Апробация методики Рене Жиля в рамках реализации парциальной программы "Разговор о здоровье: начало".
статья (старшая, подготовительная группа)
Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождение его в социальный мир взрослых, что предусматривает приобретение свойств и качеств зрелой личности. Необходимость разработки аспектов формирования основ социального поведения детей дошкольного возраста и содействие социально-эмоциональному развитию детей назрела уже давно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aprobatsiya_metodiki_rene_zhilya_1.docx | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Апробация методики Рене Жиля в рамках реализации
парциальной программы «Разговор о здоровье: начало».
Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождение его в социальный мир взрослых, что предусматривает приобретение свойств и качеств зрелой личности. Необходимость разработки аспектов формирования основ социального поведения детей дошкольного возраста и содействие социально-эмоциональному развитию детей назрела уже давно.
Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоциональной сферы, межличностных отношений дошкольников.
Каждое из обозначенных направлений развития нашло свое отражение в отечественной детской и социальной психологии в работах таких выдающихся ученых, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, Л. И.Божович, а также их учеников и последователей (Я.3. Неверович, Т.И. Репина, Е.О. Смирнова, Л.П. Стрелкова и др.). К сожалению, результаты их научных исследований многие годы не были востребованы педагогической практикой в полной мере.
Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
С 2017 г. на базе МБДОУ Боковской детский сад «Колокольчик» была организованна экспериментальная деятельность, целью которой являлась апробация и разработка практического материала по программе «Разговор о здоровье: начало». Работа велась под руководством заведующей кафедрой здоровьесбережения в образовании Нижегородского института развития образования, профессора Гладышевой Ольги Семеновны и соавтора программы кандидата биологических наук, доцента кафедры Яковлевой Марины Анатольевны.
Исполнители эксперимента: дети 5-7 лет группы «Солнышко» (12 детей), родители, воспитатель Виноградова И.П., старший воспитатель Осокина Т.В., заведующий МБДОУ Любавина Н.Л.
Парциальная программа «Разговор о здоровье: начало» была включена в рабочую программу воспитателей группы «Солнышко» (дети 5-7 лет).
Образовательная деятельность проводилась согласно разработанному тематическому планированию по модулям парциальной программы «Разговор о здоровье: начало».
Было проведено 34 ООД согласно парциальной программе «Разговор о здоровье: начало» (ООД проводились один раз в неделю с детьми 6-7 лет, в работе был использован методический материал, предоставленный кафедрой здоровьесбережения НИРО) и 28 ООД (общие с детьми 5-7 лет) согласно рабочей программе воспитателя группы «Солнышко» (дети 5-7 лет) по познавательному, художественно – эстетическому, социально – коммуникативному, физическому, речевому развитию согласно расписанию ООД.
В начале и в конце учебного года для исследования сферы межличностных отношений детей было проведено тестирование по методике Рене Жиля.
Для исследования сферы межличностных отношений ребенка авторами парциальной программы «Разговор о здоровье: начало» была предложена детская проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.
Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность – выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.
Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает вопросы и отвечает.
Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.
Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, делают ее более легкой для испытуемого ребенка. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.
В ходе эксперимента нас интересовали переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения. Всего авторы, адаптировавшие методику, для диагностики выделили 7 признаков:
1. отношение к другу,
2. отношение к воспитателю,
3. любознательность,
4. стремление к доминированию,
5. общительность,
6. закрытость (отгороженность),
7. адекватность.
Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.
После проведенной работы дети показали высокий результаты, особенно по критерию «отношение к другу», понизился показатель по критерию «закрытость».
В ходе работы были оформлены альбомы с иллюстрациями «Уроки вежливости», «Правила поведения в группе», дидактическая игра «Эмоции», ведется летопись группы - фотоальбом «Моя любимая группа», проведено итоговое мероприятие – выставка семейных работ «Я и мое генеалогическое древо».
Были разработаны памятки для воспитателей «Игры на развитие коммуникативных навыков», «Тренинги на развитие коммуникативных навыков», рекомендации по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста, консультации для родителей «Общение среди сверстников», «Учим детей общаться».
Изготовлены методические пособия «Коробка - мирилка», «Коробка добрых дел», «Коробка злобы и раздражения», лэпбуки «Эмоции», «Мальчики и девочки».
Оформлен стенд настроения «Карусель настроения», оборудован уголок уединения, разработана картотека игр по развитию коммуникативных компетенций.
По результатам работы в конце учебного года мы установили, что дети стали более непринужденно и раскрепощено общаться между собой, научились разрешать конфликтные ситуации, анализировать свои и чужие поступки. Стали более вежливыми, доброжелательными, проявляют инициативу в помощи другим детям и воспитателям. Дети стали терпимее относится к недостаткам сверстников, научились воспринимать рекомендации взрослых, самостоятельно разрешать небольшие разногласия, взаимодействовать на детской площадке.
Литература:
1. ФГОС ДО (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155)
2. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ Боковской детский сад «Колокольчик», 2017 г.
3. О.С. Гладышева, М.А. Яковлева «Парциальная программа «Разговор о здоровье: начало», Нижний Новгород, НИРО, 2017 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение для родителей "Озорные пальчики"День здоровья, в рамках районной акции «Поезд здоровья»
Развлечение для родителей «Озорные пальчики»День здоровья, в рамках районной акции «Поезд здоровья»Цель: Формировать ценностное отношение к здоровью. Показать роль пальчиковых игр и ...
Методика проведения занятий в рамках реализации проекта по развитию фонетико-фонематического восприятия и артикуляционного образа звука . Прогулка по Звукляндии
Столкнувшить с трудностями в формировании и закрепления артикуляционного образа звука, имеющимися у дошкольников с ЗПР, из-за недоразвития аналитико-синтетической деятельности , а так же органической ...
Методика Рене Жиля.
Методика Рене Жиля. (Фильм - тест межличностные отношения ребенка. / Проективная психодиагностика. / Le Test-Film, Rene’ Gille)....
Презентация "Теория и методика дошкольного образования в рамках ФГОС ДО"
Презентация очень пригодится начинающим педагогам, а также для подготовки к семинарам, семинарам-практикумам и консультациям....
Визуально-вербальная методика Рене Жиля
Выступление к презентации «Фильм –тест Рене Жиля«Межличностные отношения ребенка»Педагог-психолог МКДОУ «ЦРР-д/с №4»Гальцова И.П.п.г.т.Анна 1.Слайд Проект...
Мастер - класс "Использование методики Genki English в рамках обновления содержания по раннему обучению английскому языку в ДОУ"
Программа «Genki English»- это учебная программа, разработанная британским ученым Richard Graham. Программа исследована и одобрена Гарвардским и Оксфордским университетами. В основе заняти...
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ, ВНЕДРЕНИЯ И АПРОБАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ «СЕНСОРНОЙ ДИЕТЫ», В РАМКАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В рамках данной статьи мною описывается один из вариантов построения «Сенсорной диеты», для конкретного ребенка с ОВЗ. Данная «Сенсорная диета», составлена после сбора анамнеза...