Использование инновационных образовательных технологий в духовно — нравственном воспитании дошкольников
статья (подготовительная группа)

Палагина Оксана Викторовна

Данная статья поможет педагогам  ДОУ   использовать образовательные технологии в работе с детьми 6-7 лет. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование инновационных образовательных технологий в духовно — нравственном воспитании дошкольников 6-7 лет»

Воспитатель: Палагина О.В, МБДОУ «Детский сад №1 «Семицветик» г. Тамбов

Возрождение современного российского общества и человека на сегодняшний день становится всеобщей идеей нашего государства и системы образования. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Дошкольный возраст – период активной социализации ребёнка, вхождение в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитание духовности.

Согласно положению Концепции дошкольного воспитания  о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного, эстетического и патриотического развития человека (И. А. Ильин, Д. С. Лихачев и др.) необходимо вести работу с детьми в обозначенном направлении.

Духовно – нравственное развитие в детском саду является одним из важных условий приобщения детей к культуре родного края, направленная на становление ребёнка как личности посредством приобщения к культуре и истории родного края.

Для эффективной работы были определены следующие задачи:

  • формирование у дошкольников целостной картины мира на основе краеведения;
  • приобщение к традициям Тамбовского края, к традициям России, к традициям семьи;
  • формирование  духовно - нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Россию;
  • приобщение детей к изучению родного края через элементы исследовательской и проектной деятельности совместно со взрослыми;
  • воспитание бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей в регионе и в целом в России.

Для организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей большую роль играет организация развивающей предметно - пространственной среды. Материал по духовно - нравственному  и  патриотическому образованию детей вносится во все зоны детской деятельности:

«Папка избыточной информации: «Россия Родина моя» — это фотографии, открытки, фотоальбомы, репродукции картин, предметы быта, игрушки, скульптура малых форм, печатные издания, художественная литература, карты, атласы, справочники, путеводители, видеоматериалы о нашей стране,  области.

«Ленбук православия: «Добрый мир» — это иллюстрации и репродукции картин с библейскими сюжетами, детская духовная литература, иконопись, детские творческие работы на темы православной культуры.

Макеты «Православный храм»«Деревенское подворье».

«Вернисаж «Страна мастеров» — выставка поделок к тематическим мероприятиям, проектам, календарным датам и праздникам.

«Книга памяти» — это фотографии с описанием героических подвигов наших соотечественников, «Бессмертного полка» и участников ВОВ.

«Семейное древо» – это обычаи, традиции, коллекции домашнего музея, родословные семей воспитанников.

Правильно организованная среда позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, больше узнать о своей стране, народе, традициях народов России. 

Реализуя современные требования к организации образовательного процесса,   необходимо использовать  в  работе с детьми проектную технологию, которая включает в себя  объединение педагогов, детей и родителей в сотрудничестве и планировании своей работы.

Использование проектного  метода в системе духовно — нравственного воспитания, наиболее приемлем, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта: дети занимаются разнообразной деятельностью в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями, родители (при желании) активно участвуют в значимом для них процессе духовно — нравственного воспитания детей. Разрабатываются проекты:  «Традиции празднования Рождества»«Мамин день»«Сорок сороков»«Светлая пасха»«Масленица к нам пришла»«День Победы».

Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Основными целями проведения акций является: формирование системы педагогического взаимодействия ДОО и семьи в интересах развития личности ребёнка. Проведение  тематических акций становится традицией детского сада:  «Каждой пичужке – своя кормушка»«Посади своё дерево»«Безопасность на дорогах», «Твори добро», «Подари людям Рождество!»

Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами способствует обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию.

В образовательном процессе активно использую презентации со специально подготовленным видеоматериалом и игровыми заданиями. Тематика компьютерных презентаций разнообразна:  «Флаг России»«Первый космонавт»«Традиции празднования Рождества»«Благовещение Пресвятой Богородицы», «По святым местам Тамбовщины».

Организуются  выставки творческих работ: «Мама – мой ангел!»«Никто не забыт и ничто не забыто!»«Светлый праздник — Пасха».

Таким образом, использование инновационных образовательных технологий в духовно — нравственном воспитании дошкольников закладывает основы будущего успешного обучения ребёнка в школе, развивает важнейшие психические процессы, формирует компоненты различных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Представленный материал является результатом работы  по использованию цифровых образовательных ресурсов в духовно - нравственном воспитании дошкольников....

Использование инновационных форм работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Мы работаем по Рабочей программе, в которую включили часть, формируемую участниками образовательного процесса  - программу «Добрый мир» под редакцией Л. Л. Шевченко. Содержание программы «Добрый ...

Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Сказки для воспитания души»

Цель реализации программы: развитие  у детей интереса к сказке, чтению, творческого воображения и творческой активности; становление личности ребенка на основе духовных ценностей.Достижение поста...

"Лэпбук, как инновационная технология в духовно-нравственном воспитании дошкольников"

В работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников можно использовать лэпбуки по следующим темам: «Моя семья. Мой дом», «Россия — Родина моя», «День Победы&r...

Образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Сказки для воспитания души»

Цель: развитие  у детей интереса к сказке, чтению, творческого воображения и творческой активности; становление личности ребенка на основе духовных ценностей.Достижение поставленной цели предусма...

план работы инновационной площадки "Благовест" по духовно - нравственному воспитанию дошкольников

этот материал отражает план работв ДОУ по духовно - нравственному воспитанию дошкольников. составлен материал на основе  программы "Добрый мир" Шевченко....