьми и взрослыми. Дети научились правильно вести себя в различных ситуация дома, в гостях, на улице, используя как жестовые, так и речевые средства общения и правильно применять правила этикета. | |
М А Й | 1Х. «МАЛЕНЬКИЕ ЛЕДИ И ДЖЕНТЕЛЬМЕНЫ» Цель: воспитывать культуру общения мальчиков и девочек с учетом специфических черт их характеров. - дать представление о внешности и манере держать-ся представителей разного пола; - учить понимать различия между мальчиками и девоч-ками – как внешние, так и в основных чертах характера и поведения; - учить проявлять свои воз-можности при обращении с партнерами противополож-ного пола в различных ситуациях и игровой деятельности. | 46 «Дружба мальчиков и девочек». Цель: Формировать у детей понятие о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек; формировать представление о дружбе между мальчиками и девочками.
47. «Учимся дружить». Цель: учить умению контролировать свое поведение; совершенствовать себя как личность через общение с людьми; сдерживать себя и прислушиваться к мнению других; учить детей согласовывать сои действия с действиями партнера при выполнении работы вдвоем.
48. «Маленькие рыцари и дамы» Цель: - Формировать у детей представления о сходствах и различиях между маль-чиками и девочками во внешности и поведении; -Замечать у своих ровесников противоположного пола положи-тельные черты характера и отмечать хорошие поступки; - Воспитывать у мальчиков такие качества личности, как смелость, мужественность, сила воли, упорство, ловкость, желание защищать девочек, помогать им; у девочек – нежность, тактичность, выдержку, внима-тельность; - Прививать навык общения между мальчиками и девочками. | Дидактическая игра «Мальчики и девочки» Цель: учить детей различать мальчиков и девочек по внешности и действиям (поведению) Дидактическая игра «Кто что носит?» Цель: учить детей находить характерные отличия во внешнем облике мальчиков и девочек. Сюжетно-ролевая игра «Наши прически» Цель: формировать у детей понятие о такой детали внешнего вида, как прическа; развивать фантазию, воображение. БЕСЕДА «С кем бы я хотел дружить» Цель: формировать у детей понятие о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек; формировать представление о дружбе между мальчиками и девочками. Упражнение «Знакомство» Цель: прививать навык общения мальчиков с девочками. Дидактическая игра «Защитники девочек» Цель: формировать у детей представление о сходствах и различиях между мальчиками и девочками; воспитывает у мальчиков желание защищать девочек, помогать им. Игра «Лужа» Цель: воспитывать у мальчиков желание помогать девочкам; учит девочек благодарить мальчиков за помощь. Игра-драматизация «Спящая красавица» Цель: учить детей замечать у своих ровесников противоположного пола положительные черты характера и хорошие поступки. БЕСЕДА «Наши отношения» Цель: учить детей культуре общения мальчиков и девочек. | Конечные результаты: - получили представление о женственности и мужественности; - получили представление о внешности и манере держаться представителей разного пола; - научились понимать различия между маль-чиками и девочками – как внешние, так и в основных чертах характера и поведения; - научились проявлять свои возможности при обра-щении с партнерами про-тивоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности. В результате работы с детьми по этому разделу дети получили представ-ления о половых различиях, о культуре и психологии общения мальчиков и девочек, а также разнополых детей друг с другом. Дети научились понимать и уважать мнение партнеров противополож-ного пола. |
Примечание
(1) - «Конспекты занятий по познавательному развитию в старших группах детского сада»
Волочкова В.Н., Степанова Н.В.
(2) - «Азбука общения» Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова
(3). - «Формирование гуманных взаимоотношений между детьми» Составитель Т.И.Икрянникова.
(4) – «Развитие речи и творчества дошкольников», О.С.Ушакова
(5) – Разработки конспектов занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков культурного поведения
Работая более 20 лет с детьми дошкольного возраста, непосредственное общение с родителями воспитанников, определенная осведомлённость о жизни детей, позволяют мне сделать вывод о том, что самым ценным...
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию интереса и потребности в чтении
План разработан с учетом лексической темы, подобраны методические приемы, коррекционная работа....
Перспективный план работы для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) по формированию навыков безопасного поведения на дороге, улице и в транспорте
Перспективный план работы для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) по формированию навыков безопасного поведения на дороге, улице и в транспорте у детей с общим недоразвитием речи н...
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по формированию познавательного интереса средствами детской художественной литературы.
Перспективный план на год разработан на основе методического пособия В.В. Гербовой развитие речи в детском саду: Старшая группа. М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016...
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Формирование безопасного поведения детей 5-6 лет на дорогах»
перспективный план работы по ПДД...
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ безопасного поведения
Перспективный план по формированию у детей старшего дошкольного возраста на дорогах, природе,в быту....
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений о культурном наследии нашей Родины.
План работы по формированию чувства привязанности к семье,детскому саду, городу, стране через изобразительную деятельность и создание мини-музеев....