« Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного возраста » Исследовательская деятельность в природе с детьми старшего дошкольного возраста. 12 апреля - День Космонавтики
материал (средняя группа)
« Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного возраста »
Исследовательская деятельность в природе с детьми старшего дошкольного возраста.
12 апреля - День Космонавтики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская деятельность | 20 КБ |
« Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного | 17.7 КБ |
12 апреля | 1.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность в природе с детьми старшего дошкольного возраста.
Воспитатель
МАДОУ «Детский сад №33»
первой квалификационной
категории Мысовская Наталья Николаевна
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Большую роль в экологическом воспитании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения неэффективен без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Нельзя изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. Работа по экологическому воспитанию дошкольников, должна быть основана на интеграции экологического воспитания во все виды деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.
Изучение природных объектов не возможно без наблюдения и исследований, но важно соблюдать принцип системности, последовательности.
Цель: познакомить воспитанников с природным объектом-дерево, изучить этапы развития деревьев.
Задачи:
1. Продолжать формировать представления детей об изменениях в природе в разные сезоны года.
2. Закрепить знания о характерных признаках деревьев.
3. Вызвать интерес к процессу наблюдения и исследования объектов природы.
4. Воспитывать бережное отношение к деревьям как живым объектам природы.
5. Воспитывать трудолюбие, развивать трудовые навыки
1. Знакомство с деревом.
Цель: познакомить воспитанников с природным объектом-дерево.
Методические приёмы: игровая мотивация, приход игрового персонажа белки, художественное слово, беседа, наблюдение, обследование, продуктивная деятельность (зарисовывание), беседа, чтение художественной литературы, экспериментирование, подвижная игра, вопросы к детям.
Вопросы для изучения с воспитанниками:
Изучить строение дерева. Для чего дереву нужны листья, корни, ствол, кора?
Измерить высоту и толщину небольшого дерева;
Сравнительный анализ деревьев участка. Какие деревья выше или ниже? Тоньше или толще? Какие деревья по размеру относительно других предметов (дома, люди т.д.)
Есть ли у дерева «соседи» (кто бегает рядом с ним, растет рядом, прилетает к нему?) Изучить территорию рядом с деревом.
Видовое разнообразие деревьев. Понаблюдать за деревьями разных пород, чем они отличаются. Закрепить представления о породах деревьев.
Вместе с детьми составить план участка, на котором растут деревья. Отметить, какие растут деревья, его соседи, детский сад, дома?
- выяснить, растут ли такие деревья возле дома детей?
- зарисовать объект наблюдений, его окружение.
Подвижная игра «1,2,3, что назову, туда беги. (дерево, куст)
Экспериментирование с разными материалами «Тонет, не тонет»
Деятельность в групповом помещении
Завести дневник наблюдений за деревьями. Нарисовать схематично, предавая характерные особенности ствол и ветви изучаемых деревьев
2. Изучаем соцветия деревьев.
Цель: познакомить воспитанников с видовым многообразием соцветий деревьев
Методические приёмы: игровая ситуация, художественное слово, беседа, наблюдение, обследование, продуктивная деятельность (аппликация), беседа, экспериментирование, дидактическая игра, вопросы к детям.
Вопросы для изучения с воспитанниками:
- сколько лепестков в соцветии?
- погладить листок руками, рассмотреть через лупу.
- потрогать кончик лепестка (острый он или тупой, мягкий или твердый).
- какой край лепестка ровный или с зубчиками?
- какого цвета соцветие?
- какой запах у соцветия?
- как соцветия прикрепляются к ветке?
- выяснить, что будет после соцветия?
Дидактическая игра «С какого дерева цветочек?»
Деятельность в групповом помещении
Продолжать работу по составлению дневника наблюдений за деревьями, зарисовать соцветия.
3. Изучаем листья.
Цель: познакомить воспитанников с видовым многообразием листьев деревьев
Методические приёмы: игровая мотивация, приход игрового персонажа гусеницы, художественное слово, беседа, наблюдение, обследование, продуктивная деятельность (зарисовывание), беседа, музыкальное упражнение, слушание музыкального произведения вопросы к детям.
Вопросы для изучения с воспитанниками:
1. Вспомнить, сколько листьев на дереве зимой и сколько в момент наблюдения?
2.Погладить листок руками, рассмотреть через лупу.
3. Обследование листьев разных деревьев
- потрогать кончик листа (острый он или тупой, мягкий или твердый).
- какой край листа ровный или с зубчиками?
- какого оттенка цвет листьев у разных деревьев?
- какой запах у листьев?
- как листья прикрепляются к ветке?
4. Изучаем кору и ствол.
Цель: познакомить воспитанников с видовым многообразием коры и ствола деревьев
Методические приёмы: игровая мотивация, приход игрового персонажа белки, художественное слово, беседа, наблюдение, обследование, продуктивная деятельность (зарисовывание), беседа, тактильная игра, вопросы к детям.
Вопросы для изучения с воспитанниками:
Исследовать ствол и кору разных дерев.
- найти место, где ствол дерева самый широкий, а где самый узкий.
- определить, какая кора (теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая).
- определить запах коры.
Исследовать следы, оставленные человеком.
- определить, есть ли на коре следы, оставленные человеком (ободранная кора, царапины от ножа, сломанные ветки). Кто мог это сделать и зачем? Может ли дерево залечить эти раны? Как помочь дереву?
Тактильная игра «Угадай наощупь, какого дерева кора»
Деятельность в групповом помещении
Продолжать работу по составлению дневника наблюдений за деревьями, раскрасить ствол и ветви деревьев, нарисованных на первом занятии.
5. Кто лучшие друзья дерева?
Цель: познакомить воспитанников с особенностями жизнедеятельности деревьев разных пород
Методические приёмы: игровая мотивация, приход игрового персонажа птички, художественное слово, беседа, наблюдение, обследование, продуктивная деятельность (зарисовывание), беседа, разбор проблемных ситуаций, вопросы к детям.
Вопросы для изучения с воспитанниками:
Отметить, как развиваются деревья одной породы, растущие в разных условиях (солнечная и теневая стороны)
Наблюдение за почвой (мягкий грунт и твёрдый)
Рассказать о вреде, который могут наносить насекомые и пользе птиц. Организовать наблюдение
Разбор ситуаций «Что произойдёт, если все птички улетят?»,
Деятельность в групповом помещении
Продолжать работу по составлению дневника наблюдений за деревьями, отметить, уход за деревьями, друзей и врагов деревьев. Рассматривание иллюстраций. Изготовление коллажа «Дерево и его друзья»
Изучаем плоды деревьев.
Цель: познакомить воспитанников с плодами деревьев разных пород
Методические приёмы: игровая мотивация, приход игрового персонажа птички, художественное слово, беседа, наблюдение, обследование, продуктивная деятельность (зарисовывание), беседа, трудовая деятельность (сбор урожая), вопросы к детям.
Вопросы для изучения с воспитанниками:
Изучаем плоды разных деревьев.
- какой формы плоды?
- погладить плод руками (гладкий или шершавый, мягкий или твердый).
- какого цвета плод?
- какой запах у плодов?
- рассмотреть плод в срезе.
- как плоды прикрепляются к ветке?
- отметить время появления плодов, время, когда собирают урожай.
3. Объяснить, что плоды деревьев могут быть не съедобны для человека, но съедобны для животных
4. Вспомнить вкусовые качества плодов
Итоговый опрос воспитанников «Что мы узнали о деревьях», д.и. «Чей листочек», «Дерево и его плод», игровая ситуация «Друзья деревьев»
Деятельность в групповом помещении
Продолжать работу по составлению дневника наблюдений за деревьями, сделать аппликацию в «Дерево с плодами».
Предложить родителям воспитанников собрать природный материал (косточки, шишки, сухие листья для изготовления поделок и аппликаций). Организация выставки творческих работ «Это чудо нам подарило дерево».
Список использованной литературы:
1.Виноградова Н.В. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. Пособие для воспитателей. М., 1978;
2.Кравченко И.В, Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие.- М.: ТЦ «Сфера». 2010.
3.Николаева Н.С. Программа. Юный эколог. Система работы с детьми 2-4 лет. М.: Мозаика - Синтез, 2010 г.
4.Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика - Синтез, 2009 г.Мозаика - Синтез, 2010 г.
Предварительный просмотр:
« Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного возраста »
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающий мир. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. В процессе экспериментирования дошкольник может почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Тем самым, толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.
Цель работы: углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе посредством детского экспериментирования.
Задачи:
- Изучить экспериментирование как средство познания окружающего мира
- создать условия для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования.
- Обеспечить самостоятельное проведение опыта детьми (с небольшой подстраховкой воспитателя), соблюдение техники безопасности.
- Развивать чувственный аппарат (обоняние, осязание, слух, зрение, вкус). Развивать память, внимание, мышление, речь. Способствовать развитию интеллектуальных способностей: наблюдательность, сравнение, отличия, познания причины и т.д.
- развивать интеллектуальные способности, прогнозирование, планирование, построение гипотезы. Развивать познавательную активность.
Развивать самостоятельность детей в постановке целей, прогнозирование событий, принимаемых действий. Поощрять оригинальность и выразительность решений
В процессе экспериментирования дошкольник может почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Тем самым, толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков. Детское экспериментирование является источником нового опыта, впечатлений, информации, тесно связано со всеми областями образовательной деятельности.
В области познания - элементарные опыты и эксперименты направлены на то, чтобы помочь ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Опыты помогают глубже осмыслить явления, которые происходят в окружающем мире, выяснить связи между ними, способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предложения, делать выводы. Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. У ребенка развивается наблюдательность, ведь наблюдение - непременная составная часть любого эксперимента. С его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции.
Развитие речи (коммуникация) – умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе (социализация) и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
Трудовые действия (область труд) – без выполнения трудовых действий эксперимента не бывает. Наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой стороны — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.
Проведение эксперимента однозначно должно быть безопасным для ребенка. Тем самым, дети, участвуя в эксперименте, учатся безопасному поведению
при проведении работ (безопасность).
Укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности, а также за счет того, что часто эксперименты проводятся на свежем воздухе, дети выполняют определенные действия с нагрузкой (здоровье, физическая культура).
Изобразительная деятельность(художественное творчество) – развитие изобразительных способностей способствует более точному отображению результата эксперимента и наоборот, чем глубже ребенок изучит объект, тем точнее передаст его детали во время изобразительной деятельности. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время, чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность воспроизвести увиденное.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы и с музыкальным воспитанием.
В группах можно создать лаборатории – место, где дети самостоятельно или совместно с воспитателем могут заниматься исследовательской деятельностью. Все оборудование для проведения опытов должно быть безопасно. Это могут быть:
-разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
-природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
-утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки;
-разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
-красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
-прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
Воспитатель имеет предметы, которыми пользуется сам при проведении сложных опытов: пробирки, спиртовка, стекло. Он собирает интересные сведения, загадки, ситуации, которые может предложить детям в тот или иной момент. Содержание опытов должно быть интересным детям, доступным возрасту.
- Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
- Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Звездное небо
Планеты Солнечной системы
Венера Марс Земля Луна Сатурн Юпитер Уран Солнце Меркурий Плутон Нептун
С.П. Королёв Cергей Павлович Королёв - ученый, работавший в области ракетной и ракетно-космической техники. С.П. Королёв — выдающийся конструктор. Он по праву является отцом отечественной ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей наше государство передовой ракетно-космической державой.
Кто первый полетел в Космос? Первой полетела в космос собака Лайка. Она провела на борту искусственного спутника несколько суток, но ее не смогли вернуть на Землю. В августе 1960 года в космическое путешествие отправились собаки Белка и Стрелка. На корабле были также мыши, насекомые и семена. После полета животные вернулись на родную планету и чувствовали себя прекрасно. Собаки-космонавты: Звездочка, Чернушка, Стрелка и Белка (фото 1961 г.).
12 апреля 1961 года, на корабле «Восток» отправился в открытый космос Юрий Гагарин, став космическим первопроходцем для всего человечества. 108 минут проведенные им в космосе открыли дорогу другим исследователям космического пространства. За короткий срок с момента первого полета в космос человек посетил Луну, исследовал почти все планеты Солнечной системы, но тот первый полет был самым трудным и опасным. Уверенность и оптимизм, стремление к покорению космоса преодолели все преграды. Обращаясь ко всем жителям Земли, перед стартом 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич сказал: " Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов! Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Первый виток вокруг Земли космического корабля с человеком на борту был заслугой многих и многих людей и в первую очередь генерального конструктора космических кораблей Сергея Павловича Королева.
Юрий Гагарин
Подготовка космонавтов
Первый выход человека в открытый Космос 8-19 марта 1965 года Алексей Архипович Леонов совместно с П.И. Беляевым совершил полет на КК "Восход-2" в качестве 2-го пилота. 18.03.1965 г. Леонов впервые вышел в космическое пространство, удалился от КК на расстояние 5 м и провел в открытом космосе вне шлюзовой камеры 12 мин. 9 с.
Первая женщина-космонавт Валентина Терешкова 16–19 июня 1963 года совершила космический полёт в качестве пилота космического корабля «Восток-6» продолжительностью 2 суток 23 часа. Это был первый в мире полёт женщины-космонавта.
Ракеты взлетают в Космос.
МКС - Международная космическая станция Международная космическая станция является самым крупным космическим объектом среди всех, которые были сделаны руками человека. Если вписать станцию в прямоугольник, то этот прямоугольник будет превышать площадь футбольного поля. Хотя конечно лишь небольшая часть этого прямоугольника будет заполнена отсеками, где живут люди. Станция настолько огромна, что ее невозможно было запустить в космос целиком за один раз.
Космодром Байконур имени С.П. Королева
Управление стыковкой российского транспортного пилотируемого корабля "Союз ТМА-12" с Международной космической станцией.
Выход в открытый Космос в наше время.
Мы живем на планете Земля. ЗЕМЛЯ, третья от Солнца большая планета Солнечной системы. Площадь поверхности Земли 510,073 млн. км2, из которых примерно 70,8% приходится на Мировой океан. Суша составляет соответственно 29,2% и образует шесть материков и острова. Горы занимают свыше 1/3 поверхности суши. Пустыни покрывают около 20% поверхности суши, саванны и редколесья — около 20%, леса — около 30%, ледники — свыше 10%. Значительная часть северных территорий представляет собой вечную мерзлоту. Велика наша Земля. Многообразна ее природа, несметны богатства ее недр. И вместе с тем огромная Земля — лишь одна из планет, обращающихся вокруг Солнца. Солнце по сравнению с Землей — гигантский раскаленный шар. Наша планета Земля до сих пор изучена не полностью. Что ждет Землю в будущем? На этот вопрос можно ответить лишь с большой степенью неопределенности, абстрагируясь как от возможного внешнего, космического влияния, так и от деятельности человечества, преобразующего окружающую среду, причем не всегда в лучшую сторону.
Вот такая наша планета – Земля.
Береги нашу планету Земля. Ты можешь удивиться, Узнав, - Земля наш общий дом! Живут в ней звери, птицы И мы с тобой живем. Земля – наш дом огромный, В ней много этажей Для жителей подводных И для лесных ужей. Для всех квартир хватило: Для буйволов и коз, Для сов и крокодилов Для зайцев и стрекоз. Земля – наш дом огромный, И пусть сооружен Он не из плит бетонных, Но суть совсем не в том. А в том, что мы соседи, И мы должны сберечь Оленей и медведей. Об этом наша речь! Береги свою планету! Есть одна планета-сад. В этом космосе холодном Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелетных. И стрекозы только тут В речку смотрят удивленно. Береги свою планету – Ведь другой на свете нет!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природоведческая литература как средство развития интереса к живой природе у детей старшего дошкольного возраста
Природоведческая литература для детей появилась поздно. В конце XVIII в. журнал Н. И. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» первым стал публиковать очерки о природных явлениях и даже с...
Учебно-методическое пособие: "Программа формирования представлений о неживой природе у детей среднего дошкольного возраста".
Программа расчитана на средний возраст, формирует представления о неживой природе через игры-экспериментирования. Содержит цели, задачи, представления детей, которые должны быть сформированы, пл...
Перспективное планирование в системе педагогического взаимодействия, направленного на формирование интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного возраста.
Перспективный план работы с детьми среднего дошкольного возраста на год по экспериментированию в неживой природе...
Игровые педагогические технологии как средство формирования интереса к классической музыке у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
в стать описаны формы и методы работы с дошкольнками по развитю предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений классической музыки....
Экспериментирование как метод формирования представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментирование как метод формирования представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста....
Картотека опытов для ознакомления с живой и неживой природой для детей старшего дошкольного возраста
Экспериментирование – один из более успешных способов ознакомления дошкольников с миром живой и неживой природы....
Картотека опытов для ознакомления с живой и неживой природой для детей старшего дошкольного возраста
Экспериментирование – один из более успешных способов ознакомления дошкольников с миром живой и неживой природы.Экспериментально-опытническая деятельность доступна детям уже с дошкольного возрас...