Исследовательско - творческий проект "Часы такие разные"
проект (средняя группа)

Казакевич Мария Владимировна

Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Одни часы - круглые, другие -  квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasy_takie_raznye.docx31.1 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ  «Часы такие разные».

Подготовила: Казакевич М.В.

Для детей 4 - 5 лет.

Вид проекта – Исследовательско - творческий.

Продолжительность – с 25.09.2017г. – 16.10.2017г
         Цель: Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов.

Задачи:

- Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем. 

- Закрепить  знания о принципе их работы и роли в жизни человека.

- Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.

Актуальность проекта.

Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Одни часы - круглые, другие -  квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь.   

 Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку! Мы предложили детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы…сколько было высказано предположений о том, какой страшный беспорядок это вызовет! В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один капитан не сможет определить, где находится корабль. Магазины будут работать, как захотят. На заводах работа станет невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию.   Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу.

Мы рассказали детям, что сейчас трудно представить, но когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями.  Не было даже бабушкиных ходиков! И уж, конечно никто не спрашивал друг у друга: «Скажите, пожалуйста, который час?»    Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из- за горизонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой?  Настал полдень. Рассказ вызвал интерес у детей - они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли.  В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов. Поэтому мы решили в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной деятельности на тему «Часы». 

Этапы реализации проекта

1 этап - подготовительный

Цель: Определить основные направления работы.

- Систематизация материала по данному вопросу.

- Подбор экспонатов для организации мини- музея «Часы».

- Изучение научной литературы по данному вопросу.

- Подбор художественной, энциклопедической литературы.

- Изготовление альбома «Виды часов».

- Подготовить оборудование для изготовления математических часов, огненных часов, цветочных часов.

- Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме и сбору часов.

- Подбор материалов для проведения исследования.

- Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.

2 этап - основной

-провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.

Познавательный рассказ воспитателя о часах.

- провести мероприятия проекта по ознакомлению с часами прошлого и настоящего.

1. Беседы:

«Для чего нужны часы?»

«Какие часы бывают?»

«Часы у меня дома»

«История часов»

«Что я знаю о часах»

«Солнечные часы или часы на небе»

«Часы без стрелок (песочные часы)»

«Механические часы»

«Электронные часы»

«Самые известные часы в мире»

2.Прослушать песню О.Анофриева «Тик - Так»,

Берестов «Без четверти шесть».

«Песочные часы»

3. Рассматривание энциклопедии: «Часы»

4. Заучивание физкультминутки «А часы идут, идут…».

5. Чтение познавательной литературы о различных видах часов.

6. Рассматривание иллюстраций часов.

7. Подготовка рассказов о водяных, песочных часах, о цветочных и солнечных часах. (Совместная работа детей, родителей и педагога)

8. Рисование часов.

9. Дидактическая игра «Какие часы бывают?»

10. Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?»

11. Работа с родителями:

- рисование совместно с детьми старинных часов,

- создание коллекции часов, изготовленных своими руками.

(совместная работа детей и родителей)

3 этап - заключительный

Цель: обобщение полученного опыта.

- Создание мини- музея «Часы такие разные».

- Создание альбома «Часы».

Используемая литература

1. Дыбина О. Что было до. – М.: Издательство «Творческий центр», 2001.

2. Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М.: Издательство «Просвещение», 1991.

3. Гризик. Я познаю мир. - М: Издательство «Просвещение», 1995.

4. Глухова Н. Колесо времени. // Обруч № 6 – 2005. с 14.

5. Савенков. А. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Самара. Издательство «Учебная литература», 2000.

6. Савенков А. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара. Издательство «Учебная литература»,2004.

7. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. // Дошкольное воспитание № 7 – 1994. с 43.

8. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание № 4 – 2006. с 10.

9. Д. Галенс. Книга ответов для почемучки. -Харьков. Издательство «Книжный клуб семейного досуга», 2006

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рассказ о часах.

Воспитатель: - Ребята, люди всегда хотели, как можно точнее измерять время. Сегодня, чтобы узнать который час, достаточно посмотреть на один предмет, который показывает нам точное время. Что это за предмет?

Дети: Часы.

Воспитатель: - Сейчас я расскажу вам, как появились часы.

-Первыми часами. Которые придумали люди две- три тысячи лет назад, были солнечные. У них нет ни стрелок, ни циферблата. Это просто большая палка, воткнутая в землю. Если тень от палки короткая, значит день в самом разгаре. Чем ниже солнце, тем длиннее тень. И значит скоро вечер. Такие часы показывают время только в солнечную погоду. А как быть ночью и в пасмурные дни?

- Люди придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки-черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Чтобы такие часы показывали время, надо постоянно подливать в них воду. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!». Хотите, я покажу, как можно самим сделать водяные часы.

(Изготавливаются заранее водяные часы из пластиковой бутылки. Делается отверстие в крышке с помощью шила. Затем наливается вода, уровень вылитой воды отмечается маркером.)

 «Течет время» и в песочных часах. Вернее, не время течет, а песок, по которым его измеряют. Сделаны песочные часы из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок, значит, прошло 3 или 10 минут. Часы переворачивают, и счет времени продолжается. Песочными часами люди пользуются и теперь, например, врачи в поликлиниках. По этим часам больные получают лечебные процедуры.

(Дети рассматривают песочные часы)

Воспитатель: - Восковая свечка – это тоже часы, древние огненные часы. Свечка до низу разрисована, как зебра, черно-белыми полосками. Воск от горящего фитилька тает, а вместе с ним тают полоски. Сколько полосок исчезло, столько значит прошло и часов. Потому что каждую свечу делили на 24части. Выходит, Время не только течет, но еще и сгорает.

(Демонстрируется горящая свеча.)

Воспитатель: - Сейчас существует много разновидностей часов. Назовите их.

(настенные, напольные, механические, электронные, будильники и др.)

Рассматривание часов на иллюстрациях.

Чтение детьми стихотворений о часах.

Воспитатель: - Замечательные стихи вы прочитали, молодцы. А хотите узнать, какими были первые будильники, и кто их изобрел?

(Рассказ о будильниках, с использованием иллюстраций.)

Воспитатель: - У вас на столах есть цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры. Бумага. Нарисуйте, пожалуйста, часы – кто какие захочет.

Дети рисуют.

Воспитатель: - Сегодня вы узнали много нового. Поделились своими знаниями, нарисовали отличные рисунки.

А вам понравилось?

Дети делятся впечатлениями.


Беседа на тему: «Кто и как считает время».

Цель: Учить детей определять причинно-следственные связи.

Воспитатель подводит детей к настенным часам и задает вопросы:

-Что это такое?

-Как вы думаете зачем у нас в группе висят часы?

-Кому они в нашей группе нужны?

-Зачем они нужны людям?

-Для чего их создали?

Вы все говорили правильно, часы измеряют время.

-А что такое время?  Время было всегда, оно и бежит, и идет вперед. Слово время происходит русского слова «вертемя» т.е. вертеть время.

А скажите, часы были всегда или было время, когда не было часов?

Воспитатель: было время, когда не было часов.

-Как же люди определяли, когда нужно вставать, когда ложиться спать?

Они ориентировались на времена года, части суток (день –ночь)

Воспитатель: Правильно, люди определяли время по солнцу. Солнышко вставало, и люди просыпались; солнышко закатывалось – ложились спать.

- Подумайте и скажите, когда они дольше спали – летом или зимой? – Люди спали дольше зимой, потому, что солнце зимой встает позже, чем летом.

Воспитатель:

- А знаете ли вы, что по солнцу можно определить время достаточно точно?

Когда солнце свети, от деревьев отходит тень. Тень длиннее, когда солнце только встает или, когда оно скоро зайдет за горизонт. Значит, тень от солнца длиннее, утром и вечером, а днем короче. Вот проснулся человек и увидел тень от солнца.

- Как он определял время суток? - Утром тень в одной стороне, вечером в другой.

Воспитатель: Когда человек заметил это свойство тени, то он придумал солнечные часы (Показ картинки).

- Как вы думаете, хорошо было человеку с такими часами?

- А что плохого в этих часах?

- Почему мы не пользуемся ими сейчас? – Эти часы работали только тогда, когда было солнце. Ночью и в пасмурную погоду, они не работали.

- Как вы думаете, какие часы тогда придумал человек?

Воспитатель: С тех пор прошло немало лет,

И люди поняли ответ,

Что лишь песок, он есть один

И бог, и царь, и господин.

Человек изобрел песочные часы (показ песочных часов).

- Что в них было хорошо, а что плохо?

Конечно, эти часы надо было все время переворачивать. Часы, которые я вам показала, рассчитаны на 1минуту. Нужно через каждые 1 минуту их переворачивать. Поэтому их нельзя брать с собой, когда уходишь из дома.

- Представьте себе, что будет, если вы возьмете такие часы в дет.сад, школу?

- А как вы думаете, 1 минута – это много или мало? Что можно сделать за 1 минуту?

Сейчас мы проверим, много ли это – 1 минута.

Дидактическая игра «Нарисуй за 1минуту кружков»

Воспитатель: Почему получилось у каждого разного количества кружков?

- У каждого свой темп.  

 Продолжаем говорить о часах. Вместо песка в часы наливали масло, но такие часы время показывали не точно.

Пользовались вместо часов свечкой, на которую были нанесены деления. Свечка сгорала, уменьшалась в размере и по делениям – можно было определить, сколько сейчас время.

- Как вы думаете, что плохого было в этих часах?

Вы сказали правильно. Все эти часы – солнечные, песочные, масляные – были не очень удобными, и человек придумал простой механизм. Смастерили большой механизм и повесили его на высокую башню. Каждый час, эти часы били и люди знали, который час. Но все-таки, эти часы, тоже были неудобны. Почему?

Их было видно не из всех домов. Надо было выходить на улицу и смотреть, который час. И люди придумали другие часы, какие? – которые, можно было повесить в каждом доме.

Появились разные часы.

- Как называются часы, которые висят на стене? – настенные часы.

- Которые стоят на полу? – напольные.

- Которые стоят на столе? – настольные.

- Которые человек носит на руке? – наручные.

Но и у них есть недостатки. Их надо часто заводить и пружинка, которая есть в них, ломается. Если забудешь завести эти часы, они останавливаются. Поэтому человек придумал электронные часы, они работают на батарейках. Это – чудо часы. Их можно поставить на то время, которое нужно, и они подадут вам сигнал.

 Говорят: часы спешат,

Говорят: часы идут,

То немножко отстают,

Мы смотрели вместе,

А часы стоят на месте

ЗАГАДКИ:

1.

Идут не умолкая,

Чеканя каждый шаг,

Усталости не зная,

Тик-так, тик-так, тик-так.

(часы)

2.

Они ходят, но стоят

Всем о времени твердят,

Когда спать, когда вставать,

Когда можно погулять…

(часы)

3.

Одна нога - короче,

одна нога - длиннее,

при этом, между прочим,

в двенадцать раз быстрее!

Но не смотря, на это,

они идут куда-то

с заката до рассвета,

с рассвета до заката.

А, что это, ребята?

(часы)

4.

Маленький домик

Не стоит, не лежит,

На стене висит,

В нём хозяйка сидит,

На часы глядит.

(часы с кукушкой)

5.

Две девицы, две подруги

Ходят вместе, друг за другом

Только та, что подлиннее

Ходит чуточку быстрее

А другая, покороче,

Словно двигаться не хочет

Так и ходят круг за кругом

Две девицы, две подруги

И встречаясь каждый раз

Говорят который час.

(часы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательско-игровой проект "Такие разные крышки."

Дети по природе своей исследователли. Они так или иначе эксперементируют с предметами окружающей среды.  Для  развития познавательских способностей детей был продуман и реализован исследоват...

Исследовательский проект тема: «Такие разные микробы»

Исследовательский проектв старшей группепо теме: «Такие разные микробы»...

Творческая выставка "Такая разная осень"

В средней группе"Теремок" прошла выставка творческих работ совместно с семьями воспитанников...

Творческий проект "Такие разные сказки"

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мною был разработа...

Информационно - творческий проект "Такой разный Дед Мороз"

Информационно - творческий проект "Такой разный Дед Мороз"...

Познавательно-исследовательский проект «Мука такая разная»

Описание деятельности по реализации познавательно-исследовательского проекта «Мука такая разная»...

Творческий проект "Такие разные домики"

Творческий проект "Такие разные домики"...