Познавательное развитие "Семейные традиции"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Чернышева Инна Игоревна

Формирование уважительного отношения к культурным ценностям, обычаям и традициям семейных взаимоотношений русских людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsel.docx15.33 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Формирование уважительного отношения к культурным ценностям, обычаям и традициям семейных взаимоотношений русских людей.

Задачи:

- формировать представление детей о семейных ценностях;

- обобщение и активизация словарного запаса по теме «Семья»;

- развитие связной речи;

- развитие у детей стремления обсуждать, сравнивать, рассказывать о переживаниях, впечатлениях;

- развитие диалогической речи;

- закрепить умение выделять основные отличия на сюжетных картинах и обосновывать свой ответ в объяснительной речи;

- пробуждать уважение и интерес к традициям русского народа.

Материал: презентация «Семейные традиции», мультимедийная доска, пословицы, иллюстрации к презентации, заготовки к изготовлению куклы-картонажа «Ангел».  

1.Пальчиковое упражнение «Дом»

Воспитатель: Ребята давайте с вами поиграем в игру «Дом».

Па поляне дом стоит,

Ну, а к дому путь закрыт.

Мы ворога открываем,

В этот домик приглашаем!

- Кто же живёт в этом домике?

2. Ребус с рассматриванием иллюстрации о семье

 Воспитатель: узнаете! (ответы детей) (7 Я)

Картинка «семья»

Воспитатель: Почему вы решили, что это слово «семья»? (обсуждение детей).

Воспитатель: Сегодня собрались, чтобы поговорить о семье. Как вы думаете, что такое семья? (рассуждения, ответы детей) Семья – это любимые родные, самые близкие люди, это родной дом, это мир где царит любовь, уважение, самопожертвование. Это привычки и традиции, опора и защита. Это дом, за стенами которого – любовь, добро забота друг о друге. Ведь не зря же говорят: «Моя семья – это моя опора, моя семья – это моя крепость».

3. Чтение стихотворения В. Солнцева «Семья»

Воспитатель: Послушайте стихотворение  

 Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья –это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

- Какая хорошая это семья!

4. Беседа с просмотром тематических слайдов

Воспитатель: Семья — это когда мы вместе трудимся и отдыхаем, в семье мы вместе переживаем горести и печали.

5. Знакомство с половицами о семье

Воспитатель: Одна пословица говорит: Вся семья вместе, так и душа на месте», «Семья, где помогают друг другу, беды не страшны «Семья в куче – не страшна и туча». Как вы ее понимаете? (рассуждения, ответы детей).

6. Игровое упражнение «Сравни картину»

Воспитатель: Ребята посмотрите на картинки и скажите, чем   эти семьи отличаются друг от друга? (обсуждения детей) (наводящими вопросами воспитатель помогает вывести ответы детей на понятия «современная семья», «старинная семья»).

Воспитатель: Почему вы решили, что это современная семья? (ответы и рассуждения детей) Почему вы думаете, что это семья, которая жила в старину? (ответы и рассуждения детей).

7. Беседа о семейных традициях.

Воспитатель: А еще говорят: «Хорошая семья – традициями крепка».  Как вы думаете, что такое традиции? (ответы и рассуждения детей).

Воспитатель: Традиция – это принятые в семье правила, которые соблюдают и взрослые, и дети: например, как проводить семейный праздник, отдых. В каждой семье есть свои семейные правила-традиции.

Воспитатель: Какие семейные традиции есть в вашей семье? (ответы и рассуждения детей).

8. Минутка отдыха – подвижная игра «Как у бабушки Маланьи»

Ребенок («бабушка») выполняет главную роль в центре хоровода, становится образцом для подражания. Остальные дети подражают «бабушке». Взявшись за руки, они идут по кругу и поют:

У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей, семь сыновей,

Они не пили, не ели,

Целый день сидели,

На нее глядели,

Делали вот так...

Затем присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за «бабушкой» любое смешное движение.

9. Беседа о семейных традициях в старину

Воспитатель: В старину семья была богата традициями. Это - семейные трапезы (обеды, ужины) - замечательная традиция собираться всем вместе за одним столом для общения.

Воспитатель: Празднования совместно праздников «Пасха», «Рождество», «Крещение», и др. В каждой семье были совершенно свои особенные традиции празднования семейных праздников. Но каждая из них окутана таинством любви, тепла и нежности семейного очага.

Воспитатель: В старину это был также и совместный труд.

Воспитатель: Еще это были вечерние посиделки у очага, когда не было электричества и в доме была либо печка, либо камин и у очага собиралась вся семья, каждый был занят своим делом, а кто-нибудь из старших рассказывал интересные истории.

 Воспитатель: В наше время выражение «семейный очаг» (или «домашний очаг») означает родной дом, семью, где тебя ждут, где тепло и уютно, где все любят друг друга и заботятся обо всех, где каждого согревает огонек тепла.

10. Дидактическая игра «Скажи наоборот»

 Воспитатель: Дедушка старый, внук молодой.

Папа высокий – сын низкий.

Белье чистое – грязное.

Хлеб свежий – черствый.

Воспитатель: Как дети должны заботиться о своих родителях? Какое отношение к родителям вы называете хорошим, какое плохим? (ответы, рассуждение детей)

11. Беседа о семейных традициях на основании русского фольклора.

 Воспитатель: В каких русских народных сказках герои попадали в беду из-за непослушания («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди»).

12. Беседа об уважении к старших

 Воспитатель: В Библии сказано «Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо и чтоб ты долго жил на земле». Это значит, что тем, кто уважает родителей, Господь посылает и долгую жизнь.

Воспитатель: А в народе говорят: «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает».

Воспитатель: В старину в семьях почитали, очень уважали старших, во всем слушались их, не смели им перечить, не перебивали и не капризничали. Кто считался главой семьи? (ответы детей)

Воспитатель: Главой семьи считался родоначальник (дед, отец). Все члены семьи подчинялись ему беспрекословно. Он принимал решения, брал на себя ответственность за мир, покой, обеспечение семьи. Во время застолья он сидел во главе. Начинали есть все члены семьи только после того, как он зачерпывал первую ложку. Родители, дедушки и бабушки учили детей и внуков всему, что умели сами, передавали им свой жизненный опыт. Дети обращались к своим родителям на «Вы», с почтением. Как ласково, уважительно называли маму, отца? Отца называли батюшкой, мать — матушкой.

13. Итог темы занятия.

Воспитатель: Ребята мы сегодня поговорили с вами о семье и ее традициях. Мы желаем каждой семье счастья и благополучия и всегда помнить о семейных традициях.

14. Изготовление куклы картонажа «Ангел»

Воспитатель: И пусть станет доброй традицией в вашей семье делать подарки своим близким.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию (нравственно-духовное воспитание) средняя группа «Русские обычаи, традиции и народное творчество»

Знакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной для детей форме.Познакомить с историей игрушки формировать интерес и бережное отношение к ней.Расширять кругозор детей, развивать...

Сценарий познавательно-развлекательной игры для родителей «Знаете ли Вы традицию и историю марийского народа?»

Материал предназначен для организации работы с родителями воспитанников детских садов. Может использоваться на родительских собраниях по темам краеведения....

Конспект занятия по познавательно - речевому развитию в подготовительной группе "Родословная - старинная русская традиция"

Закрепить имеющиеся у детей знания о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род, родословная; о происхождении фамилий, о традициях и обычаях; воспитывать...

"Этнокультурные традиции в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста"

Основной задачей работы по этнокультурному компоненту мы считаем формирование познавательного отношения к своей семье, городу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего...

Конспект ОД по познавательному развитию «Традиции русского народа»

Конспект ОД по познавательному развитию «Традиции русского народа»...

Познавательный проект "Традиции и обычаи мордовского народа"

laquo;Традиции и обычаи мордовского народа»...