Игры для развития фонематического восприятия
материал
Подготовка дошкольников с нарушениями речи к анализу звукового состава слова на материале гласных звуков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
6 ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕКОГО ВОСПРИЯТИЯ И НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ С ТНР.
Подготовка дошкольников с нарушениями речи к анализу звукового состава слова на материале гласных звуков.
1. «Угадай звук».
Предлагаются картины с изображением лица ребенка, который поет, плачет, удивляется, улыбается. Артикуляция губ на картинке четко выделена.
Например, звук [у] обозначается маленьким кружочком, звук [а] - большим кружком, звук [о] - овалом, вытянутым по вертикали, звук [и] - прямоугольником, расположенным горизонтально, звук [ы] - нижней половиной круга. Сначала с помощью вопросов логопеда определяется содержание картины, а затем указывается звук по изображенной артикуляции. На материале гласных звуков дети учатся определять направление звука, его громкость и высоту с последующим соответствующим произношением.
2. Игра: «Подними фигурку».
Цель: упражнять детей в выделении трех гласных звуков из потока гласных звуков; развивать внимание и память.
У детей на столах заменители звуков [а, у, и]. Логопед медленно произносит гласные и согласные звуки: и – а – о – с –к –п – и – о – р –ж – и – о – м – и. Дети поднимают соответствующие фигуры, услышав какой – либо из трех, представленных заменителями, звуков. Следует отметить, что без опоры на символы дети в этих условиях не могут выделить даже два звука.
3. Игра «Разложи картинки».
Цель: научить детей дифференцировать звуки [а и у] в начале слова.
У логопеда на столе картинки с изображением предметов, названия которых начинаются со звуков [а] [и] [у] (утка, автобус, аист, утюг). Звуки в словах стоят в ударной и безударной позиции. На наборном полотне логопед выставляет слева заменитель звука [а], справа – звука [у] (большой и маленький кружки). Дети выходят по одному, берут со стола картинку, громко произносят соответствующее слово и ставят картинку на полотно справа или слева, в зависимости от начального звука в слове. Подобным образом происходит обучение дифференциации и звуков [ а – и]? [и –у], [у–о], находящихся в начале слов. Впоследствии можно упражнять в различении трех звуков, например, а – у – и. Без зрительных символов детям это удается с большим трудом.
4. Игра «Что я пропустила?»
Цель: упражнять в анализе звукового состава слова.
У детей на столах заменители звуков [а, у, и ,о]. Логопед обращается к детям: «Ребята, послушайте, как говорит Незнайка. Он пропускает первый звук в своих словах. Давайте перехитрим его и отгадаем это звук». Логопед четко, сохраняя ударение, произносит примерно такие сочетания звуков: -тка, -голка, - слик, -грушки и т.д. Дети поднимают соответствующие символы и поизносят каждое слово целиком, называя первый звук.
5. Игра « Что в середине слова»
Цель: учить детей выделять гласный звук в середине односложных слов.
Логопед выставляет на наборное полотно картинки, на которых изображены сад, сок, сыр, мак, волк, нос и т.п. Здесь же на нижней полоске наборного полотна выставлены символы звуков а, у, о, и, ы (по три штуки на каждый звук, причем символы, обозначающие один звук, ставятся вместе, один сзади другого, так, чтобы они не занимали много места и не отвлекали внимание детей). Вызванный ребенок громко произносит каждое слово, выделяя голосом гласный звук, затем находит нужный символ и ставит его под картинкой. Далее картинки меняются, и работа продолжается до тех пор, пока самые слабые дети не научатся справляться с заданием.
6. Игра «Какой звук ставится в слове?»
Цель: учить детей находить гласный звук в середине односложных слов.
У всех детей на столах символы звуков [а, у, и, о] (предлагать более четырех гласных в этой игре не следует). Логопед дает задание внимательно слушать слова и искать, какой звук «спрятался» в середине слова: сок, мир, зал, мост и т.д. Дети поднимают соответствующий символ после каждого слова. Логопед исправляет, если видит ошибку. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не будут поднимать нужный символ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка...
Дидактические игры для развития фонематического восприятия
Игры для развития фонематического восприятия у детей, имеющих речевые нарушения...
Консультация для педагогов:«Игры для развития фонематического восприятия у дошкольников»
В данной консультации раскрыты основные понятия фонематической системы: фонематический слух, фонематическое врсприятие, фонематический анализ, синтез, фонематические представления, показана взаим...
Игры на развитие фонематического восприятия
Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения, такие дети часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно, для них также характерны на...
Памятка для родителей "Игры на развитие фонематического восприятия"
Материал для родителей...
Игры для развития фонематического восприятия. Подсказка для родителей.
Статья содержит краткую информацию о важности формирования фонематического восприятия в дошкольником возрасте. Предлагается практический материал, построенный по принципу от простого к сложному....
Выступление на муниципальном методическом объединении для воспитателей дошкольных учреждений «Речевое развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО» на тему: «Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте
Выступление на тему "Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте"...