Мастер - класс для педагогов "Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
консультация
"Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем." В.А. Сухомлинский
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Цель - изучение сказки, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника и воспитания чувства долга, справедливости, ответственности, милосердия и других духовно-нравственных качеств.
В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование
одного из мощных средств – сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь.
Сказка, ее композиции яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык, динамика событий особые причинно-следственные связи и явления – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом нравственно здоровой личности ребенка.
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок.
Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка рассказанная малышу. Сказка не дает прямых наставлений детям – «Слушайся родителей, уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
В простой детской сказке содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь.
Проблема
состоит в том, что в наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Именно в детском возрасте важно успеть заложить ростки доброты, ответственность за свои поступки, любви к людям, природе своего края.
Актуальность проблемы
состоит в том, что при помощи сказки ребенку легче приобрести эмоционально нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность. От совместной работы с родителями зависит дальнейшее формирование личности ребенка.
Целью
работы является изучение сказки, как средство нравственного воспитания дошкольника. Сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Ведущая педагогическая идея.
Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ведущая педагогическая идея состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Я считаю, что сказка доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, делают ее особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.
Оптимальность и эффективность средств
заключается в том, что посредством событий в сказке детьми усваиваются духовно-нравственные категории (добро-зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность);
- развивается образный строй речи, обогащается словарный запас, формируются навыки связной речи;
- развивается способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни;
- воспитывается у детей милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
- воспитывается трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда;
- развивается эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Работая со сказкой дети узнают определенные сказочные сюжеты, составляющие духовный опыт человечества; учатся понимать сюжетную линию сказки, выделять проблему актуализированную в сказке, выражать свои мысли и чувства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
Мастер класс для родителей на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»
Цель:- совершенствование работы по нравственному воспитанию дошкольников в дошкольных учреждениях.Задачи:-Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осу...
Мастер-класс " Использования художественной литературы в духовно- нравственном воспитании".
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у...
Мастер – класс в старшей группе по духовно - нравственному воспитанию «Рождественский подсвечник»
Изготовление декоративных украшений...
Мастер - класс для воспитателей ДОУ «Развитие духовно – нравственных качеств дошкольника средствами фольклора»
Мастер класс для воспитателей ДОУ "Развитие духовно-нравственных качеств дошкольника средствами фольклора".Вступительная речь, актуальность темы.Варианты занятий ....
Мастер - класс для педагогов ДОУ «Формирование духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста через доброту сердца»
Мастер - класс«Формирование духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста через доброту сердца» Ростокина Евгения Сергеевна...
Родительское собрание. Мастер класс для родителей на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»
Мастер класс для родителей на тему:«Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»...