Игра как средство социализации детей раннего возраста
статья (младшая группа)
Игра как средство социализации детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
savenko_elena_vladimirovna.docx | 30.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Савенко Елена Владимировна
Воспитатель ГБДОУ детский сад № 73
Калининского района Санкт- Петербурга
Игра как средство социализации детей раннего возраста
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребёнка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учёбе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми; в игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности.
Появление сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада связано с рядом условий: наличием разнообразных впечатлений от окружающего, накоплением предметных игровых действий, наличием игрушек, частотой общения со взрослым, развитие ребенка.
Первые сюжетные игры малышей протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка состоит из двух-трех действий и многократно повторяется. Основным содержанием, как и в предметной игре, являются разнообразные действия с предметами. Неизменной остается и форма игры: или как индивидуальная, или как игра “рядом”. Действия с предметами, игрушками осуществляются каждым из играющих самостоятельно, и основания для объединения у них еще нет. Совместные игры малышей возможны лишь при участии взрослого.
Педагогами и психологами было замечено, что во второй половине третьего года жизни в развитии сюжетных игр детей происходит значительный скачок – в игре появляется роль. Вначале она присутствует как бы в скрытом виде: ребенок, действуя определенным образом, еще не называет себя именем взрослого. Затем свою роль в игре ребенок обозначает словом (мама, доктор, строитель), но только после того, как им был совершен ряд соответствующих действий. Через некоторое время уже в самом начале игры ребенок берет себе роль, обозначает ее словом и начинает действовать в соответствии с этой ролью.
Появление роли в игре связано с изменением направленности сознания ребенка (по мере накопления впечатлений и опыта) с предмета и действия с ним на того, кто действует, то есть на человека. Благодаря умению переносить действие с одного предмета на другой у детей развивается способность отождествлять свои действия с действиями других людей. Это и служит основанием для появления роли в играх детей. Игры становятся сюжетно-ролевыми.
Чтобы переход к ролевой игре произошел, необходимо, прежде всего, чтобы ребенок умел выделять специфические для определенного взрослого действия, воспроизводить их в игре с игрушками. Педагог должен отчетливо представлять, какие роли целесообразно вводить в детскую игру на данном этапе. Самое главное, это должны быть роли взрослых, знакомые ребенку по его жизненной практике, реализующиеся через понятные для него действия, имеющие яркий отличительный внешний атрибут. Например, роль “доктора” (доктор измеряет температуру, делает уколы, дает лекарство; внешним атрибутом роли “доктора” может быть белая шапочка или халат), роль “шофера” (шофер водит машину, автобус, возит пассажиров, грузы; специфическим предметом, обозначающим эту роль, может быть руль).
Воспитатель должен предварительно подготовить несколько наборов игрушек и ролевых атрибутов и постепенно вводить их в игры. Каждый набор обязательно обыгрывается педагогом. Например, воспитатель достает заранее приготовленную коробку с “медицинскими принадлежностями”, надевает белую шапочку и на глазах у детей начинает играть, принимая на себя роль “доктора”: “Я доктор. Буду лечить детей. Здесь у меня больница. Зайка, ты заболел? Что у тебя болит? Покажи горлышко. Сейчас температуру тебе измерим. (Ставит зайке градусник.) Теперь послушаю тебя. У тебя ангина”.
Во время игры педагог должен неоднократно называть свою игровую роль, связывая ее со специфическими ролевыми действиями.
Наличие роли в игре приводит к быстрому увеличению разнообразных действий; постепенно обогащается и эмоциональное содержание игры: ребенок переживает чувства, связанные с конкретной ролью.
По форме первые ролевые игры чаще всего продолжают оставаться играми рядом: дети чаще всего осуществляют действия независимо друг от друга.
В такой игре отсутствует подготовительный период: ребята начинают игру как бы с ходу. Чаще всего толчок к возникновению игры дает игрушка, попавшая в поле зрения ребенка.
Обогащение ролевых действий в играх отдельных детей постепенно приводит к появлению совместной игры, объединяющей вначале двух-трех, а затем и большее количество детей. Вначале они группируются на основе действия по его направленности: ведет машину шофер, а пассажир едет в ней; врач лечит больного, парикмахер стрижет маму и т. д. Такие объединения еще очень кратковременны, быстро распадаются. Сюжет игры малышей несложен: в нем дети преимущественно отражают жизнь семьи, детского сада.
Основными задачами руководства играми воспитанников младших групп детского сада являются:
1. Развитие и обогащение игровых действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых действий.
2. Развитие и обогащение сюжетов игры.
3. Формирование умений детей играть рядом, а затем и вместе. Этим вопросом занималась Н. Я. Михайленко.
Одним из основных приемов руководства играми малышей является участие воспитателя в их играх. Совместная игра с воспитателем способствует большой целенаправленности и содержательности действий детей.
Воспитатель может принимать участие в играх, беря на себя ту или иную роль: мамы, врача, учительницы, шофера и др. Это дает возможность объединить нескольких детей для совместной игры. А роль, которую воспитатель берет на себя, служит примером для подражания. Ролевое участие воспитателя в играх малышей может быть направлено также на обогащение замысла и игровых действий отдельных детей: воспитатель разговаривает с детьми, показывает им действия с теми или иными игрушками.
По мере обогащения игры игровыми действиями, возникновения сюжета дети начинают словом обозначать свою роль. Этому должны помогать вопросы воспитателя, обращение к ребенку как персонажу. Все это способствует становлению сюжетно-ролевой игры.
Время от времени нами устраиваются игры-развлечения со всеми детьми, организуются сюжетно-ролевые игры по собственному замыслу (празднование дня рождения куклы Маши, веселое путешествие по городу и т. д.).
Среди игрушек, которые мы даем малышам, есть куклы, мишки, клоуны, зайцы, есть игрушечная мебель, посуда и т. п. Строго говоря, поначалу это игрушки только для нас — ребенок относится к ним, как к любым другим предметам. Занятия его с игрушками в начале второго года довольно примитивны. Может показаться, что малыш убаюкивает куклу, укладывает ее спать. Но нет — просто он повторяет за взрослым действия, показанные ему. Ничего он пока не хочет изобразить.
В дошкольном возрасте игра достигает максимума, расширяются сюжеты и содержание. Дочки-матери, железная дорога, строительство, космос, “мытье посуды” и “приготовление пищи” – фантазиям нет предела. В большинстве своем малыши подражают взрослым, постигая так их деятельность и взаимоотношения. И совсем неправильно, когда родители относятся к детской игре лишь, как к простой забаве – “Занят – и ладно”.
Психолог советского времени Выготский Л. С. справедливо отмечал роль игры в плане постижения маленьким человеком моральных качеств в действии, а не только в представлении.
Правильно поступают родители, использующие игру как форму организации жизни малыша, играют вместе с ним, сохраняя свободу выбора ребенка в ней, и одновременно незаметно и тактично обучая его и общаясь с ним.
Если вы хотите организовать игры для ребёнка раннего возраста, запомните 3 правила:
Правило первое
Не давайте малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы у него не пропал интерес к ним.
Правило второе
Во время игры ребёнка не должны отвлекать посторонние предметы. Всё лишнее нужно убрать из поля зрения малыша.
Правило третье
Пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно! Но всегда стремитесь, чтобы ребёнок довёл начатое дело до конца. А после этого замените игру на новую — и вы увидите, что внимание ребёнка снова оживёт.
Для того чтобы дети в своей самостоятельной деятельности после игры со взрослыми могли развертывать игровые действия, воспитателю следует сохранять предметно-игровую среду или специально ее организовывать.
Мы предлагаем вашему вниманию примеры сюжетных игр:
Игра “Оденем кукол”
Маленький ребёнок успешно знакомится с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. Дайте ему двух кукол (большую и маленькую) и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой из кукол принадлежат те или иные вещи; пусть он решит задачу самостоятельно. Объясните, что куклам холодно, и они хотят одеться, но перепутали свою одежду. Предложите малышу помочь куклам. Если сначала ребёнок распределит вещи неправильно, не беда. Обратите его внимание на то, что одежда мала для большой куклы или велика для маленькой, и пусть он подумает ещё раз. Когда каждой кукле достанутся её вещи, похвалите ребёнка и подчеркните: “Большое платье — большой кукле, маленькое — маленькой, большие туфельки — большой кукле, маленькие — маленькой”. Чтобы усложнить задание, надо дать трёх кукол.
Игра “Магазин”
Память малыша можно начинать развивать с помощью этой любимой всеми игры. Вы можете отправить его в “магазин”. Начинают с 1—2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 4—5. В этой игре полезно менять роли: и вы, и ребёнок по очереди можете быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идёт подбирать товар. Да и сами магазины могут быть разными: “Булочная”, “Молоко”, “Игрушки” — и т.д.
Игра – любимое занятие любого ребенка, которое появляется в раннем возрасте, когда потребность малыша в самостоятельности уже возникла, а возможности самостоятельности крайне ограничены. И ребенок начинает реализовывать свои притязания через игру.
Через игру ребенок лучше усваивает и воспринимает советы, поучения, напоминания и объяснения. Он более положительно воспринимает обращения взрослого именно в процессе игры.
Дети очень любят и ценят совместные игры со взрослыми. Благодаря игре можно улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества. Играя, ребёнок всё время стремится идти вперёд.
Еще А.С.Макаренко указывал, что каков ребенок в игре, таким он во многом будет в работе, когда вырастет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство социализации детей дошкольного возраста
Данная презентация дает определение значения игры в жизни дошкольников, представлена классификация детских игр...
Игра, как средство социализации детей раннего возраста
Презентация опыта работы по теме: Игра, как средство социализации детей раннего возраста. Игра рядом для ребенка 2-3 лет - это первые шаги по вхождению его в мир социальных ситуаций. В такой игре ребе...
Проект "Подвижная игра как средство социализации детей дошкольного возраста"
Проект "Подвижная игра как средство социализации детей дошкольного возраста" расчитан на детей старшей-подготовительной группы....
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка» г.Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области Дидактические игры как средство социализации детей раннего возраста Воспи
Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста - их своевременное умственное и речевое развитие.Большая заслуга ученых Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной заключается в том, что они обоснов...
Дидактические игры как средство социализации детей Раннего возраста
СодержаниеВведение…………………………………………………………..3Гла...
Игра как средство социализации детей раннего возраста
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребёнка фор...
Семинар-практикум "Совместная деятельность как средство социализации детей раннего возраста" 2022 г.
Мастер-класс из опыта работы "Тропинка к здоровью. Использование координационной лестницы в работе с детьми раннего возраста"...