Программа "Веселый язычок"
рабочая программа (младшая группа)
Программа реализуется с детьми 3-4 лет и их родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselyy_yazychok.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад №60»
г.Северск Томской области
программа
«Веселый язычок»
(срок реализации- 1год, для детей с 3-4 лет в сопровождении родителей)
Составитель:
Ворончук Маргарита Анатольевна,
учитель-логопед
2016
Пояснительная записка
Постановка проблемы
На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и речевого развития детей. Одна из наиболее сложных проблем – различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов своих детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Они испытывают определённые трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми.
Проблемы речевого развития препятствуют полноценному общению, что выражается в снижении потребности общаться, в несформированности коммуникативных навыков, в поведенческих расстройствах. Отсутствие или недостаточность коммуникативных навыков тормозит развитие речи в целом.
Ускоренный ритм жизни, неумение молодых родителей строить отношения со своим ребенком тормозят потребности малыша в речевом общении, при сохранном понимании речи. Ребенок не пытается пользоваться речевыми средствами. Его словарь сводится к бытовому минимуму. Такому ребенку сложно выстраивать свои взаимоотношения с окружающими.
В нашем дошкольном образовательном учреждении есть логопедический пункт, но занятия у логопеда (по положению) посещают дети только с пяти лет. А дети до 5 лет остаются без практического сопровождения учителя-логопеда.
Актуальность
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется, на мой взгляд, следующими факторами:
-современные отношения в обществе заставляют искать новые формы взаимодействия с семьёй;
-отсутствие обратной связи из семьи о характере речевой деятельности детей в повседневной жизни.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс, создание единого пространства речевого развития ребёнка позволяют более эффективно предупреждать сложные речевые нарушения.
Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. Это яркий, неповторимый отрезок жизни человека. Именно в этом возрасте наилучшим образом развиваются многие психические процессы. Тема раннего развития, и особенно проблемы развития речи очень актуальны.
Логопедическое сопровождение дает положительный эффект. Однако, работая с детьми пяти лет, я отметила для себя, что многие проблемы у них начались еще в раннем возрасте. В последнее время, одним из приоритетных направлений логопедической работы в нашем ДОУ, стала пропедевтика речевых нарушений у детей раннего возраста, т. к. число детей с проблемами речи с каждым годом увеличивается.
Если вопросу становления и развития речи не уделять должного внимания, недостатки речи закрепляются и с трудом поддаются коррекции.
*у многих детей имеются эмоциональные проблемы (отсутствует стремление к общению, одни дети замкнуты, обидчивы, другие — раздражительны, чрезмерно подвижны);
*артикуляционный аппарат недостаточно подвижен (не могут вытянуть губки вперед, улыбнуться, показать язычок);
*недостаточно развито слуховое восприятие (дети не распознают звучание знакомых предметов).
Это отмечают не только педагоги, но и родители. Дети позже начинают говорить, речевая активность на низком уровне, их речь бедна и примитивна т. е. не соответствует возрастным особенностям.
Наибольшей активности в коррекционной работе с детьми, имеющими различные нарушения речи, можно добиться только при тесном взаимодействии учителя-логопеда с родителями воспитанников, а так же с воспитателями.
В связи с тем, что заинтересованность родителей в логопедических услугах возрастает с каждым годом, возникла потребность организовать на базе нашего дошкольного учреждения программа рамках кружка «Веселый язычок» с детьми младшего дошкольного возраста в сопровождении родителей.
Цель программы «Веселый язычок»: Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Задачи:
* развитие связной речи (диалогической и монологической).
* Обучение способам развития мелкой моторики рук.
*Формирование у детей темпо-ритмических навыков с помощью музыки и движений.
*Обучение родителей видению речевых проблем своего ребенка.
*Способствовать формированию у родителей конструктивных навыков общения с детьми.
*Обучение родителей и детей артикуляционным умениям языка, губ и мимической мускулатуры и навыкам речевого дыхания.
* Развитие коммуникативных навыков.
*Формирование у родителей активной позиции к процессу развития речи детей
*Воспитание уважительного отношения в детско-родительском коллективе
Пути реализации программы «Веселый язычок» Занятия проводятся в ДОУ с подгруппой детей 8-10 человек в сопровождении одного родителя.
Программа рассчитана на детей 3-4 лет.
Количество- 1 занятие в неделю.
Продолжительность одного занятия 20 минут.
Отличительной особенностью дополнительной образовательной программы «Веселый язычок» является пропедевтика речевых нарушений в условиях центра развития ребенка при участии и тесном контакте родителей воспитанников. В структуру занятия входят несколько видов деятельности, направленных на реализацию речевых задач. Каждое занятие интегрированное. Речедвигательные упражнения, артикуляционная гимнастика, совместная продуктивная деятельность сопровождаются музыкой. В конце занятия дети совместно с родителями изготавливают поделки, используя нетрадиционные методы прикладного творчества. Аппликации выполняются различной крупой, нитками, бисером, яичной скорлупой, ватными дисками, природным материалом.
Срок реализации программы 1 год.
Ожидаемые результаты.
Поэтапный план реализации программы
Первый этап - поисковый | ||||||
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Ответственный | ||
1.Мониторинг образовательного заказа | 1.Анкетирование родителей ДОУ. 2.Обработка анкет. 3. Анализ коррекционной работы за предыдущий год. 4. Обсуждение анализа анкетирования на педагогическом совете | август | 1.90% родителей. 2.Выявление количества желающих. 3.90% детей имеют проблемы в развитии речи. 4.Принятие решения о реализации программы | 1. Учитель-логопед и воспитатели. 2. Учитель-логопед. 3.ПМП консилиум ДОУ 4.Заведующий ДОУ | ||
2.Перспективное и тематическое планирование | 1.Составление перспективного плана на учебный год 1.Составление календарного плана на учебный год | август | Определение перспективы работы | Учитель-логопед, | ||
3.Подготовка материальной базы для реализации задач программы | 1. Подборка дидактического и речевого материала. 2.Подборка музыкального вопровождения | август | Материальная база | 1.Учитель-логопед. | ||
Второй этап - продуктивный | ||||||
1. Отбор детей для участия в программе | 1.Диагностика детей младшего возраста. 2.Собрание с родителями исследуемых детей. 3.Утверждение списков детей для участия в проекте на ПМП консилиуме ДОУ | Сентябрь | Списочный состав группы | 1.Учитель-логопед 2. Учитель-логопед 3.Заведующий ДОУ | ||
2.Коррекционно-развивающая работа в сопровождении родителей. | 1.Календарное планирование занятий. 2.Проведение занятий кружка «Весёлый язычок». | Октябрь-май 1 раз в неделю | Положительная динамика в речевом развитии детей | Учитель-логопед. | ||
3.Демонстрация и представление результатов реализации проекта. | 1.Выставки совместных работ детей и их родителей по теме занятий. 2.Праздник «Здравствуй, лето!» для педагогов ДОУ. 3.Фоторепортаж проекта для родителей и педагогов ДОУ. | 1.1 раз в месяц 2. Май 3. Май, июнь | Положительне отзывы родителей и педагогов ДОУ | Учитель-логопед. | ||
Третий этап - аналитический | ||||||
1.Анализ проведенной деятельности | 1.Итоговая диагностика детей, посещающих кружок «Весёлый язычок». 2.Презентация результатов проекта на педагогическом совете ДОУ. 3.Качественная характеристика результатов. 4. Отзывы родителей и воспитателей. | 1.Май 2.Июнь 3.Июнь 4.Май-июнь | Внедрение программы в постоянную работу ДОУ. | 1. Учитель-логопед 2. Зам. Заведующей по методической работе 3. Заведующий ДОУ. 4.Воспитатели |
Тематический план
на учебный год
Месяц | № занятия | Тема |
Октябрь | 1. | «Знакомство с Весёлым язычком» |
2. | «В огороде репка» | |
3. | «Собираем урожай» | |
4. | «Ёжик яблоки принёс» | |
Ноябрь | 5. | «Встреча белочки в осеннем лесу» |
6. | «Кто грибочки найдет?» | |
7. | «У заиньки в гостях» | |
8. | «Сказка в осеннем лесу» | |
Декабрь | 9. | «Снежинка»» |
10. | «Снеговичок» | |
11. | «Рукавичка» | |
12. | «Подарки Деда Мороза» | |
Январь | 13. | «Птичья столовая» |
14. | «Зимние забавы со Снеговиком» | |
Февраль | 15. | «Прогулка в зимний лес» |
16. | «В гостях у бабы Даши» | |
17. | «Весёлые музыканты» | |
18. | «Снеговик и солнышко» | |
Март | 19. | «Весенняя капель» |
20. | «Подснежники» | |
21. | «Цыпленок» | |
22. | «Петушок и курочка» | |
Апрель | 23. | «Три медведя» |
24. | «Собака со щенятами» | |
25. | «Кошка и котята» | |
26. | «Плывет, плывет кораблик» | |
Май | 27. | «У солнышка в гостях» |
28. | «Шарики» | |
29. | «Дождик, дождик» | |
30. | «Веселая радуга» |
Заключение
Совместная деятельность родителей и логопеда необходима и незаменима. На этапах раннего возраста помощь родителей является весьма ценной, так как у них есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения с ребенком. Речевое недоразвитие любой степени тяжести у ребенка наиболее успешно устраняется только с помощью любящих, внимательных, терпеливых и знающих родителей. Постоянное последовательное и адекватное способностям и потребностям ребенка вмешательство близкого взрослого гарантирует наилучший результат. Своевременное проведение с родителями просветительской работы поможет им глубже познакомиться с проблемами своего ребенка, подкрепить интуитивные знания практикой, разрешить сложные ситуации. Продуктивная деятельность на занятиях, когда родители вместе с детьми делают поделку, сближает .
Данная программа реализуется в ДОУ уже 4 года.
«Зимние забавы со Снеговиком»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-включение детей в активную работу, и установление позитивного контакта друг с другом и взрослым;
-расширение и конкретизация представлений детей о зимних забавах;
-активизировать познавательные процессы, восприятие, память, логическое мышление;
-учить согласовывать и координировать движения с музыкой и речью;
-решение учебной задачи посредством игры при создании проблемной ситуации: «Кто пришел?»
Коррекционно-развивающие:
- формировать навыки фразовой речи в ответах детей;
-формировать диалогическую форму речи;
-формирование представлений целостности формы;
-способствовать развитию мелкой моторики рук.
Коррекционно-речевые:
-формировать артикуляционные умения языка и губ;
-учить детей правильно выдыхать воздушную струю, не надувая щек;
-уточнять, активизировать и расширять словарный запас по данной теме;
Коррекционно-воспитательные задачи:
-формировать навыки сотрудничества детей и родителей в игровой и продуктивной деятельности.
Оборудование:
-оформление зала по теме «Зимние забавы»;
-мольберт - магнитная доска с образцом аппликации «Снеговик»
- 4 стола;
- игрушка «Язычок»
-индивидуальные зеркала
-дидактическая игра» Снежинки» для дыхательной гимнастики
-игрушка «Снеговик»
- цветной картон, ватные диски, клей, кисти, влажные салфетки, клеенки
-массажные шарики
Ход занятия
1.Организационный момент
Звучит музыка Чайковского П.И. «Зимнее утро». Дети с родителями заходят и становятся в круг посередине зала. Логопед здоровается с детьми и родителями и вносит игрушку би-ба-бо «Веселый Язычок»
2.Коммуникативное упражнение « Приветствие Веселого Язычка»
- Здравствуй, Ваня!
-Здравствуй, Веселый Язычок!
3.Музыкально-коммуникативная игра «Хэй,хэй ,привет!»
(Т. Боровик)
Хэй, хэй, привет, привет!
Хэй, хэй, привет, привет!
Ручкам, привет, привет!
Ручкам, привет, привет!
Ножкам, привет, привет!
Ножкам, привет, привет!
Животу, привет, привет!
Животу, привет, привет!
Спинке, привет, привет!
Спинке, привет, привет!
Носику, привет, привет!
Носику, привет, привет!
Ушкам, привет, привет!
Ушкам, привет, привет!
Лобику, привет, привет!
Лобику, привет, привет!
Щечкам, привет, привет!
Щечкам, привет, привет!
Дети, родители и логопед под руководством музыкального руководителя поют, производя поглаживающие движения частей тела, согласно тексту.
Родители усаживают детей на стульчики, родители садятся за детьми.
4.Артикуляционная гимнастика под музыкальное сопровождение
Дети вместе с логопедом выполняют артикуляционные упражнения перед индивидуальными зеркалами, родители следят за качеством выполнения упражнений.
«Клоуны» - улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые губы
«Дудочки»- с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)
«Шарик «– надуть щеки, сдуть щеки
«Блинчик» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу
«Месим тесто» - улыбнуться, пошлепать языком между губами - «пя-пя-пя», покусать кончик языка «та-та-та»( чередовать эти два движения)
«Вкусное варенье» - улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу
«Лошадка» – вытянуть губы, приоткрыть рот, поцокать языком (как цокают копытами лошадки)
3. Пальчиковая игра «Снежок»
Дети под мелодию песни «Пирожки» А.Филиппенко крутят в ладошках массажный мячик, выполняя движения согласно словам стихотворения
Я снежок леплю, леплю,
Я его кручу, кручу,
Кину левой, кину правой,
Вот и вся моя забава!
4. Речевое дыхание «Снежинки»
Дети держат «снежинку» на уровне рта . Вдох носом, плавный выдох изо рта по середине языка, губы трубочкой, щеки не надувать. Логопед произносит слова:
Как подул Дед мороз
В воздухе морозном
Полетели, закружились
Ледяные звезды.
5.Загадка: Снежный Ивашка,
Похож на неваляшку,
Нос из морковки,
Рот из веревки.
Во дворе стоит
Деток веселит
Под музыку появляется игрушка Снеговик.
6.Песня – игра «Снеговик Егорка», музыка М. Картушиной
Лихо сдвинув набекрень Шапочку – ведерко, Прислонился на плетень Снеговик Егорка. У него пылает нос Весело и ярко. На дворе стоит мороз, А Егорке жарко. Приглашает он ребят Прокатиться с горки. Глазки весело блестят, Радостно Егорке. Говорком: Раз-два! Раз-два-три! Нас, Егорка, догони! | Все взявшись за руки идут по кругу. Все останавливаются, приставляют руки к лицу, показывая «нос». Скрестив руки, похлопывают ладонями плечи. Манят руками. Поднимают обе руки вверх и опускают вниз – «катятся с горки». Ставят руки на пояс, качаю гол Снеговик догоняет детей. |
7.Речедвигательная игра «А как?»
Снеговик: Снеговик я не простой,
Любопытный, озорной,
Знать хочу я, чем ребята
Занимаются зимой?
Дети: «На санках катаются» Снеговик: «А как?» Дети движениями изображают катание на санках, на лыжах и т.д.
8. Продуктивная деятельность «Снеговик». Аппликация из ватных дисков.
Родители, совместно с детьми выполняют аппликацию из ватных дисков по образцу на цветном картоне. Звучит музыка П.Чайковского « Зимнее утро». Готовые поделки выставляются на магнитной доске.
9. Массаж «Снеговик» «Логоритмика для малышей», М Картушиной
Дети с родителями становятся в круг, выполняют упражнения согласно тексту
Раз – рука, два – рука, Лепим мы снеговика. Мы скатаем снежный ком – вот такой, А потом поменьше ком – вот такой, А наверх поставим мы Маленький комок. Вот и вышел Снеговик – Снеговичок. Снег, ведерко и морковка, Да уменье, да сноровка – И готов Снеговичок. Очень милый толстячок! В. Бурдин | Дети вытягивают вперед сначала одну руку, затем другую. Имитируют лепку снежков. Ладонями делают круговые движения по бедрам. Разводя руки в стороны показывают большую величину кома. Растирают ладонями грудь. Показывают руками величину кома поменьше. Поглаживают ладонями щеки. Соединяют пальцы рук вместе. Держа ладони на расстоянии «маленький комок». Ставят руки на бока и делают повороты корпуса вправо и влево
|
10.Прощание со Снеговиком и Веселым Язычком.
Снеговик и Весёлый язычок прощаются с детьми и родителями. Дети должны произнести фразу: «До свиданья, Весёлый язычок и Снеговичок».
11. Итог занятия
-Кто приходил сегодня в гости?
-В какие игры мы играли?
-Что делали из ватных дисков?
-Что вам понравилось на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка о язычке
Развитие артикуляционного аппарата. ...
Путешествие язычка
Конспект занятия вокального кружка в старшей и подготовительной группесоставитель Мертвищева О.Г. музыкальный руководитель МДОУ №3 «Орленок»...
конспект непосредственно образовательной деятельности "Здравствуй,умный язычок"
занятие для второй младшей группы...
Подборка артикуляционной гимнастики " Сказки веселого язычка"
Никто не заменит работу логопеда, но родители могут самостоятельно помочь ребенку в речевом развитии, чтобы не терять времени до поступления в логопедическую группу или на прием к логопеду. Дан...
Артикуляционная гимнастика "Весёлые превращения Язычка"
Комплекс артикуляционных упражнений в стихотворной форме....
Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Можно весело и с пользой поиграть. Сказка «О Веселом Язычке»
Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Сказка «О Веселом Язычке»...
Логопедический проект "Мой подвижный язычок, Язычок - Звуковичок"
Информационно - практический проект для детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Этот проект призван вызвать интерес детей к...