Мастер - класс по теме: « Бизиборды как средство формирования навыков познавательно-исследовательской деятельности в разновозрастной группе детей с ОВЗ»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Бушаева Марина Вячеславовна

 

    Цель мастер - класса: повысить мотивацию педагогов  к работе по использованию бизибордов для формирования навыков по познавательно-исследовательской деятельности в разновозрастной группе   детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс  по теме:

« Бизиборды как средство  формирования навыков

познавательно-исследовательской деятельности

в разновозрастной группе   детей с ОВЗ»

                                                                                           

    Цель мастер - класса: повысить мотивацию педагогов  к работе по использованию бизибордов для формирования навыков по познавательно-исследовательской деятельности в разновозрастной группе   детей с ОВЗ.

   

Задачи:

  • Раскрыть актуальность  проблемы инклюзивного образования.
  • Познакомить с бизибордами  как с  средством инклюзивного образования дошкольников.
  • Раскрыть основные приемы использования бизибордов с целью  формирования познавательно-исследовательских навыков у детей с ОВЗ.
  • Значение бизибордов в формировании познавательно-исследовательских навыков у детей с ОВЗ.

    Оборудование:  бизиборды, Памятка по применению бизибордов в образовательном процессе.

    Форма проведения: мини-лекция с элементами демонстрации и выполнением практических заданий.

    Рассматриваемые вопросы:

  1. Актуальность проблемы.
  2. Бизиборды как средство инклюзивного  образования.
  3. Виды бизибордов.
  4. Особенности  применения бизибордов.
  5. Роль бизибордов в развитии дошкольников с ОВЗ.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Вы знаете, что изменения, происходящие в системе образования, затронули и дошкольные образовательные организации.  В соответствии  с нормативными документами  и востребованностью в обществе, в ДОУ  вводится инклюзивное образование, целью которого является  обеспечение условий для совместного воспитания и обучения детей с разными психо - физическими особенностями развития, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество. Данная проблема актуальна, т.к. с каждым годом увеличивается количество детей с физическими и психическими отклонениями.

Если я попрошу вас ответить на вопрос:  «Необходимо ли нам инклюзивное образование дошкольников?», ответ будет однозначным: «Да».

А на вопрос: «Готовы ли вы сегодня к организации  инклюзивного образования»,   то получу, наверное, ответов «нет» больше, чем ответов «да». При этом мотивация ваших ответов «нет» будет разной:

- У меня не хватает специальных знаний и опыта работы с такими детьми.

- Да,  готова, но когда сложится система работы.

- Не готова психологически  и т. п.

        Третий год я работаю в разновозрастной группе детей с ОВЗ  и все больше убеждаюсь, что  работа  с такими детьми требует и новых знаний, и много терпения, но работать с ними  не только необходимо, но и интересно. Особенно  это становится понятным, когда ты видишь, хоть  и маленький,  успех ребенка. 

Важным средством работы со своими воспитанниками считаю бизиборд. Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы по его использованию в своей группе при  формировании навыков познавательно-исследовательской деятельности.

С момента  его изобретения   итальянским педагогом Марией Монтессори прошло более века, но своей актуальности он не потерял. Теперь это не просто развивающая доска с прикрепленными на ней несколькими предметами, окружающими ребенка, но не всегда доступными ему. Сегодня этот предмет может иметь разную форму (треугольников, квадратов, кубиков, домиков, фигурок животных и т.п.); быть переносным или прикрепленным к стене; разного размера; насыщенным разным количеством различных предметов; предметы могут иметь разную фактуру. Бизиборды могут быть профессионально изготовленными или созданными родителями. (Рассказ педагога  сопровождается  демонстрацией   бизибордов).

При использовании бизибордов всегда обращаю внимание  на безопасность их использования,  эстетическую привлекательность (фон светлый, а предметы разного цвета), соответствие возрасту и уровню развития ребенка.

Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам побывать в роли  моих воспитанников  и «поработать» с бизибордами.

Формирование навыков познавательно-исследовательской деятельности с использованием бизибордов идет поэтапно с учетом индивидуальных особенностей детей и от простого к сложному.

Методом познавательного развития ребенка является исследование, направленное на познание свойств, качеств  предмета, материалов.

Вначале детям предлагается просто рассмотреть бизиборд и поиграть, производя  простейшие манипуляции с деталями.  Это я предлагаю сделать вам сейчас. Как вы думаете, это будет интересно  особенным детям? (Ответы коллег).

Постепенно задания  для детей усложняются. Ребенок не только совершает манипуляции с деталями, но и сопровождает свои действия речью самостоятельно или  отвечает на вопросы педагога (например, нужно не только открыть – закрыть дверцу, но и объяснить, что находится за дверкой, попробовать «описать» этот предмет; рассказать, где он встречается в быту и т.п.). Давайте «попробуем» выполнить это задание.  

Чему такие задания, на ваш взгляд, могут  способствовать? (Примерные ответы:  развитию моторики, концентрации внимания, развитию   памяти, воображения, речи, последовательности выполнения действий, комбинированию подходов для выполнения заданий).  

Действительно, использование бизиборда прежде всего позволяет развивать мелкую моторику детей, которая способствует  общему  развитию ребенка. Неслучайно Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев… чем больше мастерства в детской ручке, тем умнее ребенок».

Таким образом, бизиборд служит средством интеграции всех образовательных областей и важным   средством формирования познавательно-исследовательских навыков; является формой психолого-педагогической поддержки социализации ребенка.

Я благодарю вас за  работу. Надеюсь, что увиденное здесь пригодится и в вашей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...

Однодневная проектная деятельность в разновозрастной группе детей от 5-7 лет по теме "Мы почемучки и следопыты".

В материале  показано,как можно детей вовлечь разными способами ,через различный мтериал к познанию окружающего мира....

Познавательно исследовательский проект в младшей разновозрастной группе: «Зимнее волшебство»

Проект-экспериментирование с детьми раннего возраста «Зимнее волшебство»Цель: Приобщение детей раннего возраста к  природе.Задачи:Образовательная• Учить детей употреблять прилага...

Познавательно исследовательский проект в младшей разновозрастной группе: «Волшебница вода»

Проект в младшей разновозрастной  группе «Волшебница вода»Познавательно исследовательский проект в младшей группеВид проекта:познавательно-исследовательскийТема: «Волшебница вод...

Познавательно исследовательский проект в младшей разновозрастной группе: «Воздух вокруг нас»

Познавательно-исследовательская деятельность во второй младшей группе «Воздух вокруг нас»...