Коммуникативная готовность к обучению в школе детей 6-7 лет
статья
Школьное обучение - это один из главных этапов в жизни каждого ребенка, которое обуславливается вхождением его в мир знаний, новых обязанностей и прав, а так же новыми видами отношений со взрослыми и со сверстниками. Поэтому, важно заранее исследовать психологические возможности ребенка и степень готовности его, которые соответствуют требованиям школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnaya_gotovnost_k_obucheniyu_v_shkole_detey_6-7_let.docx | 14.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Коммуникативная готовность к обучению в школе детей 6-7 лет
Школьное обучение - это один из главных этапов в жизни каждого ребенка, которое обуславливается вхождением его в мир знаний, новых обязанностей и прав, а так же новыми видами отношений со взрослыми и со сверстниками. Поэтому взрослым важно уделять большое внимание к подготовке и поступлении в школу.
Чтобы первоклассник начал эффективно обучаться, у него должно быть сформирована социальная позиция как школьника, т.е. ребенок должен уметь взаимодействовать со сверстниками, а также со взрослыми, выполнять требования учителей, контролировать поведение. Поэтому, важно заранее исследовать психологические возможности ребенка и степень готовности его, которые соответствуют требованиям школы. Если ребенок проходит по психологическим показаниям, то он будет готов успешно обучаться в школе и преодолевать различные трудности в учении.
Составляющие психологической готовности ребенка к обучению в школе включают следующие компоненты:
1. Интеллектуальная готовность
2. Личностная готовность
2.1. Мотивационная готовность
2.2. Коммуникативная готовность
2.3 Эмоционально-волевая готовность
Под готовностью к школьному обучению в аспекте коммуникативной деятельности понимается:
- Сформированность определённых учебных навыков (навыки чтения, письма и др.), что ещё не гарантирует готовность к школьному обучению, т. к. недостаточно учитывает возможности актуального и потенциального психического развития ребёнка, его соответствия психологическому возрасту;
- Достаточный уровень психического развития (правильное звукопроизношение, грамматически правильная речь, соответствующий возрасту словарный запас, свободное использование диалогической и монологической речи); возможность практических общений в области различных явлений языка;
Умение владеть собственной речью, включающее умение правильно и точно выразить свои мысли, полно и последовательно передать содержание прочитанного и воспринятого на слух литературного произведения, отвечать на поставленные вопросы и т.д.
Для выявления коммуникативной готовности к школе служат методики Н.И. Гуткиной, Е.Е. Кравцовой, Лисиной М.И.
Например:
- «Выбор форм общения» М.И. Лисиной
- Экспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника» Гуткиной Н.И.
- Методика «Да и нет не говорите» Е.Е. Кравцовой.
Задача воспитателя состоит в разработке и проведении комплекса занятий, методик, игр, который способствует формированию коммуникативной готовности у детей подготовительной к школе группе.
В основе этих методик лежат следующие принципы:
1.Системность подачи материала
2.Доступность
3.Наглядность обучения
4.Целенаправленность и последовательность
5.Развивающий и воспитательный характер учебного материала
6.Принцип позитивности - создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.
Примерный план мероприятий,с детьми , представлен в виде перспективного плана.
№ | Название мероприятия | Цель | Содержание |
I блок - встреча со школьниками | |||
1 | Проектная деятельность - "Мо первый день в школе". | Создание условий для знакомства будущих первоклассников со школьниками. Вызвать эмоциональный, доброжелательный отклик на общение дошкольников со школьниками. | С детьми проводится открытый урок, где приглашаются старшеклассники-родственники первоклассников, которые учатся в школе. Они рассказывают впечатления о школе, а так же выполняют творческий проект вместе с детьми подгруппами. |
II блок - использование загадок на школьную тематику | |||
2 | Загадки | Познакомить детей с наиболее распространенными загадками о школе, о том, что можно положить в портфель, в чем должен ходить ученик и т.д. | Учитель ежедневно на уроках или переменах задает в игровой форме детям загадки, ответы которых она может показать наглядно через предметы и иллюстрации. |
III блок - Коррекционные игры по эмоционально-волевой сфере и сплочении детского коллектива (приложение 3) | |||
3 | "Гонка мячей" | Развитие умения действовать сообща; развитие моторной ловкости. | Дети в кругу передают друг другу мяч, делясь на две команды. |
4 | "На мостике" | Развитие коммуникативных навыков. | Два человека напротив друг друга должны пройти по узенькой дороге, не переступив через преграду. |
5 | "Охота на тигра" | Развитие коммуникативных навыков. | Водящий после команды "стоп", отвернувшись от стены должен отгадать у кого игрушка, когда остальные ее передают по кругу. |
6 | "Ладонь в ладонь" | Развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта. | Дети в парах, держась за ладони они обходят различные преграды. |
7 | "Конкурс хвастунов" | Научить видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других людей. | Каждый ребенок пытается лучше всех похвастаться своим соседом. |
IV блок - Занятия по развитию коммуникативных навыков (приложение 4) | |||
8 | "Поговорим о добре" | Обобщить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки; учить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи, рисунка, формировать позитивный образ своего «Я». | Через комплекс упражнений и игр взрослый предлагает разобрать трудные жизненные ситуации в повседневной жизни. Так же взрослый обращает внимание на развитие эмоций у героев в играх. На занятии воспитатель использует сказкотерапию, где так же рассматриваются трудные нравственные ситуации. |
9 | "Знакомство детей со способами реагирования на гнев взрослого" | Закреплять навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях; развивать эмоциональную произвольность, эмпатию; формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, положительный образ «Я». | Через включение в трудную ситуацию с наглядным материалом, взрослый помогал найти нравственный поступок и помочь детям выйти правильно из ситуации. В конце занятия проводился анализ с детьми по теме. |
V блок - чтение художественной литературы | |||
10 | Л. Толстой «Лев и собачка», Р. С. Маршак «О мальчиках и девочках», Сеф «Доброта», И. Токмакова «Ничья кошка», Г. Остер «Вредные советы» | Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. | В течении проведения перспективного плана детям в любое свободное время прочитывают рассказы, книги которых выставляются в уголок литературы, где дети после прочитанного могут посмотреть их и познакомиться лично, а так же проводятся беседы о прочитанном. |
VI блок - Разучивание стихотворений о школе и учительнице (приложение 5) | |||
11 | "Прямо к школьному порогу...", "Что ждет меня в школе", "В школе", "Звонки". | Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. | Взрослый знакомит детей со стихотворениями на школьную тематику, совместно учит стихотворения в свободной от занятий деятельности детей. |
VII блок - Использование игровых упражнений на формирование навыков общения (приложение 6) | |||
12 | "Возьмите меня в игру", "Совет волшебников", "Тихо, громко", "Придумываем и рисуем правила игры", "Твой друг плачет", "Протяни другу руку", "Я хочу играть один", "Давайте познакомимся", "Заслуженная награда", "Добрый и злой", "Кто с кем дружит?" | Продолжать формировать коммуникативные навыки к подготовке детей к школе. | В течении дня взрослый неоднократно проводит разные упражнения с разными детьми в подгруппе, паре или индивидуально, закрепляя знания детей о правилах поведения в коллективе, о взаимовыручки, о нравственных поступках. |
Помимо работы с детьми, проводится работа с родителями
№ | Название мероприятия | Тип мероприятия | Цель мероприятия |
1 | "Готовность Вашего ребенка к школе" | Родительское собрание | Знакомство родителей с полученными данными по готовности ребенка к школе; решение проблемных вопросов по теме собрания; оказание индивидуальной помощи. |
2 | "Как правильно подготовить ребенка к школе?" | Тестирование с результатами ответов | Формирование представлений родителей о наиболее благополучных методов подготовки ребенка к школе и изучение собственного влияния на ребенка по данной теме. |
3 | "Собираем портфель знаний" | Письменная консультация | Знакомство родителей с основным портретом первоклассника и способами его формирования в домашних условиях. |
4 | "Решаем проблемы будущих первоклассников" | Индивидуальная консультация | Развитие представлений у родителей о том, как предотвратить неблагоприятные факторы на развитие личности будущего первоклассника. |
5 | "Как учились наши родители?" | Родительский проект | Предложение родителям создать проект для детей на ватмане с историями из школы, приложить к ним сохраненные фотографии, тетради, дневники и т.д. |
6 | "Школа моей мечты" | Выставка творческих работ | Предложение родителям совместно с детьми разработать макеты, нарисовать рисунки или сделать аппликации школы мечты для их ребенка; развитие взаимодействия между родителем и ребенком в совместной деятельности. |
Особенно важно учитывать предметно-развивающую среду в подготовительной к школе группе.
Проблема готовности детей к обучению в школе – одна из важнейших в педагогике и психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения детей, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, направлена на коррекцию и развитие систем...
Конспект НОД по формированию зрительно-моторной готовности к обучению в школе детей подготовительной группы "В гостях у Царевны-Лягушки"
Тема: "В гостях у Царевны-Лягушки"Задачи: формирование зрительно-моторной готовности детей к обучению в школе.Цели: развитие внимания,скорости,реакции,моторной ловкости,подготовка руки к письму,развит...
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Программа предназначена для реализации в подготовительной группе детского сада. Адресатами программы являются старшие дошкольники и их родители. В программе выделено два блока: 1 блок – работа с детьм...
Отчет по самообразованию "Развитие психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста"
Проблема понятия психологической готовности ребенка к обучению в школе в трудах специалистов...
Справка-подтверждение о проведенном мероприятии "Заседание координационного совета по преемственности по теме "Готовность к обучению в школе детей подготовительной группы"
Данный документ подтверждает взаимодействие детского сада и школы в течение учебного года....
Презентация к проекту ро формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей подготовительной к школе группы "По ступенькам к школе"
Мотивационная готовность - это компонент психологической готовности к школе, который предполагает наличие у детей желание не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определенные обязанности, связа...
Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе
Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе...