Организация образовательной работы по Этической грамматике детей старшего дошкольного возраста посредством игры.
план-конспект занятия (старшая группа)
Этическая грамматика для детей старшего дошкольного возраста посредством игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad._organizatsiya_obrazovatelnoy_raboty_po_eticheskoy_grammatike.docx | 23.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
"Дашковский детский сад комбинированного вида "Колобок"
ТЕМА:
"Организация образовательной работы по
Этической грамматике
детей старшего дошкольного возраста
посредством игры.
ВЫСТУПЛЕНИЕ РАЗРАБОТАЛИ:
Учитель логопед: Е.Н.Ермакова
Воспитатели: Г.А. Борзунова
Н.С. Разанова
2017
Духовная жизнь ребенка
полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры,
сказки, музыки, фантазии, творчества.
Без этого он – засушенный цветок.
В.А. Сухомлинский
Проблемы и вопросы нравственного развития и воспитания волновали общество всегда. Особенно сейчас в нашу информационную эпоху, когда даже взрослому трудно отсортировать, что такое зло и добро, ложь и правда….
Поэтому именно сейчас, как никогда, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. И именно в этом обществу поможет детский сад, а впоследствии школа.
На современном этапе в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования одной из задач является формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных и нравственных качеств. Основой образовательного процесса являются духовно-нравственные, социокультурные ценности и принятые в обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи, общества.
Для реализации системы нравственного воспитания в нашей Дошкольной Организации, на основании приказа Управления образования № 333 от 01.09.2015г. по 31.08.2020г., была организована экспериментальная площадка по теме «Этическое воспитание дошкольников» по курсу Аллы Ивановны Шемшуриной.
Назрела необходимость в качестве ведущих аспектов воспитательной деятельности вычленить нравственные нормы и ценности в жизнедеятельности людей, поскольку налицо нравственное неблагополучие в общественной среде, деструктивизм и дегуманизация проявления молодежи», - пишет Алла Ивановна Шемшурина, о нравственном воспитании детей.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. В ней формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Это доказано такими психологами и педагогами, как К.Д.Ушинский, Ф.Фрёбель, А.П.Усова, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин. Поэтому свою практику нравственного воспитания мы реализуем через игру. Ведь игра ребенка не просто воспоминания о пережитом, это еще и творческая переработка полученных впечатлений, комбинирование и построение их них новой действительности, отвечающей запросам самого ребенка.
В игре всегда много воображаемого, которое постоянно сочетается с реальным.
Занятия – путешествия мы проводим по программе Аллы Ивановны Шемшуриной во второй половине дня, по методическому пособию «Этическая грамматика» и «Путешествие в страну Добронравию». Курс называется «грамматика», как объясняет сам автор, что в грамматике любого языка есть правила, так есть они и в культуре общения».
Мы, педагоги, в яркой, образной, убедительной форме сообщаем эти главные правила и учим детей следовать им.
Главной целью является формирование у дошкольников этической культуры, т.е. образа жизни, ориентирующего растущего человека на нравственные ценности, выработанные опытом всех предшествующих поколений.
Это простые нормы нравственности, дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, сострадание и помощь слабому. Уроки этической грамматики рассчитаны на то, что для ребенка стали естественными проявления великодушия, порядочности, благородства и неприемлемыми – лживость, предательство, высокомерие, грубость.
В «Этической грамматике» Алла Ивановна предлагает главным героем мальчика Вежу, но дошколятам ближе сказочные герои и мы для путешествия по стране «Добронравии» выбрали гномика Вежу.
Наши занятия увлекательны, они эмоциональны и методически разнообразны. Мы активно используем игровые обучающие ситуации «путешествия», которые рассчитаны не на морализаторское воздействие, а на живое непосредственное включение ребенка в мир добрых отношений и добрых дел.
С учетом возрастных особенностей мы создали для детей психолого педагогические условия: эмоциональное благополучие, поддержка индивидуальности и инициативы, овладение культурными средствами деятельности.
Для детей мы организовали игровую предметно-развивающую среду так, что им доступен свободный выбор в зонах театрализованных, сюжетно-ролевых и дидактических игр.
Игровая среда легко трансформируется, активно пополняется и соответствует тематическому планированию.
Для зоны по этической грамматике мы подобрали художественную литературу, дидактические игры, составили папку с картотекой развивающих игр.
Чтобы вывести детей на проблему, мы используем интригующий вопрос, дилемму, суждения, проблемную ситуацию, игру, незаконченный сюжет, адресованное детям письмо, притчу, пословицы. На занятиях мы применяем технологию этического диалога, разработанную Аллой Ивановной Шемшуриной, что позволяет нам научить детей общаться, внимательно слушать своего товарища, строить свои высказывания, выдвигать аргументы, уважать иное мнение. На занятиях дети активны, каждому хочется высказать самые сокровенные свои мысли и мнения. Наши дети большие фантазеры, то они попадают в волшебный город Вежливости, в страну Добронравию,
на зеленый луг с бабочками и цветами, лесную полянку или улицу с мчащимися автомобилями и пешеходами, встречаются с Источником мудрости. Играя, дети с интересом отвечают на вопрос «Как бы ты поступил, как бы ты вел себя в той или иной ситуации».
В программу Этическая грамматика Аллы Ивановны Шемшуриной включено множество психологических игр и приемов. Такие как, прием свитка, зеркала, выбрасывание или сжигание негативных высказываний, рисование, путешествие по сказочным странам и оказание помощи их жителям. Детям понравился игровой прием «Волшебное зеркало», в нем, по замыслу автора, жители волшебной страны должны были видеть правильные поступки, поступать так же и отображать в зеркале положительные эмоции. Для расширения представления детей о правилах этического поведения и общения мы используем дидактические игры: «Правила поведения», «Вежливые слова», «Культпоход», «Что такое хорошо, что такое плохо»…..
Сказка в увлекательной форме вводит ребенка в увлекательный мир, позволяя ему лучше понять и осознать его.
Сказочная форма способствует введению необычных ситуаций в изучаемый материал, тем самым оживляя его. Через сказочные образы педагог может найти путь к эмоциональной сфере ребенка.
Переживая вместе с героями, он упражняется в решении сложных интеллектуальных задач, учится рассуждать, логически мыслить и обосновывать свои действия.
В своей работе мы используем подвижные игры «Дружные ребята», «Каравай», «Как живешь?», которые развивают взаимовыручку, взаимопомощь, чувство коллективизма. Особенно детям полюбились игра «Салочки-выручалочки»
«Салочка нас не догонит,
Салочке нас не поймать,
Мы умеем быстро бегать
И друг друга выручать»!
А в игре «Я принес тебе подарок» воспитывается желание сделать, что - то приятное другому, подарить ему то, что нравится самому.
«Я принес тебе подарок,
Если нравится, возьми,
Всем ребятам покажи,
И со мною попляши»
Так с помощью игры, наши дошколята учатся сложному искусству общения, как сказал Антон Семенович Макаренко: «Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра».
Для установления эффективности использования игр в процессе нравственного воспитания детей мы проводим диагностику в виде наблюдений, бесед и игр. Мониторинг педагогической работы в данном направлении за два года, показывает положительную динамику в духовно-нравственном развитии детей дошкольного возраста.
Ежегодно участие в межрегиональных научно – практических семинарах дает нам возможность повысить свою профессиональную компетентность. На них мы делимся своим опытом, распространяем его через этические журналы, участие в конкурсе «Урок Добра» и черпаем все новое от наших коллег, встречаемся с авторами технологии «этический диалог».
Мы благодарны им за теплые и доверительные разговоры – уроки, за творчество.
Программа А.И. Шемшуриной способствует нашей самореализации как педагогов и вдохновляет нас на дальнейшие свершения в области работы над нравственным воспитанием наших дошколят.
Мы будем помнить, что добрые слова – корни, добрые мысли – цветы, добрые дела – плоды, добрые сердца – сады. И будем заботиться о своем саде, и наполнять его солнечным светом, добрыми словами и делами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Учимся общаться"Проект "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ старшего ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
Этот материал поможет педагогам в развитие у детей коммуникативных навыков через игровую деятельность:ØУметь слушать и вступать в диалог;Ø Участвовать в коллективном обсуждении проблем;Сотруднич...
Опыт работы: Развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования проблемных методов в сюжетно-ролевой игре.
Формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в детстве и является условие последующего развития личности человек...
Курсовая работа "Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: величина, количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в ситуациях, упоряд...
Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством продуктивных видов деятельности»
Продуктивная деятельность, в частности, ручной художественный труд тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих опреде...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр «Путешествие по сказкам»
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр«Путешествие по сказкам»...
Образовательный проект для детей подготовительной к школе группы «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игры»
Образовательный проект для детей подготовительной к школе группы «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игры»...
Курсовая работа "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством произведений искусства"
Курсовая работа "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством произведений искусства"...