Семинар-практикум
электронный образовательный ресурс (средняя, старшая, подготовительная группа)

Гаврилова Парасковья Николаевна

выступление для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon syuzhetno-rolevye_igry_2018_aprel_eff.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ №84 «Снегурочка»

Семинар- практикум для воспитателей:

«Сюжетно-ролевые игры в системе дошкольного возраста»

                                                               

                                                          Воспитатель: Гаврилова П.Н.

г. Улан-удэ

апрель – 2018г.

Цель: Повысить педагогическую компетентность воспитателей по организации игровой деятельности, познакомить с особенностями сюжетно-ролевой игры (образовательная область «Социализация») в примерной основной общеобразовательной программе в соответствии с ФГТ к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Сформировать у педагогов понимание роли игры как основной деятельность детей, в которой усваиваются основные нормы поведения в обществе, закрепляются и переосмысливаются полученные из разных источников знания.

Задачи:

1. Вооружить воспитателей теоретическими навыками особенностей организации сюжетной игры.

2. Закрепить возрастные особенности развития сюжетно- ролевой игры.

3. Познакомить воспитателей с особенностями сюжетно-ролевой игры в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» в соответствии с ФГТ к структуре ООПДО.

4. Разработать рекомендации для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры; по развивающей среде в ДОУ для успешного развития с/ролевой игры».

5. Практическая отработка организации сюжетно-ролевых игр.

6. Определение наиболее эффективных форм работы с семьей по формированию сюжетно-ролевой игры.

Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и деятельности взрослых, стремление подражать ей.

Врожденные свойства ребенка: безотчетное стремления понимать окружающее, и стремление к подражанию. Ребенок обращается к взрослому с вопросами, многократно повторяет одни и те же действия.

Игра для ребенка - это не просто забава, это вид деятельности, в процессе которой строится его личность. Когда дети играют в игру, в ней отражается окружающая жизнь. Таким образом, игра развивает творческое отношение ребенка к жизни, дает ему новые знания и опыт. В игре ребенок познает мир, дает выход своим эмоциям и энергии, открывает для себя что-то новое, учится общаться с другими людьми.

В какой-то степени, в игре ребенок учится распоряжаться собственными силами, рассуждать и думать над своими поступками, преодолевать первые трудности и чувствовать свою ответственность. В игре ребенок проявляет черты своего характера. И здесь родители смогут наглядно увидеть за какие черты характера ребенка можно хвалить и на какие негативные черты нужно особо обратить внимание. Можно сказать, что игра - это первая школа малыша. Ребенок выбирает роли для себя в игре.

Руководя игрой, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, использует ее в целях умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Иногда знания и представления о труде людей, о конкретных действиях, взаимоотношениях оказываются недостаточными, и возникает необходимость в их пополнении. Потребность в новых знаниях выражается в вопросах детей. Воспитатель отвечает на них, прислушивается к разговорам во время игры, помогает играющим установить взаимопонимание, договоренность.

Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями. Содержание игр определяется только окружающей жизнью. Игра затрагивает все стороны личности ребенка, в ней живо работает мысль, она богата эмоциями, требует активной деятельности, волевых усилий.

Игра возникает тогда, когда у детей есть яркие, конкретные представления. Но необходима еще заинтересованность детей, тема игры должна затрагивать эмоции ребенка.

В младшем дошкольном возрасте дети подражают отдельным действиям окружающих людей, в старшем – стремится передать характерные черты изображаемого человека, его переживания (игры «Семья», «Детский сад», «Школа», «Театр», «Моряки», «Космос» и т.д., «Зоопарк», «Библиотека», «Магазин», «Железная дорога», «Музей»)

Связь игр с занятиями.

Занятия должны быть содержательными, эмоциональными. Если же занятия оставляют детей равнодушными, то сведения, полученные на них, не используются в играх.

Связь игр с конструированием:

Роль шофера, машиниста, директора магазина – необходимо соорудить постройку для этого.

Иметь бросовый материал для изготовления деталей (коробки, катушки, карточки). Игра в «Железную дорогу» - расширение словарного запаса: станция, платформа рельсы, шпалы, проводник, пассажиры.

К концу дошкольного возраста слово приобретает новое значение: дети начинают словами создавать целые эпизоды игры. Иногда вся игра создается словами.

Игра объединяет разные виды деятельности: изобразительную (конструирование), составление рассказов. На основе знакомства с окружающим в игре осуществляется воспитание творческих способностей ребенка, его моральных качеств.

Игра служит средством всестороннего развития, и в то же время в ней видны результаты воспитательной работы. Воспитатель влияет на игру через всю воспитательную работу, через занятия, беседы, экскурсии. Дети затевают иногда и плохие игры, вредные для здоровья, развивающие дурные чувства. Например, в «пьянки», «Бандиты». Такие игры надо прекращать, объясняя детям, что бандиты, шпионы – наши враги. Надо внушить детям отвращение к пьянству, к ссорам, к грубости. В игре детям надо помогать, если воспитатель видит, что дети не могут договориться друг с другом, что у них не ладится игра.

Но, помогая детям, не надо делать за них то, что они могут сделать сами.

Для того чтобы не портить детям настроение, не мешать их игре, воспитатель обращаться к ним, как к людям, которых они изображают (А не «пора обедать, кончайте игру»).

Вопросы:

- Почему дети играют мало?

- Роль игры в образовательном процессе (сюжетно - ролевом);

-Психологическая структура игры как деятельности? (игровой замысел, роль, воображаемой ситуации «игрушка, предмет», «Правила вносимые детьми»)

- Воспитательное значение сюжетной ролевой игры.

В игре ребенок живет не только как член узкого семейного коллектива, но как член общества, устанавливая связи с широкими сферами его жизни.

В игре происходит формирование ребенка, прежде всего как члена общества. Всякая ролевая игра представляет собой в миниатюре общественную жизнь взрослых людей.

Игра и труд. В игре не происходит реального изменения в вещах и нет получения нового практического результата. В игре нет изменения вещей, нет связанного с этим нового материального результата продукта. Но игра – это первоначальная школа труда. В игре ребенок не научается быть врачом, капитаном или продавцом, т.е. не приобретает профессиональных умений им в игре.

В игре дети усваивают общую социальную сущность труда, проникается сознанием того, что все люди трудятся друг для друга.

Коллектив детей, играющих в ролевую игру, - это реальный коллектив с отношениями сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля.

Педагог должен поощрять контроль коллектива за исполнением роли каждым отдельным ребенком, следить за тем, чтобы замечания детей друг другу не вызывали агрессивного характера, не вызывали желание у ребенка, еще не умеющего хорошо исполнить свою роль, желание выйти из игры.

Сюжетно-ролевые игры на прогулке

Создавать на участках среду: «Поляна сказок» (герои русского фольклора), «Туристический городок» (мосты, пещеры, горы, иметь палатки, веревки, доски). «заповедный уголок» (кустарники, цветы, деревья, вертолет, поезд, автобус, домики, беседки, корабли).

Можно организовать сюжетно – ролевые игры: театр, путешествие, шоферы, ездим в гости, едем на озеро и т.д.

Подготовка:

  1. Беседа с целью выявления их представлений о содержании игры, жизненных наблюдений и конкретных знаний.
  2. Чтение рассказов, сказов для расширения представлений.
  3. Подготовка атрибутов для игры (шапочки, предметы, или их заместители).
  4. Рассматривание иллюстраций и составление рассказов по картинкам.
  5. Уточнение важных моментов: правила установить, время определить, роли распределить (дети сами, воспитатель может посоветовать).

Задачи развития сюжетных игр в возрастных группах.

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Задачи развития сюжетных игр

1. Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений («Семья», «Магазин», «Больница», «Салон красоты», «Детский сад» и другие игры)

2. Способствовать отражению в играх сюжетов знакомых сказок и мультипликационных фильмов.

3. Развивать умение обмениваться ролями в совместной деятельности опыта в самостоятельные игры.

4. Способствовать переносу освоенного в совместной игре с воспитателем опыта в самостоятельные игры.

5. Подготавливать условия для создания игровой обстановки с использованием реальных предметов и их

заместителей.

6. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, интерес к общему замыслу и согласованию действий.

1. Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей (школа, магазин, больница, путешествия и другое), активизировать воображение на основе сюжетов сказок и мультипликационных фильмов.

2. Способствовать построению игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знакомых сказок и историй, затем через внесение изменений в знакомый сказочный сюжет (введение новой роли, действия, события), впоследствии – через сложение новых творческих сюжетов.

3. Развивать умение в режиссерских играх вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера.

4. Создавать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками: формулировать собственную точку зрения, выяснить точку зрения своего партнера, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации.

1.Создавать условия для проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах сюжетных игр; обогащать игровой опыт каждого ребенка на основе участия в интегративной деятельности (познавательной, речевой, продуктивной), включающей игру.

2. Способствовать самостоятельному построению на основе совместного со сверстниками сюжетосложения через построение новых творческих сюжетов.

3.Развивать умение в режиссерских играх вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера.

4. Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения и способствовать становлению микрогрупп детей на основе интереса к разным видам игр.

II младшая группа

  • Игры: «Готовим мишке обед», «Купаем куклу», «Лечим зайчика», «Принимаем гостей», «Посещаем парикмахерскую», «Детский сад», «Моряки».
  • Совместные игры, использование игрушек, предметов-заместителей
  • Интегрируется со всеми образовательными областями
  • Развивать диалог, использовать детали костюмов
  • Играть со взрослым, парами, малыми группами
  • Режиссерские игры по сказкам, стихам с использованием игрушек, затем исполняют простейшие роли сами в сказках, играх
  • Используют строительные игры, потом их обыгрывают: построили дом, поселили туда игрушки, разыграли несложный сюжет.

Средняя группа

  • Игры: «Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Детский сад», «Моряки» и др.
  • Инсценирование сказок, мультфильмов.
  • Вести ролевой диалог, объединение в одной ролевой игре несколько сюжетов других игр.
  • Беседа об играх вначале: «Во что будете играть?», «Что произойдёт?», распределить роли до начала игры, что понадобится для игры, в том числе предметы-заместители, другой материал. Воспитатель провоцирует «проблему»: - корабль сбился с курса, - у парикмахера нет расчёски, - на обед нет хлеба, - не на чем отвезти больного в больницу, - на улице заболел человек.
  • Воспитатель участвует, но во II полугодии больше следит за игрой.
  • Режиссерская игра: сюжеты сказок, рассказов, полностью или часть сюжета, используются предметы, игрушки.
  • Театрализованные игры: дети сами действуют.

Старшая группа

  • Тематика игр связана больше с социальной деятельностью (в которые играли и раньше), но учитывать реалии сегодняшнего дня (магазин – супермаркет, парикмахерская – салон красоты, автостоянка и др.).
  • Новые игры: «Музей», «Библиотека», «Турагентство», «Милиция-полиция», «Служба спасения» - вместо служб 01, 02, 03, 04.
  • Практикуется изготовление игрушек для игры.
  • Практикуется игра одна и та же с расширением сюжета в течение нескольких дней, отображаются как бытовые, литературные, так и фантастические события.
  • Подготовка к играм: чтение, придумывание ситуаций, творческое создание обстановки для игр, рисование, «словесное рисование» представителей разных профессий.
  • Режиссерские игры: как с воспитателем, так и самостоятельно, ребёнок может управлять 1 – 2 игрушками.
  • Театральные игры: ширма, сцена, декорации, выразительное исполнение.

Подготовительная группа

  • То же, но игры более разнообразные по содержанию.
  • Придумывать сюжет до игры.
  • Продуктивная деятельность по созданию необходимых атрибутов для игры сегодня, а завтра играть.
  • Умение распределять роли, договариваться (использовать считалки, жеребьёвки, договор по желанию).
  • Режиссерские игры: управлять 1 – 2 игрушками, согласовывать свои действия с действиями сверстников, выразительно интонировать, комментировать события.
  • Игра-фантазирование (когда мы ушли в пещеру, со мной вот что случилось…).
  • Подготовка: чтение, рисунки, картинки, экскурсии, используется замена места действия, сюжета
  • Продуктивная деятельность в процесс игр: рекламные плакаты, рисунки, карта сказочной страны, деньги, чеки.
  • Проявление типов детей в игре: дети-сочинители, дети-исполнители, актёры, дети-режиссеры, дети-практики.

Практическое задание «Разработка рекомендаций для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры

1. Помните, что ведущий вид деятельности дошкольного возраста - это игра.

2. Изучайте теоретические и практические знания по формированию сюжетно- ролевой игры у детей дошкольного возраста.

3. Выполняйте требования СанПин 2.4.1.1249-03 о режиме дня.

4. Планирование организуйте так, что бы в нем отражалась не только сюжетно-ролевая игра, но и предварительная работа.

5. Необходимо создавать в группе условия для развития активной, разнообразной, творческой сюжетно-ролевой игры.

6. Подбирайте и изготавливайте атрибуты для игр с мужскими и женскими ролями.

7. Обогащайте содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений с помощью экскурсий, бесед на производстве.

8. Приобщайте родителей к ознакомлению детей с профессиями, а затем способствуйте организации сюжетно-ролевой игры по данной тематике.

9. Побуждайте детей к ведению разных ролевых диалогов: к совместной игре с воспитателем, а в конце средней группы - в совместной игре со сверстниками.

10. Играйте с детьми на протяжении всего дошкольного детства.

11. Придерживайтесь позиции воспитателя в совместной игре «играющий партнер» и «умеющий интересно играть».

12. В игре ориентируйте ребенка на сверстника, втягивайте ненавязчиво нескольких детей.

13. Побуждайте детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельной сюжетно-ролевой игре.

14. В игре поощряйте у детей проявление инициативы, доброжелательности, самостоятельности.

Этапы развития сюжетно – ролевой игры

Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способности.

Но жизнь в режиме детского сада построена так, что на игру остается очень мало времени.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.

Классически дошкольный возраст определяется как период сюжетно-ролевой игры. По мнению А.Н.Леонтьева, только самый конец дошкольного возраста характеризуется переходом к «рубежным» формам игры – игре фантазированию, драматическим играм и играм с правилами. Их «рубежный» определяется тесной связью с другими видами деятельности: литературным и художественным творчеством, учебной деятельностью, своеобразным сдвигом мотива игры с процесса на ее результат.

В концепциях игровой деятельности конца 20 века (Л.А. Венгер, Е.М.Гаспарова, Н.Я.Михайленко) убедительно доказано, что развитие игры в дошкольном детстве – процесс сложный и неоднозначный. Развитие этой деятельности начинается с сюжетно - отобразительной и индивидуальной режиссерской игр, которые затем образуют две самостоятельные линии становления игры. Сюжетно-отобразительная игра перерастает в сюжетно-ролевую, а индивидуальная режиссерская игра продолжает развиваться и к старшему дошкольному возрасту достигает своих вершин. Наличие сверстников способствует тому, что из индивидуальной режиссерская игра превращается в развернутую форму совместной детской деятельности. По-видимому, по отношению к ребенку старшего дошкольного возраста возможно говорить о развитии субъектной позиции – как в сюжетно- ролевой, так и в режиссерской игре.

Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер он выстраивает и развивает сюжет, управляет игрушками и озвучивает их. С психологической точки зрения режиссерская игра представляет собой «воображение в действии» (Е.Е.Кравцова). Режиссерская игра очень близка к сюжетно-ролевой, но отличается от нее тем, что происходит не с другими людьми (взрослыми или сверстниками), а с игрушками, изображающими различных персонажей. Ребенок сам дает роли этим игрушкам, как бы одушевляя их, сам говорит за них разными голосами, действует ими и за них. Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребенка, а он сам выступает как режиссер, управляющий и руководящий действиями своих “актеров”. Поэтому такая игра и получила название режиссерской.

Режиссерская игра выполняет важнейшую социокультурную функцию в развитии ребенка дошкольного возраста. Активно присваивая культуру, ребенок отображает в режиссерской игре то, что представляет для него первостепенную ценность. Создавая и «оживляя» предметный мир, ребенок воплощает свои замыслы, свое видение окружающей действительности. Поэтому режиссерская игра - важнейший фактор социализации дошкольника и в то же время одно из немногих средств, которое позволяет взрослому узнать, каковы ценностные ориентации ребенка, что его волнует, интересует.

Игровой мир режиссерской игры позволяет ребенку «опредмечивать» сюжет, видеть его как бы со стороны.

После – игра-фантазирование, драматическая игра, игра с правилами (связаны с литературой, художественным творчеством, учетов).

Акцент переносится с процесса игры на результат.

Связь образных областей: игра – труд – отражают знания о труде взрослых, игра – фантазирование связана с речевым творчеством.

- условия, необходимые, чтобы дети имели возможность проявить творчество, и чтобы эти игры были привлекательны:

- содержание игр должно соответствовать интересам, возможностям детей, учету окружающей детей обстановки.

2) педагогическое сопровождение должно строиться с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;

3) предметно – игровая среда должна быть динамично изменяющейся, и в её создание должны принимать участие дети;

- Появление сюжетных игр у детей 3 года жизни – вся жизнь в группе должна быть насыщена игрой.

Например, кукла – медсестра осматривает детей и кукол перед обедом: «Пойдёмте руки мыть и т.д.».

Потом укладывают кукол спать, качают, затем наступает очередь детей.

- Забота взрослого о ребенке становится ведущим источником сюжетно – отобразительных и сюжетно-ролевых игр на 4ом году жизни.

Сюжетно-отобразительная игра – ребенок копирует бытовые действия взрослого.

Сюжетно-ролевая – отражает людей, их характера, настроения.

Роли: сначала взрослый в главной роли (шофер, доктор, повар и т.д.) задает так в игре, завязывает сюжет. Задает вопросы ребенку, побуждает его к ответам, действиям, побуждает вспомнить собственный опыт ребенка (как бы у врача, как делали прививку, как ходят с мамой в магазин и т.д.) и применить его в игре. Потом позиции меняется: педагог приводит на прием к «доктору - ребенку» свою «дочку - куклу», потом представляет детям самостоятельно играть, подсказывает дальнейшее развитие сюжета.

- Условия для индивидуальных режиссерских игр в группе должны быть разнообразные мелкие образные игрушки (куклы, матрешки, зверюшки, машины, строительные наборы, мебель детская и т.д.).

Педагог разыгрывает, используя игрушки различные бытовые оценки, сказки, втягивает ребенка в игру, подсказывая ему действия его игрушки.

В средней группе основой сюжетно – ролевой игры становится творческое преобразование детского опыта.

Содержание сюжетных игр обогащается: от разыгрывание бытовых сюжетов к отражению взрослых профессиональных отношений:

«Как мы ездили в театр», «Как я ходил в парикмахерскую» и т.д. или по сюжету сказки или мультфильма.

Можно дать детям готовый сюжет игры: побеседовать с детьми, составить рассказ об игре, «получением письма» из другого детского сада, где описана игра, в которую любят играть дети.

Педагог при игре может внести новый элемент в сюжет, о котором не договаривались, побуждает детей проявить творчество в развитии игрового сюжета.

В средней группе дети совместно с воспитателем могут изготовить атрибуты к играм: билеты, панно, шапочки, угощение.

Важно, чтобы имелись игровые зоны, относительно закрытые (мебель, ширма, накидка, чтобы отделить пространство).

Режиссерские игры в средних группах кроме мелких игрушек иметь и разнообразный бросовый материал (дощечки, пузырьки, коробочки и т.д.)

Педагог помогает ребенку в роли помощника: просит ребенка пояснить смысл тех или иных действий, но иногда и сам разыгрывает с игрушками различные сюжеты, в т.ч. и фантастические.

Давать детям творческие игровые задания: завершить историю, начатую воспитателем, придумать и показать сказку, придумать начало истории, или «а что было потом».

Старший дошкольный возраст - период расцвета режиссерской игры, содержание игры разное, в т.ч. фантастическое сюжета, в которых реальность сплетается с сюжетами из мифологии, книг. Полифункциональный игровой материал имеется в продаже – это карта – макет, она помогает детям представить сюжетную ситуацию еще до её разыгрывания, а затем конкретизировать её в процессе режиссерской игры. В процессе этих игр даются задания изготовить атрибуты, чтобы потом можно разыграть сюжет.

Организация сюжетно-ролевых игр предшествует обсуждение общего замысла. Педагог и дети садятся в круг, каждый придумывает кусочек сюжета к выбранной теме («Как мы путешествовали на Луну», «Наши приключения в волшебной стране»).

Дети проявляют свои индивидуальные особенности:

- дети-сочинители;

-дети-исполнители (используют в игре жест, мимику, речевую интонацию, оценочную речь);

-дети-режиссеры, выступают посредниками в разрешении спорных ситуаций и конфликтов, «дирижируя» заменами игроков, способствует их согласованию.

Современные игры детей отличаются от игр их родителей, бабушек и дедушек: большое разнообразие игрушек, изменения, происходящие в мире социальных отношений, внимание родителей направлено только на обучение.

Компьютерные игры – к ним отношение неоднозначное (положительное и отрицательное)

Разумеется, компьютер полезен. С помощью этой современной машины малыш:

Растет технически грамотным.

Чувствует себя увереннее с любой техникой.

Развивает логическое мышление.

Увеличивает скорость реакции, принятие решения.

Улучшает память.

Учится концентрировать внимание.

Учится визуально воспринимать объекты.

Получает возможность общаться с друзьями, живущими далеко.

Имеет возможность получить любую нужную ему информацию. Если о пользе компьютера почти не спорят, вопросы о его вреде вызывают массу дискуссий. Многие считают, что этот «монстр» вреден даже взрослым. Неокрепший организм малыша тем более подвержен всяким вредным факторам, защищен от них меньше, а тяжесть последствий у него больше.

К опасным факторам, возникающим при работе за монитором относят следующие:

Ухудшение зрения.

Электромагнитное излучение.

Появление дерматитов различной сложности.

Негативное влияние аэроионного воздуха.

Развитие сколиоза.

Возникновение психологических проблем.

Давайте попробуем в этом разобраться.

Ухудшение зрения от компьютера у ребенка Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику детей. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу.

Требования к игрушкам, образным предметам оперирования,

к маркерам пространства, правилам организации игровой среды

Сюжетная игра - это главный и самый развивающий вид деятельности ребенка. Отличительный признак – создание мнимой воображаемой ситуации, когда ребенок действует и в реальном и в придуманном им пространстве. В такой игре наиболее интенсивно формируется все психические качества и особенности личности ребенка: произвольность поведения, мышление в плане образов и представлений, воображение, самосознание, общение и т.д.

Сюжетные игры делятся:

ролевые: ребенок берет на себя роль и действует с партнерами от имени роли;

-режиссерская: ребенок дает роли играющим и выстраивает отношения между ними;

Игрушки:

- образные игрушки и атрибуты роли: (куклы, фигурки животных, костюмы);

- предметы оперирования (игрушечное хозяйство, транспортные средства);

- манеры пространства (дома, другие здания, сооружения, малые архитектурные формы, мебель, некоторые предметы интерьера и ландшафта).

Требования к игрушкам (образным):

- открытый нейтральный облик;

- реалистичность, узнаваемость образа, но не его натуралистичность;

- подвижность отдельных частей (рук, ног, головы);

- отсутствие в них механизмов.

Требования к предметам оперирования:

- условность предмета, который может заменять множество вещей (например, быть стиральной машиной, плитой, микроволновкой);

-отсутствие механизма, т.е. технической оснащенности;

-необходимое и достаточное количество предметов оперирования (но не множество);

-соразмерность предметов оперирования куклами или игрушками – животных. Транспортные игрушки лучше иметь большого размера (но в играх по ПДД может быть по-другому). В режиссерских играх предметов требуется немного, чтобы они не отвлекали от сюжета игры.

Требования к маркерам пространства:

В режиссерских играх:

- открытый образ дома, позволяющий присвоить ему любое игровое значение;

-мобильность конструкции;

- достаточный размер для игры и соответствие размеру игровых персонажей;

- устойчивость и надежность.

Для ролевых игр:

- мобильная мысль, полифункциональные конструкторские блоки (могут служить столом, стулом, кроватью, ящиком и т.д.);

- крупные куски ткани, которые отгораживают пространство;

Игрушки не для игр:

- с неадекватным цветовым решением (не соответствие цвету животного, слишком яркие, с интенсивным макияжем);

- несоразмерность размеров головы, туловища, ног;

- встроенные механизмы (препятствуют игровой инициативе детей, вынуждают выполнять заданную программу).

Правила организации игровой среды в ДОУ:

-большое пространство и наличие укромных уголков (конструкторы, ширмы, ткань);

-необходимое и достаточное количество игрушек (смена их, не загромождать, следить какие игрушки детям надоели);

- разнообразие игрового материала:

* (транспорт разный: автобус, корабль, лодка, ракета, самолет, грузовой и легковой автомобиль);

* куклы: младенец, кукла – подружка, девочку и мальчика, набор кукол «семья» для режиссерских игр;

* фигурки животных, соразмерный им строительный материал.

Разнообразие игрового материала будет направлять и поддерживать детский замысел, позволит воплотить в игре разные истории.

Режиссерские игры с песком

Их роль в коррекции агрессивных проявлений старших дошкольников.

Психологические особенности агрессивных детей:

- неумение конструктивно взаимодействовать со сверстниками в конфликтных ситуациях;

- недостаточное развитие коммуникативной функции речи;

- неумение взаимодействовать в конфликтных ситуациях с взрослыми;

- неудовлетворенность в признании сверстниками и взрослыми;

- неумение безопасно для себя и для других выражать свои негативные эмоции;

- недостаточная способность чувствовать и понимать других.

Что надо делать? Вовлекать в режиссерские и сюжетно-ролевые игры, развивать коммуникативную функцию через обогащение и расширение речевых диалогов.

Игры с песком в группах, в кабинете педагога-психолога (ящик 50х70х20) мелкие игрушки, предметы-заместители;

- участие в игре добровольное;

-активная позиция взрослого, действия, выразительная речь, монологи и диалоги положительных и отрицательных персонажей;

- предупреждение открытых конфликтов между детьми;

- безоценочность, но в конце выразить удовлетворение от игры;

- безопасность;

- отсутствие соревновательного начала в играх, четкое ограничение игр во времени; предварительная договоренность с детьми об этом;

- использование символических сигналов к окончанию игры, возможность продолжить незаконченную игру;

Задачи и результаты совместных режиссерских игр с детьми старшего дошкольного возраста (если проводится игра с одним или двумя детьми)

- способствовать мирной договоренности от общей игре, выбору темы сюжета и распределению ролей между всеми участниками с учетом их пожеланий;

- договорится об ограничении времени на игру. Использовать речь как главное средство конструктивной деятельности;

- следить за развитием линии сюжета, влиять на изменение сюжета для предупреждения возникновения конфликтных ситуаций и для выхода из уже возникшего;

- четко контролировать время игры, влиять на изменение сюжета для предотвращения проявлений физической агрессии у детей.

Действия воспитателя:

Вносит предложения, берет на себя роль какого-либо персонажа, сдерживает или увеличивает темп развития сюжета, в роли своего персонажа, проявляет чуткость к другим персонажам, возникает понимание, принимает чувство других героев.

Результат, желательный для ребенка:

Усиленный выбор общей темы, сюжета, опыт достижения мировой договоренности, развитие коммуникативной функции речи, опыт положительного выхода из конфликтных ситуаций, развитии способности к сочувствию, опыт успешных, одновременных действий, опыт приятия взрослых, ощущение собственной полезности, необходимости, развития следования игровому правилу.

Режиссерские игры по сказкам и рассказам (от 5 до 7 лет)

по книге О.С.Ушаковой

«Лиса и рак»

Обстановка: лес, река, (лиса живет в лесу, рак в реке).

Встреча. Можно добавить диалог.

(Во что ты любишь играть лиса – прятки, с мышками – подбрось – поймай. Рак – кто быстрей в нору заползет. Кто соберет больше камешков в реке; потом игра по сказке, повторение до 3х раз, расставание).

«Разве так играют?»

Игрушки разные, куклы – мальчик и девочка, или две девочки. Разыграть ситуацию: можно со зверями – игрушками, придумать похожую ситуацию с хорошим концом. (нравственные правила).

«Лисята»

Лисята (2), игры в кукольной комнате, (по тексту стр. 216, книга «Развитие речи детей от 5 до 7 лет»)

Закрепление пространственных представлений. Сапоги заранее склеить вместе с детьми, чтобы потом играть, сделать несколько пар.

Придумать диалог лисят и охотнику.

Пожарные собаки (стр.219)

Изготовить кораблики, игрушки бумажные: цыпленок, мышонок, муравей, жучок, ореховая скорлупа, соломинка, веревочку, диалог, таз с водой.

 Организация игры в 1 младшей группе

      Полноценное развитие игры дошкольника во многом зависит от того, насколько успешно проходит её освоение в период раннего возраста. К 3-3,5 годам у детей необходимо сформировать азы сюжетной игры - умение осуществлять разнообразные игровые действия. Формирование сюжетной игры должно осуществляться на фоне поставленной организации воспитателем условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом. Задача педагога - сформировать у ребёнка к 3 годам умение развёртывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом - заместителем и воображаемым предметом, связывать 2-3 действия в смысловую цепочку словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие начатое партнёром -взрослым, а затем сверстником.

Почему ребёнок ломает игрушки? Необходимо избегать недолговечных игрушек. Дети ломают игрушки, так как устают от однообразия и перенасыщения.

Сюжетно-ролевая игра почти всегда предполагает участие нескольких детей, поэтому она является важнейшим фактором социального развития ребенка. Игра часто включает элементы совместного планирования и кооперации. Игра обеспечивает практику разрешения конфликтов. Дети могут спорить и огорчаться, но они привыкают иметь дело с интересами других. По мере того, как им приходится материалами и снаряжением, у них развивается эмпатийное отношение к людям. Одновременно они начинают понимать, что играть и заниматься со сверстниками интересно и приятно.

3.2 Организация игры во 2-ой младшей группе

      Какими умениями должны овладеть дети, чтобы в полной мере использовать роль как специфический способ построения игры?

      Прежде всего, ребенку нужно уметь принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера. Однако, чтобы полноценно овладеть игровой ролью, ребенку необходимо не только уметь осуществлять специфические для роли условные предметные действия, но и уметь развертывать специфическое ролевое взаимодействие — ролевой диалог. Более того, уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнеров; уметь менять игровую роль в зависимости от развертывания сюжета. Все эти умения формируются постепенно. Для детей 4го года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера - игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером — сверстником.

      Задача воспитателя при работе с детьми 4го года жизни - построить совместную игру таким образом, чтобы ее центральным моментом стало именно ролевое поведение.

      Цель - не унификация, приведение к единообразию игры для всех детей в рамках «заданных» сюжетов и ролей, а развитие игры каждого ребенка с опорой на его личные интересы. Показателями успешного формирования ролевого поведения у детей 4го года жизни являются следующие:

·        развертывание      детьми      в      самостоятельной      деятельности
специфических ролевых действий    и ролевой речи, направленной  на
кукольных персонажей;

·        парное   ролевое   взаимодействие   со   сверстником,   включающее
называние своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.

      Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора соответствующего игрового материала.

3.3 Организация игры в средней группе

      Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни — переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры.

      Эти умения — залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения.

         Каким же образом можно формировать эти умения у детей? Решение этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с детьми, где взрослый является не руководителем, а участником, партнером детей в этом творческом процессе. Игра должна развертываться особым образом, так чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры, для развертывания интересного сюжета.

Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий:

1.  Использование    многоперсональных    сюжетов    с    определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в  непосредственные связи со всеми остальными;

2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей должно быть больше, чем участников.

     На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. Воспитатель не рассказывает ребенку предварительно сюжет, а сразу начинает игру, предполагая ему основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка. Если у ребенка возникают собственные предположения в ходе игры -необходимо их принять. Воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации.

      Тем не менее, игра воспитателя с каждым из детей и с подгруппами, стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену ролей, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли. В совместной со сверстником и индивидуальной игре расширяется диапазон актуализируемых детьми игровых ролей. При этом дети широко и творчески используют способ условного выполнения действия с сюжетными игрушками, предметами - заместителями, соединяя, условные ранее игровые умения с новыми. У них появляется вкус к динамическому развертыванию сюжета в процессе игры за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей в рамках той или иной смысловой сферы. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с одним - двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером - игрушкой, с воображаемым партнером, т.е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре.

3.4. Организация игры в старшей и подготовительной группах

      Для того чтобы действительно переводить детей на новую высокую ступень сюжетной игры надо хорошо представлять дальнейшую ее революцию.

     Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников - игра-фантазирование. Старшие дошкольники готовы к ее освоению. В сюжетной игре не свойственно предварительное планирование и жесткое следование плану. В этом проявляются ее специфические черты -необязательность, свобода выбора действий. Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение более новым сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров сверстников: обозначать для них, какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров; умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры.

         Каким же образом можно сформировать эти сложные умения у детей?

      Оказывается, эффективным средством формирования является совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная, нежели на предыдущих возрастных этапах.

      Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. Наиболее удобными для такого постепенного «расшатывания» являются сюжеты известных детям волшебных сказок. Сказка по своей природе родственна игре: она погружает в атмосферу условности, вымысла, чрезвычайно привлекая детей. И, что очень важно, несмотря на конкретное разнообразие волшебных сказок, все они имеют общую сложную схему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.

laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Что такое семинары и семинары-практикумы?

Что такое семинары и семинары-практикумы?...