Мастер-класс " Использования художественной литературы в духовно- нравственном воспитании".
план-конспект занятия
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Использование художественной литературы в духовно – нравственном воспитании»
МКДОУ Венгеровский детский сад №3.
Воспитатель Мишенина С. Э.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелостьбольшая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в.
Вопрос духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться окружающей природе, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
Духовно – нравственное воспитание на основе народных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Давно признано огромное значение литературных произведений для всестороннего воспитания и образования дошкольников. Обращение к опыту народной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно – нравственные компоненты в содержании образования.
Давно признано огромное значение литературных произведений для всестороннего воспитания и образования дошкольников. Эти произведения несут в себе большой потенциал положительных и нравственных поучений. Дети без постороннего вмешательства легко улавливают идейную направленность: добро побеждает зло. В педагогической практике можно использовать как народные или известные авторские (Г.Х.Андерсона, К.Луиса, Ш.Перро и др.), так и специально сочиненные сказки. Народные и авторские сказки, потешки, поговорки, пословицы, рассказы воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни.
Что читать детям и о чем с ними беседовать
Судьба – это характер
Посеешь привычку- характер пожнешь.
Что станешь искать, то и найдешь.
Добро
Добро – гуманное благодеяние,
Оно великодушно, бескорыстно, благородно,
его мы чувствуем в заботе и вниманье,
явление это благотворно.
Зло
Зло – это беды, ужасы, страдания,
И часто в них повинен человек,
Причина – в недопонимании,
Что он прожить достойно должен век.
О труде
Как в сказке, кое – кто порой
Надеется на рыбку золотую,
Она им счастье принесет, покой
И радость светлую, земную…
Наша обязанность святая:
Затратить нервы, пот и кровь,
Земные блага создавая,
Вот в этом истина – не новь.
Любовь
Любовь объединяет и сближает,
Друг к другу нас зовет, влечет,
Чувства симпатии и дружбы выражает,
И счастье каждому несет.
Но счастлив тот, кто ею дорожит.
Правила почитания и уважения старших
Нельзя
Огорчать старших, родителей непослушанием, плохими словами и поступками
Бездельничать, когда все вокруг трудятся, плохо предаваться праздности
Смеяться над старостью и старыми людьми – это величайшее святотатство; в болезни печали, утешать, помогать
Вступать в споры, пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми
Выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи, игрушки, лакомства; от своих родителей ты не имеешь права ничего требовать
Допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не дает себе: лучшую кофту, угощение, а если и дает, то обязательно нужно делиться
Делать то, что запрещают старшие
Оставлять старшего, больного, слабого в одиночестве, если у него никого нет, кроме тебя
Обижать девочку, девушку, мать
Занятие
«В русской горнице»
Цели:
Воспитание интереса к особенностям русского характера, к русским традициям
Расширение словаря по изучаемой проблеме
Продолжение знакомства с жизнью русских людей в старину
Воспитание интереса к жизни предков
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие, гости званные, желанные. Пожалуйте к нам песни петь да хороводы водить. А расскажу я вам нынче про наше житье – бытье, как на Руси – матушке жили – поживали да весну встречали.
«Дай Бог тому, кто в нашем дому-
Дорогим гостям, милым детушкам.
Наделил бы нас Господь
И житьем, и бытьем, и здоровьицем»
(Гости рассаживаются на скамью)
Воспитатель: Каждый день люди говорят друг другу «Здравствуйте». А что обозначает это слово?
Гости: Здравствуйте от слова «здравие» - «Здоровье». То есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть. Поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому человеку с кем здороваешься.
Воспитатель: А еще я вам говорю «Милости прошу!», что эти слова означают?
^ Гости: «Милость» от слова «милый». Милый человек добрый, ласковый, внимательный, заботливый.
Воспитатель: Ну, а теперь скажите, гости дорогие, куда я вас пригласила?
^ Гости: В горницу.
Воспитатель: Правильно, в горницу, т.е. в комнату. Что вы видите посреди горницы? (Печь). И о ней говорили: «Печь – всему голова». Что значит голова – т.е. самая главная. А где же в горнице пищу готовили? (В печи). Конечно в печи. А как вы думаете, для чего еще печь использовали? Вот нагуляются дети на улице, на горке накатаются, в снежки наиграются, придут домой все замерзшие, закоченевшие, в снегу. Где им сушить одежду, валенки, самим обогреться?
^ Гости: На печке.
Воспитатель: Конечно, на печке. А еще печь лечит! Если дети пришли с прогулки промокшие, что с ними может случиться?
Гости: Дети могут простудиться.
Воспитатель: Уложат простуженного на печку, она его прогреет и простуда пройдет. Печка и кормит, и греет, сушит, и лечит. Вот как про нее говорили.
Ребенок:
«Ой, ты печка – сударыня,
Помоги нам, боярыня:
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Полечи и спаси,
В дом богатство принеси»
Воспитатель: Вот почему про печку говорят: «Печь - всему голова».
А еще печь делит горницу на две половины. С одной стороны от печки находилось рабочее место хозяйки. Здесь женщины занимались домашними делами. Какими делами?
^ Гости: Готовили пищу, мыли посуду, стирали.
Воспитатель: А вы знаете, как называли в старину женщину?
Гости: Баба
Воспитатель: Правильно. И поэтому место за печкой называлось бабий кут. Кут – означает угол, бабий кут – бабий угол. Давайте посмотрим, что в нем находится (посуда и т.д.) Да здесь есть все, что нужно хозяйке.
(физминутка)
Воспитатель: А в другой стороне горницы – висит икона, стоит обеденный стол и лавки. Здесь же, на этой стороне, окно, поэтому угол самый светлый. На полу половики самотканые. Их хозяйки ткали сами и стелили вместо ковров. Эта половина горницы была самой нарядной, красивой и называли эту часть горницы – красный угол.
Красный – значит красивый. Здесь встречали гостей, угощали их, потчевали. Решали самые важные семейные вопросы, собирались на праздники. А еще в горнице стоял такой предмет быта, как вы думаете, что это?
«Где у бабушки – старшуки
Очень ценные игрушки?
Подрастает малой внучок –
Откроет внуку …. (сундучок)
Ребенок:
«Горница у нас большая
Да красивая такая.
Вот в углу сундук стоит
Много он добра хранит»
Воспитатель: Чем служил сундук хозяевам? (шкафом, тумбочкой, стулом, лежанкой)
(воспитатель открывает сундук и показывает его внутри)
Воспитатель: Есть народный праздник – встреча Весны. Об этом в народе говорили так: «Когда лес зазеленится», «Когда вода разольется», «Когда птицы прилетаю, тогда и начинают закликать весну».
Ребенок:
«Весна, весна красная,
Приди, весна ясная,
С великою радостью,
С великою милостью,
Принеси урожай
В наш счастливый край»
Воспитатель: В это время пекли из теста «Жаворонков», вкладывали внутрь семя и кликали весну.
Ребенок:
«Жаворонки, жавороночки.
Прилетите к нам,
Принесите нам
Лето теплое!
Уносите от нас зиму холодную».
Все:
«Жавороночки прилетите к нам,
Весну красною принесите нам»
Воспитатель: Я предлагаю вам слепить из теста жавороночков.
(объясняет задание)
Воспитатель: В этот день водили хороводы. Давайте и мы с вами заведем хоровод.
(хоровод «Как зима с весною повстречалась»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование художественной литературы в духовно - нравственном воспитании.
Статья может быть полезна как педагогами, так и родителями....
Мастер класс на межмуниципальный семинар на тему: «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника »
Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач нравственного воспитания....
Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольниковАвтор: Синельникова Павлина Алексеевна В современном мире мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости...
Консультация для родителей «Использование художественной литературы в духовно – нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста».
laquo;Воспитывать человека - значит определять судьбу нации»...
Консультация для родителей и педагогов "Роль художественной литературы в духовно - нравственном воспитании"
Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Для нас, педагогов, эти слова звучат как непреложная истина. А наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чуде...
«Использование художественной литературы в духовно – нравственном воспитании детей дошкольного возраста».
Главной задачей в наше время является духовно-нравственное воспитание детей. От того как мы воспитаем дошкольников в нравственном отношении зависит не только его успешное...
Использование художественной литературы в духовно – нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста
laquo;Воспитывать человека - значит определять судьбу нации» ...