«Притча как средство воспитания»
план-конспект занятия (средняя группа)
«Притча о благоразумном рабе»
Цели и задачи:
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, желание и умение считаться с правами других детей, отрицательное отношение к грубости, несправедливости по отношению к своим товарищам;
- воспитывать ценнейшие качества человека: доброту, отзывчивость, скромность;
- развивать способность к оценке и самооценке, умение сравнивать, высказывать суждения;
- привить детям этические качества личности и нормы в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pritcha_kak_sredstvo_vospitaniya.docx | 32.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования и катехизации Нижегородской епархии
Нижегородская Духовная Семинария
Епархиальные педагогические курсы
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА:
«Притча как средство воспитания»
«Притча о благоразумном рабе»
Работу выполнила:
Колесникова Е.А.
Воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 460»
Сормовского района
г. Нижнего Новгорода
г. Нижний Новгород
2018 г
1. Притчи Иисуса Христа и их значение в христианстве.
Господь Иисус Христос нередко проповедовал Евангельское учение в форме иносказательных рассказов, для которых брал примеры из природы или современной общественной жизни. Такие рассказы получили наименование притч. Хотя притчи были известны еще в ветхозаветные времена (2 Пар. 12, 1-6), особое совершенство и красоту они получили в устах Богочеловека.
В том, что Господь говорил притчами, св. Матфей видит исполнение пророчества Асафа: «Открою уста мои в притче» (Псал. 77:2). Хотя Асаф говорил это о себе, но, как пророк, он служил прообразом Мессии, что видно из следующих слов того же стиха: «Произнесу гадания из древности» что, собственно, приличествует только Мессии Всеведущему, а не смертному человеку. Сокровенные тайны Царства Божья ведомы, конечно, лишь ипостасной Премудрости Божьей.
Что же такое притча? На этот вопрос епископ Аверкий отвечает: «Слово «притча» представляет собой перевод греческих слов «параволи» и «паримия». «Паримия» — в дословном переводе означает: краткое изложение, выражающее правило жизни (таковы, например, «Притчи Соломона»). «Параволи» — это целый рассказ, имеющий глубокий смысл и в образах, взятых из повседневного быта людей, выражающий высшие духовные ценности. Евангельская притча — это параволи.
«Притчи Господа — это иносказательные поучения, образы и примеры для коих заимствовались из обыденной жизни народа и окружающей его природы».
В «Полном церковно-славянском словаре», составленном протоиереем Г. Дьяченко, дается следующее определение: «Притча — загадка; загадочное, мудрое изречение, пословица; поучительное изречение; образ».
«Притчи — это аллегория, в которой слушатель должен узнать себя, — отметил диакон Андрей Кураев. — Евангельские притчи — это не просто житейские иллюстрации некоторых нравственных истин, а обращение к совести человека: понимаешь ли ты, что происходит с тобой? Персонажи ее не наделяются каким-то строго определенным характером. Они не описываются, и сказитель притчи не дает их психологического портрета. Персонаж притчи — это чистый субъект нравственно-религиозного выбора. Это один из основных принципов построения библейского текста: он взывает к самоопределению человека, к выбору». Когда ученики Господа, приступив к Нему, спросили: «Для чего притчами говоришь им?», Он сказал в ответ: «Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют, и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф. 13, 10-15). Казалось бы, суровый приговор «неразумеющим сердцем», но Бог — многомилостивый и премудрый сердцеведец, пояснив содержание притчи о сеятеле апостолам, почему-то продолжал разговор с народом на языке притч. Возможно потому, что притчи можно использовать как повод для выхода на тему беседы, как предлог для совместного обсуждения. Образы притч могут быть и примером для подражания. Таковым эталоном Господь представил нам милосердного самарянина. Притча хорошо запоминается. Полное содержание беседы вряд ли кто может пересказать. А в притче сконцентрирована суть, смысл урока. Дети, приходя домой, рассказывают ее родным и друзьям. Если ученики ушли с занятий равнодушными, если они не сопереживали услышанному, если им не захотелось его пересказать, то вряд ли что-то доброе посеялось в их душах. Необходимо обратить внимание еще на одну особенность, используемую Господом в Своих беседах с народом: последовательность изложения. Ее заметил святой Иоанн Златоуст: «Так и всегда обыкновенно Христос поступал: не сначала, не при первых наставлениях, постепенно и мало-помалу предлагал труднейшие заповеди, чтобы не встревожить слушателей. Далее, так как заповедь казалась тяжкою, смотри как Он смягчает ее последующими словами, как предлагает награды, превышающие труды, и не награды только, но и наказания за грехи; о наказаниях распространяется даже более, нежели о наградах, потому что, обыкновенно, не столько данные блага, сколько строгая угроза умудряет многих».
В Евангелиях мы находим более тридцати притч. Их можно разделить в соответствии с тремя периодами общественного служения Спасителя. К первой группе относятся притчи, рассказанные Спасителем вскоре после Нагорной проповеди, в период между второй и третьей Пасхой Его общественного служения. В этих начальных притчах говорится об условиях распространения и укрепления Царства Божия или Церкви среди людей. Сюда относятся притчи о сеятеле, о плевелах, о невидимо растущем семени, о зерне горчичном, о драгоценной жемчужине и другие.
Вторая группа притч рассказана Господом к концу третьего года Его общественного служения. В этих притчах Господь рассказал о бесконечном милосердии Божием к кающимся людям и изложил различные нравственные правила. Сюда относятся притчи о заблудшей овце, о блудном сыне, о немилосердном должнике, о милосердном самарянине, о безрассудном богаче, о мудром строителе, о судье неправедном и другие.
В Своих последних притчах (третьего периода), рассказанных незадолго до крестных страданий, Господь говорит о Благодати Божией и об ответственности человека перед Богом, а также предсказывает о наказании, имеющем постичь неверующих евреев, о Своем втором пришествии, о страшном суде, о награде праведным и о вечной жизни. В эту последнюю группу входят притчи о бесплодной смоковнице, о злых виноградарях, о званных на вечерю, о талантах, о десяти девах, о работниках, получивших равную плату и другие.
На первый взгляд притчи Иисуса Христа – это простые и запоминающиеся истории, нередко образные – каждая из них несет определенное послание. Богословы отмечали, что, несмотря на кажущуюся простоту, послания эти глубоки и являются сердцем христовых проповедей. Христианские авторы рассматривают их не в качестве простых примеров, которые используются, чтобы проиллюстрировать то или иное положение, но как сокровенные аналогии, позволяющие увидеть духовный мир. Хотя многие притчи Иисуса обращаются к повседневности: например, в притче «О добром самарянине» говорится о последствиях придорожных грабежей, а в рассказе «О закваске» женщина печет хлеб - все они затрагивают такие религиозные темы, как установление Царства Божьего, важность молитвы и значение любви.
2. «Притча о благоразумном рабе»
45. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?
46. Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так;
47. истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
48. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, 49. и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами,
— 50. то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, 51. и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.
(Св. Евангелие от Матфея 24:45-51)
3. Богословское толкование притчи.
На сказанное в Писании: кто есть верный раб и мудрый? Что не соблюдающий благовременности всякого дела не достигает искомого блага, видно это само собою; что всяческая добра во время свое (Еккл. 3:11), сему научил Екклесиаст. Посему, если это действительно так, почему удивительным тебе кажется сказанное Спасителем о мудром и верном домоприставнике, что он даст пищу во время. Ибо неблаговременное всегда прискорбно, и благодеяние, оказанное не вовремя, теряет имя свое. Например, один и тот же хлеб голодному сладок и вожделенен, а сытому - не очень; одно и то же питие жаждущему весьма пригодно, а упившемуся - отвратительно. Поэтому, по какой причине от одного и того же происходит не одно и то же? Очевидно, в зависимости от благовременности. Она подаваемое делает и большим, и вожделеннейшим. Исидор Пелусиот прп.
Посему надлежит не только подавать (это может быть и не важно), но подавать вовремя, ибо это, хотя бы поданное было и мало, делает оное большим, а если велико, обращает в самое великое. Посему-то и Песнопевец, прославляя благодеяния Божии, присовокупил и сие: вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время (Пс. 103:27). Ибо не только питает Бог, но питает благовременно. А всего важнее, - питая всех, подавать вовремя. И если угодно видеть, как исполняется это на плодах, произращаемых землею, то смотри: не в одно время бывают пшеница, вино и елей, и древесные плоды, и разнообразие цветов. Но сначала зеленеют луга, за ними следует жатва, за ней - виноград, а гроздь отсылает земледелателя к маслине. И времена года составляют как бы какой превосходный хоровод и продолжительностью своею дают отдохновение земледельцу. Ибо, если бы все вместе приходило в свою зрелость, искусство земледельца стеснялось бы краткостью времени, и все бы гибло и портилось, потому что не достало бы у него сил убрать все в одно время.
На слова: кто убо есть верный раб и мудрый, егоже поставить господин его над домом своим. Представив достойным осмеяния безумие или, лучше сказать, высокоумие тех, которые присваивают или легко принимают на себя дело трудное, не знаю, почему, блаженный, оставил ты без внимания то, что особенно доказывает сие высокоумие. Что же именно? Не все люди одержимы одними и теми же болезнями, и не все поддаются одному и тому же лечению. Но как недугов много, они разнообразны и бывают всякого рода, так много должно быть и различных пособий. Если же затрудняет тебя сказанное мною, то подожди немного, и овладевшее теперь тобою затруднение превратится в большее сожаление о них.
Ибо по причине существования многих и разнородных болезней человеку, во-первых, трудно сознать в себе болезнь, а потом, и узнав это, доведаться, какое пригодно врачевство. Не всем пригодны одни и т же пособия, не все излечиваются одним и тем же: что принесло пользу одному, то повредило другому, и пригодное другому повредило еще кому-то. И чтобы не показалось тебе, будто бы говорю нечто странное, раскрою сказанное.
Руководимые словом не уцеломудриваются примерами; но один - тем, другой - этим приводятся в лучшее состояние. Имеющие нужду в шпорах не терпят узды, а ленивые и неудобоподвижные к добру возбуждаются словесным ударом, но горячих более надлежащего и неудержимых, подобно молодым коням, уносящимся за пределы ристалища полезно сдерживать и останавливать.
Одни уцеломудриваются похвалами, другие - порицаниями, если те и другие будут благовременны; но противоположные выйдут последствия, если они будут не вовремя. Одни уступают увещанию, другие - выговору. Одни изглаживают свои недостатки, когда их обличают в собраниях, а другие - когда их вразумляют втайне. Ибо одни, уцеломудриваемые всенародным выговором, обыкновенно пренебрегают беседой наедине; а другие, всенародными обличениями доводимые до того, что отлагают и стыд, таинственностью и сострадательностью выговора приобучаются к благопокорности.
Ожидание пришествия Христова можно еще сравнить с ожиданием слугами их домовладыки. Представьте, что кто-либо, отправляясь с путь, оставил свой дом в управление слугам, назначив каждому свое дело. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, над своими домашними, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его пришед, найдет поступающим так, и не от кого не услышит жалобы на него. Истинно говорю вам, что — уже не только над слугами, но и над всем имением своим поставит его. В этой притче Господь дает предостережение и наставление главным образом Своим апостолам и их преемникам — пастырям Церкви Своей: они — по преимуществу Его слуги, которым Он поручил раздаяние даров благодати Своей всем верующим.
"Верный и благоразумный раб (блаженный Феофилакт), есть и всякий учитель, во время дающий каждому пищу учения, каков например Павел, иного напояющий молоком, а иного питающий хлебом, когда изрекает высокую мудрость. Он — верный раб, хотя прежде был хульник из ревности к закону. Он раб благоразумный, ибо распознал козни врага. И всякий, получивший что-либо от Бога имущество, или власть, или начальство, должен распоряжаться этим верно и благоразумно, как имеющий дать отчет во всем."
"Это сказано, говорит святой Иоанн Златоуст, не об одном имении, но и о слове, и силе, и дарованиях, и о всех обязанностях, положенных на каждого. Эта притча может относиться и к гражданским начальникам, ибо каждый должен употреблять дары свои на пользу общую. Одарен ли ты премудростью, или вручена тебе власть, богат ли ты, или имеешь что другое, ты не должен употреблять своих даров во вред своих собратий, или для собственной погибели. От упомянутого в этой притче раба требуются две вещи: благоразумие и верность, ибо грех бывает также и от неразумия; раб называется верным за то, что из достояния своего господина ничего не утаил для себя, и ничего не расточил напрасно и без цели; а мудрым и благоразумным за то, что умел употребить вверенное ему достояние надлежащим образом. И нам также нужны верность и благоразумие. Если раб и верен, и не крадет, но погубляет имение, расточая его на предметы бесполезные, то и это большая вина. Если же он умеет хорошо распоряжаться имением, но между тем крадет, то и это немаловажное преступление. Пусть заметят это те из нас, которые имеют деньги, так как слова Христовы относятся не к одним учителям, но и к богатым. И тем и другим вверено богатство: учащим более необходимое, а вам менее необходимое. Если учителя щедро расточают блага, более важные, а вы не хотите оказать щедрости и маловажным, и не только щедрости, но даже и благодарности, ибо дается чужое: то какое будете иметь оправдание? А между тем, какое слово достаточно выразит то достоинство, то блаженство, когда Царь Небесный, Коему принадлежит все, поставит человека над всем Своим имением? Потому и называет его мудрым, что верность в малом ведет к приобретению великого: за благоразумное действование он получает здесь небо."
Ожидание пришествия Христова можно еще сравнить с ожиданием слугами их домовладыки. Представьте, что кто-либо, отправляясь с путь, оставил свой дом в управление слугам, назначив каждому свое дело. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, над своими домашними, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его пришед, найдет поступающим так, и не от кого не услышит жалобы на него. Истинно говорю вам, что — уже не только над слугами, но и над всем имением своим поставит его. В этой притче Господь дает предостережение и наставление главным образом Своим апостолам и их преемникам — пастырям Церкви Своей: они — по преимуществу Его слуги, которым Он поручил раздаяние даров благодати Своей всем верующим.
"Верный и благоразумный раб (блаженный Феофилакт), есть и всякий учитель, во время дающий каждому пищу учения, каков например Павел, иного напояющий молоком, а иного питающий хлебом, когда изрекает высокую мудрость. Он — верный раб, хотя прежде был хульник из ревности к закону. Он раб благоразумный, ибо распознал козни врага. И всякий, получивший что-либо от Бога имущество, или власть, или начальство, должен распоряжаться этим верно и благоразумно, как имеющий дать отчет во всем."
"Это сказано, говорит святой Иоанн Златоуст, не об одном имении, но и о слове, и силе, и дарованиях, и о всех обязанностях, положенных на каждого. Эта притча может относиться и к гражданским начальникам, ибо каждый должен употреблять дары свои на пользу общую. Одарен ли ты премудростью, или вручена тебе власть, богат ли ты, или имеешь что другое, ты не должен употреблять своих даров во вред своих собратий, или для собственной погибели. От упомянутого в этой притче раба требуются две вещи: благоразумие и верность, ибо грех бывает также и от неразумия; раб называется верным за то, что из достояния своего господина ничего не утаил для себя, и ничего не расточил напрасно и без цели; а мудрым и благоразумным за то, что умел употребить вверенное ему достояние надлежащим образом. И нам также нужны верность и благоразумие. Если раб и верен, и не крадет, но погубляет имение, расточая его на предметы бесполезные, то и это большая вина. Если же он умеет хорошо распоряжаться имением, но между тем крадет, то и это немаловажное преступление. Пусть заметят это те из нас, которые имеют деньги, так как слова Христовы относятся не к одним учителям, но и к богатым. И тем и другим вверено богатство: учащим более необходимое, а вам менее необходимое. Если учителя щедро расточают блага, более важные, а вы не хотите оказать щедрости и маловажным, и не только щедрости, но даже и благодарности, ибо дается чужое: то какое будете иметь оправдание? А между тем, какое слово достаточно выразит то достоинство, то блаженство, когда Царь Небесный, Коему принадлежит все, поставит человека над всем Своим имением? Потому и называет его мудрым, что верность в малом ведет к приобретению великого: за благоразумное действование он получает здесь небо."
4. Занятие по притче с детьми средней группы (4-5 лет).
«Всегда береги друзей и близких»
Цели и задачи:
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, желание и умение считаться с правами других детей, отрицательное отношение к грубости, несправедливости по отношению к своим товарищам;
- воспитывать ценнейшие качества человека: доброту, отзывчивость, скромность;
- развивать способность к оценке и самооценке, умение сравнивать, высказывать суждения;
- привить детям этические качества личности и нормы в обществе.
Материалы: игрушка заяц Степашка, коробочка, палочка, синие и красные кружки из картона.
Ход занятия:
В гости к детям пришел заяц Степашка с волшебной коробочкой. В коробочке находится волшебная палочка.
Воспитатель: здравствуйте ребята, к нам в гости пришел Степашка. Он приготовил вам сюрприз. Сегодня он будет с вами играть. Хотите поиграть с ним?
Дети: здравствуй, Степашка. Мы хотим поиграть с тобой.
Воспитатель (Степашка): ребята, а вы знаете, что рядом с нами живут люди, которые нуждаются в заботе, отзывчивости. Очень важно замечать, кому и где нужна помощь, найти возможность и пути оказания помощи людям.
В моей волшебной коробочке лежит палочка, она волшебная. Кто ее в руки возьмет, тот становится самым главным и может просить у других ребят всё, чего он пожелает.
Воспитатель: ребята, а что бы вы сделали, если бы стали самыми главными в группе (семье)?
Дети: меня бы все слушались, стал бы самым сильным, купил игрушку, ел вкусную еду. (Дети передают палочку друг другу).
Воспитатель (Степашка): а знаете ли вы, что когда в руках волшебная палочка, то можно попросить для своих друзей и близких что-то полезное, нужное, хорошее. Можно позаботиться о них. Хотите со мной поиграть?
Игра «Хорошо-плохо»
(Если поступок хороший – поднимите красный кружок, а если плохой – синий.)
Плохие | Хорошие |
Лениться, не помогать никому, даже маме | Помогать родным и друзьям |
Обзываться и дразнить других | Здороваться при встрече, используя слова приветствия |
Никому не давать свои игрушки | Делиться с другими детьми тем, что у тебя есть |
Говорить слишком громко, непрерывно болтать | Уметь слушать других людей, не прерывать собеседника |
Всё разбрасывать, не убирать за собой, не класть на место | Следить за своим внешним видом, аккуратно всё складывать |
Физкультминутка
На лужайке, по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко – низко наклоняюсь.
Дети присаживаются на стульчики.
Воспитатель (Степашка): ребята, теперь вы поняли, что быть главным, это не значит получать то, чего вы хотите только для себя. Быть главным - это заботиться о близких людях и не обижать их ни словом, ни делом. Как вы к людям, так и они к Вам. Станьте более открытыми, не скупитесь на улыбку незнакомым людям. Относитесь к людям так, как хотели бы чтобы они относились к Вам. Надо уметь прощать, не копить в себе зло, не быть мстительным. Ну а мне пора бежать домой, а напоследок загадайте желание для своих друзей!
Дети: (ответы)
- когда я стану главным, я буду любить друзей;
- а я их буду угощать;
- не буду обижать родных и близких;
- буду их прощать, даже если они сделали что-то плохое.
До свидания, Степашка!
Воспитатель: ребятки, какие же правила помогут вам жить дружно с другими детьми?
Ответы детей: договариваться, соблюдать очерёдность, уступать, не драться, не обижать словом, прощать.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас мы пойдем лепить Степашку из пластилина!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)
Проект«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)Составила: воспитательВербицкая Е. В....
Нравственное воспитание по средствам воспитания дошкольников любви к родному городу.
Конспект занятия в старшей группе «Наша Родина – Россия»...
Семинар на тему: «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста как средство воспитания у них основ толерантности».
Семинар на тему: «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста как средство воспитания у них основ толерантности». Формирование основ толерантной культуры – одна...
Притча как средство воспитания. "Притча о двух должниках. Одному было прощено больше, другому меньше".
Мало кто знает что притчи могут изпользоваться как средство духовно-нравственного воспитания детей. Главное правильно и как можно доступнее объяснить это детям....
Выступление в межрегиональном семинаре "Поликультурное воспитание в дошкольных образовательных организациях". Тема: "Мордовский национальный костюм как средство воспитания у детей любви к Малой Родине"
В данной статье говорится о мордовском народном костюме, как о бесценном неотъемлемом достоянии культуры народа, накопленное веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, ...
Статья для родителей "«Подвижная игра - как средство физического развития личности и одно из самых важных средств воспитания ребёнка»
Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается статья в которой говорится о пользе подвижных игр с детьми. роль подвижных игр в воспитании высока, так как они развивают физическую акт...
Консультация для родителей "Народное творчество как средство воспитания и условия осуществления национального воспитания"
То, что впитает в себя ребенок в дошкольном возрасте в основном зависит от среды, в которой он воспитывается. Окружая детей своей заботой и лаской, а также включая народное творчество в свои занятия, ...