Проект "Вместе дружная семья-детский сад, родитель и я"
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ромашка» с. Тоора-Хем
ПРОЕКТ
«Вместе дружная семья – детский сад, родители и я»
Подготовила:
воспитатель
первой квалификационной
категории Наадым А.А.
Тоора-Хем-2018г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия. и сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим встает вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Несколько лет назад сложились достаточно устойчивые формы работы, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:
- Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.
- Общие и групповые собрания.
- Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.
Но, больших результатов эти формы работы с семьей не дают, так как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, ведущая роль в них отводится педагогам.
В этих условиях невозможно увидеть проблемы каждой семьи индивидуально.
Поэтому, помимо традиционных, мы используем инновационные активные формы работы с семьей: правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
ВВЕДЕНИЕ
Главной идеей взаимодействия детского сада с семьей является: создание дружелюбного партнёрства между детским садом и семьёй.
Цель – создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, вовлечение родителей в образовательный процесс.
Чтобы добиться поставленных целей, необходимо решить ряд задач:
- Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (ФГОС)
• Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
• Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей.
• Оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
В связи с этим можно выделить принципы взаимодействия с родителями:
1.- открытость детского сада для семьи;
- Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. - сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
3. - создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
4. - индивидуальный подход;
- Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
5. - динамичность;
- Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный (первая половина 2018 года)
Цель: - сбор, анализ и структурирование информации о разработке модели партнерского взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников.
- подготовка материала к разработке модели партнерского взаимодействия ДОУ с родителями;
- изучение теории и практики использования новых форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС;
- анализ воспитательного процесса с точки зрения современных требований;
- формирование «Почты доверия» для выявления актуальных вопросов, волнующих родителей, по воспитанию детей;
- подбор методической литературы по взаимодействию с родителями.
2 этап – практический (2018-2019 учебный год)
Цель: - организация партнерского взаимодействия ДОУ с родительской общественностью.
- педагогический мониторинг, позволяющий выявить возможности участия каждого родителя в педагогическом процессе ДОУ;
- педагогическая поддержка родителей (лекции, дискуссии, открытая непосредственно образовательная деятельность, маршруты выходного дня) ;
- педагогическое образование родителей (клубы интересных встреч, творческие и исследовательские проекты, тематические встречи, библиотека для родителей) ;
- совместная деятельность детей и родителей (конкурсы, досуги, акции) в соответствии с разработанной системой работы, позволяющей вовлекать родителей в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения, применяя различные принципы, методы и формы.
Активные формы и методы работы с родителями
- занятия с участием родителей;
- совместные проекты;
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
- экскурсии;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- оформление фотовыставок.
3 этап – аналитический (вторая половина 2019 года)
Цель: определение результативности внедрения моделей социального партнерства ДОУ с родителями воспитанников.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику и другие методы, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия.
СОДЕРЖАНИЕ
Сроки | Мероприятие |
Сентябрь | Подбор и анализ литературы на тему «Партнерские отношения семьи и ДОУ». Организация «Родительской почты» |
Октябрь | Разработка проекта «Партнерские отношения семьи и ДОУ», основываясь на реализации ФГОС и анализе запросов родителей. Первое заседания родительского клуба, на тему: Разработка спортивного мероприятия «Путешествие в страну Не-болейка» |
Ноябрь | Знакомство родителей с содержанием проекта «Партнерские отношения семьи и ДОУ». Создание книги «Мини-сочинений: Что умею сам – научу другого». «Семейный вернисаж: Осенняя пора… » |
Декабрь | «Семейный вернисаж: «Здравствуй зимушка - зима» «День добрых дел» - Организация шефской помощи родителей в украшении группы к празднованию Нового года. |
Январь | Подготовка и проведение спортивного мероприятия с участием родителей («Гость группы»: Кушкаш Ш В. – сотрудник полиции «Светофор – наш друг», Ооржак С.М. –клубный работник-оператор «День открытых дверей» демонстрация совместной деятельности по экспериментированию «Дошпулуурум- тыва эдим». Создание информационного макета «Моя семья – моя крепость», посвященного семейным традициям и устоям. |
Февраль | Второе заседание родительского клуба на тему: «Мой папа – мастер на все руки». Создание журнала «Традиции воспитания в моей семье» - вспомнить об обычаях тувинского народа, Н: - в дни празднования Шагаа принято при встрече приветствовать старших людей по-особому- старший протягивает обе руки ладонями вниз, младший раскрытыми ладонями дотрагивается локтя старшего. При этом оба склоняют головы. Этот обряд приветствия называется «Чолукшуур», «Амыр-ла, амыр!». |
Март | Разработка, подготовка и проведение с участием одного из родителей («Гость группы»: Соскар С.М., Ооржак Т.В.) досугового мероприятия «В гостях у повара». «Семейный вернисаж: « Портрет моей мамы» |
Апрель | «День добрых дел» - Организация шефской помощи родителей по проращиванию овощных культур для оформления «Огорода на подоконнике» |
Май | «Семейный вернисаж: Чудеса для детей из ненужных вещей» «Маршрут выходного дня». Организованная прогулка семей и педагога группы. Оформление «Книги отзывов». Подведение итогов. |
В нашей группе мы используем разнообразные современные формы работы с родителями, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада.
Одна из форм работы – РОДИТЕЛЬСКАЯ ПОЧТА. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или старшему воспитателю. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателемя и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.
Ещё одна эффективная форма работы с родителями – «РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ».. Мы стараемся, чтобы встречи были интересны родителям, не превращались в скучные лекции, поэтому всегда темы выбираем с учетом их пожеланий руководствуясь результатами анкетирования) и плана работы ДОУ. "Как сохранить здоровье", "Что могу сам – научу другого", "Взрослые глазами ребенка" – вот некоторые темы встреч.
МИНИ-СОЧИНЕНИЯ НА ТЕМУ «ЧТО УМЕЮ САМ – НАУЧУ ДРУГОГО». Основной задачей этой формы организации общения с родителями является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них профессиональных знаний и умений, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей.
Кроме этого в нашей группе организуется работа по укреплению семейных традиций «МОЯ СЕМЬЯ – МОЯ КРЕПОСТЬ». Формирование портфолио семьи, активно включая родителей в его наполнение. Для его создания каждая из семьей придумывали «Герб Семьи», «Девиз Семьи». Затем составляли «Родословное Древо Семьи», для этого многие родители обращались за помощью к старшим родственникам, поднимали семейные архивы, что было интересно самим, т.к. не всегда есть время перелистать семейные альбомы или вспомнить традиции своей семьи.
Создание ЖУРНАЛА «ТРАДИЦИИ ВОСПИТАНИЯ В МОЕЙ СЕМЬЕ». В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём. Ответ прост – сохраняя семейные ценности, возрождаем традиции! Журнал оформляется самими родителями. В нем они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам.
«ГОСТЬ ГРУППЫ» эта форма организации общения призвана устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В ходе работы «Родительского клуба», родители самостоятельно выбирают кто станет «Гостем группы». Затем мы обсуждаем и готовим мероприятия и один из родителей проводит его с детьми группы. Это помогает объединить родителей, нацелить на помощь детскому саду и активно включиться в воспитание детей.
«СЕМЕЙНЫЙ ВЕРНИСАЖ» - выставки работ родителей и детей. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). Например, выставки «Осенняя пора», «Здравствуй зимушка - зима», «Портрет моей мамы», «Чудеса для детей из ненужных вещей»
«ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях.
Самая интересная форма работы – «МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ». Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями природе, о насекомых, о своем крае.
Также в течении года совместно с детьми, родители принимают активное участие в «ДНЕ ДОБРЫХ ДЕЛ» -оказание шефской помощи в украшении группы к Новому году, оформление «Огорода на подоконнике». В ходе таких акций родители получили возможность оказать помощь воспитателю, общения друг с другом, увидеть своего ребёнка в общении со сверстниками, показать личный пример ребёнку Такая форма работы завоевала успех, родители охотно стали откликаться на разные проблемы. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.
По итогам таких мероприятий запланировано оформление «КНИГИ ОТЗЫВОВ» с фотографиями, проведенных мероприятий и отношения к ним родителей. Таким образом, в лице родителей, я хочу найти активных и заинтересованных участников и помощников.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Дети:
- сформировано заботливое отношение к своей семье;
- сформировано чувство уверенности и защищённости.
Родители:
- повышение уровня доверия родителей к детскому саду;
- повышение педагогической грамотности родителей;
- обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;
Педагоги:
- продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей;
- создание положительного эмоционального микроклимата
взаимодействия с родителями;
- повышение профессиональной компетентности педагогов.
Предметно-развивающая среда:
- создающая условия для формирования положительного образа семьи;
- комфортная на уровне её функциональной надёжности и
безопасности.
ВЫВОДЫ.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.
Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
Таким образом, использование нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует укреплению партнерских взаимоотношений.
Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Теперь их интересуют проблемы, о которых они раньше не задумывались: патриотическое, нравственное и эстетическое воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к культурным ценностям.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]// Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114
2. Оформляем родительский уголок: новые формы и подходы [Электронный ресурс]// http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200700502
3. Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи [Электронный ресурс] //http://tmntpk.ucoz.ru/publ/robota_s_roditeljami/formy_raboty_s
_roditeljami/sovremennye_podkhody_k_sotrudnichestvu_detskogo_sada_i_semi/50-1-0-105
4.ю Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс]// http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii
5. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. [Текст]// О.В. Солодянкина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Вместе дружная семья - детский сад, родители и я"
Проект: «Вместе дружная семья – детский сад, родители и я»Детский сад и семья –два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг другаи взаимодействовать между с...
Детско – родительский образовательный проект «Вместе дружная семья - детский сад, родители и Я»
В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта...
Проект взаимодействия педагогов группы, специалистов ДОУ и родителей: «Вместе дружная семья - детский сад, родители и я» на 2018 – 2019 учебный год
Проект является результатом творческого сотрудничества педагогов МБДОУ д/с № 6 "Страна детства"....
Проект: «Вместе дружная семья – детский сад, родители и я» (Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду) в средней группе №10 «Почемучка»
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все роди...
Краткосрочный проект в группе раннего возраста совместной деятельности воспитателей и родителей "Вместе дружная семья - детский сад, родители и я"
Данный проект направлен на сплочение детского коллектива и ребенка с семьей.Цель:Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами; вовлечение родителей в воспит...
Проект с родителями: "Вместе дружная семья – детский сад, родители и я»
Проект с родителями: "Вместе дружная семья – детский сад, родители и я»...
«Вместе дружная семья – детский сад, родители и я» Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду
Семья для ребёнка – источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколени...