Проект по самообслуживанию "Труд и терпение превращаются в умение"
проект (младшая группа)

Тишкина Людмила Павловна

Проект по самообслуживанию "Труд и терпение превращаются в умение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность:  Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.                                                Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Цель проекта:  Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста (2 -4 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье через различные виды деятельности.

Задачи проекта:

  1. Способствовать осмыслению детьми и родителями  необходимости соблюдения правил личной гигиены;
  2. Познакомить с последовательностью выполнения культурно – гигиенических навыков;
  3. Приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, Аккуратно мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком:
  4. Формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
  5. Создавать условия для развития умений создавать у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
  6. Формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома, посредством педагогических приёмов, обеспечивающих успешное решение поставленных задач: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
  7. Систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил личной гигиены.

Участники проекта: дети  младшей группы (2-4 года),  родители воспитанников, воспитатель группы,

Ожидаемые конечные результаты реализации

проекта.

Дети от 2-4 лет должны:

1. Следить за своим внешним видом.

2. Пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания.

3. Вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.

4. Правильно пользоваться ложкой, салфеткой.

5. Не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Предполагаемый результат проекта для родителей:

1. Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.

2. Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.

3. Укрепление связей между детским садом и семьёй.

Возможности проекта для воспитателей:

1. Повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

2. Формирование здорового образа жизни.

3. Улучшение отношений между детьми

4. Укрепление связи с родителями.

Тип проекта: долгосрочный (сентябрь 2018 – декабрь 2018г.)

Образовательные области: социально – коммуникативное развитие,  познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.

Масштаб проекта: групповой

Этапы проектной деятельности:

1 этап подготовительный:

Определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта;  изучение литературы

2 этап основной:

№ п/п

Содержание работы

Цель

Работа с родителями

Срок исполнения

1.

Ситуативная беседа «Как вести себя за столом»

Формирование столового этикета.

Сентябрь

2.

Чтение стихотворения Е. Благининой «Обедать»

Д/и. "Подбери предметы личной гигиены"

Учить детей находить предметы по просьбе воспитателя.

Наглядная информация для родителей на тему: «Как приучить ребёнка быть аккуратным»

3.

Д/и. «Умоем куклу».

 Перенести полученные навыки умывания в игровые действия; закрепить последовательность

умывания.

4.

Чтение стихотворения С. Капутикян «Хлюп–хлюп».

Д/и. «Кукла в гостях у детей».

Учить детей называть столовые предметы, предметы личной гигиены. Активизировать речь детей. Закреплять умение общаться друг с другом.

Наглядная информация для родителей на тему: «Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков».

5.

Д/и. "Купаем куклу". Разучивание потешки: "Водичка-водичка"

Учить детей пользоваться

индивидуальными предметами личной гигиены.

6.

Д/и. «Мишка пьет горячий чай»

Учить правильно

Ставить посуду на стол, произносить слова обозначающие действия».

7.

Чтение стихов о культурно-гигиенических навыках.

Наглядная информация для родителей на тему: «Как приучить ребёнка быть аккуратным»

8.

Рассматривание картины: «Мы купаем куклу Дашу».

Учить детей правильно называть предметы личной гигиены. Активизировать речь детей.

Октябрь

9.

Чтение стихотворения  С. Капутикян «Мама взяла мыло». Д/и. «Помоги Танечке ».

Отрабатывать навык

Последовательности одевания на прогулку.

10.

Ситуативная беседа: "Как правильно вести себя за

столом" – ОБЖ.

11.

Д/и. " Накормим куклу Машу".

Закрепить

полученные навыки поведения за столом.

Консультации о пользе оздоровительных мероприятий для родителей.

Ноябрь

12.

Беседа с детьми: «Поможем кукле стать опрятной»

Закрепить культурно-гигиенические навыки, воспитывать желание быть опрятными.

13.

Д/и. «Накроем стол к чаю». Цель:

Закрепить

название посуды и правила сервировки

стола.

14.

Чтение сказки: «Три медведя».

Закрепить

название посуды, правила поведения за столом

15.

Д/и. «Расти, коса, до пояса».

Учить пользоваться расчёской, как индивидуальным предметом. Развивать предпосылки к сюжетно - ролевой игре

16.

Д/и. «Маша обедает». Чтение стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»

Приобщать детей к элементарным нормам и правилам

поведения за столом; закрепить название и назначение предметов посуды; воспитывать навыки гостеприимства,

учить красиво накрывать на стол.

Наглядная информация для родителей на тему: «Как ухаживать за молочными зубами»

Декабрь

17.

Д/и. «Кукла Оля обедает».

Закреплять представление об использовании предметов

посуды; формировать обобщенное понятие «посуда».

18.

Праздник мыльных пузырей

Получить удовольствие от праздника; обогащать эмоциональную                    отзывчивость: восторг, восхищение, радость, 

19.

Итоговое занятие: «Оденем куклу Дашу на прогулку». Чтение стихотворения Е. Благининой «Малышок – голышок».

Учить последовательно надевать одежду на куклу; закреплять название одежды.

Анкетирование родителей по теме: «Чему научился Ваш

ребёнок?»

 

3 этап – завершающий этап. 

Практическая значимость проекта 

В процессе реализации проекта наблюдали заинтересованность и активность детей. Многие воспитанники стремились проявлять самостоятельность в самообслуживании. Не без различия остались и  родители, которые с энтузиазмом участвовали в нашей деятельности.

Достигнутый результат:

В результате проделанной работы малыши с помощью взрослого приводят себя в порядок;

Научились пользоваться индивидуальными предметами: носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком;

Узнают процессы умывания, одевания на картинках, правильно называют эти процессы, переживают положительные чувства в связи с выполнением гигиенических процедур;

Стараются за столом во время еды правильно держать ложку, не крошить хлеб, пользоваться салфеткой;

При небольшой помощи взрослого надевают и снимают одежду, обувают и снимают обувь;

Стараются складывать снятую одежду;

Рассматривают в зеркале свое чистое лицо, опрятную одежду, причёску.

Список использованной литературы.

  1.  Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" – М.: Мозаика-Синтез, 2014.  
  2.  Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: издательство «Учитель», 2009..
  3. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007

Приложение

НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

По теме: «Учим куклу Дашу мыть руки»

Цель: Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки; Закрепить знания детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении.

Ход занятия

В дверь стучатся. Воспитатель открывает дверь. В гости пришла кукла Даша. У нее грязные руки. Она здоровается с детьми и пытается с каждым ребенком поздороваться за руки.

Воспитатель. Даша, посмотри какие у тебя грязные руки. Дети скажите, можно такими руками здороваться? (ответы детей)

Воспитатель. Скажите, что необходимо сделать Даше? (ответы детей - Помыть руки.)

Даша начинает плевать на ладошки и тереть их.

Воспитатель. Ребята скажите, разве можно так мыть руки? (ответы детей)

Воспитатель. А как надо мыть руки? Что помогает нам чисто умываться? (ответы детей – Вода, мыло)

Воспитатель. Посмотрите, я принесла для Даши мыло. Понюхайте, какое оно? (душистое)

- Как называется коробочка, в которой лежит мыло? (мыльница)

- Давайте поможем Даше вымыть руки.

Игровой момент: кто- то из детей моет кукле руки, при этом проговаривается алгоритм мытья рук: включить кран, намочить руки, намылить руки мылом, тщательно растереть мыло, смыть мыло водой, выключить кран.

В процессе обыгрывания спросить у детей: - Почему нужно мыть руки с мылом?

Воспитатель. Что теперь должна сделать Даша?

(ответы детей – Вытереть руки полотенцем.)

Воспитатель. Вот я даю Даше полотенце, какое оно? (мягкое, пушистое, чистое)

Воспитатель. Поможем Даше вытереть руки.

Желающий ребенок вытирает кукле руки.

Воспитатель. Еще раз давайте напомним Даше, как нужно правильно мыть руки.

Д/упражнение  «Мальчик моет руки»

Воспитатель. Теперь у Даши чистые руки и она хочет с вами поздороваться.

Кукла здоровается с детьми за руки.

Кукла Даша. Вы хотите поиграть со мной в игру.

П/и «У медведя во бору»

Воспитатель. Посмотрите, у Даши есть интересная коробочка.

Дидактическая игра «Каждому свой домик»

Нужно разложить принадлежности (мыло, полотенце, зубная щетка, зубная паста) по местам (мыльница, футляр для зубной щетки, стаканчик, крючок для полотенца)

Даша. Какие вы молодцы. Но мне пора домой. Вы меня научили правильно мыть руки и рассказали, почему их нужно мыть с мылом. Я хочу подарить книжку, которая поможет вам узнать «Почему нужно чистить зубы» До свидания.

Кукла детям дарит книжку

Воспитатель. Даша, я тебя провожу.

Воспитатель выносит куклу из группы.

Воспитатель. Молодцы! А теперь вы отдохнете, а после мы прочитаем книжку, которую подарила Даша.


НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Тема: Купание куклы Даши

Цель: Познакомить детей с предметами личной гигиены, дать понять, для чего они нужны,  как ими пользоваться.

Помочь детям запомнить и употреблять в речи название предметов, действий, качества.

Задачи:

  1.  Учить называть названия предметов, действий, познакомить с предметами личной гигиены, формировать активный словарь. ( тазик, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать , вытирать, горячая, холодная и теплая вода).
  2. Расширять представление о воде, её свойствах, значении.
  3. Развивать внимание, наблюдательность, память, речь, умение отвечать на простые вопросы.
  4. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
  5. Продолжать работать над развитием общей моторики и координации движения у детей.

Материал: кукла, кроватка, принадлежности для купания (тазик, мыло, мыльница, губка, полотенце, пеленка), дорожка здоровья, два ковшика с водой.

 Ход занятия:

Дети стоят возле воспитателя. Воспитатель:  Сегодня мы с вами пойдем в гости к кукле Даше. Дети подходят к кроватке, на которой лежит кукла Даша и плачет.

Воспитатель берет  куклу, завернутую в пеленку.

- Посмотрите, Даша плачет. Давайте ее успокоим.

- Как ее можно успокоить? (ответы детей: покачать, погладить).

- Молодцы! Да, можно ее покачать, спеть колыбельную, погладить!

Воспитатель качает куклу, читая отрывок из стихотворения Татьяны Керстен «Дашенька»:

Как у нашей у Дашутки
Глазки, словно незабудки,
Губки малы, зато алы,
Ручки беленькие,
Ножки резвенькие,
А волосики такие
Золотые-золотые!

- Даша никак не успокаивается! Что же нам делать?

- Давайте развернем её и посмотрим, что с ней случилось.

Разворачивают куклу.

- Ах, ты, девочка чумазая!

Где ты носик так измазала?

Воспитатель предлагает искупать куклу. Дети подходят к столу.

- А в чем мы будем купать Даша? (в тазике)

- Тазик пустой, что надо сделать? (налить воды)

На столе два ковшика, в одном холодная вода, в другом горячая.

- Потрогайте водичку. Какая она? (ответы детей - холодная.)

- Можно купать куклу в холодной воде? (ответы детей - нет).

- А здесь какая вода? (горячая)

- А в горячей можно мыть куклу? (нет)

- В какой воде можно купать куклу? (в теплой)

Чтобы вода стала теплой надо в холодную воду добавить горячую.

- Дети, попробуйте, какая стала вода? (ответы детей - теплая).

- А сейчас мы  посадим куклу в тазик.

- Что ещё нам надо для купания? (мыло, губка)

- Мыло живет в домике - мыльнице.

Воспитатель намыливает губку: Будет мыло пениться,

и грязь куда-то денется.

Предлагает детям по очереди помыть куклу.

Дети моют куклу и рассказывают стихотворение:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

- А теперь надо смыть мыло чистой водой  (воспитатель держит куклу над тазиком, а ребенок поливает из ковшика).

- Ребята, посмотрите, Даша чистая стала, красивая. А вода в тазике какая ? (грязная и мыльная).

- Что теперь надо сделать, посмотрите Даша мокрая? (вытереть полотенцем).

Дети вытирают куклу, воспитатель заворачивает её в пеленку.

-Ребята, куклу мы с вами помыли, а сами не умылись.

Физкультминутка «Умываюсь по утрам».

Умываясь поутру,

В таз воды я наберу

Мою руки, мою шею,

И лицо умыть сумею!

Я дружу с водой и мылом,

Чтоб здоровье крепче было!

- Ребята, посмотрите, Даша зевает, она, наверно, спать хочет, давайте уложим её в кроватку  и споем колыбельную песню. Ребенок кладет куклу в кровать и все поют колыбельную:

Нашей Дашеньке – малышке

Спать пора. Уснули книжки.

Мячик под столом заснул,

Рядом заинька зевнул.

Баю-бай, баю-бай,

Даша глазки закрывай,

Баю-бай, баю-бай,

Крепко-крепко засыпай.

- Даша уснула и нам пора возвращаться в детский сад.


НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Тема: «Научим куклу Дашу одеваться»

Цель: продолжать прививать навыки самообслуживания у дошкольников.

Оборудование: кукла Даша

Ход занятия:

Дети постепенно просыпаются.

Воспитатель: Ребята, встаем, заправляем постель, делаем это аккуратно, не спеша. Те, кто заправил постель, вы можете помочь своему другу, если он нуждается в помощи. (Дети выходят в приемную комнату)

Воспитатель: Ребята, к нам пришла кукла Даша. (кукла одета неправильно, вокруг нее лежат вещи) Посмотрите, все ли так? Может Даша что то неправильно надела? Ответы детей

Воспитатель: Верно, она надела все наоборот. А посмотрите вокруг нее лежат вещи в беспорядке. Правильно ли это? Ответы детей

Воспитатель: А как нужно обращаться с вещами? Верно, нужно аккуратно складывать их в шкафчик. А теперь давайте покажем нашей кукле, как правильно нужно одеваться. Что сначала надеваем? Ответы детей

Воспитатель: Верно, сначала надеваем колготочки, затем шортики или юбочки, после одеваем футболочки. Следим, чтобы вещи были надеты правильно, обувь обуваем внимательно, смотрим, на какую ножку обувается сандалик. Кукла Даша смотрит на вас и учится, как нужно одеваться. Молодцы! Все показали кукле верно. А сейчас пойдем куда, как вы думаете? Ответы детей

Воспитатель: Верно, мы пойдем в умывальную комнату, ведь после сна, перед полдником мы всегда моем ручки и умываемся. (Дети идут в умывальную комнату).

Воспитатель: Ребята, расскажите, пожалуйста, как нужно правильно умываться, расскажите порядок действий. Ответы детей

Воспитатель: Сначала нужно завернуть рукава, намочить ручки, взять мыло, намылить ладони до образования пены, потереть ими друг о друга, смыть мыло под струей воды, вымыть лицо, закрыть воду, снять полотенце, насухо вытереть лицо и руки.

Воспитатель: Молодцы! Помыли ручки, умылись. А теперь идем за стол, за столом спинку держим ровно, ножки вместе, молча кушаем. Приятного аппетита!


Приложение 2

Загадки

Ускользает, как живое,               

Но не выпущу его я.                  

Белой пеной пенится,                

Руки мыть не ленится.   (Мыло)  

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам.

                 И зубы у меня длинней,

Чем у волков, у медведей. (Расческа)           

Пластмассовая спинка,   

Жесткая щетинка,        

С зубной пастой дружит,

Нам усердно служит.      (Зубная щетка)          

И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет –

Все как есть ему покажет. (Зеркало)

Вытираю я, стараюсь,         

После ванной паренька.       

Все намокло, все измялось –  

Нет сухого уголка.            (Полотенце)  

         

Хвостик из кости,

На спинке – щетинка.

Эта вещь поможет нам

Чистить брюки и кафтан. (Щетка)      

Художественное слово о культурно – гигиенических навыках

 Без воды умылся котик.
Лапкой вымыл глазки, ротик.
А вот мне нельзя так мыться –
Мама может рассердиться…
В. Науменко

В ВАННЕ

Любо плавать Ване
В белом море - в ванне.
Только вот обидно -
Берега не видно.
Видимость пропала,
Мыло в глаз попало...
А. Шлыгин

ВЕСНУШКИ

Веснушкам нету сноса,
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла, -
Зависело б от мыла,
Веснушки я б отмыла.
А. Шибаев

ВОДИЧКА

Булькает водичка?
Нечего бояться!
Это наша внучка
Любит умываться,
Чтоб блестели зубки,
Чтоб смеялся ротик,
Чтоб алели щечки,
Не болел животик!
Т. Каменев

Вот когда я взрослым стану…
Вот когда я взрослым стану
И купаться захочу,
Влезу сам
В большую ванну,
Оба крана
Отверчу.
Сам потру живот и спинку,
И веснушки на носу.
Заверну себя
В простынку
И в кроватку отнесу!
В. Приходько

ВОДА И МЫЛО

- Грязнуля ты!
На лбу твоем чернила! –
Воскликнула Вода,
Увидев Мыло.
- Да, - Мыло говорит, -
Я это знаю,
Зато других от грязи
Я спасаю!
Р. Помбо

В речке кончилась вода
Ой, беда, беда, беда -
В речке кончилась вода!
Это из-за Вали:
Валю - умывали!
В. Шуржик

Под утренним небом
Стояла ромашка.
- Умыться мне где бы?
Страдала бедняжка.
А рядом порхал
Голубой мотылек.
Он плач услыхал
И ромашке помог.
Высокую рядом
Нашел он травинку,
Согнул: с нее градом
Скатились росинки.
Росинка упали
На нежный цветочек,
Они умывали
Листок, лепесточек,
И в золотистой
Ее серединке,
Стало так чисто!

Спасибо, росинки!

Рано утром звери встали,
Зубки чистить побежали.
Чистят зубки мишки
Щеточкой из шишки.
Белка в рыжей шубке
Тоже чистит зубки.
Серые мышата,
Веселые ежата.
Серый волк зубастый
Чистят зубки пастой.
Чистят поросенок
И смешной лосенок.
Чтобы зубки не болели,
Как снежинки чтоб белели,
Чистить вкусной пастой
Надо зубки часто!

Зайчики и белочки,

Мальчики и девочки

Утром две минутки

Чистят себе зубки.

Маленькие котики

Открывают ротики

Зубки выстроились в ряд,

Щетку с пастой ждут опять!!!!!!!!!

Снует зубная щетка,

Как по морю лодка,

Как по речке пароход

По зубам она идет,

Вверх и вниз, туда-обратно.

Счистим мы налет и пятна.

Чтобы зубки не болели,

Чтоб как зимний снег белели

Во дворе играл в песок,
Рядом ямку рыл щенок.
Дома нужно очень быстро
Вымыть ручки чисто-чисто.
Хороша морковка с грядки!
И сочна, и ароматна,
Вымой прежде корнеплод,
Чем отправить его в рот.

Часто врач спешит на помощь,
Где едят немытым овощ,
Там живот болит, озноб,
А всему виной - микроб.
Он малюткой-невидимкой
Ждет на ягодах в корзинке,
Вдруг малыш в один присест
Горсть немытых ягод съест?
Лето - время закаляться,
Загорать, в реке купаться,
Но в веселье развлечений
Не забудь о гигиене!

МОЙДОДЫР
Самый чистый, самый умный,
Самый добрый Мойдодыр.
Он твердит и днем, и ночью:
«Три до дыр» да «Мой до дыр!»
Моет он мышат, лягушек,
Моет
маленьких детей —
Даже самых непослушных
Умывает каждый день.
Автор Е. Силенок

О ЗУБКАХ
Перестану зубки чистить,
и пойду я в сад гулять.
Попрошу я папу, маму,
на качельке покачать.
А с качели-карусели
захочу в бассейн пойти,
ох, как зубки заболели…
мне пора к врачу идти…
Зубки врач мои посмотрит,
плохо дело-то, дружок —
бормашиною посверлит
коренной уже зубок…
Ну а если ты не будешь,
зубки чистить по утрам,
боль зубную не забудешь,
будешь ныть по вечерам…
Ребяткам мой совет такой,
Чисти зубки, руки мой!!!
О врачах тогда забудешь,
и здоровеньким ты будешь.
Ав. Лидия Гржибовская

СИНЯВСКИЙ П. А. - "КТО НЕ УМЫВАЕТСЯ"

Кто горячей водой умывается,
Называется молодцом.
Кто холодной водой умывается,
Называется храбрецом.
А кто не умывается,
Никак не называется.

ЧУСОВИТИНА ОЛЬГА - "Я САМ ЧИЩУ ЗУБЫ"

Я уже большой,
Я сам
Чищу зубы по утрам.
Чищу,
Чищу,
Не ленюсь,
Кариеса не боюсь.
Чищу,
Чищу,
Улыбаюсь,
Чищу,
Чищу,
Покривляюсь.
Чищу,
Чтобы не болели,
Чищу,
Чтобы не темнели,
И снаружи,
И внутри,
Мама, мама,
Посмотри –
Зубки чистые мои!

"ЧТОБ ЗДОРОВЬЕ СОХРАНИТЬ"

Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.

Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться–
На зарядку становиться!

Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.

У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.

Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.

Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты-
Вот полезная еда,
Витаминами полна!

На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!

Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда!
Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить!


Приложение 3

Консультация для родителей.

Тема: «Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков»

Вырабатывать у детей культурно-гигиенические навыки нужно терпеливо, спокойно, постепенно усложняя требования. Требования, предъявляемые ребенку должны быть посильны и выполнимы.

У детей дошкольного возраста преобладает конкретные наглядно-образное мышление, поэтому для успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и объяснению. Детям становится понятно целесообразность требований (Мыть чисто руки, не лить воду на пол и т. д.), а умелое руководство взрослых сокращает время овладения навыками.

Необходимо создать установку ребенка на режимные процессы: «Сейчас Танечка будет мыть руки», «Дима будет кушать» и т. д. Всё это настраивает ребенка на предстоящий процесс. Все режимные процессы должны проводиться без суеты, без причинения ребенку неприятных ощущений.

Особенно важен контроль на начальной стадии формирования культурно-гигиенических навыков: Дети могут неправильно держать ложку, забывать пользоваться носовым платком, небрежно складывать одежду.

Как правильно воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки:

1. Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности.

2. Поощряйте, хвалите своего ребенка даже за небольшие достижения.

3. Не торопите ребенка с выполнением какого- либо действия, дайте ему возможность выполнить всё самостоятельно.

4. Не спешите на помощь малышу, пока он этого не попросит.

5. Используйте игровые ситуации.

6. Всегда придерживайтесь доброжелательного настроя.

Успехов вам родители по формированию культурно-гигиенические навыки у ваших детей!


Консультация для родителей.

Тема: «Как научить ребенка мыть руки?»

О том, что руки нужно тщательнейшим образом мыть руки знают все. Но как научить этому ребенка, если он сам не проявляет желания научиться?

Учиться лучше всего непринужденно и весело, объясняя основные правила гигиены в игровой форме, не принуждая малыша ни к чему и не ругая его. 

 

1. Маленькие дети очень любят подражать взрослым, и такое их поведение можно с успехом использовать для обучения. Вовлекайте малыша в процесс, показывайте, как моете руки вы, как намыливаете их и как ополаскиваете под струей воды. Комментируйте свои действия, предлагайте использовать на выбор различное мыло – в кусочках, жидкое или даже мыло собственного изготовления. Пусть малыш поможет помыть руки вам, а потом самостоятельно помоет свои.

2. Имитация игры – очень действенный способ приучить ребенка к чему-либо, в том числе и к мытью рук. Поиграйте с ним в дочки-матери: приготовьте обед и отправьте его помыть перед едой руки и лицо любимой кукле.

3. Можно предложить малышу поиграть в интересную игру – «мыльные перчатки». В начале этой игры пусть ребенок сам выберет понравившееся мыло, затем потрогает водичку и наденет белые мыльные перчатки на руки. Для этого необходимо будет тщательно намылить каждый пальчик. Когда «перчатки» полностью надеты, пусть малыш самостоятельно «снимет» их – смоет мыло под струей воды. После этого ручки следует хорошенько вытереть. В игровой форме навыки формируются гораздо быстрее.

 4. Дети более охотно приучаются мыть руки, если родители приобретают им индивидуальные предметы гигиены. Например, набор полотенец и мыльных принадлежностей с любимыми героями мультфильмов.

5. Многие родители используют в целях обучения мультфильмы, в которых рассказывается о детях-грязнулях, которые не хотели умываться и мыть руки. Вспомните хотя бы старые добрые мультики «Мойдодыр» и «Королева Зубная щетка». Существуют и современные обучающие мультики, которые объясняют, почему необходимо поступать так, а не иначе. Такие примеры наилучшим образом воздействуют на ребенка и прививают любовь к чистоте и порядку.

6. Чтобы малыш быстрее научился мыть руки, не лишне использовать наглядную агитацию – плакаты с картинками процесса. Их можно временно разместить в ванной комнате и обращать внимание ребенка на рисунки каждый раз, когда он заходит в это помещение.

 

Обучая ребенка мыть руки, следует помнить некоторые правила.

1. Создайте ему комфортные условия для мытья рук. Если ребенок не достает до умывальника, приобретите специальную подставку или приставьте обычный детский стульчик.

2. Проверяйте и регулируйте температуру воды, чтобы малыш не обжегся и не испытывал неприятных ощущений от слишком холодной воды.

3. Закатывайте ребенку рукава на одежде, чтобы он не намочил их.

4. Не ругайте ребенка вначале за лужи на полу и брызги на стенах. Можно обратить внимание ребенка на устроенный потоп. В последующем обращайте внимание на аккуратность проведения мытья.

5. Обязательно похвалите ребенка, сказав ему, что он молодец и у него теперь чистенькие ручки, лицо, уши, шея.


Консультация для родителей

Тема: «Правильно ли мы одеваем ребенка?»

Чтобы ребенок рос крепким и здоровым, не маловажную роль играет и одежда детей, как в помещении, так и на улице. Одежда должна в первую очередь обеспечить ребенку чувство комфорта и благоприятного микроклимата. Выбирая одежду детям, родители должны обращать внимание не только на ее внешний вид. На первое место следует ставить тепловые свойства, удобство покроя, легкость. Одежда не должна ограничивать движения ребенка, нарушать физиологические функции кожи и удаления с ее поверхности продуктов обмена. Стремитесь, чтобы одежда ребенка была по росту. Покрой одежды не должен мешать двигательной активности детей и проявлению самостоятельности. Ребенку не нужен дорогой костюмчик, в котором ему не разрешают играть на полу или в ящике с песком, взбираться на лесенки и съезжать с горки, возиться с предметами, которые могут повредить или загрязнить одежду. Любая одежда может оказывать влияние на самочувствие ребенка, на его настроение и поведение. Хлопчатобумажные ткани являются вполне подходящими для детского сада и детского белья. Детская одежда должна хорошо и легко стираться, чтобы ребенок не боялся испачкаться.

Одежда должна быть такой, чтобы ее можно было легко одеть и снять. Пуговицы должны хорошо застегиваться и расстегиваться, молнии должны быть исправны и хорошо двигаться.

Для прогулок на улице малыша следует одевать, безусловно, по погоде. Одежда для прогулки в зимний день должна быть многослойной.

Первый слой - платье или рубашка, которое ребенок носит в квартире, второй - шерстяные кофточки или свитер и штаны, третий 0 пальто или шуба. Если не надеть шерстяной кофточки, у малыша будет мерзнуть спина. Когда надевается 2-3 кофточки, ребенок перегревается.

Одевая ребенка на прогулку, следует учитывать насколько он подвижен. Тяжелая одежда мешает ребенку быть активным.

На улице нередко увидишь ребенка круглого, как колобок.

Больше половины объема этого "шарика" занимает одежда, малыш не может нормально двигаться, очень легко перегревается, потеет и простывает, несмотря на ворох одежды. Не кутайте ребенка - это вредно для здоровья.

Одевая ребенка на прогулку, родители должны учитывать не только температуру воздуха, но и другие метеорологические факторы, в частности, силу ветра.

Особое внимание надо уделять обуви. Ноги у детей быстро растут. Обувь, из которой они выросли, сдавливая стопу, нарушает в ней кровообращение, что отрицательно сказывается на нормальном функционировании и развитии. В связи с этим необходимо постоянно следить, не сдавливают ли ботинки или туфли стопу малыша. Большая обувь, купленная на вырост, так же вредна, как и тесная. К тому же она часто служит причиной потертостей. При правильной подборке обуви считается нормальным менять ее через 6-8 месяцев. Детская обувь должна быть на небольшом каблучке.

С самого раннего детства следует воспитывать чистоту и опрятность одежды ребенка.

Маленький ребенок не может обслуживать себя сам, он нуждается в уходе взрослых. Надо приучать его действовать самостоятельно, на первых порах с некоторой помощью взрослых.

Основной уход за ребенком: смена белья, платья, забота о содержании одежды в порядке - лежит на семье. Но случаются некоторые упущения родителей (оторванная пуговица, порванный шнурок и т. д. ,поэтому родителям нужно следить за одеждой ребенка и не допускать изъяна в одежде, а если появились - немедленно их устранять.

Помните: красивая, удобная одежда доставляет радость детям.

Проявляйте заботу об опрятном виде ребенка.

Приучайте детей к порядку, воспитывайте у них желание всегда быть аккуратно одетыми, сохранять чистоту одежды, следить, чтобы все пуговицы были застегнуты, шнурки ботинок завязаны.

Помните: одежда ребенка должна быть проста, удобна, из недорогого материала и красива.

Ребенок, приходя из детского сада домой, должен переодеваться.

Следите, чтобы одежда, в которую одет ваш ребенок, воротнички, ленточки и носовые платки всегда были чистыми.


Консультация для родителей.

Тема: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»

Каждая семья стремится вырастить детей крепкими и здоровыми. Обеспечивая уход за маленькими детьми, родители постепенно начинают воспитывать у них необходимые культурно-гигиенические навыки.

Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, тела, причёски, одежды и обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Воспитание КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ имеет значение не только для успешной социализации детей, но и для их здоровья.

Основой полноценного физического развития ребёнка младшего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни способствует освоение дошкольниками основ культуры гигиены. Однако, сталкиваясь с задачей воспитания культурно-гигиенических навыков у дошкольников, воспитатель не всегда может определить направление, последовательность своей работы, чтобы, представить результат процесса воспитания, обозначить наиболее приемлемые формы и методы воздействия.

Культурно-гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста. При их формировании идёт простое усвоение норм и правил поведения, чрезвычайно важный процесс социализации малыша. Переход навыков в привычку достигается систематическим повторением при определённых условиях. Привычки в отличии от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его существования. Привычки, приобретённые ребёнком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудной поддаются воспитанию.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а так же и к тем, кто приготовил пищу.

Гигиеническое воспитание и обучение непрерывно связано с воспитанием культуры поведения и имеет следующие задачи:

- приучать детей правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно и бесшумно пережёвывать пищу;

- уметь пользоваться ложкой, салфеткой;

- учить, чем и как едят;

- познакомить с разновидностями посуды.

Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно, в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, чтобы они могли видеть результаты своих действий. Ещё одно условие, необходимое для успешного культурно-гигиенического воспитания - единство требований со стороны взрослых. Ребёнок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, няней, мед. работником и, конечно, в семье. Обязанность родителей - постоянно закреплять данные навыки, воспитываемые у ребёнка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребёнку пример, сами всегда его соблюдали.

Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого, доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию.

Воспитание КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ  у детей - первооснова всей дальнейшей работы и основы для развития физически крепкого здоровья. К тому же культурно-гигиенические навыки - это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания. Освоение КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ связано с этическим развитием дошкольника.

Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия вместе со взрослыми, а потом самостоятельно.


Консультация для родителей

Тема: «Почему ребенок часто болеет в детском саду»

Дети подрастают, идут в детский сад, и мамы хватаются за голову: малыш просто не вылезает из простуд и постоянно «цепляет» вирусы. В этих напастях родители, конечно, винят недосмотр воспитателей и плохие условия в группе. Но на самом деле такая болезненность, по уверениям педиатров, – норма для организованных детских учреждений. Даже если ребенок не относится к часто болеющим детям с нарушенным иммунитетом, за год, согласно статистике, он болеет ОРВИ и гриппом 3–5 раз.

Если ребенок пошел в сад, он поначалу будет болеть респираторными инфекциями чаще «домашнего» ребенка.

Ведь любая простуда вызывается вирусами. Их разновидностей – более 200, и ежегодно добавляются новые. Пока малыш не познакомится если не со всеми, то хотя бы с наиболее распространенными вирусами, его регулярно будут донимать сопли, кашель и температура. Причем протекать болезнь будет не тяжело, скорее всего, а просто нудно: большинство вирусов вызывают легкие недомогания, и результат их воздействия на детский организм: малыш покуксился пару дней, и снова скачет. Только 2–3 раза за сезон малыш болеет довольно сильно.

Также, когда ребенок начинает посещать дошкольное учреждение, на почве нервного напряжения ослабевает иммунная система. Ребенку может даже нравиться ходить в садик, он спокойно отпускает маму, но все равно в саду болеет.

Ведь детский сад – это нагрузка на нервную систему ребенка. Там много детей, которые все время шумят, там постоянно кипит какая-то деятельность, пусть даже интересная, но от этого не менее утомительная.

И в результате от постоянного перевозбуждения организм ребенка включает защитный механизм, и ребенок заболевает. Этот эффект можно свети к минимуму. Для этого время посещения детского сада надо увеличивать постепенно. Или есть другой вариант: делайте поначалу ребенку выходной в середине недели.

Другой вариант – это ребенок, который болеет в саду из-за тяжелой адаптации.

Со всеми сопутствующими признаками: не отпускает родителей, постоянно о них спрашивает, не играет с детьми и тому подобное. Поэтому, опять-таки, истощение нервной системы ребенка, он заболевает. И вот тут родители часто допускают большую и жирную ошибку. Во время болезни ребенка с ним носятся, как с писаной торбой. Ему разрешают делать все, что угодно. Он смотрит часами мультики, играет со всеми игрушками, в общем-то, получает удовольствие от жизни. А потом его опять ведут в сад, где надо подстраиваться под коллектив, под правила поведения, где воспитательница не мчится стремглав выполнять все его прихоти. А дома болеть так хорошо ведь…

И догадайтесь, что с ребенком происходит максимум через неделю посещения сада? Правильно. Он снова заболевает, его снова холят и лелеют. А если он еще и с бабушкой сидит, то та его обычно так балует, что в садик потом точно не хочется.

Как же вырваться из этого замкнутого круга? Ведь такое может длиться очень долго, не только пару месяцев, но и год, и даже два. Нужно сделать так, чтобы ребенку было «невыгодно» болеть. То есть, исключить все блага болезней. «Больным деткам нельзя смотреть мультики», «Больным детям нельзя скакать сайгаком по квартире», - ну и дальше по списку. Ребенку должно быть болеть скучно. И тут происходит чудесное исцеление, максимум с одним-двумя рецидивами. А потом ребенок перестает болеть.

Поскольку профилактика детских простуд – действительно серьезная проблема, их распространенность и частота возникновения давно подсчитаны (и пересчитываются ежегодно). Так вот, согласно статистике, в первый «садовский» год довольно сильно болеют всевозможными летучими и прочими инфекциями примерно половина 50% малышей. Второй год в саду становится столь же мучительным для мам лишь 20% малышей. И на третий год лишь 10% по-прежнему постоянно сидят дома на больничном.

То же и с тяжестью заболеваний. Тяжелых простуд в первый год наблюдается шесть, во второй – от силы две.

Все эти непростые события говорят не о непрофессионализме воспитателей или недосмотре родителей, а лишь о том, что у малыша происходит активное становление иммунитета.

За год-два ребенок выработает устойчивость практически ко всем вирусам, носящимся в воздухе вокруг него – и дома, и в общественных местах. Зато в школе постоянные пропуски по болезни ему не грозят.

Вообще, педиатры уверяют, что взаимосвязь детского сада и заболеваний ОРВИ сильно преувеличена родителями: детсадовские дети болеют всего не чаще тех, кто сидит дома с бабушками и мамами. Зато в школе не вылезающие из простуд воспитанники детских садов и на первый взгляд здоровые домашние детки меняются местами: домашние просто не вылезают из соплей, а детсадовские и болеют реже, и пропускают меньше уроков, и учатся соответственно лучше.


Консультация для родителей.

Тема: Воспитание культурно-гигиенических навыков.

1. Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.

2. Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.

3. Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать.

4. Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.

5. Если у малыша что- то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.

6. Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.

7. В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.

8. Старайтесь использовать игровую ситуацию.

9. Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.

10. Когда необходимо начинать учить детей правилам этикета? Умение вести себя в обществе очень важно для вхождения ребенка в это общество. Народная мудрость гласит: «Встречают по одежке». И это касается не только внешнего вида, но и поведения человека. Какова же «одежка» должна быть у ребенка, чтобы окружающие люди встретили с добром его приход в мир?

12. Учить культуре поведения необходимо практически с пеленок. Маленький ребенок обучаем, и если родители будут настойчивы и терпеливы, то элементарные привычки достойного поведения им удастся заложить еще в детстве. Для младенца культура поведения выражается в элементарной опрятности и соблюдении гигиены. Неприятно смотреть на малыша, который, куражась над родителями, разбрасывает руками свою еду. Нередко при этом родители или родственники еще восхищенно ахают: «Какой озорник!» А озорник и дальше будет продолжать в том же духе. Откуда тогда может появиться привычка культурно есть за столом? Как только ребенок начинает есть ложкой, надо приучать его это делать правильно, а не надеяться на «авось», на то, что с возрастом он будет все делать правильно. Не будет, если не научится!

Методы воспитания – это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания. Среди многих классификаций методов, в дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы. С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируется качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений. При этом педагоги тщательно отбирают методы, ориентируясь на закономерности, присущие специально организованному воспитательному процессу. Методы воспитания в различных педагогических ситуациях должны постоянно варьироваться. В этом и проявляется профессиональный и творческий подход педагога к процессу воспитания. 

Прием – это частное проявление того или другого метода воспитания. Можно сказать, что прием – это отдельное действие воспитателя внутри конкретного метода. К приемам формирования культурно – гигиеническим навыков можно отнести:

Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур;

Пример взрослого;

Приучение, упражнение;

Создание воспитывающих ситуаций;

Поощрение помогает ребенку утвердиться, поверить в свои силы.


Консультация для родителей

Тема: «Как приучить ребенка чистить зубы»

Всем родителям без исключения хочется сохранить здоровье своего ребенка! Как хочется, чтобы ребенок не болел, в том числе, чтобы не болели его зубки, так как лечить их большая проблема как психологическая, так и финансово затратная. Так как приучить малыша каждый день чистить зубки? Вот несколько подсказок:

1. Показать пример! Все члены семьи демонстрируют малышу, как они умеют чистить зубы, и какие приятные ощущения они от этой процедуры они получают.

2. Совместные покупки! Идем в магазин и вместе с ребенком, выбираем зубную щетку и зубную пасту. Сейчас огромное разнообразие данных гигиенических приспособлений выполненных в форме любимых мультгероев, цветов, машинок и т. д. Но при покупке убедитесь, что щетинка синтетическая и достаточно мягкая. У зубной щетки нет острых краев.

3. Мультфильмы! Есть несколько мультфильмов для маленьких нехочух: «Уроки от Пингви и Крохи: учимся чистить зубы», «Легенда о зубном королевстве» и другие

4. Придумываем сказку! Как кариозные монстрики после вкусных конфет залезают в ротики и облизывают сладкие зубки (ну или какую-нибудь другую). Можно провести совместный опыт: провести чистой белой салфеткой по поверхности зубов. Вы увидите на поверхности салфетки светло- желтый налет. Это очень нехороший налет (сплошь бактерии) .

5. Поиграем! Придумайте сказку, подумайте, во что любит играть ваш ребенок, например, если любит играть в супермэна или бэтмэна, то плохой запах изо рта рассекретит супергероя. Или можно найти и перечистить зубы всем игрушкам, ведь какой ребенок не любит подрожать взрослым, дайте ему такой шанс.

6. Купите песочные часы! Ребенку кажется, что чистка зубов отнимает слишком много времени. Договоритесь, что пока пересыпится песок, чадо чистит зубы. В итоге малыш перестает закатывать истерики и следит за часами. Только часики должны быть рассчитаны на 2 минуты.

7. Развиваем дух соперничества! Кто не любит быть первым! А у кого будут зубки белее! У меня или у папы, брата, сестры.

8. И главное как говорил Карлсон «Спокойствие, только спокойствие». Запаситесь терпением и валерьянкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".

Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоят...

«Труд и терпение превращаются в умения» Педагогический проект по трудовому воспитанию дошкольников.

«Труд и терпение превращаются в умения»Педагогический проект по трудовому воспитанию дошкольников....

Проект "Труд и терпение, превращаются в умения"

Важно малышей приобщать   к самообслуживанию, развивать  представления об одежде....

Проект "Труд и терпение превращается в умение".

quot;Труд и терпение превращается в умение"....

Проект: «Труд и терпение превращаются в умения»

В последнее время часто приходится слышать от родителей воспитанников и от педагогов, что дети не желают трудиться, с трудом овладевают навыками самообслуживания, предпочитают пользоваться помощью взр...

Проект по трудовой деятельности из опыта работы "Приобщение детей 2-3 х лет к доступной трудовой деятельности посредствам проекта "Труд и терпение превращаются в умение "

Приобщать детей к доступной трудовой деятельности.Поощерять интерс детей к трудовой деятельности взрослых.Потдерживать порядок в игровой комнате, по окончании игры расставлять игровой материал по мест...