Мастер-класс " Использования художественной литературы в духовно- нравственном воспитании".
план-конспект занятия

Мишенина Светлана Эвальдовна

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Мастер – класс 

«Использование художественной литературы в духовно – нравственном воспитании» 

МКДОУ Венгеровский детский сад №3.
Воспитатель Мишенина С. Э.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелостьбольшая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в. 

Вопрос духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться окружающей природе, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. 

Духовно – нравственное воспитание на основе народных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Давно признано огромное значение литературных произведений для всестороннего воспитания и образования дошкольников. Обращение к опыту народной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно – нравственные компоненты в содержании образования. 

Давно признано огромное значение литературных произведений для всестороннего воспитания и образования дошкольников. Эти произведения несут в себе большой потенциал положительных и нравственных поучений. Дети без постороннего вмешательства легко улавливают идейную направленность: добро побеждает зло. В педагогической практике можно использовать как народные или известные авторские (Г.Х.Андерсона, К.Луиса, Ш.Перро и др.), так и специально сочиненные сказки. Народные и авторские сказки, потешки, поговорки, пословицы, рассказы воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни.


Что читать детям и о чем с ними беседовать

Судьба – это характер

Посеешь привычку- характер пожнешь.

Что станешь искать, то и найдешь.

Добро

Добро – гуманное благодеяние,

Оно великодушно, бескорыстно, благородно, 

его мы чувствуем в заботе и вниманье,

явление это благотворно.


Зло

Зло – это беды, ужасы, страдания,

И часто в них повинен человек,

Причина – в недопонимании,

Что он прожить достойно должен век.


О труде

Как в сказке, кое – кто порой

Надеется на рыбку золотую,

Она им счастье принесет, покой

И радость светлую, земную…

Наша обязанность святая:

Затратить нервы, пот и кровь,

Земные блага создавая,

Вот в этом истина – не новь.


Любовь

Любовь объединяет и сближает,

Друг к другу нас зовет, влечет,

Чувства симпатии и дружбы выражает,

И счастье каждому несет.

Но счастлив тот, кто ею дорожит.


Правила почитания и уважения старших

Нельзя 


  • Огорчать старших, родителей непослушанием, плохими словами и поступками

  • Бездельничать, когда все вокруг трудятся, плохо предаваться праздности

  • Смеяться над старостью и старыми людьми – это величайшее святотатство; в болезни печали, утешать, помогать

  • Вступать в споры, пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми

  • Выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи, игрушки, лакомства; от своих родителей ты не имеешь права ничего требовать 

  • Допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не дает себе: лучшую кофту, угощение, а если и дает, то обязательно нужно делиться

  • Делать то, что запрещают старшие

  • Оставлять старшего, больного, слабого в одиночестве, если у него никого нет, кроме тебя

  • Обижать девочку, девушку, мать



Занятие

«В русской горнице»


Цели:


  1. Воспитание интереса к особенностям русского характера, к русским традициям

  2. Расширение словаря по изучаемой проблеме

  3. Продолжение знакомства с жизнью русских людей в старину

  4. Воспитание интереса к жизни предков



Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие, гости званные, желанные. Пожалуйте к нам песни петь да хороводы водить. А расскажу я вам нынче про наше житье – бытье, как на Руси – матушке жили – поживали да весну встречали.

«Дай Бог тому, кто в нашем дому-

Дорогим гостям, милым детушкам.

Наделил бы нас Господь

И житьем, и бытьем, и здоровьицем»

(Гости рассаживаются на скамью)

Воспитатель: Каждый день люди говорят друг другу «Здравствуйте». А что обозначает это слово?

Гости: Здравствуйте от слова «здравие» - «Здоровье». То есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть. Поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому человеку с кем здороваешься.

Воспитатель: А еще я вам говорю «Милости прошу!», что эти слова означают? 

^ Гости: «Милость» от слова «милый». Милый человек добрый, ласковый, внимательный, заботливый.

Воспитатель: Ну, а теперь скажите, гости дорогие, куда я вас пригласила?

^ Гости: В горницу.

Воспитатель: Правильно, в горницу, т.е. в комнату. Что вы видите посреди горницы? (Печь). И о ней говорили: «Печь – всему голова». Что значит голова – т.е. самая главная. А где же в горнице пищу готовили? (В печи). Конечно в печи. А как вы думаете, для чего еще печь использовали? Вот нагуляются дети на улице, на горке накатаются, в снежки наиграются, придут домой все замерзшие, закоченевшие, в снегу. Где им сушить одежду, валенки, самим обогреться?

^ Гости: На печке.

Воспитатель: Конечно, на печке. А еще печь лечит! Если дети пришли с прогулки промокшие, что с ними может случиться? 

Гости: Дети могут простудиться.

Воспитатель: Уложат простуженного на печку, она его прогреет и простуда пройдет. Печка и кормит, и греет, сушит, и лечит. Вот как про нее говорили. 

Ребенок:

«Ой, ты печка – сударыня,

Помоги нам, боярыня:

Ты свари, испеки, 

Обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатство принеси»

Воспитатель: Вот почему про печку говорят: «Печь - всему голова».

А еще печь делит горницу на две половины. С одной стороны от печки находилось рабочее место хозяйки. Здесь женщины занимались домашними делами. Какими делами? 

^ Гости: Готовили пищу, мыли посуду, стирали.

Воспитатель: А вы знаете, как называли в старину женщину?

Гости: Баба

Воспитатель: Правильно. И поэтому место за печкой называлось бабий кут. Кут – означает угол, бабий кут – бабий угол. Давайте посмотрим, что в нем находится (посуда и т.д.) Да здесь есть все, что нужно хозяйке.

(физминутка)

Воспитатель: А в другой стороне горницы – висит икона, стоит обеденный стол и лавки. Здесь же, на этой стороне, окно, поэтому угол самый светлый. На полу половики самотканые. Их хозяйки ткали сами и стелили вместо ковров. Эта половина горницы была самой нарядной, красивой и называли эту часть горницы – красный угол.

Красный – значит красивый. Здесь встречали гостей, угощали их, потчевали. Решали самые важные семейные вопросы, собирались на праздники. А еще в горнице стоял такой предмет быта, как вы думаете, что это?

«Где у бабушки – старшуки

Очень ценные игрушки?

Подрастает малой внучок – 

Откроет внуку …. (сундучок)

Ребенок: 

«Горница у нас большая

Да красивая такая.

Вот в углу сундук стоит

Много он добра хранит»

Воспитатель: Чем служил сундук хозяевам? (шкафом, тумбочкой, стулом, лежанкой)

(воспитатель открывает сундук и показывает его внутри)

Воспитатель: Есть народный праздник – встреча Весны. Об этом в народе говорили так: «Когда лес зазеленится», «Когда вода разольется», «Когда птицы прилетаю, тогда и начинают закликать весну».

Ребенок: 

«Весна, весна красная,

Приди, весна ясная,

С великою радостью,

С великою милостью,

Принеси урожай

В наш счастливый край»

Воспитатель: В это время пекли из теста «Жаворонков», вкладывали внутрь семя и кликали весну. 

Ребенок: 

«Жаворонки, жавороночки.

Прилетите к нам,

Принесите нам

Лето теплое!

Уносите от нас зиму холодную».

Все:

«Жавороночки прилетите к нам,

Весну красною принесите нам»

Воспитатель: Я предлагаю вам слепить из теста жавороночков. 

(объясняет задание)

Воспитатель: В этот день водили хороводы. Давайте и мы с вами заведем хоровод. 

(хоровод «Как зима с весною повстречалась»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование художественной литературы в духовно - нравственном воспитании.

Статья может быть полезна  как педагогами, так и родителями....

Мастер класс на межмуниципальный семинар на тему: «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника »

Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач нравственного воспитания....

Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольниковАвтор: Синельникова Павлина Алексеевна В современном мире мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости...

Консультация для родителей и педагогов "Роль художественной литературы в духовно - нравственном воспитании"

Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Для нас, педагогов, эти слова звучат как непреложная истина. А наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чуде...

«Использование художественной литературы в духовно – нравственном воспитании детей дошкольного возраста».

Главной задачей в наше время является духовно-нравственное воспитание детей. От того как мы воспитаем дошкольников в нравственном отношении зависит не только его успешное...

Использование художественной литературы в духовно – нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

laquo;Воспитывать человека - значит определять судьбу нации»                                      ...