ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СКАЗКОТЕРАПИИ В ДЕТСКОМ САДУ
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Сказкотерапия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

       ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СКАЗКОТЕРАПИИ В ДЕТСКОМ САДУ

       1  Диагностика эмоционального напряжения детей экспериментальной группы

        Опытно-экспериментальная работа была проведена  на базе ДОУ № 200 в старшей группе

        Списочный состав группы 28 человека: 16 мальчиков и 12 девочек. Для экспериментальной работы отобрано 10 человек: Линара, Адель, Богдан, София, Сабина, Тимофей, Альбина, Амира, Зарина, Саша.

Принципы  отбора в экспериментальную группу: постоянное посещение дошкольной организации; навыки сформированности  учебной деятельности;  особенности психологического и индивидуального развития.

В первую группу вошли дети, которые постоянно посещают детский сад, не болеют. У них наблюдается высокий уровень сформированности навыков учебной деятельности (соблюдают  дисциплину на занятии; сидят, сохраняя правильную осанку; тихо встают и садятся, подходят к доске; поднимают руку, только когда знают ответ; отвечают, только когда спросят; дают ответы четко, громко, адресуя всем детям; внимательно выслушивают ответы товарищей и умеют их исправить, не повторяясь; умеют внимательно слушать задание и осмысливать его; выполняют задания самостоятельно после указания воспитателя). У этих детей психические процессы (мышление, память, внимание, речь и др.) соответствуют возрасту. Это Богдан, Линара, Зарина, Тимофей.

Во вторую группу вошли дети, которые постоянно посещают детский сад. У них наблюдается средний уровень сформированности навыков учебной деятельности (соблюдают  дисциплину на занятии; сидят, сохраняя правильную осанку; тихо встают и садятся, подходят к доске; поднимают руку, только когда знают ответ; отвечают, только когда спросят; дают ответы четко, громко, адресуя всем детям, но не всегда внимательно выслушивают ответы товарищей и умеют их исправить, не повторяясь;  не всегда  внимательно слушают задание и осмысливают его; выполняют задания с помощью воспитателя). У этих детей психические процессы (мышление, память, внимание, речь и др.) соответствуют возрасту. Это Альбина, София,  Амира, Сабина.

В третью группу вошли дети, которые  не постоянно посещают детский сад, часто болеют. У них наблюдается низкий уровень сформированности навыков учебной деятельности (не соблюдают  дисциплину на занятии; отвлекаются, не поднимают руку, выкрикивают с места; перебивают  ответы товарищей; не всегда  внимательно слушают задание и осмысливают его; выполняют задания с помощью воспитателя). Эти дети импульсивны, часто вступают в конфликты с детьми, находятся под пристальным вниманием взрослых. Психические процессы развиты по возрасту, но не сформированы произвольное внимание и память, отмечается бедность словарного запаса. Это Саша, Адель.

Для определения степени эмоционального напряжения у детей экспериментальной группы был проведен констатирующий эксперимент. (Приложение 1). Авторы исследования познакомились с диагностическими материалами, разработанными в учебно-методическом пособии Е.В. Чех «Расскажи мне сказку». Диагностические материалы представляют собой методику «неоконченная сказка»: детям зачитывается сказка, затем задается вопрос: «Как ты думаешь, что было дальше?» и т.п.

1.«Тяжелые времена»: «Жили - были в лесу зайчики. Заяц-папа, Зайчиха – мама и Зайчонок – сынок (дочка). Вот однажды говорит Заяц-папа Зайчихе-маме: «Ты знаешь, наступили тяжелые времена. Я долго думал, как нам выжить и придумал. Давайте-ка мы…» Как ты думаешь, что сказал Заяц-папа? (это сказочная завязка позволяет понять, как себя чувствует малыш в семье).

2.«Садовник и кустик»: «В одном саду посадил садовник маленький кустик. Садовник очень любил свой маленький кустик, регулярно поливал, окучивал. А еще он подрезал время от времени кустик, чтобы придать кустику красивую форму. А у кустика веточки все время отрастали в разные стороны. «Непорядок», - говорил садовник и снова подрезал кустик. И вот в один прекрасный день….» Как ты думаешь, что случилось в один прекрасный день? ( В этой сказке нас интересует, не испытывает ли ребенок давления, чрезмерного контроля, подавляющего всякую инициативу).

3.«Заколдованный принц»: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был (жила-была) принц (принцесса). Но жизнь у него (нее) была невеселая, потому что был (была) он (она) заколдован (а)». Как ты думаешь, за что его (ее) заколдовали? (В этой сказке идет речь о чувстве вины. Чувствует ли себя ребенок виноватым за прошлые прегрешения).

Констатирующий эксперимент проводился в помещении, где ничто не отвлекало ребенка от выполнения задания; ответы фиксировались дословно, не допускались уточняющие вопросы, не делались указания, напоминания; в конце беседы ребенка благодарили за участие в работе.

По результатам проведенного эксперимента авторы исследования определить высокую, среднюю и низкую степень эмоционального напряжения в поведении детей  экспериментальной группы.

Низкий уровень – это дети, которые не имеют семейных причин эмоционального напряжения: положительный, эмоциональный климат в семье; уважение к личности ребенка, нет чрезмерного контроля; внимание достаточное, нет запрета на физическую активность. Это Линара, Богдан.

Средний уровень – это дети, которые чувствуют на себе напряженный эмоциональный климат в семье, чрезмерный контроль; внимание достаточное со стороны взрослых, но есть отклонения в поведении из-за особенностей темперамента. Это Альбина, Амира, Зарина.

Высокий уровень –  это дети, у которых наблюдается реакция на задания эксперимента, которая говорит о таких семейных причинах эмоционального напряжения ребенка, как: неприятие ребенка; напряженный эмоциональный климат в семье; нет уважения к личности ребенка; чрезмерный контроль; недостаток внимания и запрет на физическую активность. Это Адель, София, Тимофей, Сабина, Саша.

Анализ результатов констатирующего эксперимента привел авторов исследования к следующим выводам: дошкольные работники не всегда четко представляют значение, задачи, содержание, формы и методы работы с детьми по данной проблеме; не сформирована развивающая предметно-пространственная среда, которая бы способствовала снятию эмоционального напряжения у детей; нет единства в работе педагогов и родителей воспитанников по данной проблеме.

Анализ констатирующего эксперимента показал: до начала опытно-экспериментальной работы степень эмоционального напряжения в поведении детей экспериментальной группы составила 50%.

          2 Организация опытно-экспериментальной работы по теме исследования

      Работа над формирующим экспериментом предполагала решение следующих задач:

1. Установить доверительные отношения в группе.

2. Развивать коммуникативные навыки дошкольников.

3. Развивать способность видеть ситуацию с разных сторон.

4. Гармонизировать эмоциональное состояние воспитанников.

5. С помощью сказкотерапии продолжать работу  над снятием  таких причин эмоционального напряжения, как: неприятие ребенка; напряженный эмоциональный климат в семье и коллективе сверстников; отсутствие  уважения к личности ребенка; чрезмерный контроль; недостаток внимания; запрет на физическую активность.

       Для решения поставленных задач авторами исследования разработан примерный перспективный план работы по снижению эмоционального напряжения у детей экспериментальной группы (Приложение 2).

Занятие «Случай из жизни и Копилка добрых дел». Авторы исследования считают, что цель данного вида работы выполнена, т.к. формировали установку на миролюбие и сохранение душевного равновесия в отношениях с людьми, на сопереживание и сочувствие.  Степень усвоения программных задач – средняя: Альбина, Амира, Зарина правильно поняли задание и рассказали свою историю. Адель, София, Тимофей, Сабина, Саша  не смогли этого сделать. В ходе занятия наиболее эффективными приемами были: вопросы к детям (Были ли ситуации в вашей жизни или  из жизни ваших знакомых, когда внутри появлялись гнев, печаль, страх, стыд, душевная боль, вина, одиночество?); рассказы детей. Данный вид работы еще раз предложить Адели, Софии, Тимофею, Сабине, Саше с целью формирования установки на миролюбие и сохранение душевного равновесия в отношениях с людьми, на сопереживание и сочувствие.

Рисование «Случай из жизни и Копилка добрых дел». Цель: сформировать установку на миролюбие и сохранение душевного равновесия в отношениях с людьми, на сопереживание и сочувствие. Увидеть сходство своих чувств с чувствами других людей, осознать, что есть «резерв» неиспользованных чувств.

Степень усвоения программных задач – средняя: Альбина, Амира, Зарина, Линара, Богдан правильно поняли задание и нарисовали свою обиду, печаль, душевную боль, одиночество. Адель, София, Тимофей, Сабина, Саша  не смогли передать в рисунке свои чувства.В ходе занятия наиболее эффективными приемами были: беседа по содержанию сказки; рисование детьми; рассказы детей по рисункам. Данный вид работы еще раз предложить Адели, Софии, Тимофею, Сабине, Саше с целью формирования установки на миролюбие и сохранение душевного равновесия в отношениях с людьми, на сопереживание и сочувствие.

Чтение «История про то, как Катя перестала жадничать». Цель: закрепить умение внимательно слушать произведение, понимать идею сказки (жадность вредит и себе и окружающим), сформировать установку на миролюбие и сохранение душевного равновесия в отношениях с людьми, на сопереживание и сочувствие.

Степень усвоения программного содержания – высокая: Линара, Богдан, Альбина, Амира, Зарина поняли идею произведения, активно участвовали в беседе, отвечали на вопросы по содержанию. Наиболее эффективными приемами  работы были: выразительное чтение сказки «История про то, как Катя перестала жадничать»; беседа по содержанию (Как называется сказка? Про кого она? Почему Катя жадничала куклу? Как надо было ей поступить? Катя и Лена настоящие подруги? Кто знает, что такое жадничать? Хорошо ли жадничать? А вы жадничаете?). Беседа с детьми показала, что дети сталкивались с подобной ситуацией в группе (Альбина приносила из дома игрушки и играла в «узком кругу», жадничала, не давала другим…). В дальнейшем следует провести с Альбиной беседу о щедрости.

Рисование по сказке про то, как Катя перестала жадничать. Цель: продолжать формировать нравственное представление о щедрости; отразить в рисунке свои впечатления.

Степень усвоения программных задач – средняя: Линара, Богдан, Альбина, Амира, Зарина смогли в рисунке передать сюжет сказки. Линара нарисовала Катю  и Лену, как они играют вместе; Адель - как Катя идет в садик; Альбина – куклу в руках у Лены и кусочек оторванного платья в руках у Кати…). Низкий уровень отметился у Адель, Софии, Тимофея, Сабины, Сашы. Эти дети не справились с заданием (работа не соответствует теме). В ходе занятия наиболее эффективными приемами были: чтение сказки « Как Катя перестала жадничать»; беседа по содержанию сказки (Почему Катя жадничала?); рисование сюжета сказки детьми; рассказы детей по рисункам. Предложить вспомнить сказку еще раз, закрепить нравственное представление, отобразить его в рисунке предложить Адели, Софии, Тимофею, Сабине, Саше.

Чтение сказки «История про то, как Настя перестала бояться собак». Цель: Закрепить умение внимательно слушать литературное произведение, беседовать  по его содержанию и понимать идею произведения (проблема в поведении ребенка связана со страхом).

Степень усвоения программного содержания – высокая: Линара, Богдан поняли идею произведения, активно участвовали в беседе, отвечали на вопросы по содержанию. Низкий уровень усвоения материала отмечаем у Адель, Софии, Тимофея, Сабины, Сашы (это объясняется большой стеснительностью). Наиболее эффективными приемами  работы считаем: выразительное чтение сказки «История про то, как Настя перестала бояться собак»; беседа по содержанию (Как называется сказка? Про кого она? Что однажды случилось? Почему Сережа упал в воду? Кто помог? Что почувствовала Настя? Как девочка стала относиться к собакам?); рисование по сказке и анализ детских рисунков (Саша нарисовал красную собаку; Адель - героев сказки; Линара – собаку и девочку; Зарина – Настю и брата; Тимофей – большую собаку; Альбина – собака спасает мальчика; Богдан – девочка гладит собаку); вопросы к детям  (А вы боитесь собак?). Беседа с детьми  и рисование после сказки наглядно показали, что дети у которых присутствует страх (Тимофей, Саша) в рисунке изображают собак большого размера, не натурального цвета, с большими зубами. Эти мальчики нуждаются в индивидуальной работе по профилактике  страха с использованием сказкотерапии.

Рисование по «Истории про то, как Настя перестала бояться собак». Цель: закрепить умение слушать литературное произведение и зарисовывать его содержание.

Степень усвоения программных задач – высокая: Линара, Богдан, Альбина, Амира, Зарина, Адель, София, Сабина поняли задание и передали содержание сказки на листе бумаги. Наиболее эффективными приемами работы считаем: выразительное чтение сказки «История про то, как Настя перестала бояться собак»; беседа по содержанию сказки (Как называется сказка? Про кого она? Что однажды случилось? Как девочка перестала бояться собак?); рисование по сказке  и анализ детских работ.

Чтение сказки «Морозко». Цель: продолжать формировать умение  уважительно относиться к людям, сопереживать, воспитывать внимание и терпимость друг к другу; сохранять в жизни самое ценное, что есть у человека – любовь в сердце.

Степень усвоения программных задач – высокая: все дети поняли идею произведения, активно участвовали в беседе, отвечали на вопросы по содержанию сказки; делились своими чувствами, переживанием. Наиболее эффективными приемами  были: выразительное чтение сказки «Морозко»; беседа по содержанию (Как называется сказка? Про кого она? Справедливо обращалась мачеха с падчерицей? Отвез дед свою дочку на трескучий мороз? Чтобы вы сделали, если бы оказались на месте стариковой дочки в лесу?); рисование по сказке и анализ детских рисунков.

Чтение сказки «История про девочку - ревушку». Цель: воспитывать отзывчивость в детях, самостоятельность, силу духа (проблема в поведении ребенка связана с эгоизмом).

Степень усвоения программного содержания – средняя:  Линара, Богдан, Альбина, Амира, Зарина, Адель, София, Сабина активно участвовали в беседе. Эти дети не единственные в семье. Низкий уровень отмечаем у Тимофея, Саши. Эти дети слушали сказку, но не участвовали в беседе, не делились своим опытом (эти дети единственные в семье). Наиболее эффективными приемами  работы считаем: чтение сказки; беседа по содержанию (Про кого сказка? К кому Люба ревновала Машу? Что она делала? Как она победила Злючку? Кто ей помог? У вас есть младшая или старшая сестра (брат)? Как вы с ними общаетесь? Ревнуете? Помогаете ли маме по уходу за ребенком?); рассказы детей (Адель – я помогаю маме смотреть за сестренкой, ей 1 месяц. Когда она плачет я показываю ей свои игрушки, приношу погремушку; по ночам она мне мешает спать…). Еще раз предложить побеседовать по сказке Тимофею, Саше.

Чтение сказки «Про Машу, которая на всех обижалась и жаловалась». Цель: продолжать работу над развитием способности детей видеть ситуацию с разных сторон; гармонизировать эмоциональное состояние детей.

Степень усвоения программного содержания – средняя: Линара, Богдан, Альбина, Амира, Зарина, Адель, София, Сабина правильно поняли смысл сказки, активно участвовали в беседе. Низкий уровень усвоения материала отмечаем у Тимофея, Саши. Эти дети отвлекались, невнимательно слушали, не участвовали в беседе. Наиболее эффективными приемами  работы считаем: выразительное чтение сказки; беседа по содержанию (Какой была Маша? Почему она обижалась и жаловалась? Как она справилась со своей обидой? Кто помог? Кому потом помогла Маша? А вы жалуетесь, обижаетесь? На что обижаетесь? Как справлялись со своей обидой?). В дальнейшем надо еще раз предложить побеседовать по данной сказке Тимофею, Саше.

Рассматривание иллюстраций о труде взрослых. Цель: формировать у детей уважительное отношение к труду родителей; развивать коммуникативные навыки, доверительные отношения со взрослыми.

Степень усвоения программного содержания – высокая: Линара, Богдан, Альбина, Амира, Зарина, Адель, София, Сабина хорошо справились с заданием, не отвлекались, с интересом рассматривали иллюстрации и называли профессии. Наиболее эффективными приемами  работы считаем: показ иллюстраций о труде взрослых; чтение стихотворения о профессиях; беседа о профессиях (Какие профессии вы знаете? Для чего они нужны? Что им нужно для работы? Что будет, если всю работу человека заменят машины? Кем работают ваши родители? Кем бы вы хотели стать, когда вырастите?). В дальнейшем следует предложить провести сюжетно-ролевые игры «Больница», «Магазин», «Ателье», «Парикмахерская», «Строители» с целью более подробного знакомства с профессией и орудиями труда каждой профессии.

Чтение сказки про то, как дети и родители победили Бардак в квартире. Цель: формировать у детей нравственное представление об аккуратности.

Степень усвоения программного содержания – высокая: Линара, Богдан, Альбина, Амира, Зарина, Адель, София, Сабина внимательно слушали сказку, отвечали на вопросы, участвовали в беседе. Наиболее эффективными приемами  работы считаем: чтение сказки; беседа по содержанию (Как называется сказка? Про кого  она? Почему в доме появился Бардак? Как семья победила Бардак? Как вы понимаете слова «Бардак»? А у вас в доме живет Бардак? Что вы делаете, чтобы его не было?); формирование нравственного представления об аккуратности (Запомните, аккуратный человек – это тот, кто…).

Беседа «Защитники Отечества». Цель: расширять знания детей о Российской армии, уточнить представления о родах войск, развивать контекстную речь, воспитывать уважение к людям военных специальностей.

Степень усвоения программного содержания – средняя: Линара, Богдан, Альбина, Амира, Зарина, Адель, София, Сабина слушали внимательно, активно участвовали в беседе. Тимофей, Саша невнимательно слушали, не смогли ответить на вопросы. Наиболее эффективными приемами  работы считаем: ознакомление с военными профессиями; беседа по вопросам  (Что такое Армия? Какие роды войск существуют в Армии? Чем отличаются друг от друга войска? Почему каждой стране необходима Армия? Что нужно знать и уметь, чтобы стать военными?). Данную беседу следует  еще раз провести с Тимофеем, Сашей с целью расширения знаний о Российской Армии, уточнить представление о родах войск, воспитывать уважение к людям военных профессий.

Рисование по  сказке «Про Машу, которая всех обижала и жаловалась». Цель: вспомнить содержание сказки и передать наиболее запомнившиеся эпизоды через сюжетное рисование.

Степень усвоения материала – средняя: Альбина, Амира, Зарина, Линара, Богдан правильно поняли смысл сказки и нарисовали эпизоды из нее (Амира нарисовала Машу и Диму - как они сидят вместе и делят подарок; Зарина – как Маша читает стихотворение на утреннике…). Низкий уровень - Тимофей, Саша: не справились с заданием (работы не соответствуют теме). Наиболее эффективными приемами работы считаем: выразительное чтение сказки; беседа по содержанию сказки (Какой была Маша? Почему она на всех обижалась? Кому и почему жаловалась? Маша и Любочка - настоящие подруги? Чем можно помочь Маше? И др.); рисование по сказке; рефлексия. Предложить Тимофею, Саше еще раз побеседовать по данной сказке.

Изготовление поделок к 23 февраля. Цель: продолжать формировать уважительное отношение к защитникам Отечества.

Степень усвоения программного содержания – средняя: Линара, Богдан, Альбина, Амира, Зарина, Адель, София, Сабина справились с заданием с небольшой помощью, данный вид работы вызывал большой интерес. Тимофей, Саша сидели, ждали помощи, отвлекались, ждали, когда за них все сделают. Наиболее эффективными приемами работы считаем: показ с объяснением складывания оригами (тюльпан); работа детей; рассказ детей о своих работах (Саша сначала отказывался делать подарок папе, ответив, что он  их бросил. А затем мы предложили сделать подарок дедушке и дяде); чтение стихов детьми.

Рассказ из личного опыта «Как я помогал маме». Цель: продолжать воспитывать у детей уважительное отношение к родителям, любовь к маме.

Степень усвоения программного содержания – высокая: Линара, Богдан, Альбина, Амира, Зарина, Адель, София, Сабина поняли задание и рассказали свой рассказ о том, как они помогают маме дома. Выяснили, что все эти дети с радостью помогают маме по дому. Наиболее эффективными приемами работы считаем: вопросы к детям  (Как вы помогаете маме? Что нравится больше всего делать? Сразу ли приступаете к уборке? Нравится помогать?); рассказы детей (Адель – Я убираю за собой игрушки, помогаю протирать пыль, смотрю за сестренкой и хочу, чтобы мне купили куклу за то, что я помогаю убираться; Линара – Я мою полы. Больше всего мне нравится протирать пыль. После уборки смотрю мультики; Богдан – Помогаю стирать белье, кладу вещи в стиральную машину; Сабина – Я приступаю к уборке тогда, когда мама выключает мне телевизор..).

Чтение  сказки «История про мальчика Федю, который ругался плохими словами». Цель: продолжать формировать умение  внимательно слушать произведение, беседовать по содержанию, понимать идею сказки (проблема в поведении ребенка связана с использованием плохих слов в речи).

Степень усвоения программного содержания – средняя: Линара, Богдан, Альбина, Амира, Зарина, Адель, София, Сабина поняли идею произведения, активно участвовали в беседе, отвечали на вопросы по содержанию. Низкая степень отмечалась Тимофея, Саши – они слушали сказку, отвлекались между собой, плохо принимали участие в беседе. Наиболее эффективными приемами  работы считаем: выразительное чтение сказки «Про Федю, который ругался плохими словами»; беседа по содержанию (Про кого сказка? Что неправильно делал Федя? Почему все обижались на него? Мальчик понял свою ошибку?); В дальнейшем следует провести этическую беседу с Тимофеем, Сашей с целью сформировать привычку употреблять слова вежливости и  правил поведения.

Этическая беседа о вежливости. Цель: формировать привычку употребления слов вежливости, знакомство с правилами поведения в общественных местах.

Степень усвоения программного содержания – высокая: все дети активно участвовали в беседе (Амалия, Данил, Юсуф, Ренат, Линара, Сабина ...). Наиболее эффективными приемами  работы были: чтение рассказа о Феде, который ругался плохими словами; вопросы к детям (Какие вы знаете вежливые слова? За что говорят спасибо? Пожалуйста? А вы говорите плохие слова? Как следует разговаривать со знакомыми людьми? С незнакомыми? Со взрослыми?); определение настроения; ласковые слова друг другу (взявшись за руки).

Рисование «Моя мама». Цель: продолжать формировать  у детей положительные качества (любовь, уважение к маме).

Степень усвоения программного материала – высокая: Амира нарисовала портрет мамы, а Адель и Альбина нарисовали всю свою семью. Девочки бурно обсуждали свою работу, у них поднялось настроение. Наиболее эффективными приемами работы считаем: беседа о маме; вопросы (Какая у вас мама? Как выглядит? Каким цветом у нее волосы? Глаза…); рассказы детей; рисование мамы (Амира – Я нарисую маме еще одну заколку, хотя у нее такой нет; Адель - Я рисую и мои родители радуются, у меня получилось очень красиво; Альбина – Я нарисовала маму и папу. Я их очень люблю и они меня тоже. Когда я рисую, я чувствую радость). У этих детей не наблюдается семейных проблем.

       Авторы исследования активно работали с родителями воспитанников: провели групповую консультацию для родителей воспитанников  ««Сказкотерапия» - ненавязчивое обучение нравственным нормам»; на родительском собрании заслушали выступление «Использование  сказкотерапии в снижении эмоционального напряжения у дошкольников в условиях детского сада и семьи», которое вызвало у родителей воспитанников живой интерес; в «Уголке для родителей» была оформлена выставка методических пособий по теме исследования и произведений детской художественной литературы для детей  старшего дошкольного возраста.

       Таким образом, авторами исследования была осуществлена целенаправленная, систематическая и поэтапная работа, способствующая снижению эмоционального напряжения у дошкольников в условиях детского сада, эффективность которой должен показать контрольный эксперимент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность программы изучения истории культуры Санкт-Петербурга между детским садом и школой.

Преемственность программы изученияистории культуры Санкт-Петербурга между детским садом и школой.Текст выступление на практическом семенаре...

Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском саду

Целью экологического воспитания является:  Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском саду  Наблюдая за детьми,  я стала замечать, что д...

Игра как способ изучения взаимоотношения между детьми в группе детского сада

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особе...

Изучение истории и культуры России в детском саду на примере русского народного творчества, истории родного города и русских традиций . (старшая группа детского сада )

Патриотизм — явление естественное и необходимое для полноценного существования каждого гражданина. Патриотизм — это чувство гордости за свою Родину. Дошкольный возраст — пора интенси...

Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы детского сада на тему "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Работа включает в себя теоретическое введение, объемный опытно-экспериментальный основной раздел с тремя этапами исследования (констатирующим, формирующим и контрольным) и приложения в виде практическ...

Изучение дорожного движения в средней группе детского сада на тему «Путешествие в страну правил дорожного движения»

Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитыват...