Коммуникативная готовность к обучению в школе детей 6-7 лет
статья

Чистова Ирина Александровна

Школьное обучение - это один из главных этапов в жизни каждого ребенка, которое обуславливается вхождением его в мир знаний, новых обязанностей и прав, а так же новыми видами отношений со взрослыми и со сверстниками. Поэтому, важно заранее исследовать психологические возможности ребенка и степень готовности его, которые соответствуют требованиям школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коммуникативная готовность к обучению в школе детей 6-7 лет

Школьное обучение - это один из главных этапов в жизни каждого ребенка, которое обуславливается вхождением его в мир знаний, новых обязанностей и прав, а так же новыми видами отношений со взрослыми и со сверстниками. Поэтому взрослым важно уделять большое внимание к подготовке и поступлении в школу.

Чтобы первоклассник начал эффективно обучаться, у него должно быть сформирована социальная позиция как школьника, т.е. ребенок должен уметь взаимодействовать со сверстниками, а также со взрослыми, выполнять требования учителей, контролировать поведение. Поэтому, важно заранее исследовать психологические возможности ребенка и степень готовности его, которые соответствуют требованиям школы. Если ребенок проходит по психологическим показаниям, то он будет готов успешно обучаться в школе и преодолевать различные трудности в учении.

Составляющие психологической готовности ребенка к обучению в школе включают следующие компоненты:

1. Интеллектуальная готовность

2. Личностная готовность

2.1. Мотивационная готовность

2.2. Коммуникативная готовность

2.3 Эмоционально-волевая готовность

Под готовностью к школьному обучению в аспекте коммуникативной деятельности понимается:

  • Сформированность определённых учебных навыков (навыки чтения, письма и др.), что ещё не гарантирует готовность к школьному обучению, т. к. недостаточно учитывает возможности актуального и потенциального психического развития ребёнка, его соответствия психологическому возрасту;
  • Достаточный уровень психического развития (правильное звукопроизношение, грамматически правильная речь, соответствующий возрасту словарный запас, свободное использование диалогической и монологической речи); возможность практических общений в области различных явлений языка;

Умение владеть собственной речью, включающее умение правильно и точно выразить свои мысли, полно и последовательно передать содержание прочитанного и воспринятого на слух литературного произведения, отвечать на поставленные вопросы и т.д.

Для выявления коммуникативной готовности к школе служат методики Н.И. Гуткиной, Е.Е. Кравцовой, Лисиной М.И.

Например:

- «Выбор форм общения» М.И. Лисиной

- Экспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника» Гуткиной Н.И.

- Методика «Да и нет не говорите» Е.Е. Кравцовой.

Задача воспитателя  состоит в разработке и проведении  комплекса занятий, методик, игр, который способствует формированию коммуникативной готовности у детей подготовительной к школе группе.

В основе этих методик лежат следующие принципы:

1.Системность подачи материала

2.Доступность

3.Наглядность обучения

4.Целенаправленность и последовательность

5.Развивающий и воспитательный характер учебного материала

6.Принцип позитивности - создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.

Примерный план мероприятий,с детьми , представлен в виде перспективного плана.

Название мероприятия

Цель

Содержание

I блок - встреча со школьниками

1

Проектная деятельность - "Мо первый день в школе".

Создание условий для знакомства будущих первоклассников со школьниками.  Вызвать эмоциональный, доброжелательный отклик на общение дошкольников со школьниками.

С детьми проводится открытый урок, где приглашаются старшеклассники-родственники первоклассников, которые учатся в школе. Они рассказывают впечатления о школе, а так же выполняют творческий проект вместе с детьми подгруппами.

II блок - использование загадок на школьную тематику

2

Загадки

Познакомить детей с наиболее распространенными загадками о школе, о том, что можно положить в портфель, в чем должен ходить ученик и т.д.

Учитель ежедневно на уроках или переменах задает в игровой форме детям загадки, ответы которых она может показать наглядно через предметы и иллюстрации.

III блок - Коррекционные игры по эмоционально-волевой сфере и сплочении детского коллектива (приложение 3)

3

"Гонка мячей"

Развитие умения действовать сообща; развитие моторной ловкости.

Дети в кругу передают друг другу мяч, делясь на две команды.

4

"На мостике"

Развитие коммуникативных навыков.

Два человека напротив друг друга должны пройти по узенькой дороге, не переступив через преграду.

5

"Охота на тигра"

Развитие коммуникативных навыков.

Водящий после команды "стоп", отвернувшись от стены должен отгадать у кого игрушка, когда остальные ее передают по кругу.

6

"Ладонь в ладонь"

Развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Дети в парах, держась за ладони они обходят различные преграды.

7

"Конкурс хвастунов"

Научить видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других людей.

Каждый ребенок пытается лучше всех похвастаться своим соседом.

IV блок - Занятия по развитию коммуникативных навыков (приложение 4)

8

"Поговорим о добре"

Обобщить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки; учить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи, рисунка, формировать позитивный образ своего «Я».

Через комплекс упражнений и игр взрослый предлагает разобрать трудные жизненные ситуации в повседневной жизни. Так же взрослый обращает внимание на развитие эмоций у героев в играх. На занятии воспитатель использует сказкотерапию, где так же рассматриваются трудные нравственные ситуации.

9

"Знакомство детей со способами реагирования на гнев взрослого"

Закреплять навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях; развивать эмоциональную произвольность, эмпатию; формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, положительный образ «Я».

Через включение в трудную ситуацию с наглядным материалом, взрослый помогал найти нравственный поступок и помочь детям выйти правильно из ситуации. В конце занятия проводился анализ с детьми по теме.

V блок - чтение художественной литературы

10

Л. Толстой «Лев и собачка», Р. С. Маршак «О мальчиках и девочках», Сеф «Доброта», И. Токмакова «Ничья кошка», Г. Остер «Вредные советы»

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

В течении проведения перспективного плана детям в любое свободное время прочитывают рассказы, книги которых выставляются в уголок литературы, где дети после прочитанного могут посмотреть их и познакомиться лично, а так же проводятся беседы о прочитанном.

VI блок - Разучивание стихотворений о школе и учительнице (приложение 5)

11

"Прямо к школьному порогу...", "Что ждет меня в школе", "В школе", "Звонки".

Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Взрослый знакомит детей со стихотворениями на школьную тематику, совместно учит стихотворения в свободной от занятий деятельности детей.

VII блок - Использование игровых упражнений на формирование навыков общения (приложение 6)

12

"Возьмите меня в игру", "Совет волшебников", "Тихо, громко", "Придумываем и рисуем правила игры", "Твой друг плачет", "Протяни другу руку", "Я хочу играть один", "Давайте познакомимся", "Заслуженная награда", "Добрый и злой", "Кто с кем дружит?"

Продолжать формировать коммуникативные навыки к подготовке детей к школе.

В течении дня взрослый неоднократно проводит разные упражнения с разными детьми в подгруппе, паре или индивидуально, закрепляя знания детей о правилах поведения в коллективе, о взаимовыручки, о нравственных поступках.

Помимо работы с детьми, проводится  работа с родителями

Название мероприятия

Тип мероприятия

Цель мероприятия

1

"Готовность Вашего ребенка к школе"

Родительское собрание

Знакомство родителей с полученными данными по готовности ребенка к школе; решение проблемных вопросов по теме собрания; оказание индивидуальной помощи.

2

"Как правильно подготовить ребенка к школе?"

Тестирование с результатами ответов

Формирование представлений родителей о наиболее благополучных методов подготовки ребенка к школе и изучение собственного влияния на ребенка по данной теме.

3

"Собираем портфель знаний"

Письменная консультация

Знакомство родителей с основным портретом первоклассника и способами его формирования в домашних условиях.

4

"Решаем проблемы будущих первоклассников"

Индивидуальная консультация

Развитие представлений у родителей о том, как предотвратить неблагоприятные факторы на развитие личности будущего первоклассника.

5

"Как учились наши родители?"

Родительский проект

Предложение родителям создать проект для детей на ватмане с историями из школы, приложить к ним сохраненные фотографии, тетради, дневники и т.д.

6

"Школа моей мечты"

Выставка творческих работ

Предложение родителям совместно с детьми разработать макеты, нарисовать рисунки или сделать аппликации школы мечты для их ребенка; развитие взаимодействия между родителем и ребенком в совместной деятельности.

Особенно важно учитывать предметно-развивающую среду в подготовительной к школе группе.

Проблема готовности детей к обучению в школе – одна из важнейших в педагогике и психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения детей, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, направлена  на коррекцию и развитие систем...

Конспект НОД по формированию зрительно-моторной готовности к обучению в школе детей подготовительной группы "В гостях у Царевны-Лягушки"

Тема: "В гостях у Царевны-Лягушки"Задачи: формирование зрительно-моторной готовности детей к обучению в школе.Цели: развитие внимания,скорости,реакции,моторной ловкости,подготовка руки к письму,развит...

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Программа предназначена для реализации в подготовительной группе детского сада. Адресатами программы являются старшие дошкольники и их родители. В программе выделено два блока: 1 блок – работа с детьм...

Отчет по самообразованию "Развитие психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста"

Проблема понятия психологической готовности ребенка к обучению в школе в трудах специалистов...

Презентация к проекту ро формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей подготовительной к школе группы "По ступенькам к школе"

Мотивационная готовность - это компонент психологической готовности к школе, который предполагает наличие у детей желание не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определенные обязанности, связа...

Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе

Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе...