Программа ДО театральной студии "Сказка".
рабочая программа (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 «Улыбка» города Сафоново Смоленской области (МБДОУ д/с № 12)
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ:
на педагогическом Совете Заведующий МБДОУ д/с № 12
Протокол № 1 от 30.08.2017г. ______________О.А. Торочкина
Программа дополнительного образования театральной студии
«Сказка»
(средняя группа)
Воспитатель: Гриб Марина Васильевна
Пояснительная записка.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. Занятия театральной деятельностью направлены на развитие интересов и способностей ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Актуальность. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—5 лет (средняя группа).
Цель: Развивать коммуникативно-творческие способности детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и
воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить
имитировать характерные движения сказочных животных.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика) .
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
7. Познакомить детей с различными видами театра.
8. Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.
9. Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.
Программа предполагает проведение четыре занятия в месяц во второй половине дня-15:45-16:05. Продолжительность занятия: 20 мин.
Деятельность проводится в форме игры:
- игровые упражнения;
- этюды;
- игра-драматизация;
- сюжетно-ролевая игра.
Ожидаемый результат:
- раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации) .
- развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии) .
- личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным) .
Формы подведения итогов:
- театрализованные представления;
- досуги.
Перспективно-тематический план:
тема | цель | содержание | |
Сентябрь | |||
1. | Знакомство с понятием театр. | Дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру. | Кукольный театр «Репка», ТЮЗ, драматический театр (показ слайдов, картин, фотографий). |
2. | Знакомство с театральными профессиями. | Формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас. | (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист). |
3. | «Как игрушки слушали звуки ». | Подготовить детей к театрализованным представлениям, помочь им преодолеть скованность, застенчивость. | Использовать любые игрушки, имеющиеся в группе. |
4. | «Зайки серые сидят…». | Инсценировать с детьми стихотворение В.Антоновой. | |
Октябрь | |||
1. | Сюжетно – ролевая игра «Театр». | Познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя») ; воспитывать дружеские взаимоотношения. | |
2. | Просмотр кукольного театра «Репка» (вместе с родителями) . | Активизировать познавательный интерес к театру; развивать интерес к сценическому творчеству; разъяснить детям выражения «зрительская культура»; «театр начинается с вешалки»; воспитывать любовь к театру. | |
3. | «Белки». | Вызвать желание участвовать в инсценировке словенской народной песни (русский текст Э.Александровой. | Шапочки для роли белок; для воспитателя-маска лисы. Магнитофонная запись танцевальной музыки и любая заводная игрушка. |
4. | «Шёл я как-то через мост…» | Учить разным видам ходьбы; передавать в движениях и в мимике- нежность, страх, радость, неприязнь. | Инсценировка по мотивам стихотворения А.Роговина. |
Ноябрь | |||
1. | Знакомство с видами театров (теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, театр кукол бибабо) . | Познакомить детей с разными видами театров; углублять интерес к театрализованным играм; обогащать словарный запас. | |
2. | Ритмопластика. | Развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно д вигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом. | |
3. | «Кикли – кикли». | Учить детей использовать музыкальные инструменты в инсценировке. | Шапочки для роли зайчат, барабаны с палочками, мешок. |
4. | «Песенка». Инсценировка по стихотворению В.Приходько. | Совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность. | |
Декабрь | |||
1. | Знакомство с пальчиковым театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. | Развивать интерес к различной театральной деятельности; продолжать знакомить детей с пальчиковым театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью. | |
2. | Психогимнастика. | Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты) ; развивать умение переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка. | |
3. | «Ёлка». Подготовка спектакля. | Предложить ребятам самим выбрать роли. | |
4. | Инсценировка по стихотворению Е. Благининой «Ёлка». | Создать положительный настрой ; воспитывать чувство уверенности в себе. | Шапочки зайчат, бельчат, мышат и др. зверят. Игрушки для украшения новогодней ёлки. |
Январь | |||
1. | Чтение русской народной сказки «Репка». Работа над речью (интонация, выразительность). | Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений; совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность; расширять диапазон в силу звучания голоса. | |
2. | Инсценировка русской народной сказки «Репка». | Создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра. | |
3. | «Кошки» Инсценировка по стихотворению Д. Хармса. | Воспитывать любовь к животным. | |
Февраль | |||
1. | Знакомство с понятием «ролевой диалог». | Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах; развивать связную речь; расширять образный строй речи; воспитывать уверенность. | |
2. | Техника речи. | Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; развивать дикцию учить строить диалоги; воспитывать терпение и выдержку. | |
3. | «Чудаки» Подготовка к проведению спектакля. | Совершенствовать двигательную способность и пластическую выразттельность. | |
4. | Инсценировка по стихотворению Ю. Владимирова «Чудаки». | Развивать фантазию. | |
Март | |||
1. | Чтение русской народной сказки «Лиса и журавль». | Развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения между детьми. | Игровые упражнения. |
2. | Драматизация р. н. с. «Лиса и журавль» | Вызвать желание участвовать в играх – драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения. | |
3. | «Перчатки» Подготовка к спектаклю. | Развивать воображение. | Вырезать из бумаги перчатки и разукрасить вместе с детьми. |
4. | Инсценировка английской народной песенки в переводе С.Маршака « Перчатки». | Создать положительный настрой и желание участвовать в инсценировке. | |
Апрель | |||
1. | Сказка «Теремок». | Развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения. | Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей. |
2. | Репетиция спектакля по сказке «Теремок». | развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас. | |
3. | «Мышки» Подготовка спектакля. | Добиться выразительности движений, вызвать у каждого ребёнка интерес к исполнению роли. | Большой циферблат часов, за ним спрятан колокольчик, шапочки мышат, детские вещи. |
4. | Инсценировка английских народных песенок в переводе С. Маршака. | Развивать артистичность и память. | |
Май | |||
1. | Репетиция спектакля по сказке «Теремок». | Продолжать учить детей слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, исполнительские умения, через подражание повадкам животных их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным. | |
1. | Показ спектакля по сказке «Теремок» (для родителей). | Показ спектакля по сказке «Теремок» (для родителей). | |
2. | Показ сказки « Колобок» | Совершенствовать навыки владения пальчиковым театром; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; воспитывать артистические качества. | |
3. | « Кто кого перехитрил» Инсценировка по стихотворению Д. Хармса. | Воспитывать доброе и бережное отношение животным. Предложить самим продумать жесты. | Шапочки для роли зайчат, атрибуты охотника. |
4. | Инсценировка стихотворения В. Берестова «Воробушки». | Закрепить с детьми признаки весны. Совершенствовать пластическую выразительность. | Шапочки для роли воробьёв. |
Список используемой литературы
1. Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников», Москва, «Посвещение», 1991г.
2. Н. Алексеевская «Домашний театр», Москва, «Лист», 2000г.
3. Л. С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте», Москва, «Просвещение», 1991г.
4. Журналы «Дошкольное воспитание»: № 1/95г., №8, 9, 11/96г., № 2, 5, 6, 7, 9, 11/98г., №5, 6, 10, 12/97г., № 10, 11/99г., № 11/2000г., № 1, 2, 4/2001г.
5. Журналы «Ребенок в детском саду»: № 1, 2, 3, 4/2001г.
6. Журнал «Секреты кукольного театра», № 1/2000г.
7. Т. Н. Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам», Москва, «Просвещение», 1982г.
8. В. И. Мирясова «Играем в театр», Москва, «Гном-Пресс», 1999г.
9. Е. Синицина «Игры для праздников», Москва, «Лист», 1999г.
10. Л. Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников», Ярославль, «Академия Развития», 1999г.
11. Л. М. Шипицына «Азбука общения», Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 1998г.
12. Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова “Театрализованные игры в д/с Москва “Школьная пресса” 2000 г.
13. М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в д/с» Москва, Творческий центр «Сфера», 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа детского театрального кружка "ПО ДОРОГЕ К СКАЗКЕ"
Рабочая программа составлена и рекомендуема к работе с детьми среднего дошкольного возраста. В программе изложен комплексный подход в развитии театрализованной деятельности у дошкольного возраста с ог...
Рабочая программа по театральному воспитанию
Рабочая программа дополнительных платных образовательных услуг по театральному воспитанию...
Рабочая программа по театральной студии "Жар-птица"
«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» (Б. М. Теплов)...
Презентация программы кружка "Театральная шкатулка"
Программа театрального кружка в старшей и подготовительной группе на 2016\2017 учебный год....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕАТРАЛЬНО – ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Кукольный театр»
Рабочая программа по театрально-игровой деятельности "Кукольный театр" предназначена для работы с детьми 4-5 лет, со сроком реализации 1 год....
Программа по театральной деятельности "Ви гостях у сказки"
laquo;Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет ...
Программа музыкально-театрального кружка "Радуга"
ЦЕЛЬ: Приобщение детей дошкольного возраста к искусству музыкального театра, развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса....