«Использование набора «Дары Фребеля» при знакомстве с элементами чувашского орнамента» с детьми старшего дошкольного возраста
статья
В статье рассматриваются возможности использования «Даров Фребеля» при знакомстве с элементами чувашского орнамента» с детьми старшего дошкольного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_federalnom_gosudarstvennom_obrazovatelnom_standarte.docx | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование набора «Дары Фребеля» при знакомстве с элементами чувашского орнамента» с детьми старшего дошкольного возраста
Т. М. Горзина
МБДОУ "Детский сад № 130", г. Чебоксары, gorzinatm@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования «Даров Фребеля» при знакомстве с элементами чувашского орнамента» с детьми старшего дошкольного.
Ключевые слова. Конструктор «Дары Фребеля», чувашский орнамент, дети дошкольного возраста.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте – отводится важная роль нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на примере ознакомления с народным искусством, традициями, обычаями, верованиями той области, того региона в котором проживает ребенок.
Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняет историческую память. Народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее.
Программы дошкольного образования национального и регионального ориентированы, дети, прежде всего, знакомятся с искусством, традициями и культурой того региона, на территории которого проживают.
Знакомство с изобразительным искусством у дошкольников начинается с первых упражнений по украшению простых и знакомых предметов, формирования умения работать с материалами и инструментами.
Простые элементы: точки, кольца, линии, круги складываются в простые орнаментальные композиции, закладывается путь ребенка по знакомству с народным орнаментом. Таким образом, знакомство детей дошкольного возраста с элементами орнамента приобщает их к культуре своего народа, работа педагога по ознакомлению с чувашским орнаментом актуальна, целесообразно реализовывать ее в процессе проектной деятельности.
Наш Чувашский край называют «краем ста тысяч песен, ста тысяч слов, ста тысяч вышивок». Обожествляя явления природы, древние предки чувашей отразили все, что их окружало в орнаменте одежды и утвари: солнце, небо, воду, цветы, деревья и многое другое.
А еще в старину думали, что вышитая вещь исцеляет от болезней, оберегает дом и хозяев от беды и несчастий. Вышитые полотенца, занавески развешивали на окна, двери, чтобы ни беда, ни болезнь в избу не попали. Узоры на скатерти защищали стол и пищу. Вышитые рубахи, головные уборы защищали самого человека от разных бед и несчастий.
Вышивает белый холст до зари
Словно лучиками звезд - посмотри!
Красный шелк-любовь и кровь, и слова,
Шелк зеленый - мир дубрав да трава.
Ладит желтый с голубым на холсте-
Небо с солнцем золотым в высоте…(П. Хузангай)
Поэтому свой проект мы назвали «Родное мастерство». Вид проекта: краткосрочный, рассчитан на 3 недели, участие в проекте принимают дети, воспитатели, родители. Цель проекта: создание условий для изучения чувашского орнамента.
Новизна проекта, состоит в интегрированности, в соответствии с которой, целенаправленная работа по формированию творческих способностей, художественного вкуса и общей культуры детей включается целый педагогический процесс.
Для реализации проекта мы использовали разнообразные средства:
- устное народное творчество;
- мини-музей «Чувашская изба»;
- этнографический музей;
- художественная литература;
- Д/ игры, народная игрушка и национальная кукла;
- декоративное-прикладное искусство;
- игровой набор «Дары Фребеля».
В настоящее время значительно возрос интерес к «Дарам Фребеля».
Фребель разработал свой дидактический материал (так называемые, «Дары Фребеля»); куда входили предметы: кубы, цилиндры, полоски, дуги и т.д., различающие по цвету, форме, величине. Это развивает эстетическое отношение ребенка к окружающему миру, его представление о видах искусства, фольклора и художественной литературы.
Наш детский сад развивается и созданы все условия для развития предметно-развивающей среды дошкольников. В связи с этим обновляется и методические пособия, которые помогают педагогам в работе. В работе над проектом я использовала конструктор «Дары Фребеля», который можно использовать в качестве штрихов и «черточек». Дошкольникам нравиться конструировать, т.к. конструирование развивает моторику рук, логическое мышление, творчество. Основным условием успешной активизации детской деятельности является творческое отношение к ней самих детей, педагогов, родителей и окружающего социума. Поэтому ребятам было очень интересно превратиться на время в дизайнеров и сконструировать чувашский орнамент на цветном или белом фоне.
На мой взгляд, реализуя полноценное художественно-эстетическое воспитание и развитие ребенка, воспитатель обеспечивает в бедующем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
Дополнительные возможности реализованного проекта заключается в возможности использовать предлагаемые разработки в практике работы педагогов с детьми и родителями.
Литература
- Артемьева Т. В., Михайлова С. Г. О литературном образовании в современных чувашских национальных дошкольных образовательных учреждениях // Культурогенезные функции образования : развитие инновационных моделей : сб.науч.ст. / под ред Т.Н.Семеновой. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед.ун-т, 2015. – С.35 – 37.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ
Тема: «Хрюшка и Степашка собираются на гастроли»...
Оздоровительная гимнастика с элементами Хатха-йоги с детьми старшего дошкольного возраста
Оздоровительные занятия с детьми старшего дошкольного возрата с использованием элементов хатха-йоги...
Конспект занятия с элементами проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Фруктовая лаборатория»
Конспект занятия с элементами проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаТема: «Фруктовая лаборатория» Цель: Совершенствование представлений детей о разнообразных св...
Методическая разработка .Конспект занятия с элементами проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Фруктовая лаборатория»
quot;Фруктовая лаборатория" Цель: Совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах фруктов.Задачи:Закреплять знания детей о здоровом образе жизни;Развивать восприятие, умение...
Знакомство со свойствами неживой природы с детьми старшего дошкольного возраста Картотека опытов в старшей группе
laquo;Летающие семена»Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.Ход: Дать детям по одному «летающему» семени и одному «не летающему». Предложить п...
План - конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению чувашскому языку с детьми старшего дошкольного возраста «Вăрмана уҫăлма» - «Прогулка в лес»
Развитие интереса к изучению чувашского языка средствами чувашских подвижных игр...
Конспект проведения беседы о весне на чувашском языке с детьми старшего дошкольного возраста
Программное содержание: давать развернутое описание предметов (явлений ситуации), указывая наиболее существенные признаки (цвет, размер, местоположение, некоторые качества, принадлежность тому или ино...