Информационно - творческий проект "Такой разный Дед Мороз"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Рузляева Елена Викторовна

Информационно - творческий проект "Такой разный Дед Мороз"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionno_-_tvorcheskiy_proekt.docx34.34 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Такой разный Дед Мороз»

Творческая группа:

воспитанники старшей группы № 7

родители воспитанников

воспитатели : Рузляева Е.В. Васильева А.К.

музыкальный руководитель: Зудина Т.Ю.

Проблема:

В преддверии Нового года наши сердца замирают от таинственного, почти мистического ощущения прихода перемен. Традиции и приметы выходят на первый план. Мы украшаем наш дом, делая его ярким, нарядным и красивым. Скоро Новый год постучится в двери каждого дома. И на пороге окажется Дед Мороз. В каждую семью в разных странах приходит этот долгожданный гость. Но всегда ли Деды Морозы выглядят одинаково?

Мной была выделена проблема - донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась активная жизненная позиция участвовать в поисково-творческой деятельности.

В ходе реализации проекта «Такой разный Дед Мороз» наши воспитанники виртуально побывают в таких странах, как Россия, Америка, Франция, Италия, Бельгия и Польша; смогут узнать о разном проникновении в дом этих долгожданных гостей. А приезжают они на разнообразном виде транспорта: тройке лошадей и оленях, на метле и ослике. И каждый из них оставит для детей подарки: кто – то под ёлкой или в чулочке; а кто – то в башмаке или на подоконнике. Деды Морозы разные, но цель у них одна – принести в каждый дом подарок вместе с любовью и заботой о детях. Приятного вам путешествия, дорогие дети и их родители! 

Цель: Сформировать у дошкольников представление о дедах Морозах разных стран, желание узнать о сходствах и различиях братьев Деда Мороза, об их именах.

Задачи:

1. Способствовать расширению кругозора детей: дать детям представление о разных странах, об их месте расположении, об их особенностях, о национальных традициях; познакомить детей с географической картой и глобусом.

2.Воспитывать дружелюбное и уважительное отношение к другим народам.

3.Развивать любознательность и навыки самостоятельной исследовательской деятельности.

4. Привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми.

Проект разработан в рамках тематической недели «В мире интересного».

Вид проекта – краткосрочный (3 недели) с 01 по 31 декабря 2015 г.

Реализация проблемы.

- Работа воспитателя с детьми.

- Взаимодействие с родителями и социумом.

Участники проекта:

- дети старшей группы МДОУ «Детский сад «Полянка»,

- родители воспитанников группы,

- воспитатели: Рузляева Е.В. Васильева А.К.

- музыкальный руководитель Зудина Т.Ю.

Целевые ориентиры реализации проекта:

ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

● ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства;

ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.

ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Условия реализации проекта.

- Создание развивающей среды.

- Выбор оптимальных педагогических воздействий (методов и приёмов).

- Создание системы деятельности (образовательная деятельность, совместная деятельность педагога и детей).

Ресурсы:

Информационные:

- Научная и педагогическая литература.

- Интернет сайты.

Научно – методические:

  1. Ефанова З.А. Познание предметного мира, Мю: - изд-во «Учитель», 2013
  2. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением, М.: - издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
  3. Компаниец Т.А. Практическое руководство для Деда Мороза и Снегурочки. Новый год. Изд-во АСМ, 2011
  4. Мещеряков А. Дед Мороз, Йоулупукки, Бефана и др. Издательский дом Мещерякова, 2014
  5. Пименова Т.М. Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-7 лет: Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Враксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Занятия по былинам, богатырские игры и потешки. М.: - изд-во «Учитель», 2014

Этапы работы над проектом.

Этап

Содержание деятельности

Участники

  1. Подготовительный, создание мотивации для познавательной активности

- Организация «точки удивления», возбуждающий интерес детей и создающий мотивацию для познавательной активности является непосредственный интерес детей (спровоцированный воспитателем) к вопросу: «Все ли Деды Морозы выглядят одинаково?»

- Создание развивающей среды: сюжетные картинки, карты, дидактические игры, пособия.

- Подбор педагогической и художественной литературы.

Воспитатели, Родители воспитанников

  1. Планирование

- Подготовка информационного листа для родителей, в котором в качестве рекомендаций предложены картотеки детских игр, список литературы для домашнего чтения в выходные дни, даются советы по заучиванию стихов с детьми при помощи схем.

- Подготовка выставки в книжном уголке, организация кукольного бумажного театра.

- Рассказы воспитателя

- Создание проблемных ситуаций, поиск значений необычных для детей слов (при помощи презентаций).

- Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, творческое конструирование)

- Подбор и использование дидактических, сюжетно-дидактич. игр

- Выставка детских и детско-родительских творческих работ

- Утренний или вечерний кинозал – просмотр мультфильмов или фильмов- сказок: «Морозко», сборник мультфильмов про Новый год, «Рождественская сказка»

- Театрализованные игры

- Новогодний утренник

Воспитатели

Работа с детьми (по видам деятельности)

Двигательная

  • Подвижные игры

«Дед мороз красный нос, Дед Мороз синий нос»

«Снежки»

«Пугало»

« Кто бросит дальше?».

  • Хороводные игры
  • Игра – соревнование

« Зимушка – зима»

  • Утренняя гимнастика

«Снежки»

  • Ленивая гимнастика в постели «Путешествие снежинки»
  • Дыхательная гимнастика «Снежинка»
  • Артикуляционная гимнастика «Погреем руки»

Игровая

  • Настольные игры

«Зимушка – зима», «Времена года»

  • Дидактические игры

«Собери снеговика», «Разрезные картинки».

  • Сюжетно – ролевая игра

«Зимняя прогулка», «Оденем кукол на прогулку».

  • Театрализованная игра

«Как Буратино впервые увидел Деда Мороза».

  • Артикуляционная игра

«Погреем руки».

  • Игра – инсценировка

« У кого какие шубки».

Рассматривание альбомов о зиме и временах года.

Воспитатели

Коммуникативная

  • Словесная игра

«Так бывает или нет? Дайте правильный ответ»

  • Беседа

«Что такое Зима?»

«Как Снегурочка выбирала себе платье?»

  • Рассматривание сюжетных картинок по теме
  • Разучивание стихотворения с движениями «Валенки», «Дуют ветры».
  • Стихотворение с массажем пальцев рук «Шел Мороз с дозором»
  • Тематическая беседа «Какими красками рисовал снеговик зиму?».
  • Составление рассказа по картине «Зима» «Новый год»
  • Отгадывание загадок.

Познавательно-исследовательская

  • Опыт « Из чего сделан снег?»
  • Наблюдение за снегом, птицами, деревьями.
  • Экскурсия в зимний лес.
  • Беседа

«Зачем людям нужна одежда?» «Где живет Дед Мороз?»

«Есть ли брат у Деда Мороза в Африке»

  • Конструирование

«Чудесные снежинки»

«Сани Деда Мороза»

  • Ситуативный разговор

«Почему зимой холодно?»

  • Создание копилки

«Подарки Деда Мороза».

Воспитатели

Восприятие художественной литературы и фольклора

  • Чтение и заучивание немецкой песенки « Снегирек»
  • Чтение и разучивание Н.Саконская «Где мой пальчик?»
  • Пересказ сказки «Зимовье зверей».
  • Чтение и обсуждение р.н. сказки «Как коза избушку построила».
  • Заучивание стихотворений о зиме.
  • Чтение И.Гурина «Принцесса Зима»
  • Просмотр и обсуждение мультфильма «Зима в Простоквашино».
  • Разучивание стихотворения Я.Аким «Первый снег»
  • «Чудеса в Дедморозовке» сборник рассказов для детей
  • Слушание песен и зимних мелодий, «Времена года»
  • «Дружный оркестр музыкальных инструментов».
  • Пение песенок о зиме
  • Слушание «Классическая музыка для малышей»
  • А.Лукьянова «Сказка про начало зимы».
  • Г.Х.Андерсен «Елка», «Снеговик», «Снежная королева».
  • Братья Гримм «Бабушка Метелица».
  • русские народные сказки «Морозко», «Снегурочка», «По щучьему веленью» из сборника А.И.Афанасьева.
  • Лена Ра «Шубки маленькой снежинки».
  • Матильда Шапиро «Рождественское богатство».
  • О.Булгаков «Сказки медвежонка Сноки» (сказка одиннадцатая, в которой Сноки не знал, что он хочет получить на Новый Год).
  • словацкая сказка «Двенадцать месяцев»
  • загадки, пословицы и поговорки о зимнем времени года.

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Элементарная трудовая деятельность

  • Знакомство с профессиями:

- дворник

  • Ознакомление с предметами личной гигиены
  • Хозяйственно-бытовой труд «Разгребание снега на участке»
  • Наблюдение за трудом взрослых
  • Изготовление украшений на елку
  • Рассматривание альбомов о профессиях и орудиях труда

Воспитатели

Конструирование из различных материалов

  • Конструирование из мелкого конструктора

«Сани Деда Мороза»

«Резиденция Деда Мороза»

  • Конструирование из бросового материала

Воспитатели

Изобразительная

  • Рисование на тему:

«Вьюга – завируха»

«Дед Мороз и Снегурочка»

«Санта Клаус»

«Морозные узоры»

«Цветочные снежинки»

  • Лепка

«Снежки и снежинки»

«Дед мороз и Снегурочка» (игрушки на елку)

  • Аппликация

«Волшебные подарки»,

«Зимний пейзаж»

«Узоры Деда Мороза на стекле»

«Шуба для Деда Мороза»

Воспитатели

Работа с родителями

Информационная

тематическая папка

«Откуда к нам пришла традиция наряжать елку»

Воспитатели, родители воспитанников

Совместное с детьми домашнее задание

Сбор информации о братьях Деда Мороза в разных странах

Письмо Деду морозу

Дети, родители

Экскурсии

Экскурсия в лес

Посещение выставки поделок, организованной в детском салу

Воспитатель, дети, родители воспитанников

Целевая прогулка

Детская библиотека

«Где живет Дед Мороз»

Воспитатели, дети, родители воспитанников

Содержание деятельности

1.Беседа «Такой разный Дед Мороз».

2.Совместно с родителями создать наглядный материал в виде альбома «Такой разный Дед Мороз»

3.Практическая деятельность:

I. Специально организованное обучение:

-Образовательная деятельность.

- Наблюдения.

-Художественное творчество.

- Экскурсии.

- Целевые прогулки.

II. Совместная деятельность педагога и детей:

- Чтение художественной литературы.

- Театральная деятельность.

- Игры.

III. Самостоятельная деятельность детей.

- Игры.4Презентация деятельности. Создание лэпбука «такой разный Дед Мороз».

Содержание деятельности

Деятельность

педагога

Деятельность

детей

Передать детям информацию о братьях Деда Мороза в разных странах:

-Наблюдения

-Беседы

Формирует проблему,

Определяет задачу

Ищут решение задачи с помощью педагога.

Создание наглядной

опоры:

- Тематические раскраски.

- Тематическая аппликация, лепка

Оказывает

практическую помощь,

Даёт рекомендации.

Подбирают

необходимый

материал

Оформление папок

Подбор

Иллюстраций

И справочного материала

Узнают и решают поставленные задачи

Консультация для родителей

Систематизирует

информацию

Подбор и оформление

иллюстраций

Планирует

Совместную

деятельность

Подбирают

Материал,

оказывают помощь

Экскурсия в лес, рассматривание красоты зимнего леса. Экскурсию проводит родитель, переодетый в костюм Деда Мороза

Определяет задачи

Решают задачи

с помощью педагога и экскурсовода (родителя)

Посещение библиотеки

Определяет задачи

Решают задачи

с помощью педагога и библиотекаря

Презентация лэпбука «Такой Разный Дед Мороз»

Организует торжественную презентацию.

Результаты работы:

- Детско – родительские проекты.

- Методические разработки.

- Пополнение медиатеки (Обучающий фильм «Какие бывают Деды Морозы в разных странах»).

Результаты реализации проекта:

- Дети научились анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать, делать элементарные умозаключения. Сформировали позитивное отношение к предметам, объектам природного и рукотворного мира.

- Совместно с родителями были разработаны наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие.

ОД детей старшего дошкольного возраста

«Деды Морозы разных стран»

Скоро Новый год постучится в двери каждого дома. И на пороге окажется Дед Мороз. В каждую семью в разных странах приходит этот долгожданный гость. Но всегда ли Деды Морозы выглядят одинаково? Ответить на этот вопрос вам может конспект НОД «Деды Морозы разных стран» и презентация. Ваши воспитанники побывают в таких странах, как Россия, Америка, Франция, Италия, Бельгия и Польша; смогут узнать о разном проникновении в дом этих долгожданных гостей. А приезжают они на разнообразном виде транспорта: тройке лошадей и оленях, на метле и ослике. И каждый из них оставит для детей подарки: кто – то под ёлкой или в чулочке; а кто – то в башмаке или на подоконнике. Деды Морозы разные, но цель у них одна – принести в каждый дом подарок вместе с любовью и заботой о детях. Приятного вам путешествия!

ОД: «Деды Морозы разных стран»

Цель:

Познакомить детей с Дедами Морозами в разных странах.

Задачи:

1. Способствовать развитию речевой активности детей, планетарного мышления, памяти, внимания.

2. Вызвать интерес к дедам Морозам разных стран, любознательность и желание узнать о сходствах и различиях этих новогодних Морозов.

Словарная работа: Великий Устюг, Дед Мороз (Трескун, Морозко и Карачун, Санта Клаус, Святой Николай, Пер Ноэль, Бабо Наттале и добрая фея Бефана, Ниссе.

Возраст детей: дошкольники старшего возраста

Ход занятия

Воспитатель:

«Лесом частым, полем вьюжным

Зимний праздник к нам идёт.

Так давайте скажем дружно:

Здравствуй, праздник – Новый год! »

-Во всех странах мира празднуют самый любимый и долгожданный взрослыми и детьми праздник - Новый год! Атрибутов у него много. Назовите их. (Это новогодняя ёлка, разноцветные гирлянды, шарики, хлопушки). И каждый год на наш любимый праздник приходят новогодние герои, которые проводят с нами новогодний утренник. Отгадав мои загадки, вы сможете увидеть их на экране.

Загадки:

Весь он в золоте сверкает,

Весь искрится при луне,

Ёлку в бусы наряжает,

И рисует на стекле.

Он такой большой проказник –

Ущипнет за самый нос.

К нам сюда пришёл на праздник.

Кто он, дети?. (Дед Мороз)

-Слушайте вторую загадку.

Я - внучка Мороза и Вьюги,

Являюсь сюда каждый год!

Со мною снежинки-подруги

Весёлый ведут хоровод. (Снегурочка) 

- Ответьте, кто же эти герои? (Дед Мороз и Снегурочка). Как вы думаете, во все страны мира приходят Деды Морозы? (ответы детей). Деды Морозы всегда одинаково одеты? (ответы детей)

-В разных странах выглядят они по-разному. У них разные имена, разная одежда, средства передвижения и приносят подарки - каждый делает это по-своему.

-Ребята, я предлагаю вам одеть Деда Мороза нашей страны, России. Вспомните, во что он одет на нашем новогоднем празднике? (Наш дедушка носит шубу до пола, валенки, высокую меховую шапку, а в руках держит посох и мешок с подарками). А шуба, какого цвета? (Синяя, красная) 

-А кто знает: может быть, из фильмов или книг, как ещё называют российского Деда Мороза? (Дед Мороз - Дед Трескун, Морозко и Карачун в одном лице). Это были разные повелители холода – Карачун, Зимник. Изначально все они были недобрыми существами. После них наступала стужа и лютый холод. Современный Дед Мороз немного суров на вид, но очень любит детей.

-На чём может приехать Морозко? Какие у него есть средства передвижения?

(ответы детей) 

-В каком городе живёт Дед Мороз? (ответы детей)

-В России Дед Мороз проживает в Великом Устюге, в сосновом бору.

-А теперь, я предлагаю вспомнить Деда Мороза, который живёт в Америке. Как его зовут? (Санта Клаус) Во что он одет? Кто затрудняется, посмотрите на экран. (Колпак, короткая шуба, сапоги). На чём передвигается этот Мороз? (ответы детей) 

-В Америке новогодний дед — Санта Клаус — носит коротенькую красную курточку и забавный колпачок на голове. Путешествует он по воздуху на оленьей упряжке и проникает в дома малышей через каминную трубу.

Игра «Назови 10 отличий Деда Мороза от Санта Клауса»

-Похожи друг на друга эти Морозы? (Нет). Перечислите 10 отличий.

Физкульминутка «Мороз Красный нос»

Ой, Мороз Красный нос,

Мы тебя все знаем.

(Хлопки в ладоши.)

И тебя, Дед Мороз,

Радостно встречаем.

(Руки вытянуты вперед, поклон.)

Ой, Мороз Красный нос,

Бей сильней в ладоши!

(Хлопки в ладоши.)

А у нас веселей

Затанцуют ножки!

(Ножка на носок, пятку.)

Я, Мороз Красный нос,

С белой бородою.

(Показать бороду.)

Ущипну, так до слез,

Не шути со мною.

(Взять себя за нос.)

Для чего, почему

(Поднимает плечи вверх, удивляемся.)

Должен я сердиться

Я пришел к вам, друзья,

(Ходьба на месте.)

Чтобы веселиться!

(Хлопки в ладоши.)

-Сейчас мы с вами отправимся в новогоднее путешествие с ветром по разным странам и посмотрим, какие там Деды Морозы. Готовы? (звучит фонограмма ветра, вьюги) .

-А приземлимся в Бельгии и Польше. Здесь нас встретит новогодний дедушка - Святой Николай. Он считается самым первым Дедом Морозом. Он оставил, приютившим его, семье золотые яблоки в башмачке перед камином.

-Во что одет Святой Николай? (Носит белое платье и шляпу) .

-Это платье называют мантией, и ездит он на коне, сопровождаемый слугой-мавром Чёрным Петером, который помогает нести тяжёлый мешок с подарками для послушных детей. Шалуны подарков не получают — для них Чёрный Петер носит розги. Что такое розги и для чего они нужны? (затруднились ответить) Розги – связанные в пучки или используемые по одному побеги ивы, берёзы, орешника, деревьев и кустарников, тонкие упругие и гибкие прутья, используемые для телесного наказания — порки за непослушание. В процессе изготовления розог их часто отмачивали в солёной воде, для придания им большей упругости.

-Перенесёмся во Францию. Здесь два деда Мороза. Одного зовут Пер Ноэль («Рождественский Дед», а второго Шаланд. Расскажите о наряде Пер Ноэля? (Во Франции дедушка с посохом и в широкой шляпе). Кладёт подарки детям прямо в дымоход. А вот второй – Шаланд – бородатый старик. Во что он одет? (Меховая шапка и тёплый дорожный плащ). Вместо мешка – корзина с розгами для ленивых и непослушных детей.

-Италия. В Италии в Новый год к детям приходят дедушка Бабо Наттале и добрая фея Бефана. Послушным детям они дарят подарки, которые оставляют на балконе, а ленивым и капризным достаётся лишь уголёк.

Итальянские дети верят, что Бефану приносят звёзды. Она проникает в дома через печную трубу и кладёт подарки в чулочки.

В Швеции тоже два Деда Мороза: сутулый с шишковатым носом – Юлтомтен и карлик Юлниссам. И тот, и другой под Новый год ходят по домам и оставляют подарки. Посмотрите на экран, где могут быть оставлены подарки?

-А вот Норвегия. Кто здесь раздаёт подарки детям? (Подарки детям раздают маленькие человечки). Этих человечков называют домовыми — ниссе. Во что они одеты? (Они носят вязаные колпачки) Я открою вам небольшой секрет: они очень любят сладкое. Поэтому, чтобы задобрить их и получить больше подарков, дети в канун Нового года раскладывают по дому в укромных уголках разные лакомства. (Куклы Морозов выставляются на стол с целью сравнения одежды) .

Итог:

-Вот и подошло к концу наше путешествие. На самом деле, не важно, когда и как празднуют люди Новый год или как зовут снежного дедушку, главное, что в новогоднюю ночь все вы, добрые и послушные дети, всегда получат от Деда Мороза прекрасные подарки! А многие из вас смогут написать письмо Деду Морозу и попросить его выполнить желание. Письмо можно будет отправить по адресам:

Официальный почтовый адрес: 162340, Россия, Вологодская область, город Великий Устюг, дом Деда Мороза

Московская резиденция Деда Мороза: 109472, Россия, г. Москва, Кузьминский лес, Дедушке Морозу.-Ребята, посмотрите на стол, сколько разных дедушек. А сейчас, возьмите в руки простые карандаши и нарисуйте того деда Мороза, который понравился больше всех. (Самостоятельная творческая деятельность детей) .(Раскрашивание работ во второй половине дня).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный проект для старших дошкольников "Такой разный Дед Мороз"

Вниманию коллег представлен паспорт информационного  проекта  для старших дошкольников , цель которого -расширение  представлений о традиции  празднования Нового года в Росси...

Информационно-творческий проект "Такой разный Дед Мороз"

Знакомство с традициями встречи Нового года вразных странах...

Проект информационно-творческий "Такие разные дома"

В проекте представлены работы детей по пластилинографии, рисование красками...

ПРОЕКТ «Снеговик – друг Деда Мороза» ОО «Информационно- творческий». Средняя группа

Тема проекта: «Снеговик- друг Деда Мороза»Участники проекта: воспитатель, дети средней группы, родители.Срок реализации: :  13.12.21 по 24.12.21ггТип проекта: кра...

Информационно творческий проект "Такой разный Дед Мороз"

Знакомство с новогодними праздниками, развлечениями...

Информационно- творческий проект с детьми 6-7 лет «Такие разные деды морозы».

Поводом организовать и провести это проект послужило то, что ежегодно в каждый дом, в разных странах мира приходил, и будет приходить самый любимый детский гость – Дед-Мороз....