"Игра в театр, как способ речевого развития детей в группе комбинированной направленности"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Зароченцева Ирина Дмитриевна

Выступление на территориальном учебно-методическом объединении для воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_vystupleniya.docx28.36 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение "Детский сад" государственного бюджетного образовательного учреждения Самарской области основной общеобразовательной школы №2 имени Героя Российской Федерации Е.А. Зеленова посёлка городского типа Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области

Выступление на территориальном учебно-методическом объединении для воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста по теме:

« Игра в театр, как способ речевого развития в группе комбинированной направленности»

Подготовил: воспитатель

первой квалификационной категории

Зароченцева И.Д.

                                                    2019 год

              «Развитие связной речи определяет уровень речевого и                умственного развития ребенка»

Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев

Актуальность

  В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.  Речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью.  

  Кроме того, есть еще проблема, с которой сталкиваются в настоящее время педагоги, родители - отсутствие у детей мотивации к учению, узнаванию нового. Чтобы открыть ребенку радость умственной работы, разбудить любознательность, нужно использовать эффективные  методы и приемы познавательной активности детей в условиях дошкольной организации.

  Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс развития всех компонентов речи, коммуникативных навыков, и пришли к выводу, что игра в театр  – важная составляющая этой работы.

Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими посредством игры в театр.

Задачи:

  • развивать речь детей старшего дошкольного возраста через игру в театр;
  • активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру речи, ее интонационный строй;
  • улучшить диалогическую речь, ее грамматический строй;
  • развивать силу голоса, интонацию, выразительность речи;
  • создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному речевому общению  и способствующую  исправлению  речевых дефектов через игру в театр;
  • углублять и формировать базовые навыки устной речи, как ведущего средства общения и познания.

  В прошлом учебном году я стала  работать в средней группе. Это был новый для меня коллектив детей и, надо заметить, что почти каждый ребенок в этой группе требовал повышенного к нему внимания. Индивидуальные и подгрупповые занятия приносили результаты, а вот сосредоточить и привлечь внимание  всей группы долго не получалось.

Я начала с того, что стала искать, что то новое, чем можно было бы обогатить предметно – пространственную среду.

Мне понравилась идея создания театра ложек. Это было незатратно, не требовало много времени, а в итоге получалось много героев различных сказок. Предложенные детям сюжеты для обыгрывания, объединяли их, сплачивали в единый коллектив. Чтобы эти  игры в театр стали более привлекательными, мне пришла идея создания  мобильной сцены, с меняющимися декорациями. Эта сцена представляет собой  круг, разделенный на 4 сектора. Каждый сектор это отдельная декорация, которая легко меняется. Дети нашей группы теперь с большим увлечением играли в театр.

Я предложила им приготовить спектакль, чтобы показать малышам. Это идея мотивировала ребят проявлять старание в озвучивании предложенных им ролей. Малышам спектакль очень понравился, а воспитателей такая форма театра вдохновила на  создание    серии конспектов занятий с применением мобильного театра  в рамках непосредственной образовательной деятельности для   дошкольников всех возрастов.  

Вашему вниманию я представляю  разработанные конспекты интегрированных занятий

по познавательной деятельности:

- «Путешествие по сказке «Колобок» (для детей второй младшей группы)        

 - «В поисках Колобка» ( для детей средней группы)

 - «В какой лес укатился «Колобок» ( для детей подготовительной к школе группы)

По музыкальной деятельности:

- Прогулка в сказочный лес» (конспект музыкального занятия в  группе раннего возраста)

По  речевому развитию детей 

- «Пересказ сказки «Случай в лесу» (для детей старшей  группы с ОНР).

Опыт показал, что при использовании мобильного театра у детей   совершенствуется воображение, так как отдельные сцены  могут быть рассчитаны на домысливание, выстраивание причинно-следственных, логических связей и их предыдущий опыт. Интерес маленького ребенка всегда можно пробудить при помощи сказочного персонажа, они вызывают  у ребенка чувство доверия. Дети готовы отправиться с ними в любое путешествие, чтобы стать непосредственными участниками различных событий.

    В этом учебном году моя группа – это  группа комбинированной направленности. Большая часть группы –  дети с диагнозом ОНР 3 уровня. У нас замечательный речевой уголок с множеством дидактических игр. Но игра в театр по-прежнему остается одним из главных направлений в нашей работе. Театральные игры создают особую атмосферу в группе, в которой возникает общее творческое пространство, в котором решаются многие задачи, и, основная – это развитие речи.

  Таким образом, можно сделать вывод, использование мобильного театра можно считать эффективной формой работы  по  развитию связной речи детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по физическому развитию детей средней группы комбинированной направленности с использованием здоровьесберегающих технологий и мультимедийной презентации по реализации проекта «О здоровье всерьез» на тему «В стране веселых мячей»

Использования информационных и компьютерных технологий на занятиях по физической культуре, позволяющие повысить интерес дошкольников к занятиям, активизировать творческий потенциал педагога. Необходим...

Использование регионального компонента в речевом развитии детей в группе комбинированной направленности (ОНР).

Использование регионального компонента в речевом развитии детей в группе комбинированной направленности (ОНР)....

Использование регионального компонента в речевом развитии детей в группе комбинированной направленности (ОНР)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 29 муниципального образования Каневской район     Использование регионального компонента в рече...

Консультация для воспитателей "«Создание условий для речевого развития детей в группах комбинированной направленности».

Речевая  развивающая  среда – это,  особым  образом  организованное  окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка....

Рабочая программа по развитию детей старшей группы комбинированной направленности на 2020-2021 учебный год

разработана в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой...

Представление практического опыта для педагогов ДОУ в интегрированной деятельности по художественно-эстетическому и речевому развитию детей средней группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Представление практического опыта для педагогов ДОУ в непосредственно образовательной интегрированной деятельности по художественно – эстетическому и речевому развитию детей средней группе компе...

Перспективный план ОО"Речевое развитие" в подготовительной группе комбинированной направленности с использованием ИКТ.

План работы с детьми в ОО "Речевое развитие"подготовительная группа комбинированного направления с использованием ИКТ....