Использование инновационных образовательных технологий в духовно — нравственном воспитании дошкольников
статья (подготовительная группа)
Данная статья поможет педагогам ДОУ использовать образовательные технологии в работе с детьми 6-7 лет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование инновационных образовательных технологий в духовно — нравственном воспитании дошкольников 6-7 лет»
Воспитатель: Палагина О.В, МБДОУ «Детский сад №1 «Семицветик» г. Тамбов
Возрождение современного российского общества и человека на сегодняшний день становится всеобщей идеей нашего государства и системы образования. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Дошкольный возраст – период активной социализации ребёнка, вхождение в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитание духовности.
Согласно положению Концепции дошкольного воспитания о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного, эстетического и патриотического развития человека (И. А. Ильин, Д. С. Лихачев и др.) необходимо вести работу с детьми в обозначенном направлении.
Духовно – нравственное развитие в детском саду является одним из важных условий приобщения детей к культуре родного края, направленная на становление ребёнка как личности посредством приобщения к культуре и истории родного края.
Для эффективной работы были определены следующие задачи:
- формирование у дошкольников целостной картины мира на основе краеведения;
- приобщение к традициям Тамбовского края, к традициям России, к традициям семьи;
- формирование духовно - нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Россию;
- приобщение детей к изучению родного края через элементы исследовательской и проектной деятельности совместно со взрослыми;
- воспитание бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей в регионе и в целом в России.
Для организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей большую роль играет организация развивающей предметно - пространственной среды. Материал по духовно - нравственному и патриотическому образованию детей вносится во все зоны детской деятельности:
«Папка избыточной информации: «Россия Родина моя» — это фотографии, открытки, фотоальбомы, репродукции картин, предметы быта, игрушки, скульптура малых форм, печатные издания, художественная литература, карты, атласы, справочники, путеводители, видеоматериалы о нашей стране, области.
«Ленбук православия: «Добрый мир» — это иллюстрации и репродукции картин с библейскими сюжетами, детская духовная литература, иконопись, детские творческие работы на темы православной культуры.
Макеты «Православный храм», «Деревенское подворье».
«Вернисаж «Страна мастеров» — выставка поделок к тематическим мероприятиям, проектам, календарным датам и праздникам.
«Книга памяти» — это фотографии с описанием героических подвигов наших соотечественников, «Бессмертного полка» и участников ВОВ.
«Семейное древо» – это обычаи, традиции, коллекции домашнего музея, родословные семей воспитанников.
Правильно организованная среда позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, больше узнать о своей стране, народе, традициях народов России.
Реализуя современные требования к организации образовательного процесса, необходимо использовать в работе с детьми проектную технологию, которая включает в себя объединение педагогов, детей и родителей в сотрудничестве и планировании своей работы.
Использование проектного метода в системе духовно — нравственного воспитания, наиболее приемлем, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта: дети занимаются разнообразной деятельностью в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями, родители (при желании) активно участвуют в значимом для них процессе духовно — нравственного воспитания детей. Разрабатываются проекты: «Традиции празднования Рождества», «Мамин день», «Сорок сороков», «Светлая пасха», «Масленица к нам пришла», «День Победы».
Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Основными целями проведения акций является: формирование системы педагогического взаимодействия ДОО и семьи в интересах развития личности ребёнка. Проведение тематических акций становится традицией детского сада: «Каждой пичужке – своя кормушка», «Посади своё дерево», «Безопасность на дорогах», «Твори добро», «Подари людям Рождество!»
Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами способствует обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию.
В образовательном процессе активно использую презентации со специально подготовленным видеоматериалом и игровыми заданиями. Тематика компьютерных презентаций разнообразна: «Флаг России», «Первый космонавт», «Традиции празднования Рождества», «Благовещение Пресвятой Богородицы», «По святым местам Тамбовщины».
Организуются выставки творческих работ: «Мама – мой ангел!», «Никто не забыт и ничто не забыто!», «Светлый праздник — Пасха».
Таким образом, использование инновационных образовательных технологий в духовно — нравственном воспитании дошкольников закладывает основы будущего успешного обучения ребёнка в школе, развивает важнейшие психические процессы, формирует компоненты различных способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Представленный материал является результатом работы по использованию цифровых образовательных ресурсов в духовно - нравственном воспитании дошкольников....
Использование инновационных форм работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
Мы работаем по Рабочей программе, в которую включили часть, формируемую участниками образовательного процесса - программу «Добрый мир» под редакцией Л. Л. Шевченко. Содержание программы «Добрый ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы, с использованием информационно-коммуникативных технологий по духовно- нравственному воспитанию «Путешествие в мир доброты»
Углублять представление детей о доброте...
Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Сказки для воспитания души»
Цель реализации программы: развитие у детей интереса к сказке, чтению, творческого воображения и творческой активности; становление личности ребенка на основе духовных ценностей.Достижение поста...
"Лэпбук, как инновационная технология в духовно-нравственном воспитании дошкольников"
В работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников можно использовать лэпбуки по следующим темам: «Моя семья. Мой дом», «Россия — Родина моя», «День Победы&r...
Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Сказки для воспитания души»
Цель: развитие у детей интереса к сказке, чтению, творческого воображения и творческой активности; становление личности ребенка на основе духовных ценностей.Достижение поставленной цели предусма...
план работы инновационной площадки "Благовест" по духовно - нравственному воспитанию дошкольников
этот материал отражает план работв ДОУ по духовно - нравственному воспитанию дошкольников. составлен материал на основе программы "Добрый мир" Шевченко....