Игры и упражнения на развитие операций сравнения и установления причинности для детей старшего дошкольного возраста
картотека (старшая группа)

В старшем дошкольном возрасте сравнение с поиском причин сходства и различия проходит в два этапа: выделяются признаки сходства и выясняется, почему объекты похожи; выделяются признаки различия и выясняется, почему объекты не похожи.

Однако надо иметь в виду, что дошкольники с речевым недоразвитием и задержкой психического развития с большим трудом устанавливают сходство, дети с нормой психофизического развития также это делают хуже, чем нахождение различий.

Не всегда надо сразу использовать два этапа, их можно провести и последовательно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Югорка»

Игры и упражнения на развитие операций сравнения и установления причинности для детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте сравнение с поиском причин сходства и различия проходит в два этапа: выделяются признаки сходства и выясняется, почему объекты похожи; выделяются признаки различия и выясняется, почему объекты не похожи.

Однако надо иметь в виду, что дошкольники с речевым недоразвитием и задержкой психического развития с большим трудом устанавливают сходство, дети с нормой психофизического развития также это делают хуже, чем нахождение различий.

Не всегда надо сразу использовать два этапа, их можно провести и последовательно.

В дидактических играх данного типа можно выделить пять основных видов деятельности старших дошкольников.

1. Обследование сравниваемых предметов.

2. Выявление их сходства.

3. Поиск и установление причин сходства.

4. Выявление различий.

5. Поиск и установление причин различий.

Желательно, чтобы один из двух сопоставляемых в игре объектов ранее сравнивался воспитателем с третьим. Так, например, игра «Чем и почему похожи и не похожи бурый и белый медведи?» проводится после занятия «Заяц и бурый медведь». Это помогает детям самостоятельно искать причины сходства и различия, ставить перед собой вопрос «почему?» и отвечать на него.

Игра «Чем и почему похожи и не похожи стол и стул?»

Цели:

1. Научить детей сравнивать предметы и их составные части.

2. Научить находить зависимость строения мебели от ее назначения.

3. Развивать активный словарь, фразовую речь.

4. Научить правильно оборудовать кукольную комнату, используя стол и стул по назначению.

Подготовка

1. Подбираются столы и стулья, игрушечная мебель, рисунки с их изображениями, желтые и зеленые фишки.

2. Педагог проводит с детьми беседу о мебели разного назначения, ее особенностях.

3. Педагог и дети обследуют столы и стулья, рассматривают рисунки с их изображением.

Дети должны найти признаки сходства и различия, установить их причины. Затем оборудовать кукольную комнату, разместив на столе посуду, посадив за стол кукол. За правильное выявление признаков сходства и различия дети получают желтую фишку, причин — зеленую. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Признаки сходства. Стол и стул сделаны из дерева, имеют по четыре ножки; нужны для того, чтобы человеку было удобно.

Причины сходства. Стол и стул — мебель, поэтому они похожи. Четыре ножки нужны для того, чтобы мебель стояла устойчиво, не качалась.

Признаки различия. У стула есть сиденье и спинка, а у стола нет. У стула ножки короче, чем у стола. На стол ставят тарелки и другую посуду, а на стул нет.

Причины различия. Стул и стол имеют разное назначение: на стуле сидят, за столом едят. Разную форму. Ножки у стула короче, чтобы удобнее было сидеть, на спинку можно облокачиваться. Столу спинка не нужна, она бы только мешала.

Таким образом, в играх можно целенаправленно развивать процессы анализа, синтеза, обобщения, сравнении

Упражнения в схемах «Восстанови последовательность событий»

Цель: Закрепить понимание причинно-следственных отношений в живой и неживой природе.

Схемы или картинки ребенок должен расположить в соответствии с последовательностью явлений, событий, рассказать о том, что было сначала, а что потом. Это упражнение необходимо проводить после наблюдений. Особенно ценно оно для детей с речевым недоразвитием и задержкой психического развития.

Схемы по установлению причинно-следственных связей

Игра «Чем и почему похожи и не похожи бурый и белый медведи?»

Цели:

1. Закрепить знания о диких животных: научить сравнивать, понимать зависимость строения тела, внешнего вида, поведения животных от среды обитания, способа добывания пищи.

2. Развить активный словарь.

3. Научить оборудовать в «зоопарке» соответствующую потребностям животных среду обитания.

Подготовка

1. Подбираются игрушечные белые и бурые медведи, рисунки с их изображениями в естественной среде обитания, желтые и зеленые фишки, мелкий строительный материал, модели к построению загона в «зоопарке».

2. Педагог проводит беседу об особенностях животных.

3. Педагог и дети посещают зоопарк.

4. Педагог и дети обследуют игрушечных животных, рассматривают рисунки.

Дошкольники должны сначала назвать признаки различий и их причины, а затем признаки сходства и его причины, правильно подобрать оборудование для «зоопарка». За более полное выявление различных и сходных признаков дается желтая фишка. За установление причин различия и сходства — зеленая. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.

Признаки различия. Бурый медведь живет в лесу, а белый — во льдах северных морей. Шерсть у белого медведя гуще. Он охотится на тюленей, а бурый медведь этого не делает. У бурого медведя берлога из ветвей, у белого — из снега.

Причины различия. Цвет меха делает белого медведя незаметным на льдине, а бурого — в лесу. Шерсть у белого медведя гуще потому, что на Севере холоднее. Он не делает берлогу из веток, потому что во льдах не растут деревья. Бурый медведь не охотится на тюленей, потому что они не живут в лесу. Бурый и белый медведи различны потому, что один из них приспособлен к жизни в лесу, а другой — на льдине.

Признаки сходства. По форме и строению тела белый и бурый медведи очень похожи. Тело у них покрыто густой шерстью, есть крепкие большие зубы. Медведи — крупные, сильные, самостоятельно добывают пищу.

Причины сходства. Белый и бурый медведи похожи потому, что они — дикие звери одного вида, хищники.

Игра «Чем и почему похожа и не похожа посуда?»

Цели:

1. Развить наблюдательность детей, учить сравнивать предметы.

2. Научить находить связь между назначением, формой посуды и материалом, из которого она сделана.

3. Развивать активный словарь, фразовую речь.

4. Научить правильно расположить посуду по назначению для оборудования кукольной кухни и столовой для приема гостей.

Подготовка

1. Подбираются кухонная, столовая и чайная посуда, рисунки с ее изображениями, желтые и зеленые фишки.

2. Педагог проводит с детьми беседы об особенностях кухонной, столовой и чайной посуды.

3. Дети и педагог обследуют игрушечную посуду, игрушечные и настоящие чайники и чашки, рассматривают рисунки с их изображениями.

Сначала нужно назвать признаки и причины сходства, например фарфорового чайника и чашки, а затем — различия. Далее разложить посуду в соответствии с местом назначения: кухня, стол для обеда, стол для чаепития. За правильное установление признаков сходства и различия играющий получает желтую фишку, причин — зеленую. Выигрывает набравший больше фишек.

Признаки сходства. У чашки и чайника по одной ручке сбоку, они сделаны из фарфора, твердые, гладкие, непрозрачные, бьющиеся. В чашке и фарфоровом чайнике бывает чай.

Причины сходства. Фарфоровый чайник и чашка — чайная посуда.

Признаки различия. У чайника есть крышка и носик, у чашки нет. Носик нужен для того, чтобы было легче наливать заваренный чай в чашку. У чашки нет носика потому, что пить из нее тогда было бы неудобно. Крышка нужна чайнику для того, чтобы чай в нем лучше заваривался. Крышка на чашке мешала бы положить в нее сахар и размешивать его ложечкой, пить чай.

Причины различия. Чайник и чашка имеют различное назначение, а поэтому и разную форму: в чайнике чай заваривают, а из чашки его пьют.

В данной игре аналогично сравнивают эмалированный и фарфоровый чайники, кастрюлю и тарелку, кружку и сковороду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Сюжетно-ролевая игра "Супермаркет"- как средство развития познавательных функций и личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста"

В данной презентации показаны этапы деятельности педагога и детей по теме "Сюжетно-ролевая игра "Супермаркет"...

КАРТОТЕКА РЕЧЕВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Картотека речевых игр и упражнений на развитие чувства ритмас использованием ИКТ для детей старшегодошкольного возраста...

Конспект игры по художественно - эстетическому развитию на тему «Большие и маленькие» для детей старшего дошкольного возраста. (музыкальная игра)

Музыкальная игра . цель : учить детей различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритм. Програмное содержание:по слуховому восприятию учить детей различать короткие и долгие звуки, развивая те...

Интерактивная игра "Сравнение в пределах 10" для детей старшего дошкольного возраста

Игра предназначена для закрепления навыков счета и сравнения в пределах 10, умения распознавать знаки <, > и =....

Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек» по установленным правилам для детей старшего дошкольного возраста

Задачи: - актуализировать знания о геометрических фигурах: квадрат, треугольник, круг, ромб, овал;- совершенствовать умения соотносить количество и число; составлять и раскладывать количественный сост...

Картотека игр и упражнений на развитие логического и словесно-логического мышления для детей старшего дошкольного возраста.

Электронный банк игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста....

Упражнения по развитию звуко-слогового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю вашему вниманию упражнения  по развитию звуко-слогового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста. Одним из основных условий овладения ребёнком письмом и чтением...