Картотека наблюдений с детьми дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру

Богатырёва Ольга Викторовна

Картотека включает в себя серию наблюдений по экологии для детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картотека наблюдений170.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования города Нягань «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным    осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №6 «Рябинка»

Картотека наблюдений

в природе

для детей  

дошкольного возраста.

hello_html_m6aa49ca7

Разработчик: воспитатель

высшей   категории

Богатырёва Ольга Викторовна

                                                                     

 

                                                                   Нягань

Наблюдение за сезонными изменениями(осень)

Цели:-  закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы;

учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время;

—        формировать представление об осенних месяцах.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

Какое сейчас время года?

Как вы догадались, что осень?

Перечислите характерные признаки осени.

Почему осенью стало холоднее?

Что делает человек осенью?

Как приспосабливаются разные животные к жизни в холодное время года?

Солнце осенью светит не так ярко, часто идут дожди. Утром бывают заморозки. Птицы собираются в стаи, улетают на юг.

Наблюдение за пауком

Цели:

—        расширять и закреплять знания о характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных проявлениях;

—        формировать реалистические представления о природе.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Этот маленький ловец

Сетку прочную плетет,

Если муха попадет,

Тут бедняжке и конец. (Паук.)

На кусты туман набросил Золотистые шелка, На опушке, возле сосен, Слышу прялку паука. Он без устали и рьяно Нить прядет, сплетая сеть, Чтоб над стеблями бурьяна Вместе с ветром пролететь.

Как выглядит паук?

Как он передвигается?

Где живет и чем питается?

Как паук ловит насекомых?

Есть ли враги у паука?

Как по поведению пауков можно предсказывать погоду?

Какие загадки, стихи, сказки, песенки про паука вы знаете?

Где зимуют пауки?

Тело паука разделено на две части: головогрудь и брюшко. На голове у паука восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног. На нижней части брюшка паука находится паутинная бородавка, через которую он выделяет паутину.

Пауки — хищники, они питаются другими насекомыми: мухами, комарами, жучками и бабочками, которых ловят с помощью сети — паутины. На зиму паучки забиваются в щелки коры, расщелины старых пней и засыпают до весны.

Люди заметили, что по поведению пауков можно судить о погоде. Перед непогодой пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых. А если паук принимается за работу над новыми сетями или заделывает изъяны в старой паутине — жди сухих солнечных дней.

Наблюдение за одуванчиком

Цели:

продолжать знакомство с лекарственным растением — одуванчиком;

формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;

пополнить свой фитобар сбором лекарственных трав.

Ход наблюдения

«Одуванчик очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке— одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит — одуванчик поднимает голову кверху, приближается к закату — одуванчик не спускает с заката взгляда» (С. Красиков).

«Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время — одуванчик раскрывается в 5—6 часов утра, а к 2—3 часам дня уже гаснут желтые огоньки» (Д. Зуев).

К концу июня, отцветая, одуванчики надевают белые пушистые шапочки. Созревшие семена одуванчика украшены хохолками из тонких белых волосков.

Подует легкий ветерок, и разлетится по лугам и полям одуванчиковый пух. Одна корзиночка цветов дает больше двухсот семечек, а все растение — до трех тысяч!

Ярко-желтый одуванчик! Ты зачем сменил кафтанчик? Был красивым, молодым, Стал, как дедушка, седым!

Воспитатель задает детям вопросы.

Как выглядит одуванчик?

Как распространяются его семена? Правила поведения на природе

Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много, и в строго указанные сроки.

Наблюдение за росой.

Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как роса.

Наблюдение: Почему трава влажная? Что это за влага и откуда она взялась? Что это за явление? (Роса) Как образовалась роса? (Она появилась потому, что земля, трава, листья, после захода солнца начали остывать. А воздух над землей еще теплый. Водяной прозрачный пар, который всегда есть в воздухе, прикасается к остывшей земле и оседает на траве крохотными капельками). В каких местах больше всего выпадает роса? (Больше всего росы выпадает в низинах, возле рек, прудов) В какую погоду она появляется? В ясную или в пасмурную? ( Роса появляется только при ясном небе). А кому-нибудь нужна роса? Полезна ли она? (Роса  полезна растениям также, как дождь. Ее капельки пьют с травы птицы и насекомые).

Художественное слово

«Роса»
Хорошо в лесу

Утром пить росу.

Наклонить цветок

И отпить глоток

Колокольчик – чашка,

Блюдечко – ромашка.

Наблюдение за муравьем

Цели:

расширять знания об особенностях внешнего вида муравьев, их жизненных проявлениях;

вызывать интерес к окружающему миру.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Он — работник настоящий,

Очень-очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей.)

Сладко пахнут сосновой смолой

Разогретые темные пни.

Из иголочек высохшей хвои

Строят терем лесной муравьи.

Расторопно, с рабочей сноровкой

Ставят балки и бревна кладут.

Дело спорится бойко и ловко,

Будут в доме тепло и уют!

Будут в тереме малые дети

Мирно спать под напевы дождей.

Для того и встает на рассвете

Работящий лесной муравей.

Как выглядят муравьи?

Как они передвигаются?

Чем питаются?

Как называется муравьиный дом?

Из чего муравьи строят свой дом?

Какие враги есть у муравьев?

Какие песни, стихи, загадки, сказки о муравье вы знаете?

Как готовятся муравьи к зиме?

Муравей — самое сильное на земле насекомое, он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. У него утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания. Муравьи — великолепные строители. Муравьи — хищники, они истребляют множество насекомых. У них много врагов: птицы, медведь, муравьед.

Что такое воздух

Цель:

Познакомить детей с таким компонентом природы как воздух, его свойствами.

Наблюдение: Чем мы с вами дышим? Давайте, сначала вдохнем глубоко – глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы вдыхали? (Воздух) Но что же такое воздух? Кто-нибудь его видел? (Мы его не видим, но он всегда вокруг нас). Почему мы его не видим? Почему называем его невидимкой? (Воздух – легкий, невидимый). Как доказать, что мы дышим? Поднесите свою ладошку сначала ко рту, затем к носу и подышите. Что вы чувствуете?  (Ладошке становится тепло от вашего дыхания).

Художественное слово

В комнате воздух осенний – 

Влажный, холодный, грибной.

Запахи летних растений

Он забирает с собой.

В комнате воздух осенний – 

Места не стало теплу.

Птиц улетающих тени

Тихо скользят по стеклу.

Загадка.

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь,

Oн невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.  (Воздух)

Наблюдение за мать-и-мачехой

Цели:

продолжать знакомство с лекарственными растениями;

пополнять свой фитобар сбором лекарственных трав;

формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку. Он и мачеха, и мать.

Как цветочек этот звать? (Мать-и-мачеха.)

Есть у цветов мать-и-мачехи интересная особенность: они открываются утром, а закрываются перед ненастьем и на ночь — берегут капельку сладкого и драгоценного нектара. Когда цветочек мать-и-мачехи отцветает, он превращается в белую пушистую шапочку. Природа снабдила каждое семечко маленькой воздушной пушинкой — парашютиком, — которая помогает ему улететь подальше от материнского растения. Когда семечко приземляется, парашютик отпадает.

Собирают листья в июне, июле. Настой листьев мать-и-мачехи применяется как отхаркивающее средство.

Наблюдение за погодой.

Цель: 

Познакомить с комплексом признаков, характеризующих погоду.

Наблюдение:Предлагает рассмотреть небо и сказать, какого оно цвета, что на нем(облака, тучи, солнце),идет ли дождь? Дает по состоянию неба определение погоды (пасмурная, солнечная, облачная, дождливая). Далее определяют, есть ли ветер (ищут признаки, по которым его можно обнаружить). Дает другое определение погоды: ветреная (тихая).Далее обсуждаются температурные особенности погоды. Обращает внимание детей на их одежду, на ее соответствие погоде и сезону и предлагает дать определение погоды (теплая, прохладная, очень теплая, немного прохладная, холодная). Подводится итог.

Художественное слово

«Осень»
Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья,

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

Наблюдение за туманом

Цель: 

Познакомить детей с таким природным явлением, как туман.

Как вы думаете, как образуется туман? (Теплый и влажный воздух поднимается от нагретой земли и встречается с более прохладным. Водяной пар из воздуха превращается в крохотные капельки воды. Эти капельки так малы, что они не падают, а висят в воздухе, пока их не прогонит ветер или не высушит солнышко) В какое время года часто образуется туман?(Особенно частые и густые туманы осенью). В какое время суток часто бывает туман? (Утром) Тепло или холодно в туманное утро?(В туманное осеннее утро на улице сыро и прохладно)Хорошо ли видны вдалеке дома? Дорогу? Деревья?(В густой туман видимость очень плохая)

Художественное слово

 «Туман»

Лес – в карман,

Поля – в карман

Спрятал Дедушка Туман.

Спрятал копны и стога,

И лужайки, и луга.

Даже солнышко в карман

Спрятал Дедушка Туман.

Загадка.

Седой дедушка у ворот

Все глаза нам заволок.

                                       (Туман)

Наблюдение за кошкой

Цели:

закреплять знания о том, что кошка — домашнее животное, млекопитающее, имеет определенные признаки;

воспитывать гуманные чувства к животным, которых приручил человек.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Хоть и бархатные лапки,

Но зовут меня «царапкой»,

Мышек ловко я ловлю,

Молоко из блюдца пью. (Кошка.)

Рыжий кот осенними

Листьями шуршит,

Возле стога с сеном

Мышек сторожит.

 Тихо притаился

Он в траве густой

И с кустами слился

Шубкой золотой.

Почему кошка — домашнее животное?

Как выглядит домашняя кошка?

Чем питаются кошки?

Как называются детеныши кошки?

Какие породы кошек вы знаете?

Какую пользу людям приносят кошки?

Какие дикие звери являются близкими родственниками домашней кошки?

Докажите, что кошка — хищное животное.

Сравните способности и характеры собак и кошек.

 Какие песни, стихи, загадки, сказки о кошке вы знаете?

Наблюдение за подорожником

Цели:

знакомить с лекарственным растением — подорожником;

развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

Почему траву назвали подорожником?        

Где лучше его собирать?

Подорожник — многолетнее травянистое растение, встречается почти по всей территории нашей страны, растет около дорог, на полях, по лесным опушкам. Собирать подорожник лучше вдали от дорог, так как проезжающие машины выбрасывают выхлопные газы, содержащие вредные для здоровья вещества. Растения впитывают их. Если с вами случится беда: укусит оса, овод или змея — сомните листок подорожника, приложите его к укусу. Подорожник отсосет яд, обезболит, предупредит появление опухоли. Собирать их можно в период цветения и до увядания.

Его можно сушить. Но только сушить растение надо в защищенном от лучей солнца месте. Сырьем являются листья.

Настой листьев подорожника используют как отхаркивающее средство.

Наблюдение за подосиновиком

Цель:

развивать познавательную активность в процессе формирования

представлений о грибах, правилах поведения на природе.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.

В лесу осеннем в сентябре

В скучный день дождливый

Вырос гриб во всей красе        

Важный, горделивый.

Под осиной его дом,

Шляпа красная на нем.

Многим этот гриб знаком.

Как его мы назовем? (Подосиновик.)

Почему гриб назван подосиновиком? (Потому что он растет под осиной.)

Какой еще гриб получил свое имя от дерева, около которого растет?

(Подберезовик.)

Правила поведения в природе

Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в

природе.

Наблюдение за рябиной

Цель:

продолжать знакомить детей с рябиной.

Ход наблюдения

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев,

А рябина осень празднует,

Бусы красные надев.          О. Высотская

Воспитатель задает детям вопросы.

Как выглядит рябина?

Где она растет?

Какие звери любят ягоды рябины?

Какие птицы клюют ягоды рябины и когда?

Что дает рябина людям?

Словно девица-красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и садах. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзимние ноябрьские

дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед — душистый и полезный. У рябины хорошая древесина — тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины.

Наблюдение за лошадью

Цели:

закреплять знания о лошади, ее характерных особенностях как млекопитающего, домашнего животного;

воспитывать интерес к жизни животного.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.

Кто я — догадайтесь сами. Я везу зимою сани, Что легко скользят по снегу. Летом я везу телегу. (Лошадь.)

Почему лошадь — домашнее животное?

Как выглядит лошадь?

Чем она питается?

Как называются детеныши лошади?

Какую пользу людям приносят лошади?

Какие песни, стихи, загадки, сказки о лошади вы знаете?

Тлеют костра огоньки,

Берег в тумане тонет.

 Ночью в лугах у реки

 Мирно пасутся кони.

Головы опустив,

Свесив пышные гривы,

Щиплют траву возле ив,

Бродят по краю обрыва.

Лошади редкостно умные животные, у них прекрасная память, они легко запоминают дорогу, хорошо ориентируются на любой местности. Лошади очень привязаны к своему хозяину, они легко поддаются дрессировке. Лошади живут 25— 30 лет.

Наблюдение за трудом взрослого на огороде

Цели:

активизировать познавательную деятельность, поддерживать стойкий интерес к наблюдениям;

побуждать принимать активное участие в сборе урожая.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.

Летом в огороде — Свежие, зеленые, А зимой в бочке — Крепкие, соленые. (Огурец.)

Он никого и никогда Не обижал на свете. Так что же плачут от него И взрослые и дети? (Лук.)

Какие овощи растут на нашем огороде?

Какую работу вы выполняли вместе с воспитателями на ороде?

Что делают взрослые на огороде?

Трудовая деятельность

Сбор ранних семян в цветнике; заготовка и сушка листьев Растений (для аппликаций, зимних букетов, гербария).

Цели:

учить аккуратно собирать семена в бумажные пакеты;

воспитывать настойчивость, экологическую культуру.

.

Наблюдение за осиной

Цель:

познакомить с деревом — осиной, ее строением, листьями.

Ход наблюдения

Зябнет осинка, дрожит на ветру,

Стынет на солнышке, мерзнет в жару.

Дайте осинке пальто и ботинки,

Надо согреться бедной осинке.

И. Токмакова

У осины ствол гладкий, серо-зеленого цвета. Осенью ее листья раскрашены в разные цвета: розовый, красный, желтый. Листья у осины особенные, крепятся на гибких сплюснутых череночках, чуть подует ветерок, и застучат листочки друг о друга.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦        Какой ствол и листья у осинки?

Почему дрожат листья дерева?

Наблюдение за перелетными птицами

Цели:

закреплять знания о перелетных птицах;

воспитывать интерес и любовь к пернатым;

уметь выделять признаки живого организма.

Ход наблюдения

Листья осенью облетают,

Высыхает трава на болотах.

Собираются птицы в стаи

И уже готовы к отлету.

И, прощаясь с родными местами,

С золотыми березками, ивами,

Долго кружат они над лесами,        

Над крутыми речными обрывами.        

Летом для птиц достаточно корма, и они выводят и вскармливают птенцов.

Осенью количество корма сильно уменьшается. Сначала пропадают

насекомые, постепенно увядают растения, уменьшается количество плодов

 и семян. Многие птицы собираются в стаи, а затем летят в теплые края.

 Сначала улетают птицы, питающиеся насекомыми, затем те, которые

кормятся плодами и семенами растений. Все эти птицы перелетные.

Воспитатель задает детям вопросы.

Каких птиц называют перелетными?

Почему птицы выводят птенцов летом?

Почему осенью перелетные птицы улетают в теплые страны?

Каких перелетных птиц вы знаете?

Наблюдение за собакой

Цели:

закреплять знания о собаке, ее характерных особенностях, способах

приспособления к окружающей среде;

воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили.

Ход наблюдения

Я хозяину служу —

Дом хозяйский сторожу.

Я рычу и громко лаю,

И чужих я прогоняю.

Воспитатель задает детям вопросы.

Почему собака домашнее животное?

Как выглядит собака?

Чем питается?

Какие породы собак вы знаете?

Как называются детеныши собаки?

Какую пользу людям приносят собаки?

Как готовятся собаки к зиме?

К зиме шерсть у собак меняется.  

Летняя линяет, и животные покрываются более густой и темной.

Наблюдение за тополем

Цель:

знакомить с тополем осенью (какую пользу он приносит людям; когда

и почему

 бывает тополиная метель).

 Ход наблюдения

Воспитатель.  В народе говорят: «Если с дерева лист не чисто опадает, будет

 строгая зима».

Как вы понимаете это выражение? Почему? Наблюдается ли у нас на участке

 это явление?

Дети отвечают.

Воспитатель проводит с детьми беседу.

Кто знает, почему осенью листья становятся желтыми, красными, багряными?

Многие думают, что причина листопада — заморозки, убивающие нежные

незащищенные листья.

 Но так ли это? Если совершить прогулку в лес или парк, то можно заметить,

 что у разных листьев деревьев

листопад бывает в разное время. Мы с вами будем вести наблюдение, когда

 же начнется листопад у тополя.

Что производят из древесины тополя? Прежде всего, бумагу, а почки тополя

 используют для производства кремов, духов и одеколонов.

Наблюдение за ивой

Цель:

продолжать знакомство с кустарниками и деревья нашей местности, их

разновидностями.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

Ива — куст или дерево? Почему?

Как выглядит ива?

Какую почву любит?

Какие есть разновидности ивы?

Что дает ива людям?

Что происходит с ивой осенью?

У ивы гладкий серебристый ствол, гибкие ветви, украшенные узкими,

продолговатыми

 листьями. Дерево

любит влажную почву и растет по берегам рек, озер и ручьев. У ивы много

 разновидностей:

 ветла — белая

серебристая ива, и краснотал, и ракита, и лоза. Издавна люди ценят иву

за ранний

целебный ивовый мед,

за цветы,

 из которых готовят лекарства для лечения ран и нарывов, да за гибкие

ивовые ветви

прекрасный материал

для плетения корзин и коробов. Осенью ивушка роняет золотые листья

в темную виду,

и они, словно

маленькие кораблики, плывут вниз по течению.

                                 Зима

Наблюдение за сезонными изменениями

Цели:

формировать представления об изменениях в природе в начале зимы

(ночь растет, а день убывает);

учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы

в стихотворениях.

Ход наблюдения

Что такое за окном? Сразу в доме посветлело! Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый! Вот о чем всю ночь свистел За моим

окошком ветер! Он про снег сказать хотел И про то, что зиму встретил.

Нарядилась и рябинка В белый праздничный наряд, Только гроздья

на вершине Ярче прежнего горят.

Воспитатель загадывает детям загадки, рассказывает о приметах.

Текло, текло и под стекло легло. (Вода.)

Без рук, без ног, а в избу лезет. (Мороз.)

Декабрь год кончает — зиму начинает.

Теплая зима к холодному лету.

Солнце летом греет, а зимой морозит.

Белая, холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес.

С наступлением зимы стало еще холоднее, чем осенью. Небо

почти всегда покрыто облаками. Идет не дождь, а снег. Снег покрыл

 землю, крыши домов, ветки деревьев. Ручьи, буйные реки, озера

сковал лед. Чем больше снега выпадет на землю, тем лучше будут

 расти растения. Снег защищает их от мороза. День становится короче,

 а ночь длиннее.

Воспитатель задает детям вопросы.

За каким месяцем идет декабрь?

К какому времени года относится ноябрь?

Как изменился общий вид участка по сравнению с осенью?

Зачем засыпают корни деревьев снегом?

Как одеваются люди зимой и осенью?

Наблюдение за птицами зимой

Цель:

формировать представление о жизни птиц зимой;

воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.

Ход наблюдения

Не видно в лесу тропинок,

В тулупах кусты стоят.

Уснувших жуков и личинок

Укрыл под корой снегопад.

Лети же, пичуга, к людям

И прячься скорей за окном,

 А мы кормить тебя будем

Крошками хлеба, пшеном.

Воспитатель задает детям вопросы.

Каких птиц вы видите зимой около своего дома?

Почему они прилетают к жилью человека?

Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц?

Почему зимующих птиц надо подкармливать?

Много ли птиц прилетает к нашим кормушкам?

Какой корм они охотнее поедают?

Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке?

Есть ли кормушка возле вашего дома?

Наблюдение за тополем

Цель: формировать представления о зимнем тополе, о том, как можно

помочь ему пережить холодную зиму.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

Что делают зимой деревья?

Хорошо им или плохо зимой?

Как мы можем помочь пережить холодную зиму?

В каком состоянии находятся деревья зимой?

Оказывается, холодный сезон является для растения засушливым

периодом:

 корни получают очень мало воды. Листья же продолжают ее испарять.

Осенний листопад помогает выжить растению. Сбрасывая листву, деревья

впадают в глубокий зимний сон. Листопад — старение и опадение листьев

накануне зимы.

Наблюдение за синицей

Цели:

продолжать вызывать интерес к пернатым;

знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями

внешнего вида.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.

Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная, ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень-тень!

Как хорош весенний день!» (Синица.)

Синица расписная свистит, не уставая.

За окном повешу ей

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.

Что это за птица?

Как она выглядит и какого она цвета?

Какие изменения происходят в жизни синиц зимой?

Чем питаются синицы?

Как люди заботятся о них?

Какую пользу синицы приносят?

Когда отмечают «синичкин» день? (В ноябре.) В народе говорят:

 «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает».

Наблюдение за снегопадом

Цели: 

Знакомить со свойствами снега. Развивать наблюдательность,

эстетическое восприятие.

Ход наблюдения:

Привлечь внимание детей к падающему снегу: «Посмотрите, дети, как идет

 снег, как тихо падает он на землю. Куда он еще падает?» Предложить

протянуть руки, посмотреть, как на них ложится снег. Обратить

внимание на красоту снежинок, на то, что они не похожи одна

на другую. Предложить найти самую красивую снежинку — большую

и маленькую. Что происходит со снежинкой, когда они попадают на руки?

В январе, в январе

Много снега на дворе.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

Наблюдение за льдом

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды

формировать представление о том, что лед скользкий, можно упасть.

 развивать наблюдательность, память, речь, воспитывать любознательность

Ход наблюдения:

Вода на морозе  замерзает. Воду можно заморозить в формочке. Если лед

занести в комнату, он растает и снова получится вода. Лед прозрачный.

Зима, зима на улицах бело!

И превратились лужицы

В прозрачное стекло!

Наблюдение за домашними животными зимой

Цели:

закреплять знания о жизни домашних животных в зимнее время года

формировать представление о том, что о домашних животных

заботится человек (заготавливает корм, готовит еду, чистит жилище).

Ход наблюдения

Домашних животных я очень люблю:

Кормлю, берегу и ласкаю.

 Собаку и кошку, козу и свинью

Друзьями своими считаю.

Помощники наши — корова, баран

И конь вороной темногривый

Живут с нами рядом, привязаны к нам,

Доверчивы, миролюбивы.

Воспитатель задает детям вопросы.

Каких домашних животных вы знаете?

Как изменилась жизнь домашних животных с наступлением зимы?

Почему животных перестали выгонять на пастбища?

Как люди ухаживают за домашними животными?

Расскажите о своих наблюдениях за жизнью домашних животных зимой.

Сравните, как живут зимой домашние и дикие животные.

Чем отличается жизнь домашних животных от диких в зимнее время?

Почему люди разводят домашних животных и заботливо к ним относятся?

Наблюдение за снегопадом

Цели:

формировать представление о свойствах снега;

закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде.

Ход наблюдения

Снег из тучи прилетел, Лечь на землю захотел. Ищет места

— не найдет, Задержался у ворот.

Падают белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов.

Снежинки похожи на белые звездочки. Можно их поймать и

рассмотреть, но дышать на них нельзя. Иногда они сыплются

вместе и большими хлопьями падают на землю. Иногда холодный

 ветер ломает белые звездочки, превращая их в мелкую снежную

 пыль. Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных

кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звездочками

до земли и покрывают ее снегом. В мороз снег поскрипывает

под ногами. Это ломаются лучики снежинок. Снег — это

очень много снежинок.

Воспитатель задает детям вопросы.

Почему скрипит снег?

Где образуются снежинки? Почему?

Какой на ощупь снег?

Когда снег бывает мокрый, когда сухой?

Из какого снега легче лепить? Почему?

Что такое снег?

Привлечь внимание к падающему снегу. Протянуть руку в варежке,

 поймать несколько снежинок. Рассмотреть их (размер, найти одинаковые).

На что похожи снежинки?

Что станет со снежинкой, если она попадет на голую ладошку?

Почему?

Наблюдение за елью на участке

Цель: уточнять знания об отличиях натуральной ели от игрушечной.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

Почему ель относят к хвойным деревьям?

Что является основным признаком хвойных деревьев?

Сравните деревья, в чем их различия?

Какое дерево искусственное?

Как вы узнали, какое дерево живое?

Живая ель растет на участке, кроме ствола, веток, иголок, у нее есть

большие

корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные

вещества из

земли и прочно Удерживается на одном месте. Игрушечная елочка

 маленькая, неживая, сделана из искусственного материала (пластмассы),

 у нее нет корней,

она не растет.

Ребята, скоро Новый год! Его празднуют возле нарядной елки. И было

бы очень хорошо, если бы в этот праздник у вас дома стояла искусственная

 елка, а не

живая. Ведь если елку спилят, она засохнет, умрет, и не будет в лесу елки.

А искусственная елка тоже очень красивая, и если ее украсить, то она

принесет не меньше радости в Новый год.

Новогодние деньки,

Снег морозный, колкий.

Загорелись огоньки

На пушистой елке.

Шар качнулся расписной,

 Бусы зазвенели.

Наблюдение за зимующими птицами

Цели:

закреплять знания о зимующих птицах;

формировать представление о добывании пищи зимующими птицами;

—        воспитывать желание заботиться о них и охранять.

Ход наблюдения

Вновь разгулялась вьюга, Срывает снежные шапки. Совсем замерзла

пичуга,

 Сидит, поджимая лапки.

Воспитатель задает детям вопросы.

Каких птиц называют зимующими?

Чем они питаются?

Каких зимующих птиц вы знаете?

Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края?

 Как человек может помочь зимующим птицам?

Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят

корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений,

спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека.

Часть птиц погибает от

холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам — синичкам дают

 несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки.

Наблюдение за березой зимой

Цели:

формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой;

воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от

 мороза веток и почек, так как они ломаются).

Ход наблюдения

Стоит березка в пелеринке, Звенит на ветках бахрома. Чем легче, тем

нежней снежинки, Тем холодней стоит зима!

Зимой береза не замерзает, она живая, но от мороза ее Веточки и почки

становятся хрупкими и быстро ломаются, Поэтому их нельзя трогать.

 Если подберем обломанные ветром ветки и поставим их в воду, то они

зазеленеют.

Воспитатель задает детям вопросы.

Как чувствуют себя деревья зимой?

Что с ними происходит?

В каком состоянии находятся деревья зимой? (В покое.)

Как вы узнали березу?

 

Наблюдение за елью

Цель: закреплять умение детей узнавать ель по характерным

особенностям ее строения, признакам, отличающим ее от других

деревьев.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Елка.)

Ель похожа на пирамидку, все ветви у нее покрыты иголками,

 растущими вместо листьев; они короткие, острые, колются,

темно-зеленого цвета. Иголочки у ели покрыты плотной кожицей,

густо и крепко сидят на ветках, торчат в разные стороны, не опадают,

 если до них дотронуться.

Наблюдение за вороной

Цели:

расширять представление о зимующих птицах, учить различать

их по внешнему виду;

воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Шапочка серенькая,

Жилеточка нетканая,

Кафтанчик рябенький,

А ходит босиком. (Ворона.)

Кто это, как зовут эту птицу?

В чем особенности ее внешнего вида?

Где она живет?

Чем питается?

Есть ли у нее враги?

Приметы: ворона под крыло нос прячет — к морозу.

Наблюдение за снегирём

Цели:

—        формировать представления о зимующих птицах, заботе

человека о них;

        знакомить с характерными особенностями снегиря.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку.

Как выглядит снегирь?

Чем питается?

Где зимует?

Как человек заботится о нем?

Почему снегирь прилетел к нам зимовать?

Каждый год я к вам лечу —

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.)

Есть примета: если снегирь под окном чирикает

— это к оттепели.

Наблюдение за небом

Цели: продолжать знакомство с различными природными явлениями;

 учить отличать погоду, связывая ее с состоянием неба, обогащать

словарь существительными (ясно, облачно, пасмурно, облака, тучи).

Ход  наблюдения:

Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно.

 (Чистое, голубое.) Значит, погода ясная, солнечная. Зимой небо

бывает синее, голубое, серое. Утром на улице темно, вечером рано темнеет.

Наблюдение за солнцем.

Цели:

—        продолжать знакомить с природными явлениями, дать понятие

 одного из признаков зимы — мороза;

—        формировать интерес к неживым объектам природы.

Ход наблюдения

Где ты, солнце, в самом деле?

Мы совсем окоченели.

 Без тебя вода замерзла,

Без тебя земля промерзла.

Выйди, солнышко, скорей!

 Приласкай и обогрей!

Кто заметил, в какой стороне солнце утром? Правильно, на восходе,

солнце там встает, а вечером оно будет в другой стороне — на западе,

там солнце будет прятаться на ночь. Зимой солнце светит, но не греет,

 встает поздно, а ложится рано. День зимой короткий, ночь длинная.

Летом солнце греет, зимой морозит. Зимой солнце сквозь слезы

улыбается.

Наблюдение за снегом и льдом

Цели:

—        формировать реалистическое понимание неживой природы;

— закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии

(снег, лед).

Ход наблюдения

Ой ты, зимушка-краса! Побелила все леса, Горы снега намела, Нас кататься

позвала.

Воспитатель проводит опыт, задает детям вопросы. В один стакан кладем

лед,

в другой — снег.

Какой лед по цвету, на ощупь? Назовите его свойства.

Какой снег по цвету, на ощупь? Назовите его свойства.

Из чего состоят снег и лед?

Теперь ставим оба стакана в теплое место, через время посмотрим, что стало

 со льдом и снегом.

Наблюдение за голубями

Цель: закреплять представления о птичьем мире (чем питаются

птицы, где живут, как человек ухаживает за ними).

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

Кто часто прилетает к нам на участок?

Откуда они к нам прилетели?

Где они живут?

Кто их кормит?

Что они любят клевать?

Как называется домик, где живут голуби?

Голуби перелетные или зимующие птицы?

Наблюдение за синичкой

Цели:

—        формировать представления о зимующих птицах, о

за боте человека о них;

—        учить узнавать их по внешнему виду.

Ход наблюдения

Зерен хочется синице, Но в кормушку сесть боится. «Будь

смелее, не робей!» — Приглашает воробей.

Г. Ладонщиков

Воспитатель задает детям вопросы.

Как выглядит синичка?

Как передвигается и чем питается?

Где зимует синичка?

Как она кричит?

Как человек заботится о ней?

Почему синичка осталась на зимовку?

Как люди отмечают «Синичкин день»?

Наблюдение за сезонными изменениями

Цели:

формировать представления об изменениях в природе;

учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель);

закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

Ход наблюдения

Снег да вьюжные узоры,

В поле вьюги, разговоры.

Холод, полутьма...

День — коньки, гора, салазки,

Вечер — бабушкины сказки.

Вот она — зима!

Воспитатель загадывает детям загадки.

Гуляет в поле — да не ночь.

Летает на воле — да не птица. (Вьюга, метель.)

 Лежал, лежал, а весной в грядку убежал. (Снег.)

Есть приметы:

В феврале зима с весной встречается впервой.

Бледная луна — к снегопаду.

Если вокруг солнца туманный круг — к метели.

Февраль — бокогрей.

Февраль — конец холодной поры, морозотрескучий и метельный месяц,

полный неожиданностей и разных перемен. В нем звенит первая робкая

капель.

Наблюдение за ивой

Цели:

наблюдать за ивой зимой (как можно позаботиться о ней, чтоб

не поломались гибкие ветки на морозе);

воспитывать бережное отношение к деревьям и кустам как к

живому объекту.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

Как называется это дерево?

Расскажите о его строении.

А чего зимой нет у ивы? Почему?

Что делают деревья зимой?

Как можно спасти их от сильного мороза? (Укрыть толстым

слоем снега.)

Наблюдение за елью

Цель:

показать детям, что разные обстоятельства и люди могут

повредить или помочь живой ели.

Ход наблюдения

Ель хоть и колючее дерево, но и его подстерегают опасности.

Сильный ветер может сломать ствол, ветки, вырвать дерево с

корнем из земли. Если мало снега, ель и ее корни могут промерзнуть

 в холодную зиму. Человек может повредить ели, если будет резать

ее ножом, задумает спилить к новогоднему празднику. Ели можно

 помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно

 стряхнуть снег с веток, чтобы они не сломались.

Наблюдение за елью

Цель: показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить или помочь живой ели.

Ход наблюдения

Ель хоть и колючее дерево, но и его подстерегают опасности. Сильный ветер может сломать ствол, ветки, вырвать дерево с корнем из земли. Если мало снега, ель и ее корни могут промерзнуть в холодную зиму. Человек может повредить ели, если будет резать ее ножом, задумает спилить к новогоднему празднику. Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно стряхнуть снег с веток, чтобы они не сломались.

Наблюдение за ветром

Цели:

формировать представление об одном из признаков

зимы — метели;

учить определять направление ветра.

Ход наблюдения

Кружится и хохочет

 Метель под Новый год.

 Снег опуститься хочет,

А ветер не дает.

И весело деревьям

И каждому кусту.

Снежинки, как смешинки,

Танцуют на лету.

Обратить внимание: ветер переносит снег с одного места на

 другое, не дает снегу опуститься на землю — это метель.

Наблюдение за сосульками

Цель:

закреплять знания о различных состояниях воды.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на

вопросы.

Если сели на карниз,

То растут все время вниз. (Сосульки.)

Из чего состоит сосулька?

Какие свойства льда вам знакомы?

Сосулька — замерзшие капельки воды, превратившиеся в лед.

 Они образуются только с солнечной стороны дома. Почему?

Снег подтаивает и стекает в капельки, которые не успевают упасть

 с крыши и замерзают.

В морозный день сосулька растет или уменьшается? А в солнечный?

Чем отличается место, где есть сосульки, от другого участка?

Почему сосульки растут «головой вниз»? (Когда капелька стекает

вниз по сосульке, она вытягивает кончик, и он становится тонким.)

Если появляются сосульки — это первый признак приближения

 весны.

Капель — борьба весны с зимой.

Наблюдение за сосульками

Цель: закреплять знания о различных состояниях воды.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на

вопросы.

Если сели на карниз,

То растут все время вниз. (Сосульки.)

Из чего состоит сосулька?

Какие свойства льда вам знакомы?

Сосулька — замерзшие капельки воды, превратившиеся в лед.

Они образуются только с солнечной стороны дома. Почему?

 Снег подтаивает и стекает в капельки, которые не успевают

упасть с крыши и замерзают.

В морозный день сосулька растет или уменьшается? А в

солнечный?

Чем отличается место, где есть сосульки, от другого участка?

Почему сосульки растут «головой вниз»? (Когда капелька стекает

 вниз по сосульке, она вытягивает кончик, и он становится тонким.)

Если появляются сосульки — это первый признак приближения

весны. Капель — борьба весны с зимой.

Наблюдение за сосной

Цель:

 уточнить знания о хвойных деревьях, их сходстве и различиях

 (сосна, как и ель, всегда зеленая, у нее тоже есть иголки, только

длиннее).

Ход наблюдения

Была ли малым деревцем?

Сосне совсем не верится:

Давно с высокой кручи

Достала кроной тучи

И с другого берега

 Достала тень от дерева.   В. Могутин

В народе говорят: «Сосна там красна, где взросла»,

«Всякая сосна своему бору шумит».

Сосна — высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки только

 на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху

тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют

хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Размножается

сосна шишками.

Воспитатель задает детям вопросы.

Как выглядит сосна?

Почему про сосну говорят: «Зимой и летом одним цветом»?

Наблюдение за осиной

Цель:

закреплять знания об осине, уметь выделять ее среди деревьев.

Ход наблюдения

В лесу стоят осины

И под ноги глядят.

 В лесу стоят осины

И тихо говорят:

Простите, виноваты...

Что ветки горьковаты...

А зайцы под осинами

Знай ветками хрустят,

 А зайцы под осинами

Сидят и говорят:

Осиновые ветки

В мороз вкусней конфетки.       В. Мусатов

Существует народная примета, если листья осины лежат на земле

кверху лицом — зима будет холодной, а если кверху изнанкой

— теплой.

Наступила зима, стоит наша осина без листьев, веточки от мороза

 стали хрупкие, ломкие. Веточки у осины горькие, но их очень

любят зимой грызть зайцы в лесу. Ведь зимой зайцам голодно,

вот они и питаются ветками осины.

Наблюдение за рябиной

Цель: продолжать наблюдение за рябиной зимой.

Ход наблюдения

Сравнить осеннюю и зимнюю рябину по картинке.

Что изменилось? Вспомнить с детьми, как нужно заботиться

о деревьях зимой.

Воспитатель задает детям вопросы.

Что произошло с рябиной?

Почему на рябине нет листьев, но есть ягоды?

Как мы с вами можем сохранить ее от сильных морозов?

Кто питается ягодами рябины?

                               Весна

Наблюдение за сезонными изменениями.

Цели:

— формировать понятия о смене времен года;  дать представление об

особенностях каждого сезона.

Ход наблюдения

Улеглись в полях метели

В белоснежные постели.

 Отдохнуть пришла пора!

У крыльца звенят капели,

Воробьи повеселели,

Гонят зиму со двора!           П. Образцов

Март — первый весенний месяц. Но поглядите в окно: идет снег, ветер

 качает голые сучья деревьев. Все по-зимнему, и не верится, что зима уже

позади. А весна все-таки приближается. Солнце всходит раньше семи часов

 утра и заходит около восьми вечера, значит, день прибавился почти на пять

 часов.

21 марта — день весеннего равноденствия, т.е. день по долготе равен ночи.

Дальше он будет все прибывать, а ночь уменьшаться.

Март — это весна света. Выдаются такие деньки, когда с утра разойдутся

тучи,

 выглянет солнце и осветит укрытую снегом землю. Вот тут-то сразу и

скажешь,

 что метелям и вьюгам приходит конец. Невольно жмуришь глаза, и не

хочется

уходить со двора.

Воспитатель задает детям вопросы.

Перечислите признаки весны.

Какой сейчас месяц?

Что происходит со снегом весной?

Как изменяется жизнь человека весной?

Наблюдение за воробьем

Цели:

продолжать закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о

 знакомой птице — воробье;

обогащать словарный запас художественным словом о воробье;

активизировать внимание и память;

учить видеть изменения в поведении птиц с приходом весны.

Ход наблюдения

В канаве с водою талой

Плещется воробей,

У темной ольхи я встала,

 Смотрю из-за голых ветвей.

Как беззаботный мальчишка,

С головкой он хочет нырнуть...

Задорный, лихой воробьишка

— Боюсь я его спугнуть.

Забыл он и голод, и стужу,

Забыл, как поземка мела.

Он рад нынче солнечной луже

И каплям скупого тепла!

Воспитатель задает детям вопросы.

Какие изменения произошли в жизни воробья с приходом весны?

Где любят жить воробьи — в лесу или по соседству с человеком? Почему?

Кого боятся воробьи?

Чем они питаются весной?

Как люди должны заботиться о птицах?

Наблюдение за ивой

Цели:

знакомить с особенностями деревьев в весеннее время (в каком

состоянии они находятся);

обращать внимание на деревья, пробуждающиеся самыми первыми.

Ход наблюдения

Весна еще не сшила

Лесам, лугам рубашки,

Лишь ива распустила

Кудрявые барашки.

Барашки золотые

 Бегут по тонким веткам,

Веселые, живые,

Как маленькие детки.

В марте—апреле появились на ивовых ветках пухлые почки,

сбросила она с них колпачки, и сережки стали ярко-желтыми,

похожими на цыплят. Цветки прикрыты пушистыми волосками,

защищающими нектаринки от дождя и холода. Шмели летят к

ивам собирать медовый нектар. Иву остролистую в народе

называют вербой.

Наблюдение за сосульками

Цели:

—        знакомить со свойствами воды, различными ее состояниями;

способствовать развитию экологического мышления, эрудиции,

 эмоциональной сферы.

Ход наблюдения

Шаловливые сосульки

Сели на карниз.

Шаловливые сосульки

Посмотрели вниз.

Надоело им свисать,

Стали капельки бросать.

Целый день идет трезвон

 — Кап-кап! Дон-дон!  Ю. Клюшников

Ребята, обратите внимание, что сосульки образуются на солнечной

стороне дома. Откуда произошло слово «капель»? Постойте тихонько

и послушайте, как падают капли.

Пусть каждый ребенок рассмотрит сосульку, потрогает ее руками,

выяснит, какая она — гладкая, шершавая и т.д. Предложите ребятам

посмотреть на окружающий мир через сосульку. Что видно?

Прозрачная она или нет? На что похожа сосулька? Пусть дети выскажут

 свои предложения: почему она такой формы, как образуется острый

кончик? Почему сосульки «растут» кончиком вниз? (Когда капелька

стекает по сосульке, падает вниз, она как бы вытягивается, и кончик

 становится тонким.)

Воспитатель загадывает детям загадку.

Что растет вершиной вниз? (Сосулька.)

Есть примета: длинные сосульки — к долгой весне.

Наблюдение за птицами на участке детского сада

Цели:

учить различать птиц по оперению, размеру, голосу;

развивать наблюдательность, память;

воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.

Ход наблюдения

Трава опять зазеленела,

 И закудрявились леса.

«Весна! Весна! Пора за дело!»

 — Звенят уж птичек голоса.

Сухие прутики, солому,

Кусочки мха они несут

— Все пригодится им для дома,

Чтоб для птенцов создать уют.

И заливаются на ветках

Синицы, воробьи, скворцы,

Ведь скоро в гнездах будут детки

— Их желторотые птенцы.

Воспитатель задает детям вопросы.

Какие птицы прилетают к нам на участок?

Как вы им помогаете?

Какого они размера?

Какую пользу приносят птицы?

Какая у них окраска?

Чем питаются?

Какие изменения в жизни птиц происходят весной?

Как птицы заботятся о своем потомстве?

Каких птиц вы еще знаете?

—        закрепить знания о рябине;

—        отметить, какие изменения произошли с ней весной.

Наблюдение за рябиной

Цели:

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

По каким характерным признакам можно узнать рябину?

Расскажите стихотворение про рябину.

Какие пословицы, поговорки вы про нее знаете?

Когда зацветает рябина?

Кто проведывает первым ароматные цветы рябины? Почему?

В конце апреля, в мае снова оживает наша рябина, просыпается

после зимней спячки. Медленно растут

резные

зеленые листочки, зацветает рябина. Первые гости-пчелы весело

 гудят возле нее. Своим душистым ароматом

она невольно привлекает внимание прохожих.

Наблюдение за сорокой

Цели:

пробуждать интерес к «сказочной персоне» — сороке-белобоке;

учить узнавать птицу по оперению и звуку, который она издает;

обогащать словарный запас художественным словом;

—        воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу-

Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет. (Сорока.)

Всюду я летаю,

 Все на свете знаю,

Знаю каждый куст в лесу,

Новость на хвосте несу.

Может быть, меня за это

И зовут «лесной газетой»?

Что это за птица, как она выглядит?

Вьет ли сорока гнезда, зачем?

Какие заботы у птицы весною?

Как они берегут свое потомство?

Какие звуки произносит сорока? (Ча-ча-ча.)

Наблюдение за ледоходом

Цели:

продолжать формировать обобщенные представления о каждом

 сезонном изменении в неживой природе;

закреплять представление о переходе льда в воду при резком

 изменении температуры.

Ход наблюдения

Снег теперь уже не тот,

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.         С. Маршак

Отметить состояние реки: нагромождение льда и снега; полыньи,

очистившие участки воды, по которым плывут льдинки; цвет воды,

льда. Объяснить слово «ледоход».

Воспитатель загадывает детям загадку и проводит беседу.

Живет — лежит, умирает — бежит.

Зимой греет, весной тлеет.

Летом умирает, осенью оживает.

Всю зиму смирно лежит, весной убежит.

(Ледоход.)

Вспомните, что вы видели в лесу, идя на речку?

Какие признаки весны заметили на участке детского сада?

Как «борются» зима с весной на речке?

В народе говорят: «Как третья хвоя падает, так через две недели и

река пойдет — ледоход».

Наблюдение за осиной

Цели:

закреплять знания об осине;

знакомить с новым явлением — почками.

Ход наблюдения

Ласковое весеннее солнышко пригрело зеленоватый ствол осины. Облетели

с почек блестящие коричневые колпачки, и начали расти мохнатые сережки.

А за ними покачнутся зеленые дрожащие листочки.

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)

Что весной до появления листочков вырастет на дереве?

Вспомните, почему дрожат листья дерева?

Наблюдение за дятлом

Цели:

—        расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках

 птицы и среде ее обитания;

—        формировать реальные представления о жизни птицы.

Ход наблюдения

Дятел длинным языком

Капли сока лижет,

Бабочка, усевшись ниже,

 Пьет прозрачным хоботком.

Муравьи и мошки

По березе гладкой

 Ползут, как по дорожке,

 За капелькою сладкой.

Всех березка напоила,

Вешним соком оделила!

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить

на вопросы.

Кто присел на толстый сук

И стучит: тук-тук, тук-тук? (Дятел.)

Где зимуют дятлы?

Чем любят лакомиться дятлы ранней весной? (Березовым соком.)

Что помогает дятлу доставать насекомых из-под коры

деревьев?

Как дятел строит гнездо?

Как выглядит дятел? Почему дятлов называют «санитарами

 леса»?

Наблюдение за ветром

Цели:

закрепить обобщенные представления о сезонных изменениях;

дать понятие о ветре, его свойствах;

—        определить направление ветра.

Ход наблюдения

Ветер — движение воздуха. Он невидим, но ощутим по дуновению,

движению предметов (качаются деревья, летят листья, бумага и т.п.).

Ветер способствует опылению растений, распространению семян, движению парусных яхт. Помогает человеку переносить сильную жару (подул ветерок

— стало лучше дышать). Одновременно очень сильный ветер приносит

штормы, бури, ураганы, что иногда приводит к разрушению жилья человека, морским кораблекрушениям.

Воспитатель загадывает детям загадку.

Свищет, гонит, вслед ему кланяются. (Ветер.)

Наблюдение за проклюнувшимися почками березы

Цель:

продолжать знакомить с березой, ее особенностями в весеннее время года.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.

Я раскрываю почки

В зеленые листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

 Движения полна,

Зовут меня ... (весна).

Она весну встречает,

Сережки надевает,

Накинута на спинку

Зеленая косынка,

А платьице в полоску.

 Ты узнаешь ... (березку)!

О каком времени года говорится в загадке?

Перечислите признаки весны?

Что это за дерево?

Что произошло с почками?

В каком состоянии находятся деревья весной? пробуждаются.)

Наблюдение за трясогузкой

Цель:

знакомить с трясогузкой, внешним видом, средой ее обитания.

Ход наблюдения

Трясогузка, трясогузка

Полосатенькая блузка!

Я тебя всю зиму жду

 — Поселись в моем саду!

И за ставенькой резной

Свей гнездо свое весной.

Трясогузка — стройная и грациозная. Спинка и бока серые,

брюшко белое, верхняя часть грудки, хвост и крылья черные,

блестящие, украшенные по краям белыми прыжками. Прилетает

ранней весной, вьет гнезда по берегам рек и озер из соломинок и

тонких веточек, устилает пухом. Питается живым кормом.

Воспитатель задает детям вопросы.

Как выглядит трясогузка?

Чем питается?

Когда прилетает в наши края?

Как заботится о своем потомстве?

Чем птицы заняты весной?

Весною дел у птиц немало:

 Встала птаха поутру,

Целый день она летала

И ловила мошкару.

Сядет с мошкою на ветку,

Тихо пискнет: «Я, мол, тут!»

Знает, маленькие детки

С нетерпеньем маму ждут.

Наблюдение за солнцем

Цель:

 помочь обнаружить связи между теми или иными  признаками

 погоды, сезонными изменениями в жизни растительного и животного

мира, влиянием солнца на живую и неживую природу.

Ход наблюдения

Люди добрые, солнцу красному,

Лику ясному

Поклоняйтеся, улыбайтеся

Распрекрасному.                     В. Брюсов

Важнейшим фактором, определяющим погоду, является солнце

— источник жизни, света и энергии. Весной солнце начинает

подниматься все выше и выше, тем сильнее оно греет землю,

поэтому погода теплее.

Воспитатель задает детям вопросы.

Когда вы возвращаетесь с прогулки, замечаете, где находится

солнце?

Почему вы чувствуете, что весна уже наступила?

Что происходит с растениями, когда солнце ярко и долго светит?

 

Наблюдение за тополем

Цели:

 продолжать знакомить с деревьями на участке;

формировать представления о внешнем виде тополя весной.

Ход наблюдения

Воспитатель подводит детей к дереву, задает вопросы.

Как называется это дерево?

А как вы узнали?

Какие части тополя вам знакомы?

Весной на тополях набухают крупные почки. Когда клейкая оболочка

 упадет с них на землю, раскрываются пахучие блестящие листочки.

Листья распускаются быстро и буйно. С утра дерево еще без листвы,

а в полдень крона блестит и переливается развернутыми листьями.

Тополиные листья свисают вниз на длинных черешках, слегка сжатых

с боков, ' поэтому листья очень подвижны: трепещут и дрожат, даже

при легких порывах ветра. Тополя чаще других деревьев сажают в

городах, потому что они прекрасно очищают воздух от пыли и копоти

и выделяют в атмосферу кислорода больше, чем другие деревья.

Один тополь вырабатывает его столько, сколько три липы, четыре

сосны, семь елей. Они неприхотливы и быстро растут.

Наблюдение за погодой

Цели:

- формировать представление о том, что изменения в природе

 весной связаны с вращением Земли вокруг

Солнца; — закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

Ход наблюдения

Ласточка примчалась

Из-за бела моря.

Села и запела:

«Как февраль не злися,

Как ты, март, не хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик —

Все весною пахнет».

А. Майков

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весной.)

Что изменилось с приходом весны?

Что стало чаще появляться на небе?

Что изменилось на огороде?

Как вы думаете, почему снег не везде растаял, а маленькими

клочками?

Предложить детям объяснить, как они понимают поговорку

«Зима весну пугает, да сама тает»?

Наблюдение за майским жуком

Цели:

расширять знания и представления об особенностях внешнего

вида майского жука;

воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.

Ход наблюдения

Чок-чок-чок-чок!

Прилетел в сад жучок.

На березу сел

— Все листочки съел.

Позову скворцов

 Со всех концов,

Позову грачей

— Летите скорей!

Жука проглотите

И мой сад спасите!

Воспитатель задает детям вопросы.

Как выглядит майский жук?

Как он передвигается?

Где живет майский жук?

Чем питается майский жук?

Почему майских жуков называют вредителями лесов и садов?

Какие враги есть у майских жуков?

Где зимуют майские жуки?        

Майские жуки крупные, похожи на гладкие коричневые желуди.

Майские жуки опасные вредители.

Особенный вред приносят их личинки: они живут в почве и питаются

корнями растений. Живут личинки майских жуков долго

— три-четыре года. А вот век майских жуков короткий. Весной

они откладывают

яйца и вскоре погибают.

У майских жуков в природе есть враги: летучие мыши и совы ловят

 их, а вороны, скворцы и грачи уничтожают личинок в почве.

Помогают лесам в борьбе с вредителями лисы, медведи, ежи

— все они не прочь полакомиться жирными личинками и жуками.

Наблюдение за цветником

Цели:  

продолжать наблюдение за ростом и развитием цветов;

закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их,

пропалывать.

Ход наблюдения

Мне не нужен огород, ягода клубника — Лучше клумбы разобью,

пусть растет гвоздика. Посажу тюльпан, нарцисс, розу, незабудку.

Ты зайди, не поленись, в сад мой на минутку. Первый опыт у меня

не совсем удачен, Но тюльпаны, посмотри, выросли на даче! Быть

садовником хочу, когда стану взрослым, Буду разводить цветы, хоть

 это и непросто.

Воспитатель задает детям вопросы.

Ребята, как называются цветы, которые мы посадили?

Что надо сделать, чтобы наши семена взошли?

Почему некоторые растения называют однолетними, двулетними

и многолетними?

Наблюдение за облаками

Цели:

—        побуждать к высказыванию собственных догадок,

предположений о причинах тех или иных явлений;

—        закреплять знания о неживой природе.

Ход наблюдения

Могу я бесконечно

Смотреть на небеса,

Но шлепнул дождик в речку,

И скрылись чудеса.          А. Сиголаев

По состоянию облаков можно предсказать погоду. Когда они плывут

высоко в небе и имеют небольшие размеры — жди хорошую погоду.

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Облака.)

Из чего состоят облака?

Всегда ли они бывают одинаковыми?

Чем отличаются облака в солнечную погоду?

Наблюдение за божьей коровкой

Цели:

расширять знания и представления об особенностях внешнего

 вида божьей коровки;

воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.

Ход наблюдения

Божья коровка, алая спинка,

Уцепилась ловко коровка за травинку.

Вверх неспешным ходом

Ползет по стебельку

К пахнущему медом

Яркому цветку.

Поедает быстро

Коровка вредных тлей,

И цветок душистый

Спасибо скажет ей!

Воспитатель загадывает детям загадку и предлагает ответить

на вопросы.

Всех жуков она милей,

Спинка алая у ней,

А на ней кружочки —

Черненькие точки. (Божья коровка.)

Как выглядит божья коровка?

Как она передвигается?

На кого охотятся божьи коровки?

Где они живут?

Какую пользу приносят божьи коровки?

Где зимуют?

.

Какие стихи, загадки, песни вы знаете о божьей коровке?

У божьей коровки выпуклое овальное тело, ярко-красная или

оранжевая спинка, украшенная черными точками. Божья коровка

умеет ловко ползать, а может и летать, даже на большие расстояния:

у нее есть маленькие крылышки, а под ними жесткие коричневые

полупрозрачные подкрылья.

Окраска божьей коровки — предостерегающая. Птицы знают, что

насекомые с такой окраской — несъедобные.

Божьи коровки поедают огромное количество тли, любят угоститься

червеедами, паутинными клещиками, личинками жуков-листоедов.

Божья коровка — хищник, она поедает других насекомых, очень

вредных для сельского хозяйства, и поэтому приносит людям большую

пользу.

На зиму божьи коровки прячутся в щелках коры деревьев, в сухих

корягах или зарываются в землю.

Наблюдение за одуванчиком

Цель:

 развивать познавательную активность в процессе формирования

 представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора,

применения.

Ход наблюдения

Желтая головушка,

Розовая ножка.

Одуванчик-солнышко

Подержу в ладошке.

 Появилось солнышко

В мае на лугу,

На него любуюсь,

Очень берегу.

Жаль, недолго солнышко

Будет золотым,

Побелеет солнышко

— И расстанусь с ним.                    В. Мирясова

Одуванчик назван солнышком, потому, что его цветок желтого цвета,

круглый и похож на солнышко. Сначала

 появляется зеленый бутон, который раскрывается в желтый цветок,

затем на месте лепестков появляются белые

пушинки — зонтики, с помощью которых ветер разносит семена

цветка.

Одуванчик лекарственный — многолетнее травянистое растение,

произрастает по всей территории нашей

 страны. Сырьем являются корни. Отвар корней одуванчика

применяется в качестве горечи для возбуждения

 аппетита и улучшения пищеварения. Корни и корневища можно

заготавливать только после созревания и

осыпания семян, часть корней и корневищ желательно оставлять в земле для

возобновления растений.

Наблюдение за комаром

Цели:

—        расширять представления об особенностях внешнего вида комара;

—        формировать реалистические представления о природе.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Очень маленький на вид,

Надоедливо звенит.

Прилетает вновь и вновь,

Чтобы выпить нашу кровь. (Комар.)

Как выглядит комар?

Как он передвигается?

Есть ли у комаров уши?

Чем питаются комары?

Почему возле рек, прудов и болот всегда много комаров?

Почему комаров называют вредными насекомыми?

Какие враги есть у комаров?

Какие загадки и сказки о комарах вы знаете?

Надо мной комарик вьется

И звенит, звенит, звенит,

Кровушки моей напьется

И в окошко улетит.

У комара тонкое тело, слабые ноги и два брюшка. На голове комара есть

 хоботок, которым он прокалывает тело жертвы и сосет кровь, а также пара

маленьких усиков. У комаров есть «уши», которые находятся в усах.

Комары-самцы питаются сладким нектаром цветов и соком растений, а

самки сосут кровь.

Комары — вредные насекомые, так как разносят опасные болезни.

Лягушки и жабы помогают побеждать кровожадных насекомых, питаются

комарами стрекозы и птицы.

Наблюдение за стрекозой

Цели:

расширять знания о внешнем виде стрекозы;

воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.

Ход наблюдения

Склонились низко лозы

Над гладью тихих вод,

Мы, быстрые стрекозы,

 Здесь водим хоровод.

Без всякого усилья

Скользим мы над водой,

 Сверкают наши крылья

Прозрачною слюдой.

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

У нее четыре крыла,

 Тело тонкое, словно стрела,

И большие-большие глаза.

Называют ее ... (стрекоза).

Как выглядит стрекоза?

Как она передвигается?

Почему у стрекозы огромные глаза и короткие усики?

Где живет стрекоза?

На кого она охотится?

Чем питается?

Есть ли враги у стрекозы?

Какие стихи, загадки, сказки о стрекозе вы знаете?

У стрекозы четыре сетчатых крыла, длинное стройное брюшко.

 Стрекоза летает быстро, ловко, увертливо, а ее удлинейное тело,

словно руль, помогает ей сохранить нужное направление в полете.

У стрекозы огромные глаза, помогающие ей высматривать добычу,

а усики короткие, почти незаметные. Они большой роли в их жизни

не играют.

Стрекоза — хищное насекомое. Она питается мошками, комарами,

жучками, которых хватает на лету цепкими лапками,

Осенью стрекозы прячутся под сухой листвой, забиваются в щели коры или

старые гнилые коряги, спят до весны.

Наблюдение за мать-и-мачехой

Цель:

развивать познавательную активность детей в процессе формирования

 представлений о лекарственных растениях,

 правилах их сбора, хранения и применения.

Ход наблюдения

Мать-и-мачеха обыкновенная — многолетнее травянистое растение.

Растет на береговых обрывах, в оврагах. Сырьем являются листья.

 Настой листьев мать-и-мачехи применяется как отхаркивающее

средство.

Пригрело весеннее солнышко и рассыпались на проталинках

круглые золотые монетки. «Весну цветов открывает сверхранний

 первенец — мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на

солнечных глинистых оврагах и распускается раньше всех трав

— до выставки ульев, вылета первых пчел, до ледохода»

- Так высказывался о мать-и-мачехе фенолог и писатель Д. Зуев.

Почему же цветок получил такое название? Да потому, что

 нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками.

 Если погладишь ее  рукой, ощутишь мягкость и тепло.

 Словно приласкала тебя ласковая матушка.

А верхняя часть листа гладкая, холодная, словно прикосновение

суровой мачехи.

Нельзя вырывать растение с корнями, так как такие «заковки»

ведут к полному уничтожению растений. Нельзя срывать или

 срезать полностью листья с одного куста. Лекарственные

растения следует собирать строго в указанные календарные сроки.

 

Наблюдение за бабочкой

Цели:

на основе непосредственного восприятия формировать знания о

характерных особенностях внешнего вида бабочки;

воспитывать доброе отношение к живым объектам, выделяя

признаки живого.

Ход наблюдения

Звенят ручьи в апреле, Ласкает солнце нас.

На луг мы прилетели

И здесь танцуем вальс.

Мы крылышки расправим —-

Красив на них узор.

Мы кружимся, порхаем —

Какой кругом простор!

Душистыми цветами

Весна встречает нас,

И кажется, что с нами

Весь луг танцует вальс!

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить

на вопросы.

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (Бабочка.)

Как выглядит бабочка?

Как она передвигается?

Чем питается бабочка?

Какую пользу приносит?

Есть ли дом у бабочки?

Есть ли у нее враги?

Какие стихи, загадки, песни, сказки о бабочке вы знаете?

У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками.

Тело бабочки тоже покрыто чешуйками и волосиками. У нее

ороткие усики и большие глаза. Спирально свернутый прозрачный

хоботок бабочки — ее рот. Перелетая с цветка на цветок, бабочки

 собирают нектар и опыляют растения. Маленьких бабочек

называют мотыльками. У бабочек есть враги — птицы и пауки.

 

Богатырёва Ольга Викторовна, воспитатель

             МАДОУ МО г.Нягань «Детский сад №6 «Рябинка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект наблюдения с детьми дошкольного возраста за солнцем

прогулка с детьми дошкольного возраста средней группы наблюдение за изменениями в природе в разное время года, наблюдение за птицами в разное время года...

Картотека наблюдений осенью старший дошкольный возраст

Картотека наблюдений осенью старший дошкольный возраст...

Консультация для родителей" Весенние познавательные прогулки – наблюдения с детьми дошкольного возраста"

Даже самый рассеянный человек не сможет не заметить весенних изменений в природе и пробуждения ее от зимнего сна. Объектов для наблюдения весной великое множество. Это и пробивающаяся травка на протал...

консультация для родителей «Летние прогулки – наблюдения с детьми дошкольного возраста»

Итак, у природы есть четыре разных характера — четыре времени года. И мы с вами прямо сейчас отправляемся в интереснейшее путешествие в зеленую страну под названием Лето.Насекомые летомНе каждый...

Осенние прогулки – наблюдения с детьми дошкольного возраста.

Осенние прогулки-наблюдения с детьми дошкольного возраста....

Консультация для родителей и педагогов ДОУ на тему :«Организация наблюдений с детьми дошкольного возраста за кормушкой в зимний период во время прогулок».

Наблюдения – это важный источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы, обобщать. Важную ценность имеют повторные, систематические наблюде...

Картотека наблюдений для старшего дошкольного возраста. (март, апрель, май)

Картотека наблюдений на весенние месяцы. Для старшего дошкольного возраста...