Картотека наблюдений для старшего дошкольного возраста. (март, апрель, май)
картотека (старшая, подготовительная группа)

Осокина Мария Юрьевна

Картотека наблюдений на весенние месяцы. Для старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_nablyudeniy_dlya_starshego_doshkolnogo_vozrasta.odt40.29 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад №18

Приморского района Санкт-Петербурга

                Картотека наблюдений

        для старшего дошкольного возраста

                (Март, Апрель, Май)

Подготовила

Осокина М.Ю.

2018-2019 год

Карточка  1

«Солнце ранней весной».

Цель: Обсудить с детьми смысл поговорки о том, что зимой солнце светит, но не греет. Предложить ребятам найти на участке доказательства того, что

весеннее солнышко и светит, и греет(на открытых солнечных местах снег растаял, нагрелись предметы, появились первые насекомые и т.д.)

Загадка:

Дует теплый южный ветер, солнышко все ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает, грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

(Март)

Художественное слово:

Солнце в марте ходит выше, Горячей его лучи.

Скоро капать будет с крыши, Закричат в саду грачи.

С.Маршак

Карточка  2

«За птицами ранней весной»

Цель: Обратить внимание детей на оживленное поведение зимующих птиц (весело чирикают воробьи, слышится первая звонкая песня большой

синицы), предложить сформулировать предположения о том, чему радуются птицы, чего ждут.

Народные приметы:

«Вороны купаются ранней весной – к теплу».

«Если голуби разворковались – будет тепло».

«Синичка в марте запела – весеннее тепло ворожит».

Художественное слово:

Звонко тенькает синица Возле нашего окна…

Скоро в дверь к нам постучится Настоящая весна!

Я и солнышко.

Сам встаю я по утрам.

В детский сад хожу я сам. Утром Солнышко встает,

В детский сад со мной идет. А вечернею порой

Вместе с Солнышком домой Возвращаемся вдвоем

И друг друга узнаем.

Алимзар Ализаде.

Карточка  3

«Изменение продолжительности дня»

Цель: Обратить внимание детей на то, что вечерних прогулках светло,

рассказать о том, что весной день длиннее, чем зимой, что длина дня будет увеличиваться до середины лета.

Народная примета:

«В марте день с ночью меряется, равняется».

Художественное слово:

Солнцеворот.

Что ни сутки – по минутке

День длинней – короче ночь. Потихоньку, полегоньку

Прогоняют зиму прочь!

В.Берестов

Я и солнышко.

Сам встаю я по утрам.

В детский сад хожу я сам. Утром Солнышко встает,

В детский сад со мной идет. А вечернею порой

Вместе с Солнышком домой Возвращаемся вдвоем

И друг друга узнаем.

Алимзар Ализаде.

Карточка  4

«Высота снежного покрова»

Цель: Предложить детям рассмотреть, каким стал снег, измерить высоту оставшегося снежного покрова, найти первые проталины. Помочь составить коллективный рассказ «Идет весна, тает снег».

Загадка:

Легло одеяло, мягкое, белое, Солнце напекло – одеяло утекло.

(Снег)

Народные приметы:

«Рано затает – долго не растает. Ранняя весна ничего хорошего не сулит. Поздняя весна не обманет».

«Если весной дружно тает лед и снег, дружно бежит вода – к мокрому лету и урожаю, яровые хлеба нужно сеять рано».

«Если весною снег тает от солнышка, будет урожайный год, а от дождя – засуха».

Художественное слово:

Весенняя песенка.

Снег теперь уже не тот, почернел он в поле. На озерах треснул лед, будто раскололи.

Облака бегут быстрей, небо стало выше, Зачирикал воробей веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем стежки и дорожки, И на вербах серебром светятся сережки.

С.Маршак

Карточка  5

«Направление ветра»

Цель: Предложить детям разделиться на группы и определить направление и силу ветра различными способами (по движению облаков, качанию

деревьев, с помощью флажков, вертушек). Организовать обмен мнениями, выслушать рассказ о ходе и результатах работы.

Загадка:

«Как подует он порой,

Что замерзнешь как зимой.

(Ветер)

Народная примета:

«Первый гром при северном ветре – холодная весна; при восточном – сухая и теплая; при южном – ждать теплого лета; при западном – мокрая, но

перейдет в жаркое лето».

Карточка  6

«За животными»

Цель: Обсудить с детьми, каких животных можно увидеть на участке детского сада, к каким группам их можно отнести (птицы, звери), как правильно организовать наблюдение.

Карточка  7

«За проталинами вокруг деревьев»

Цель: Обратить внимание детей на то, что около стволов деревьев снег начинает таять, видны проталины. Рассказать, что это происходит потому, что в начале весны деревья имеют более высокую температуру, чем

окружающий их воздух.

Народная примета:

«Снег скоро тает – к мокрому лету».

Художественное слово:

Весна.

К нам весна шагает быстрыми шагами, И сугробы тают под ее ногами.

Черные проталины на полях видны. Верно очень теплые ноги у весны.

И.Токмакова

Карточка  8

«Одежда прохожих»

Цель: Обратить внимание детей на то, как изменилась одежда, обувь, головные уборы людей. Рассказать о правилах подбора одежды весной, напомнить о важности умения одеваться по погоде.

Карточка  9

«Первый дождь»

Цель: Предложить детям отметить характерные особенности этого явления весной, помочь составить коллективный рассказ «Первый весенний дождь».

Народные пословицы:

«Весенний дождь лишним не бывает»

«Весна да осень – на дню погод восемь»

Художественное слово:

Дождь.

Хлещет, хлещет дождь колючий, А когда устанет лить –

Во дворе повесим тучи На веревочке сушить.

И.Брукнер.

 

Озорник .

Полосатый, босоногий, Шлепал дождик по дороге. Озорник на всякий случай Был привязан к маме-туче.

Карточка  10

«За сосульками и капелью»

Цель: Предложить детям рассказать, как «растут» сосульки, понаблюдать, как они тают. Пояснить, почему в теплый день сосульки «плачут», как меняются свойства воды при изменении температуры.

Загадка:

Висит она вниз головою, Не летом растет, а весною. Лишь солнышко припечет, Растает она и умрет.

(Сосулька)

Художественное слово:

Под самым карнизом, Над самым оконцем Забралось в сосульки Весеннее солнце.

Сверкая, бегут по сосулькам слезинки… И тают сосульки – веселые льдинки.

И.Демьянов

Карточка  11

«Тополь в марте»

Цель: Предложить детям найти тополь, рассмотреть ветви, обратить

внимание на почки, предложить сравнить состояние почек на дереве и на ветвях, которые стоят в группе. Подвести детей к выводу о значении тепла для роста и развития растений.

Карточка  12

«За погодой»

Цель: Предложить детям охарактеризовать погоду, назвать изменения, связанные с приходом весны. Дополнить ответы детей, показать взаимосвязь между отдельными явлениями, пояснить, почему весной погода часто

меняется. Народные приметы:

«Весна да осень – на дню погод восемь».

«Если весною снег тает от солнышка, будет урожайный год, а от дождя – засуха».

«Если весна холодная – осень будет теплая, поэтому и поговорка:

«Сеешь в шубе, жнешь в рубахе».

Карточка  13

«Вечернее небо»

Цель: Предложить детям рассмотреть небо, описать его, продолжая фразы воспитателя. Например, осенью небо низкое, а весной … ; осенью небо

серое, а весной …; и т.д. Обратить внимание детей на то, что на небе стали часто появляться кучевые облака.

Карточка  14

«За почками на иве»

Цель: Показать детям весеннее пробуждение растений на примере ивы, обратить внимание на то, что почки и цветы покрыты серебристым пухом, предложить ребятам догадаться, зачем иве такие «шубы».

Загадка:

Я раскрываю почки В зеленые листочки, Деревья одеваю,

Посевы поливаю. Движения полна, Зовут меня…(весна)

Художественное слово:

Выбрались из почек Первые листочки, Радуются солнцу, Не поймут со сна:

  • Неужели это… Неужели лето?
  • Нет, еще не лето, Но уже – весна!

В.Данько

Карточка  15

«Появление травы»

Цель: Рассказать детям о том, что уже можно наблюдать первые всходы

зелени, предложить найти на участке свежую поросль травы. Помочь детям сделать вывод по результатам обследования участка о том, где появляются первые всходы.

Загадка:

Весною зеленеет, Осенью желтеет.

(Трава)

Художественное слово:

Я по травке на лугу

В белых тапочках бегу. А трава хорошая!

Ну-ка, тапки сброшу я. Ой, трава щекочется – Мне смеяться хочется!

О.Бедарев

Карточка  16

«За насекомыми»

Цель: Предложить детям рассказать, кто уже видел этой весной насекомых, вспомнить, где они прятались зимой, предположить, что им нужно, чтобы проснуться. Рассказать об особенностях жизни насекомых ранней весной.

Народная примета:

«Комары и мошки столбом толкутся – жди завтра сухой погоды».

Карточка  17

«За работой взрослых на клумбе и в огороде»

Цель: Предложить детям понаблюдать за работой садовника. Рассказать, для чего делают обрезку кустарников, охарактеризовать особенности жизни растений ранней весной.

Художественное слово:

Я давно весну ждала,        Я возьму свою лопатку,

У меня свои дела:        Я пойду вскопаю грядку.

Мне участок в огороде        Мягкой грядка быть должна - Нынче мама отвела.        Это любят семена.

В.Глущенко Бабушка и дедушка толк в земле понимают,

«Матушкой», «кормилицей» ее ласково называют, Навозом коровьим грядки удобряют,

Лучшие сорта для выращивания выбирают, Все вовремя сеют и сажают,

Сорняки с корнем вырывают, Огород свой рыхлят, поливают, Растения на грядках подкармливают, Настои от вредителей знают, Никакой химии не применяют,

Зря в огороде не топчутся,

Берегут почву, ее плодородие.

Карточка  18

«Появление первоцветов»

Цель: Предложить детям рассмотреть растение мать-и-мачеха, обратить внимание на то, что у растения сначала появляются цветы и только потом – листья. Помочь детям сделать вывод о том, на каких участках раньше всего появляются первые цветы.

Художественное слово:

Подснежник.

На лесной полянке Море из цветов.

Расцвели подснежники После зимних снов.

Рядом с перелескою Сонник, горицвет.

Стародумка, ростики – Красочный букет.

На лесной полянке Море из цветов!

Украшают землю

После зимних снов.

Л.Герасимова

Карточка  19

«Весенний ветер»

Цель: Предложить детям определить силу ветра, рассказать, каким способом вили наблюдение, какой получили результат. Обсудить с ребятами, какие

качества ветра изменились.

Загадка:

Без метлы землю подметает.

(Ветер)

Художественное слово:

Видел я, как ветерок

К нам летел на огонек!

Скрипнул он оконной рамой, Тихо форточку толкнул,

Поиграл моей панамой, Повозился и уснул.

Г.Лагздынь

Ветерок.

Был малюткой ветерок, Да подрос за вечерок, Стал задира и буян – Настоящий ураган!

В.Лисичкин

Карточка  20

«За перелетными птицами»

Цель: Уточнить представления детей о перелетных птицах, предложить детям рассказать, какие птицы весной возвращаются из теплых краев, что они делают, вернувшись. Обобщить и дополнить ответы детей.

Народные приметы:

«Ранний прилет грачей и жаворонков – к теплой весне. Ранние ласточки – примета счастливого года»

«Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне, значит, предстоит холодное лето. Если же вьют они жилища свои на теневой стороне, значит, лето

предстоит жаркое».

«Ранний прилет журавлей – ранняя весна»

«Грач на горе – весна на дворе»

«Грачи прямо на гнезда летят – дружная весна»

Художественное слово:

Полюбуйся: весна наступает, Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят.

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют – посмотри! Что за звуки, за песни польются

День-деньской от зари до зари.

И.Никитин.

Карточка  21

«За ручьями»

Цель: Предложить детям рассказать, как появляются ручьи, чем они похожи на реки, чем отличаются. Предложить ребятам догадаться, почему ручьи

бегут в строго определенном направлении.

Пословицы:

«В марте курочка под порожком воды напьется».

«Март с водой, апрель с травой».

Художественное слово:

Снова нет ручьям покоя – День и ночь журчат в кустах. Ходит солнце золотое

В чистых-чистых небесах.

Б.Асаналиса.

Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною…

А.Плещеев.

Карточка  22

«Весенний дождь»

Цель: Отметить характерные особенности этого явления весной, обратить внимание на то, как быстро высыхают лужи после дождя. Помочь составить коллективный рассказ «Весенний дождь».

Загадка:

Над тобой и надо мной пролетел мешок с водой, Наскочил на дальний лес, прохудился и исчез.

(Туча, дождь)

Художественное слово:

Весенний дождь.

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет. А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса. Две капли брызнули в стекло.

От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

А.А.Фет.

Карточка  23

«За скворцами»

Цель: Предложить детям вспомнить и рассказать правила наблюдения за птицами, пояснить, почему очень важно соблюдать эти правила в период гнездования. Организовать наблюдение за жизнью скворцов, рассказать о

том, как птицы готовятся к появлению потомства, о «сотрудничестве» людей и скворцов (люди строят для птиц дома, а птицы, собирая для кормления своих птенцов тысячи насекомых, спасают сады и парки от вредителей).

Загадка:

Крепкий деревянный дом с круглым маленьким окном, Он стоит на длинной ножке, чтобы не залезли кошки.

(Скворечник)

Художественное слово:

Мы построили скворечню Для веселого скворца,

Мы повесили скворечник Возле самого крыльца.

Все семейство вчетвером Проживает в доме том, Мать, отец и скворушки – Черненькие перышки.

Кормит матушка скворчат. Целый день птенцы кричат:

- Мы хотим добавку – Муху и козявку.

Е.Тараховская

Карточка  24

«Набухание почек на деревьях»

Цель: Предложить детям рассмотреть почки на ветвях различных деревьев, рассказать, как они изменились. Рассказать ребятам о том, что листья различных деревьев появляются не одновременно, о приметах, которые связаны с данной последовательностью. Предложить детям отмечать на

«Календаре весенних наблюдений» последовательность появления листьев у различных деревьев.

Карточка  25

«Цвет неба»

Цель: Предложить детям определить цвет неба, попросить объяснить,

почему он именно такой. Помочь сделать вывод о взаимосвязи погоды и цвета неба.

Карточка  26

«Растения в апреле»

Цель: Предложить детям рассмотреть участок, определить изменения, произошедшие с начала весны, рассказать о появлении и росте травы.

Предложить детям найти знакомое им растение мать-и-мачеху, рассмотреть ее листья, рассказать о происхождении названия.

Карточка  27

«За дождевыми червями»

Цель: Предложить детям рассмотреть червя, рассказать о строении его тела, особенностях его жизни. Рассказать какова роль червей в природе, какую

пользу они приносят.

Загадка:

Без рук, без ног, На брюхе ползет.

(Червяк)

Он носит поясок, Хотя без рук, без ног. В земле живет.

Когда ползет,

Рыхлит ее и удобряет,

Так плодородье повышает.

(Дождевой червяк)

Карточка  28

«Изменение температуры воздуха»

Цель: Предложить детям подтвердить или оспорить высказывание о том, что на улице стало теплее, чем в марте. Обсудить, как можно проверить

правильность того или иного высказывания (измерить температуру воздуха при помощи термометра, потрогать предметы, расположенные на солнце), помочь детям сделать выводы.

Карточка  29

«Состояние почвы»

Цель: Предложить детям рассмотреть поверхность земли на участке детского сада, обратить внимание на ее неоднородность, учить различать и называть состав почвы(каменистая, глинистая, песчаная, чернозем).

Загадки:

На черном покрывале Зеленый узор.

(Земля и трава)

Он рассыпчатый такой, А на солнце золотой.

Как намочишь ты его, Так построишь хоть чего.

(Песок)

Художественное слово: На земле растут деревья, И цветы, и огурцы.

В общем, овощи и фрукты, Чтоб довольны были мы.

В.Орлов

Карточка  30

«За пауком»

Цель: Предложить детям рассмотреть паука, рассказать о строении его тела. Обратить их внимание на особенности внешнего вида паука, предложить найти черты сходства и признаки отличия пауков и представителей

насекомых (жуков).

Загадка:

В уголке живет, Пряжу прядет.

Тоньше его пряжи

Не найдешь в продаже.

(Паук и паутина)

Художественное слово:

У тропинки под рябиной Сеть раскинул паучок, Нить прозрачной паутины Намотал на кулачок.

Если муха прилетит – Паутина задрожит,

И охотник из засады

За добычей прибежит…

Е.Стюарт.

Карточка  31

«Береза в апреле»

Цель: Предложить детям рассмотреть банку, прикрепленную ранее к березе, выяснить, сколько набралось сока. Рассказать о передвижении по стволу растений питательных веществ и воды, о полезных свойствах березового сока.

Загадка:

Летом цветет, Зимой греет, Настанет весна – Потечет слеза.

(Береза)

Художественное слово: Береза моя, березонька, Береза моя белая,

Береза раскудрявая! Стоишь ты, березонька, Посередь долинушки,

На тебе, березонька, Листья зеленые,

Под тобой, березонька,

Трава шелковая…

(Русская народная песня)

Карточка  32

«Появление тюльпанов»

Цель: Познакомить детей с цветком, предложить описать его. Рассказать детям о том, как и для чего выращивают декоративные растения.

Активизировать в речи детей понятия, связанные со строением цветковых растений.

Загадка:

Замечательный цветок, Словно яркий огонек,

Пышный, важный, словно пан, Нежный, бархатный … (тюльпан).

Художественное слово:

Расцвели тюльпанчики –        Я бы подарила ей

Желтые стаканчики,        Нежные тюльпаны.

Желтые и красные,        Бархатные, разные,

Лепестки атласные.        Самые прекрасные,

Вот бы день рождения        С капелькой искристою,

Был весной у мамы,        Будто серебристою.

Г.Чехута

Карточка  33

«За муравьями»

Цель: Расширять представления детей о многообразии насекомых; учить выделять и называть характерные особенности строения тела насекомых (голова, брюшко, шесть ног, антенны). Обратить внимание детей на то, что в солнечную погоду мы можем увидеть множество насекомых (мухи, муравьи, жуки), в пасмурную погоду жизнь многих насекомых замирает.

Загадка:

В лесу у пня

Суетня и беготня – Народ рабочий

Весь день хлопочет, Себе город строит.

(Муравейник)

Мы в работе поминутно От зари и до зари,

Нас в лесу найти нетрудно – Лишь под ногами посмотри. Назови меня скорей –

Я рабочий…(муравей).

Художественное слово:

Погляди на молодцов:        Под тяжелой ношей,

Веселы и бойки,        И спешит на помощь друг,

Волокут со всех сторон        Тут народ хороший!

Материал для стройки.        Без работы хоть убей,

Вот один споткнулся вдруг        Жить не может муравей.

Карточка  34

«За прохожими»

Цель: Предложить детям рассмотреть прохожих, рассказать, как изменилась их верхняя одежда с момента последнего наблюдения. Обсудить. Почему весной приходится иногда надевать резиновые сапоги, брать с собой зонт.

Карточка  35

«За ласточками»

Цель: Предложить детям рассказать, какие птицы уже прилетели к нам (грачи, скворцы), по результатам наблюдений ответить на вопросы об их жизни весной. Предложить детям рассмотреть гнезда под крышей здания детского сада, предположить, чьи эти гнезда. Рассказать о ласточках, восстановлению прошлогодних гнезд.

Загадки:

Кто приклеил майским днем        Я проворна, легкокрыла,

Рукавичку под окном,        Хвост раздвоен, словно вилы.

Поселил в нее жильцов –        Если я летаю низко,

Непоседливых птенцов?        Значит, дождик где-то близко. (Ласточка)                (Ласточка)

Художественное слово:

Травка зеленеет, Солнышко блестит,

Ласточка с весною в сени к нам летит.

А.Плещеев

Карточка  36

«За бабочками»

Цель: Предложить детям рассмотреть бабочек, рассказать о результатах наблюдения. Познакомить с особенностями строения бабочки, пояснить, почему нельзя брать их в руки.

Загадка:

Спал цветок и вдруг проснулся – Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел.

(Бабочка)

Художественное слово:

Мама, мама, посмотри, Бабочка какая,

У нее большие глазки,

Крылья желтые, как в сказке! У нее полосочки

И на крыльях точечки…

Р.Эйдельман

Карточка  37

«За домашними животными»

Цель: Предложить детям понаблюдать за домашними животными, рассказать по результатам наблюдения, как меняется их поведение с наступлением теплых дней. Познакомить ребят с особенностями жизни животных весной.

Загадки:

У порога плачет, коготки прячет, Тихо в комнату войдет, Замурлычет, запоет.

(Кошка)

Ходит рыжий, пьет из лужи, Не боится лютой стужи.

Хвост лохматый, черный нос. Кто же это?

Рыжий…(пес).

Карточка  38

«За пчелами»

Цель: Предложить детям понаблюдать за пчелами; рассмотреть на рисунках строение и внешний вид пчелы, найти общие для всех насекомых черты и выделить особенности пчел. Предложить детям пожужжать как пчелки, догадаться, как насекомые издают подобные звуки. Рассказать о том, какую пользу пчелы приносят людям.

Загадка:

Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком – Он поделиться медком.

(Пчела)

Карточка  39

«Нарциссы в цветнике»

Цель: Учить детей отличать нарциссы от других растений, предложить осторожно обследовать цветы, охарактеризовать их цвет, форму лепестков, аромат. Рассказать о многообразии растений данного вида.

Художественное слово:

Помню, в нынешнем году Расцвели они в саду, Разоделись, как актрисы, В платья белые нарциссы.

Карточка  40

«Дождь и гроза»

Цель: Учить детей по результатам наблюдения составлять описание состояния и динамического изменения погоды; использовать в речи название знакомых явлений природы и их характеристики. Познакомить детей с правилами поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы. Учить применять эти правила.

Народные приметы:

«Первый весенний гром – к наступлению тепла».

«Лес притих – перед грозой».

«Больше гроз – больше грибов».

Художественное слово:

Весенний дождь.

Поутру надел на ножки Дождь хрустальные сапожки. Где наступит сапожок –

Там раскроется цветок. От дождя травинки Распрямляют спинки.

Н.Полякова

Карточка  41

«Появление листьев на деревьях»

Цель: Предложить детям найти деревья и кустарники, у которых уже

появились листья, и рассказать, по результатам предыдущих наблюдений, как развивались почки, какие функции выполняют листья деревьев.

Художественное слово:

Выбрались из почек

Первые листочки,

Радуются солнцу, Не поймут со сна:

  • Неужели это… Неужели лето?
  • Нет, еще не лето, Но уже – весна!

В.Данько

Карточка  42

«Деревья в мае»

Цель: Предложить детям по результатам серии наблюдений рассказать о цветении деревьев, появлении листьев на них. Рассказать об особенностях различных растений (на осине, клене и других деревьях сначала появляются цветы, а потом листья; липа, рябина сначала зеленеют, а потом цветут;

береза, черемуха, бузина и зеленеют и цветут почти одновременно).

Народная примета:

«Поздний расцвет рябины – к долгой осени».

Карточка  43

«Сравнительное наблюдение за птицами»

Цель: Предложить детям рассмотреть самку и самца воробья, выяснить, чем они похожи, чем различаются. Пояснить ребятам, почему самки многих птиц имеют неброскую окраску ( это важно для птиц, сидящих на гнезде).

Художественное слово:

Воробей.

В серой латаной жилетке Воробей сидит на ветке, На ветле качается.

Холода кончаются.

Тает бурый снег на крыше, Ну а солнышко – все выше. Зимний холод пережив, Воробей кричит: «Я жив!»

Е.Авдиенко

Карточка  44

«Солнце в мае»

Цель: Обратить внимание детей на то, что в полдень солнце находится высоко над головой; учить определять положение солнца над горизонтом по длине тени. Помочь сделать вывод о связи изменения положения солнца с тем, что стало очень тепло.

Загадка:

В небе желтый цветок Круглый год не вянет, И любой лепесток

До земли достанет.

(Солнце)

Художественное слово:

Ярко солнце светит, В воздухе тепло,

И, куда ни глянешь, Все кругом светло.

И.Суриков

Карточка  45

«За лягушкой»

Цель: Предложить детям рассмотреть лягушку, охарактеризовать ее внешний вид, особенности перемещения ( по земле лягушки передвигаются

прыжками, а в воде - плавают ). Рассказать детям о лягушках.

Народная примета:

«До первого грома лягушки не квакают»

Загадка:

Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка.

(Лягушка)

Художественное слово:

Лягушка – попрыгушка, Скачи ко мне без страха, Тебя я не обижу,

Не стукну никогда.

Скачи, скачи, лягушка – Зеленая рубаха, Должны мы жить,

Друг другу не принося вреда.

К.Россетти

Карточка  46

«Одуванчики в мае»

Цель: Продолжать знакомить детей с первыми весенними цветами,

предложить рассмотреть одуванчик, выделить основные части растения (стебель, листья , цветок), описать их. Обратить внимание ребят на то, поздно вечером и перед дождем цветки одуванчика закрываются.

Народные приметы:

«Одуванчик зацвел ранней весной – лето будет коротким»

«Одуванчик сжимает свой шар – признак скорого дождя»

Загадка:

Отцвел желтенький цветок, Остался беленький пушок.

(Одуванчик)

Художественное слово:

Уронило солнце лучик золотой. Вырос одуванчик, первый, молодой. У него чудесный золотистый цвет,

Он большого солнца золотой портрет.

О.Высотская.

Карточка  47

«За комарами»

Цель: Расширять представления детей о многообразии насекомых на земле. Предложить рассмотреть на картине строение комара, рассказать о назначении крыльев, хоботка. Познакомить детей с местами обитания

комаров.

Народная примета:

«Комары и мошки столбом толкутся – жди завтра сухой погоды».

Загадка:

Не зверь, не птица, А нос как спица, Летит – кричит, Сядет – молчит.

Кто его убьет,

Свою кровь прольет.

(Комар)

Карточка  48

«За майскими жуками»

Цель: Предложить детям рассмотреть жуков, охарактеризовать их внешний вид, способы передвижения. Рассказать о жизненном цикле майских жуков (яйцо – личинка – взрослое насекомое); о роли, которую они играют в

природе.

Народная примета:

«Много майских жуков – к засухе»

Загадка:

Жу! Жу! Жу!

Я на ветке сижу, Я на ветке сижу,

Букву «ж» все твержу. Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

(Жук)

Художественное слово:

Песенка жука.

Я веселый майский жук. Знаю все сады вокруг, Над лужайками кружу, А зовут меня Жу-жу.

Почему зовут Жу-жу? Потому, что я жужжу.

А.Береснев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлекательное мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста «22 апреля – Международный день Земли»

Данное развлечение намечается провести в нашем ДОУ -  24 апреля.Главная цель мероприятия: формирование экологической культуры, общей эрудиции воспитанников, воспитание нравственных идеалов как ос...

Картотека наблюдений осенью старший дошкольный возраст

Картотека наблюдений осенью старший дошкольный возраст...

Перспективный план психолого-педагогической работы с детьми ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ дошкольного возраста март, апрель, май.

Перспективный план психолого-педагогической работы с детьми  ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ дошкольного возраста март, апрель, май....

« Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного возраста » Исследовательская деятельность в природе с детьми старшего дошкольного возраста. 12 апреля - День Космонавтики

laquo; Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного   возраста »Исследовательская деятельность в природе с детьми старшег...

Картотека наблюдений для старшего дошкольного возраста

Картотека наблюдений для старшего дошкольного возраста...

Картотека наблюдений для старшего дошкольного возраста

Картотека наблюдений для старшего дошкольного возраста...

Картотека наблюдений с детьми дошкольного возраста

Картотека включает в себя серию наблюдений по экологии для детей дошкольного возраста....