Познавательно-экологический проект "Кабачок-толстячок"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Познавательно - экологический проект
для детей старшей группы
«Кабачок-толстячок»
Воспитатель Хакимова З.Р.
г. Туймазы 2018 г.
«Ребёнок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших черт характера»
А.Шапиро.
Актуальность
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. На протяжении дошкольного возраста у детей формируются представления о различных растениях. Выращивая овощи на огороде, дети увидят изменение состояния семян после посадки в землю. Через проведенные наблюдения и эксперименты они смогут объяснить причины изменений растений и научатся за ними ухаживать, познакомятся с новыми словами: стебель, корень, цветок, бутон, семя, плод. Дети узнают о потребностях растений, что для их роста и развития нужны свет, тепло, регулярный полив и прополка сорняков. В данном случае экспериментирование более предпочитаемый вид деятельности и является актуальным для детей старшего дошкольного возраста, так как исследовательская деятельность способствует познанию новых для него свойств и качеств объектов окружающего мира.
Я решила вести исследовательскую деятельность с детьми в форме проектирования.
- Структура проекта
Вид проекта: познавательно-экологический
Тип проекта: долгосрочный
Сроки проекта: май-сентябрь
Участники проекта: дети старшей логопедической группы, родители,
воспитатель.
Цель: создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию кабачка.
Задачи:
1. Учить правильно ухаживать за растениями.
2. Дать наглядное представление детям о необходимости тепла, света, влаги, почвы для роста растений.
3. Развивать познавательные и творческие способности детей.
4. Формировать осознанно-правильное отношение к природе родного края, к труду человека.
5. Развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы.
6. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
Предполагаемый результат:
- дети узнают и научатся называть части кабачка;
- узнают, как растёт овощ-кабачок, где произрастает, как за ним ухаживать, времени сбора урожая;
- узнают кабачок на вкус;
- узнают о полезных свойствах кабачка;
- повысится уровень экологических знаний и речевой активности детей;
- дети научатся высаживать семена кабачка в землю, рыхлить и пропалывать; рисовать цветы и плоды кабачка;
- экспериментальным путём выяснят, как из семян появляется растение;
- у ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
План проекта:
Проект включает три основных этапа:
1-й – подготовительный: постановка цели и задач, определение направле-
ний, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми,
выбор оборудования и материалов.
2-й – исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
3-й – обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
Формы и методы реализации проекта:
- наблюдение;
- игры (дидактические, подвижные);
- труд на огороде;
- чтение стихотворений;
- отгадывание загадок;
- беседы;
- изодеятельность;
- продуктивная деятельность.
Реализацию задач исследовательского проекта осуществляли в летний период на огороде, а также в режимные моменты:
- в играх;
- на целевых прогулках;
- в различной совместной деятельности воспитателя и детей.
Материально-техническое обеспечение проектной деятельности:
Огород, дидактические экологические игры, загадки, стихи о кабачке, семена кабачка, орудия труда работы на огороде.
- Обоснование выбора темы:
этот проект даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Лето благоприятное время для решения многих задач в работе с дошкольниками, в том числе и познавательных. Огород, который находится на территории детского сада, занимает важное место в реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой, воспитании у них интереса и бережного отношения к ним. Огород является живой лабораторией. Это источник познаний природы. Здесь расширяются, углубляются, закрепляются знания воспитанников о культурных растениях, их биологических особенностях и технологий выращивания. Вместе с детьми устанавливается зависимость развития и роста растений от факторов внешней среды и ухода за ними. Работа в огороде позволяет детям приобрести полезные трудовые навыки. Именно здесь, в огороде, формируются отношение к земле как основному богатству страны, здесь закладывается любовь к земле, к труду. В нашем детском саду у каждой группы есть своя грядка. Каждый год мы с детьми сажаем на ней какой-либо овощ. В этом году мы решили посадить кабачок. Так родился наш проект под названием «Кабачок-толстячок».
Немного о кабачке.
Кабачок – это однолетнее травянистое растение семейства тыквенных, которое включает в себя тыквы, огурцы, а также мускатные дыни и арбузы с турецкого языка (kabak) переводится как тыква. Кабачок - теплолюбивая культура, для быстрого цветения и плодоношения требуется длина светового дня менее 12 ч. Это растение - короткого дня требует умеренного полива. При избытке влаги все поры в почве заполнены ею, поэтому ухудшается дыхание корней, из-за недостатка кислорода растения погибают. При повышенной влажности хуже развивается корневая система растений, в результате уменьшается количество поступающих из почвы питательных веществ, снижается урожай. Кроме того, ухудшается развитие в почве полезных микроорганизмов. Кабачки отличаются от других тыквенных высоким содержанием калия, поэтому они препятствуют задержке жидкости в тканях. Это особенно ценно для малышей в период выздоровления после детских инфекций, как скарлатина, корь, эпидемический паротит. К тому же, кабачки - один из первых весенних овощей, поэтому питание ребенка весной будет обеспечено витаминами и полезными веществами. Кабачок –
незаменимый продукт в детском питании. Он является гипоаллергенным
овощем.
3. Этапы проекта
- Подготовительный этап.
В начале работы над проектом я провела беседу с целью выявления представлений детей о кабачке. В ходе беседы я выяснила, что дети имеют слабые представления о строении растения, его потребностях и особенностях ухода за ним. Предложила детям экспериментальным путем узнать, как растет и развивается тыква.
- Мы с вами проведём исследование, посадим кабачок и будем за ним наблюдать.
С помощью родителей приобрели семена кабачка, подготовили почву,
орудия труда для посадки, изготовили алгоритмы ухода за растениями. Сделали подборку дидактических игр «Слова, что растут в огороде», «Лукошко», «Во саду ли в огороде», «Времена года» и другие.
Отгадывали загадки про овощи. Читали стихи про кабачок. Разучивали пальчиковую гимнастику «Кабачок».
- Исследовательский этап.
Мы рассмотрели семена кабачка. Отобрали неповреждённые семена, разложили их на салфетке в посуде. Прикрыли, полили водой. Оставили для набухания на несколько дней.
Дети под моим руководством подготовили почву для посадки семян, посадили на грядке семена кабачка. В процессе выращивания у детей проявился дух соперничества. Даже те дети, которые были пассивны и проявляли себя только в качестве наблюдателей на начальном этапе, заинтересовались происходящим. Принимали активное участие в прополке, поливке и прореживании растений. Дети часто приводили своих родителей на территорию огорода, чтобы показать результаты своей деятельности.
Вместе с детьми мы выяснили, что нужно вначале как следуют полить грядки, сеять только в сырую почву.
Дети узнали, что в таком маленьком семечке заложена жизнь, что при
наличии тепла и влаги из семечка проклюнется росток.
Когда появились первые цветы, дети зарисовали их в группе.
В ходе наблюдения за ростом кабачка проводилось знакомство с сорняками. Дети обращали внимание, что всходы неодинаковы. Сравнивали их по форме листьев, цвету, растут не рядками, а вразброс. Выяснили, что это сорная трава. Она забирает у посаженных растений много света, влаги, солнца, поэтому их нужно вырывать. Прополка способствовала выработке внимания, ответственности за порученное дело, выдержке, умению преодолевать трудности.
Дети познакомились со свойствами земли, узнали, насколько вода необходима для растений, узнали о роли солнечного света в жизни растений, выяснили, насколько растение нуждается в уходе. Проводили наблюдения за ростом кабачка от посева до урожая.
- Заключительный этап.
Мы с детьми собрали урожай кабачка.
По свежим впечатлениям от наблюдений на участке дети создали мозаичную аппликацию этого овоща и слепили его из пластилина.
Заключение
Работа была организована таким образом, что каждый ребёнок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу, осознавал, что экологический проект – это интересные задания, которые кроме него никто не может выполнить.
Я относилась к любым наблюдениям ребят серьёзно. Как можно часто
хвалила их за то, что первыми заметили первые ростки кабачка, за полив грядки, за правильное рыхление и т.д. Дети чувствовали значимость того, что они делают. Такое отношение взрослого – прекрасный стимул для развития познавательного интереса. Я старалась проявлять доброжелательное, заинтересованное отношение к детским исследованиям. Поддерживала естественный интерес ребёнка к природе, его любознательность, которые
особенно характерны для этого возраста. Эти качества – залог успеха
реализации проекта.
В процессе исследования были задействованы все органы чувств: и зрение, и обоняние, и слух, и осязание.
Помогала детям видеть необыкновенное в обыкновенном, повседневном. Рассказала, что из кабачка можно приготовить разные блюда, а также поделки.
Работа в рамках проекта предполагает сотрудничество, сотворчество взрослого и ребёнка. Я была не руководителем, стоящим над детьми, а соавтором проекта.
Считаю, что работа над проектом была успешной, что подтверждают результаты заключительной беседы.
В процессе исследования дети получили конкретные познавательные навыки: учились наблюдать, рассуждать, планировать работу, учились прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности.
Считаю, что приобретенные познавательные навыки будут способствовать успешному обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-экологическое занятие "Заколдованный лес"
Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому....
Интегрированное познавательно - экологическое занятие во второй младшей группе.
В данной работе представленоИнтегрированное познавательно - экологическое занятие во второй младшей группе.Тема:"Путешествие в волшебный лес".Цель:1.Обобщать знания детей о диких и домашних животных, ...
Сценарий познавательно-экологического развлечения «Наш дом - природа, берегите ее».
Сценарий познавательно-экологического развлечения. ...
Конспект познавательно-экологической экскурсии в средней группе «Осеннее приключение Старичка-лесовичка»
На территории детского сада создана экологическая тропа. Это своеобразный учебно-просветительский кабинет в природных условиях, сочетающий в себе возможности отдыха, образования и воспитания. В качест...
Интегрированное познавательно- экологическое занятие во второй младшей группе.
Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе "Путешествие в сказочный лес"...
Познавательно-экологический проект в средней группе "Что нам осень принесла?"
p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 120%; } Под педагогическим проектом понимается авторская разработка, направленная на решение конкретной педагогической проблемы в течение ограниченного про...