Мастер - класс для педагогов ДОУ «Формирование духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста через доброту сердца»
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Мастер - класс
«Формирование духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста через доброту сердца»
Ростокина Евгения Сергеевна
Воспитатель высшей квалифицированной категории
МБДОУ «Детский сад №160»
г.Нижний Новгород
Цель:
Совершенствование работы по нравственному воспитанию дошкольников в дошкольных учреждениях.
Задачи:
- Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач нравственного воспитания.
- Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания.
- Развивать творческую активность участников.
Материалы и оборудование:
- Интерактивная доска, презентация,
- Буклет пословиц и поговорок о доброте,
- Буклет цитаты и высказываний известных людей,
- Коробочки с раздаточным материалом:
( клей-карандаш; шаблоны ребёнка; заготовки лепестков цветка из цветной и серой бумаги; сердечки, сделанные из фольги; шаблон сердца красного цвета и заготовки бабочек.
Для рефлексии - сердечки на палочках красного и серого цвета, Подарок участникам - сердечки золотого цвета)
Перед началом мастер – класса, раздать участникам буклеты и раздаточный материал.
Ход мастер-класса:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на моём мастер – классе «Формирование духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста через доброту сердца». Прежде чем мы начнем активно работать, давайте поприветствуем, друг друга и немного познакомимся.
Прошу отвечать громко «Да» или «Нет».
Сложилась удачно ваша судьба
В игрушки играете вечно вы? (да)
Вы педагоги и девиз ваш: «Учиться везде и всегда?» (да)
Скажите, хотели прийти вы сюда,
Чтоб что-то узнать, что-то взять для себя? (да)
А может нам просто устроить обед?
Заманчиво было бы? Но, скажем мы (нет)
Чтоб деткам своим быть подмогой всегда
Нам нужно быть в тренде, правильно? (да)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Нам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда вас прошу мне во всем помогать.
Коллеги, мы встретились сегодня с вами, чтоб поделиться своим опытом.
И рассказать о самом главном, чтобы потом мы могли применить в своей работе.
Настала очередь моя, согреть и зажечь ваши сердца.
Тема мастер – класса «Формирование духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста через доброту сердца», мною выбрана не зря, я думаю, что она главная и важная.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность - в разрушении личности. К сожалению, сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
В настоящее время, идёт процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Как у многих из вас, у нас также уже с порога, группы начинается работа по духовно-нравственному воспитанию, это уголки:
«Здравствуйте, я пришёл», «Уголок настроения».
В свободное время мы с детьми играем в игры и упражнения:
«Помощь старшему и младшему поколению», «Забота о пернатых друзьях», «Хороший или плохой поступок», «Встреча близких и родных».
Также использую для бесед пословицы и поговорки о доброте.
Сегодня я хочу познакомить вас с нетрадиционным приёмом по духовно-нравственному воспитанию.
Мы работаем с детьми дошкольного возраста, а каждому возрасту свои возможности. Можно научить ребёнка чтению, письму, английскому языку, танцам, рисованию, а это ли самое главное?
Ответы участников: Нет!
- Конечно, нет
С момента рождения, а некоторые учёные утверждают, что даже раньше, когда ребёнок находится ещё в утробе матери, ему необходимо духовно-нравственное воспитание. Напрашивается вопрос: КАК?
Ответ: Ребёнок получает духовно-нравственные качества через слушание музыки, через чтение художественной литературы матерью вслух, через семейные праздники, традиции.
Знания остаются в голове, а духовно-нравственные качества наполняют душу, внутренний мир ребёнка и влияют на весь организм и дальнейшее его поведение, да и на то, каким в будущем человеком он станет.
И на эту работу нам отведено около четырёх лет, потом будет поздно. Почему? Потому, что в этот период дошкольного детства дети принимают всю информацию, безусловно, поглощая, копируя, запоминая звуки, взгляды, жесты, слова, эмоции. Обращение внимания на интерактивную доску
Обратите внимание на этого малыша, в голове у него нужные знания, а внутри пусто. Хотите наполнить кроху, духовно-нравственными качествами?
Перед вами коробки с материалом. Возьмите клей-карандаш, шаблон ребёнка и цветные лепестки. Дети – это цветы нашей жизни. Представим с вами, что середина шаблона это и есть сердцевина цветка, приклейте лепестки к сердцевине цветка и назовите эти качества.
(участники, прикрепляют лепестки, со словами:
добрый, честный, любящий, заботливый, трудолюбивый, смелый, ответственный, милосердный, щедрый, самостоятельный).
-Может, кто желает дать объяснение значение этих слов?
Ответы участников:
Добрый – делающий, несущий добро
Честный - искренний, правдивый, прямой
Любящий - испытывающий любовь, исполненный любви
Заботливый - проявляющий заботу, внимание
Трудолюбивый - способный заниматься трудом и работой с удовольствием
Смелый - не знающий страха, не боящийся опасностей; отважный, храбрый
Ответственный - отвечает за свои действия или их последствия, несущий ответственность за что-либо.
Милосердный - проявляющий сострадание, жалость, любящий, заботящийся о других, оказывающий помощь нуждающимся.
Щедрый - великодушный, охотно отдающий, делящийся своими благами с другими.
Самостоятельный - существующий отдельно от других, сам собою, независимый. Стремится к самостоятельной жизни.
Все эти качества влияют на самый главный орган жизнедеятельности человека – СЕРДЦЕ. Приклейте сердцевину цветка с надписью: «Духовно-нравственные качества».
Спасибо, вы хорошо потрудились. Но по законам физики, если в стакане вода не горячая, то она холодная. Так же и в нашей ситуации, если мы не сформируем эти качества, сразу же формируются другие.
Возьмите второй шаблон ребёнка и приклейте к сердцевине лепестки белого цвета и саму сердцевину.
Назовём вместе слова, которые получились:
злой, лживый, ненавидящий, безразличный, ленивый, трусливый, безответственный, безжалостный, жадный, пассивный.
Посмотрите и представьте, хотели бы вы встретиться с таким человеком?
Ответы участников: НЕТ!
Как Вы думаете, какое сердце будет у человека с такими качествами?
Каменное.
Возьмите сердце, сделанное из фольги, представьте, что оно каменное.
Какое оно?
Тяжёлое, холодное.
Вот вам сложное задание: представьте, что это ваше сердце, вам надо освободить своё сердце от камней, только сделайте это осторожно, выкладывая камни, подумайте, что выкладываете из своего сердца:
боль, обиды, злость, гнев, страх, зависть, усталость, лень…
Скажите, какое теперь стало ваше сердце?
Пустое, легкое.
Но с таким сердцем жить нельзя, правда?
Возьмите шаблон сердца красного цвета и наполните его духовно-нравственными качествами.Участники наполняют сердца цветами, бабочками
Скажите, теперь какое стало ваше сердце?
Лёгкое, красивое.
А какое чувство у Вас сейчас?
Ответы участников: Любви, доброты, заботы, милосердия
Дорогие коллеги, постараемся, не только сохранить эти ощущения, как можно дольше, но и передать их своим близким и нашим детям, ведь нам с вами дана уникальная возможность повлиять на жизнь наших воспитанников.
Перед вами лежат буклеты с цитатами и высказываниями известных людей о духовно-нравственном воспитании.
Предлагаю несколько прочесть.
«Важнейшая задача образования, это передача грядущим поколениям
ориентиров и идеалов, основанных на духовных традициях русского народа»
«Можно совершить серьезную ошибку, если образование не дополнить духовно – нравственным воспитанием»
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
из доклада на Епархиальном собрании г. Москвы, 2009 г.
«Видим, что малое деревце ко всякой стороне удобно преклоняется, и куда преклонится так и растет. Так и малое дитя. Научится ли добру в юности своей, - добр во всей жизни будет. Научится ли злу - и зол всю жизнь будет; ибо от воспитания, как от семени плоды, все прочее время жизни зависит».
Свят. Тихон Задонский.
«Без глубокого духовного и нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести – ничего, чем человек есть человек»
Виссарион Григорьевич Белинский
«Семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро»
Василий Александрович Сухомлинский
«Самый лучший воспитатель для ребёнка, тот кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он воспитатель и видит в своём воспитаннике друга, единомышленника. Такой воспитатель видит самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на маленькую, формирующуюся личность»
Василий Александрович Сухомлинский
«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок»
Василий Александрович Сухомлинский
«Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»
Константин Дмитриевич Ушинский
Духовно – нравственное воспитание – это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом. Это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идет в разрез с принятыми в обществе моральными устоями.
Василий Александрович Сухомлинский
«Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и детском саду»
Дмитрий Анатольевич Медведев
«Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность.
Дмитрий Анатольевич Медведев
Уважаемые коллеги, я желаю всем нам, быть для наших воспитанников другом и примером, и тогда наши сердца….(беру сердце золотого цвета) всегда будут добрыми, любящими, золотыми.
Коллеги, если вы считаете мой мастер - класс «Формирование духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста через доброту сердца»
был полезным, то покажите красное сердце, а если бесполезным, то серое.
Спасибо за внимание.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер - класс
«Формирование духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста через доброту сердца»
Ростокина Евгения Сергеевна
Воспитатель высшей квалифицированной категории
МБДОУ «Детский сад №160»
г.Нижний Новгород
Цель:
Совершенствование работы по нравственному воспитанию дошкольников в дошкольных учреждениях.
Задачи:
- Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач нравственного воспитания.
- Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания.
- Развивать творческую активность участников.
Материалы и оборудование:
- Интерактивная доска, презентация,
- Буклет пословиц и поговорок о доброте,
- Буклет цитаты и высказываний известных людей,
- Коробочки с раздаточным материалом:
( клей-карандаш; шаблоны ребёнка; заготовки лепестков цветка из цветной и серой бумаги; сердечки, сделанные из фольги; шаблон сердца красного цвета и заготовки бабочек.
Для рефлексии - сердечки на палочках красного и серого цвета, Подарок участникам - сердечки золотого цвета)
Перед началом мастер – класса, раздать участникам буклеты и раздаточный материал.
Ход мастер-класса:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на моём мастер – классе «Формирование духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста через доброту сердца». Прежде чем мы начнем активно работать, давайте поприветствуем, друг друга и немного познакомимся.
Прошу отвечать громко «Да» или «Нет».
Сложилась удачно ваша судьба
В игрушки играете вечно вы? (да)
Вы педагоги и девиз ваш: «Учиться везде и всегда?» (да)
Скажите, хотели прийти вы сюда,
Чтоб что-то узнать, что-то взять для себя? (да)
А может нам просто устроить обед?
Заманчиво было бы? Но, скажем мы (нет)
Чтоб деткам своим быть подмогой всегда
Нам нужно быть в тренде, правильно? (да)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Нам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда вас прошу мне во всем помогать.
Коллеги, мы встретились сегодня с вами, чтоб поделиться своим опытом.
И рассказать о самом главном, чтобы потом мы могли применить в своей работе.
Настала очередь моя, согреть и зажечь ваши сердца.
Тема мастер – класса «Формирование духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста через доброту сердца», мною выбрана не зря, я думаю, что она главная и важная.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность - в разрушении личности. К сожалению, сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
В настоящее время, идёт процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.
СЛАЙД № 3
Как у многих из вас, у нас также уже с порога, группы начинается работа по духовно-нравственному воспитанию, это уголки:
«Здравствуйте, я пришёл», «Уголок настроения».
В свободное время мы с детьми играем в игры и упражнения:
«Помощь старшему и младшему поколению», «Забота о пернатых друзьях», «Хороший или плохой поступок», «Встреча близких и родных».
Также использую для бесед пословицы и поговорки о доброте.
Сегодня я хочу познакомить вас с нетрадиционным приёмом по духовно-нравственному воспитанию.
Мы работаем с детьми дошкольного возраста, а каждому возрасту свои возможности. Можно научить ребёнка чтению, письму, английскому языку, танцам, рисованию, а это ли самое главное?
Ответы участников: Нет!
- Конечно, нет
С момента рождения, а некоторые учёные утверждают, что даже раньше, когда ребёнок находится ещё в утробе матери, ему необходимо духовно-нравственное воспитание. Напрашивается вопрос: КАК?
Ответ: Ребёнок получает духовно-нравственные качества через слушание музыки, через чтение художественной литературы матерью вслух, через семейные праздники, традиции.
Знания остаются в голове, а духовно-нравственные качества наполняют душу, внутренний мир ребёнка и влияют на весь организм и дальнейшее его поведение, да и на то, каким в будущем человеком он станет.
И на эту работу нам отведено около четырёх лет, потом будет поздно. Почему? Потому, что в этот период дошкольного детства дети принимают всю информацию, безусловно, поглощая, копируя, запоминая звуки, взгляды, жесты, слова, эмоции.
Обращение внимания на интерактивную доску
СЛАЙД № 7
Обратите внимание на этого малыша, в голове у него нужные знания, а внутри пусто. Хотите наполнить кроху, духовно-нравственными качествами?
Перед вами коробки с материалом. Возьмите клей-карандаш, шаблон ребёнка и цветные лепестки. Дети – это цветы нашей жизни. Представим с вами, что середина шаблона это и есть сердцевина цветка, приклейте лепестки к сердцевине цветка и назовите эти качества.
(участники, прикрепляют лепестки, со словами:
добрый, честный, любящий, заботливый, трудолюбивый, смелый, ответственный, милосердный, щедрый, самостоятельный).
-Может, кто желает дать объяснение значение этих слов?
Ответы участников:
Добрый – делающий, несущий добро
Честный - искренний, правдивый, прямой
Любящий - испытывающий любовь, исполненный любви
Заботливый - проявляющий заботу, внимание
Трудолюбивый - способный заниматься трудом и работой с удовольствием
Смелый - не знающий страха, не боящийся опасностей; отважный, храбрый
Ответственный - отвечает за свои действия или их последствия, несущий ответственность за что-либо.
Милосердный - проявляющий сострадание, жалость, любящий, заботящийся о других, оказывающий помощь нуждающимся.
Щедрый - великодушный, охотно отдающий, делящийся своими благами с другими.
Самостоятельный - существующий отдельно от других, сам собою, независимый. Стремится к самостоятельной жизни.
СЛАЙД № 8
Все эти качества влияют на самый главный орган жизнедеятельности человека – СЕРДЦЕ. Приклейте сердцевину цветка с надписью: «Духовно-нравственные качества».
Спасибо, вы хорошо потрудились. Но по законам физики, если в стакане вода не горячая, то она холодная. Так же и в нашей ситуации, если мы не сформируем эти качества, сразу же формируются другие.
Возьмите второй шаблон ребёнка и приклейте к сердцевине лепестки белого цвета и саму сердцевину.
СЛАЙД № 9
Назовём вместе слова, которые получились:
злой, лживый, ненавидящий, безразличный, ленивый, трусливый, безответственный, безжалостный, жадный, пассивный.
СЛАЙД № 10
Посмотрите и представьте, хотели бы вы встретиться с таким человеком?
Ответы участников: НЕТ!
Как Вы думаете, какое сердце будет у человека с такими качествами?
Каменное.
Возьмите сердце, сделанное из фольги, представьте, что оно каменное.
Какое оно?
Тяжёлое, холодное.
Вот вам сложное задание: представьте, что это ваше сердце, вам надо освободить своё сердце от камней, только сделайте это осторожно, выкладывая камни, подумайте, что выкладываете из своего сердца:
боль, обиды, злость, гнев, страх, зависть, усталость, лень…
СЛАЙД № 11
Скажите, какое теперь стало ваше сердце?
Пустое, легкое.
.
Но с таким сердцем жить нельзя, правда?
Возьмите шаблон сердца красного цвета и наполните его духовно-нравственными качествами.
Участники наполняют сердца цветами, бабочками
СЛАЙД № 12
Скажите, теперь какое стало ваше сердце?
Лёгкое, красивое.
А какое чувство у Вас сейчас?
Ответы участников: Любви, доброты, заботы, милосердия
СЛАЙД № 13
Дорогие коллеги, постараемся, не только сохранить эти ощущения, как можно дольше, но и передать их своим близким и нашим детям, ведь нам с вами дана уникальная возможность повлиять на жизнь наших воспитанников.
Перед вами лежат буклеты с цитатами и высказываниями известных людей о духовно-нравственном воспитании.
Предлагаю несколько прочесть.
«Важнейшая задача образования, это передача грядущим поколениям
ориентиров и идеалов, основанных на духовных традициях русского народа»
«Можно совершить серьезную ошибку, если образование не дополнить духовно – нравственным воспитанием»
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
из доклада на Епархиальном собрании г. Москвы, 2009 г.
«Видим, что малое деревце ко всякой стороне удобно преклоняется, и куда преклонится так и растет. Так и малое дитя. Научится ли добру в юности своей, - добр во всей жизни будет. Научится ли злу - и зол всю жизнь будет; ибо от воспитания, как от семени плоды, все прочее время жизни зависит».
Свят. Тихон Задонский.
«Без глубокого духовного и нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести – ничего, чем человек есть человек»
Виссарион Григорьевич Белинский
«Семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро»
Василий Александрович Сухомлинский
«Самый лучший воспитатель для ребёнка, тот кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он воспитатель и видит в своём воспитаннике друга, единомышленника. Такой воспитатель видит самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на маленькую, формирующуюся личность»
Василий Александрович Сухомлинский
«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок»
Василий Александрович Сухомлинский
«Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»
Константин Дмитриевич Ушинский
Духовно – нравственное воспитание – это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом. Это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идет в разрез с принятыми в обществе моральными устоями.
Василий Александрович Сухомлинский
«Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и детском саду»
Дмитрий Анатольевич Медведев
«Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность.
Дмитрий Анатольевич Медведев
СЛАЙД № 14
Уважаемые коллеги, я желаю всем нам, быть для наших воспитанников другом и примером, и тогда наши сердца….(беру сердце золотого цвета) всегда будут добрыми, любящими, золотыми.
Коллеги, если вы считаете мой мастер - класс «Формирование духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста через доброту сердца»
был полезным, то покажите красное сердце, а если бесполезным, то серое.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов: "Проектная деятельность по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста."
Предлагаю вашему вниманию работу по разделу «Почему птицы зимой прилетают к жилью человека»....
Методическая разработка ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственного воспитания. Одна из опасностей подстерегающих наше общество сегодня - это разрушение личности и дезориен...
презентация «Формирование духовно-нравственной культуры речи у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с образом Александра Невского».
В данной презентации предоставлена система работы по развитию духовно – нравственной культуры речи через ознакомление с образом А. Невского у детей старшего дошкольного возраста....
Мастер - класс «Формирование духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста через доброту сердца»
Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач нравственного воспитания.Совершенствование работы по нравственному воспитанию дошкольнико...
Методическая разработка "Формирование духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста"
В разработке представлены конспекты, мастер классы, дидактические игры, рекомендации для педагогов образовательной деятельности в форме игровых ситуаций (занятия), апробированные в работе с детьми ста...
«Формирование духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста на основе традиций русского народа»
Отчет по теме самообразования...
Игры по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
игры по духовно-нравственному ,патриотическому воспитанию...