Тема: Духовно-нравственное, патриотическое воспитание личности на занятиях.
консультация на тему

Гриднева Наталья Сергеевна

В настоящее время духовно-нравственное и патриотическое  воспитание детей стало чрезвычайно актуальной и  сложной  проблемой, которая  должна  решаться  сегодня  всеми,  кто  имеет  отношение  к  детям.

 

  • Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
  • Именно в этом возрасте происходит активное накопление нравственного опыта  и обращения к духовной жизни. Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными коммерческими издательскими, анимационными, телевизионными проектами, оказывает разрушительное влияние на психику малышей, их нравственность и духовный мир. В одночасье куда-то исчезли наши старые добрые игрушки, книги, мультфильмы, милые, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которых выросло не одно поколение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель: Гриднева Н.С.

Тема:  Духовно-нравственное, патриотическое воспитание личности на занятиях.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

                                                     Д.С.Лихачёв 

В настоящее время духовно-нравственное и патриотическое  воспитание детей стало чрезвычайно актуальной и  сложной  проблемой, которая  должна  решаться  сегодня  всеми,  кто  имеет  отношение  к  детям.

  • Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
  • Именно в этом возрасте происходит активное накопление нравственного опыта  и обращения к духовной жизни. Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными коммерческими издательскими, анимационными, телевизионными проектами, оказывает разрушительное влияние на психику малышей, их нравственность и духовный мир. В одночасье куда-то исчезли наши старые добрые игрушки, книги, мультфильмы, милые, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которых выросло не одно поколение.

Развитие и обогащение духовно-нравственного мира дошкольников выступает важнейшей составляющей воспитательно-образовательной работы, поэтому была разработана система работы в ДОУ, которую  можно представить себе следующим образом:

  • Семья,
  • Детский сад
  • Мой город
  • Родная страна

Цель воспитания: развитие гуманных, духовно -  нравственных     качеств личности ребенка и воспитание достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

В процессе воспитательно-образовательного процесса определили для себя следующие задачи:

Задачи:

  •  воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  •  развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  •  расширение представлений о городах России;
  •  знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  •  развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  •  формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Для  достижения  задач, чтобы занятия  были запоминающиеся  и интересные, используются различные  формы работы с детьми:

  • Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
  • Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
  • Проведение совместных праздников.
  • Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
  • Экскурсии, целевые прогулки (по улице, городу Тарко - Сале).
  • Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
  • Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного  содержания.
  • Творческие вечера.

Основной формой работы с детьми является НОД, которая проводится как фронтально, так подгруппами и индивидуально.

Учет возрастных особенностей требует применение игровых приемов, неоднократного обращения к одной и той же теме, подкрепление различными играми, продуктивными видами деятельности, посещение музеев, а также организация музеев в ДОУ

Привитие чувств духовности, нравственности начинается с младшего возраста. В младшей группе основное внимание уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку – маме. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи - сложить самому одежду, убрать игрушки и т.д.  Например, цикл занятий «Мамины помощники». Сюда включается составление детьми рассказов о том, как они помогают маме дома, беседы о членах семьи и близких. Совместно  с детьми родители делают небольшой проект  дома, после чего на  аппликации  и рисовании дети совместно с воспитателем оформляют  стенд «Дом, в котором живут мамины помощники», на конструировании создают постройки своей квартиры. Идет знакомство детей с произведениями художественной литературы и устным народным творчеством, песенками о маме.

В средней группе  расширяются знания детей о детском саде, о профессиях  о народно – прикладном искусстве, о русской культуре. Ежемесячно в разных разделах учитываются темы по формированию у детей духовно – нравственного и патриотического воспитания.  Например, цикл НОД по проекту «Дом Радости», где дети знакомятся с жителями этого дома, их работой. Эти занятия воспитывают  уважение  к своему  детскому саду, к окружающему, развивают навыки труда. Дети учатся с помощью взрослых ухаживать за растительным миром, формируется бережное отношение к природе и всему живому  на занятиях, как «Люблю я пышное природы увядание..»,  «Уход за растениями», «Вода - волшебница».

В  старшей группе особое место занимает театрализованная деятельность - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Это такие занятия, «Помощники» по сказке «Репка», «Как люди добывали огонь» и др..

 В ходе НОД по речевому развитию предусматривается специальная работа с родным словом, знакомство детей с устным народным творчеством, кроме более сложного фольклорного материала, используется беседа.

В старшей группе, реализуя проект «Край родной, навек  любимый!» , где даем детям краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, городских зданиях и учреждениях, знаменитых земляках. Духовно – нравственное, патриотическое  воспитание детей осуществляется через занятия по Рр: «Как красива улица, на которой я живу!», «Землю красит солнце, а человека труд»,  ОО. «Познание» - «Знакомство с памятниками города», « Улица Анны Пантелеевой», «День Победы в моей семье», «Животные и рыбы  нашего края», «Красавица природа», «В гостях у куклы ненки», «Краеведческий музей», «Наш родной город», конструирование «Город моей мечты»; Оо. «Художественное творчество» -  коллективная работа «Эти  дети живут на Севере» « Мастеровая». Итоговое мероприятие проекта является интегрированное занятие совместно с родителями  «Родной мой край, навек любимый!»  с оформлением выставки «Город старый- Город новый». Проходили совместные занятия под названием «Встречи с интересными людьми»      Пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю формируют чувства национального достоинства, ответственности и перерастает в любовь и чувство гордости за свою страну. Знакомя детей с родной страной, я расширяю их представления о значении государственных символах России. Воспитываю уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомлю детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России. Формирую представления о том, что России – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. У детей формирую основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознанию личной причастности к жизни Родины. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. Вся работа строится на занятиях познавательного цикла по обогащению и расширению знаний в этой области и организации творческой  деятельности детей: рисование, аппликация ; музыка:«Нас много на шаре земном», «Как жили славяне»,«Древняя Русь»«Земля – наш общий дом», « Москва – столица моей  Родины», «Я гражданин России»,  “Знакомство с предметами быта русского народа” (в русской горнице),«Сильны и могучи Защитники Отечества!», «Народные промыслы России», «Русский лес – чудесный лес», «Климатические зоны России», «Красная  книга  России»

Продуктивная деятельность:

Аппликация: «Флаг России» «Город  мой  родной!» «Красная площадь, стены и башни московского Кремля»; Конструирование: «Кремлевская башня» «Открытка  для  папы!»

Рисование: « Мы дети одной страны» «Наша  Армия  родная» Лепка  барельеф – «Флаг и герб» Ручной труд «Мартенички» «Матрешка» (Оригами) .   Лепка «Дымковская лошадка» Аппликация «Космонавт вернулся с космоса»

Рисование «Моя планета Земля», «Солнечная система»

Лепка «Ракета»

Оригами « Ландыш»

Чтение  художественной  литературы:

Заучивание приговорки “С горы на гору”, «Где родился – там и сгодился»

Заучивание:  П. Воронько «Лучше  нет  родного  края», С. Есенина  «Береза»

Чтение С. Баруздин  «Страна, где мы живём» ».  С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

Музыка:  

 Слушание: «Пение птиц» Этюд  «Ах, ты, береза  русская!»  рус. нар. мелодия.

Экскурсия в библиотеку Семейного чтения:

 «По произведениям  С.Я. Маршака»

Пословицы  и поговорки  о  Родине, о дружбе, об  умении  и трудолюбии, о природе.

Экскурсии   к  ВЕЧНОМУ ОГНЮ в музей боевой славы

Во время занятий используются дидактические игры и упражнения :

«Закончи предложение»; «Слова любви к Родине»; «Объясни значение» (златоглавый, краснокаменный, могучая, свободная…); «Составь флаг», «Составь герб», «В магазине», «Профессии», «Найди дерево», «Собери картинку» ,«Узнай наш флаг»,  «Собери Флаг», «Узнай по описанию», «Собери картинку – Москва»

    Воспитание гуманной, духовно – нравственной, патриотической личности в системе как на занятиях, так и  в свободной деятельности формирует такие качества у ребенка: 

  • Милосердие
  • Доброта
  • Любовь
  • Коммуникативность
  • Терпимость
  • Чувство меры
  • Отзывчивость
  • Справедливость
  • Ответственность

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»

А.С. Макаренко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему: "Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования"

Главной задачей детского сада  считаю закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному ...

Доклад из опыта работы на тему "Духовно-нравственное, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью ду...

Мастер класс на межмуниципальный семинар на тему: «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника »

Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач нравственного воспитания....

Мастер класс для родителей на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»

Цель:- совершенствование работы по нравственному воспитанию дошкольников в дошкольных учреждениях.Задачи:-Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осу...

Родительское собрание. Мастер класс для родителей на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»

Мастер класс для родителей на тему:«Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»...