Организация летних тематических неделек в дошкольной образовательной организации
статья

Кальченко Юлия Львовна

Лето прекрасное время года. Как сделать это время для детей в детском саду познавательным, веселым, насыщенным новыми впечатлениями?

Летний период в ДОО представляет большие возможности для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, развития их познавательного интереса и экологической культуры, создания благоприятных условий для разностороннего развития детей в соответствии их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_letnih_tematicheskih_nedelek.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

Организация летних тематических неделек в ДОО

Ю.Л. Кальченко, старший воспитатель

МБДОУ д/с № 53, г. Белгорода

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении.

Жан Жак Руссо

Лето прекрасное время года. Как сделать это время для детей в детском саду познавательным, веселым, насыщенным новыми впечатлениями?

Летний период в ДОО представляет большие возможности для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, развития их познавательного интереса и экологической культуры, создания благоприятных условий для разностороннего развития детей в соответствии их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

Отечественные и зарубежные исследователи отмечают важность той деятельности в воспитании, которая доставляет ребёнку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека.

Именно в летний период дети много времени проводят на воздухе. Важно так организовать их пребывание в ДОУ, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей. Основная задача педагога при этом как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности, движении. Для достижения оздоровительного эффекта в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время могут быть такие мероприятия, которые не требуют значительной подготовки со стороны детей, имеют развивающую и воспитательную функции, проводятся в эмоционально привлекательной форме.

Так, с целью создания в МБДОУ детского сада № 53, г. Белгорода максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы с детьми и развития познавательного интереса воспитанников в летний период была разработана тематическая модель организации летнего периода с участием педагогов, детей и родителей.

Основными задачами реализации данной модели являются:

  1. Создание комфортных условий для обеспечения охраны жизни и здоровья дошкольников, для предупреждения заболеваемости и травматизма.
  2. Реализация системы мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей, их духовно-нравственное воспитание, развитие любознательности и познавательной активности, формирование культурно-гигиенических и трудовых навыков.
  3. Повышение компетентности педагогов в вопросах организации летней оздоровительной работы, мотивации педагогов на улучшение качества организации летнего отдыха дошкольников.
  4. Привлечение семьи воспитанников к участию в воспитательном процессе на основе педагогики сотрудничества.

Приоритетные направления работы на летний период:

- физкультурно-оздоровительная работа;

- познавательно-исследовательская деятельность;

- культурно-досуговая деятельность.

Структура тематической модели включает последовательность тематических периодов. Построение образовательного процесса вокруг единой темы позволяет организовать информацию оптимальным способом. Каждая неделя каждого месяца проходит под своим названием и включает в себя определенное количество тематических дней и тематических проектов.

Практика проведения тематических дней позволяет обеспечить рассмотрение определенного вопроса, проблемы средствами различных образовательных областей, с использованием разнообразных форм работы. Это дает возможность детям и взрослым не просто познакомиться с неизвестными явлениями, новой информацией, но и прожить день в атмосфере определенного события, праздника, проникнуть в суть какого-либо явления.

Структура тематического проекта предполагает субъект-субъектный характер взаимодействия участников. Проектная деятельность позволяет развить познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. При построении проекта педагог моделирует цикл творческой, познавательной, практической деятельности как с учетом необходимости решения проблемы, так и с учетом задач личностного роста и развития воспитанников.

Тема недели позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей. Мероприятия, проводимые во время тематической недели, способствуют развитию творческого взаимодействия между детьми разных групп, воспитателями, родителями, специалистами детского сада. Они могут иметь разные формы проведения: игры-путешествия, экспериментирования, познавательные занятия, наблюдения, экскурсии, выставки и др.

Данные мероприятия преследуют несколько задач одновременно. Во-первых, решается познавательная задача: в зависимости от темы недели, мероприятия включают в себя новый материал, который рассматривается несколько в другом аспекте, чем на занятиях, что способствует наилучшему усвоению материала. Во-вторых, раскрывается социальный аспект педагогического процесса, это: взаимодействие детей разных возрастов, привлечение родителей не только как зрителей, но, прежде всего, как непосредственных участников. Ну и, конечно же, силами взрослых и детей, реализуется развлекательная задача. Названия недель и дней являются примерными и могут меняться, дополняться, в зависимости от возраста и интересов детей.

В завершение каждого тематического периода организуется итоговое мероприятие – праздники, развлечения, экскурсии, выставки, театрализованные постановки и другие формы работы, в рамках которых осуществляется обобщение и систематизация полученных детьми впечатлений, опыта, применение освоенных ими умений.

Планируя досуг для детей на лето, важно не забывать о главном – проявлять как можно больше любви к детям, больше подлинной, разумной заботе об их развитии – физическом, умственном, нравственном, эмоциональном.



Приложение 1

План проведения тематических недель на летний оздоровительный период 2014 года

НЕДЕЛИ

МЕСЯЦЫ

ИЮНЬ

ИЮЛЬ

АВГУСТ

1

Неделя Дружбы и доброты (2-6 июня)

В гостях у Уолта Диснея (30 июня-4 июля)

Экологическая неделя (28 июля-1 августа)

Понедельник

День «Дарите людям доброту»

«Микки и Минни Маус»

«Домашние животные»

Вторник

День вежливости

«Подводный мир»

«Дикие животные»

Среда

День «Добро не умрет, а зло пропадет»

«Веселые животные»

«Насекомые»

Четверг

День «Сотвори добро»

«Волшебные приключения»

«В мире цветов»

Пятница

Праздник «В мире дружбы!

Праздник «Красавицы и принцы»

Праздник «Мой Белый город, мой край родной!»

2

Музыка в театре (9-13 июня)

Вместе – дружная семья!- фольклорная неделя (7-11 июля)

Путешествие в страну математики (4-8 августа)

Понедельник

День «Матрешкин театр»

День народной мудрости

Остановка «Цифровая»

Вторник

День «Веселый концерт»

День «Мир загадок»

Остановка «Геометрическая»

Среда

День «В гостях у Фомы и Еремы»

День «Посиделки у Марьи Искусницы»

Остановка ««Литературно-Сказочная»

Четверг

«Музыка П.И.Чайковского в театре»

День «Русская березка»

Остановка «Пространственно-временная»

Пятница

Кукольный спектакль «Как зайчишка не любил умываться»

Праздник семьи

Остановка «Логическая»

3

Азбука дорожного движения (16-20июня)

Неделя рыцарей и принцесс (14-18 июля)

По дороге с физкультурой и танцем (11-15 августа)

Понедельник

День «Транспортный мир»

«Давайте познакомимся»

День весёлых мячиков

Вторник

День «Весёлый светофорчик»

«Волшебный замок»

«Веселимся с обручами»

Среда

День «Город Дорожных знаков»

«Сказочная поляна»

«Со скакалкой я скачу!»

Четверг

День «Я - пешеход»

«Эльфы, феи, драконы»

«Волшебные гимнастические палочки»

Пятница

Праздник « Страна – Правил дорожного движения»

Праздник «Рыцарский турнир»

Спортивный праздник «Какого цвета лето?»

4

Говорим правильно и красиво (23-27 июня)

Волшебные сказки (21-25 июля)

Неделя противопожарной безопасности (18-22 августа)

Понедельник

День «Играем с пальчиками»

День «Сказки из песка»

День транспорта

Вторник

День «Загадаем – отгадаем»

День «Загадки из сказки»

День пожарного

Среда

День «Веселая игротека»

День «Путешествие по сказкам»

День домоседа

Четверг

День «Запоминай–ка»

День «Рисуем сказку»

День пешехода

Пятница

Праздник правильной речи

Викторина «Путешествие по сказкам»

Праздник безопасности

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация летней оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

Создание условий, планирование работы, осуществление контроля  -  все это поможет качественно организовать работу коллектива детского сада в летний период....

Организация тематических дней в дошкольной образовательной организации в летний период

Пребывание воспитанников дошкольной образовательной организации должно быть интересным и познавательным на протяжении всего летнего сезона. Решением этой задачи может стать включение тематических дней...

Статья Организация предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС ДО по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"

Предметно-пространственная среда группы детского сада выполняетразвивающую, информационную и стимулирующую функции. Сама по себе она существовать не сможет, а лишь с помощью детей и взрослых, которые ...

Презентация "Организация летнего оздоровительного периода в дошкольном образовательном учреждении с детьми младшего дошкольного возраста"

Воспитание здорового ребенка – приоритетная задача дошкольного образовательного учреждения, особенно в современных условиях. Проблема воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем...

Презентация «Организация летнего оздоровительного периода в дошкольном образовательном учреждении с детьми младшего дошкольного возраста»

Воспитание здорового ребенка – приоритетная задача дошкольного образовательного учреждения, особенно в современных условиях. Проблема воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем...