Осень - чудная пора
проект (подготовительная группа)

Мохно Валерия Геннадьевна

создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Осень чудная пора!».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_-_chudnaya_pora.docx308.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56

IMG_20190128_204900.jpg

Подготовили воспитатели: Кувикова А.В. и Мохно В.Г.

Паспорт проекта

Вид проекта: информационно творческий.

Продолжительность: среднесрочный.

Участники: дети старшей подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Актуальность: в условиях образовательного процесса в МБДОУ укрепляем и расширяем связь с природой, воспитываем бережное отношение к живой и неживой природе, приобщаем к совместной деятельности детей и родителей, как в саду, так и дома.

Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Осень чудная пора!».

Задачи:

  • обобщить и систематизировать представления детей 06 осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
  • расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы;
  • развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;
  • расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;
  • развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
  • способствовать развитию памяти, восприятия;
  • воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Предполагаемый результат:

  • закрепление знаний и представлений детей 06 осени, её признаках и дарах;
  • расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
  • применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
  • отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в раз личных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
  • заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.

Подготовительный этап

  • составление плана совместной работы с детьми, родителями;
  • разработка конспектов ОД;
  • подбор материала и оборудования для ОД, бесед, игр с детьми;
  • подбор художественного материала;
  • подготовка для родителей информационных листов по лексическим темам «Деревья», Ягоды, грибы», «Осень»;
  • оформление папок передвижек для родителей по теме проекта;
  • беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

План работы с детьми по осуществлению

проекта «Осень чудная пора!»

Образовательные области:  Формы работы с детьми - Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени. Ознакомление с окружающим: «Осенний лес. Дары леса», «Приметы осени», «В гости к осени».

Познавательное развитие: Конструирование и ручной труд из природного материала: «Бабочка» (из листьев), «Лесовичок» (из шишек, желудей); Беседы: «Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья», «Осень. Что ты о ней знаешь?»; Цикл наблюдений:

-за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)

-за красотой и богатством осенних красок за цветником

-за перелетными птицами

-за насекомыми

-за деревьями, растущими на территории детского сада

-одежда в осенний период

Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада», «Ищем приметы осени»; Экспериментирование: «Опыты с глиной и песком», « Вода волшебница», Ситуативная беседа: «Какие ты знаешь сказки, где один из героев овощ или фрукт?», «Почему медведь зимой спит, а заяц -нет?», «Почему я люблю (не люблю) осень?»; Творческое рассказывание детей по темам: «Мы гуляша на участке», «Что я видел по дороге в детский сад?» Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок с использованием мнемотаблиц.

Речевое развитие: Словесные игры: «Опиши словами осень! », «Осень в лесу», «Вспомни назови», «Один мною», «Будь внимательным», «Осенние деревья», «Подбери действие».

Чтение художественной литературы: пословицы, поговорки, загадки об осени А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Унылая пора! Очей очарованье», А.Плещеев «Скучная картина», К.Бальмонт «Осень», Н.Сладков «Осень на пороге», Е.Благинина «Улетают, улетели», А.Ерикеев «Наступила осень», Л.Толстой «Дуб и орешник», З.Федоровская «осень», Г.Скребицкий «Белка готовится к зиме».

Социально коммуникативное развитие: Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Семья Собираемся на прогулку в лес», «Семейный праздник».

Дидактические игры: «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку нарису отгадку!»‚ «Что было бы, если из леса исчезли. „›: «С какой ветки детки?»‚ «Найди дерево по описанию», «Знатоки осенней природы», «Следопыты».

Игры драматизации: «Репка», «Под грибом», «Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме», «Прятки» (Д. Коренева), «Гриб боровик» (инсценирование с использованием театра из бросового материала)

Настольно печатные игры: «Времена года».

Трудовая деятельность: участие в субботнике «Чистый город», сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария) уборка опавшей листвы, подготовка клумбы группового участка к зиме укрывание корней деревьев опавшей листвою.

Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью».

 Беседы по ОБЖ : «почему в лесу нельзя ничего пробовать?», «почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?», «Как вести себя у водоёмов поздней осенью?»

Художественно-эстетическое развитие: Аппликация: «Осенний ковер» Вот уж последняя стая крыльями машет вдали», «Что нам осень подарила» «Корзина с фруктами»

Рисование: «Осенние деревья» «Нарядные грибочки» «Золотая осень» (пейзаж).

 Лепка «Деревья осеннего леса», «Овощи», «Фрукты», «Грибочки».

Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»

Самостоятельная художественная деятельность: Рисование «Ветка рябины».

Рисование «Чем нам осень нравится» «Наш участок осенью», «Деревья осенью» .

Иллюстрирование книжки малышки «Осень бродит по дорожке. . .»

Слушание музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Осенняя песнь», А. Вивальди «Осень»

Пение: «Золотая песенка» слова 3. Петровой, музыка Г. Вихаревой «Дождик» слова Пикулёвой, музыка Попляновой «В золоте берёзонька» слова и музыка Вихаревой.

Музыкальная игра с пением: «Здравствуй, осень» слова В. Благининой, музыке В. Витлина.

Музыкально дидактическая игра: «Узнай песенку»

Самостоятельная музыкальная деятельность: «Сочини песню об осени», «Сыграй песенку дождя»

Досуги, развлечения: «Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют ним отгадки, из которых потом оформляем альбом «Осень»), «Осенний праздник», «Загпянула Осень в сад» (конкурс на выразительное чтение стихотворений об осени).

Физическое развитие: Беседы: «Как одеваться осенью?» «Если хочешь быть здоров»

Подвижные игры: «Съедобное -несъедобное!» «Я знаю 5 названий!»  «Осенние листочки» «Вороны и собачка!» «Перелёт птиц» «Гуси лебеди»

Игры соревнования: «Кто быстрее сбежит лужи»

Физкультминутки: «Клён»

-Ветер тихо клён качает,

Вправо-влево наклоняет:

Раз наклон

И два наклон,

Зашумел листвою клён.

«Листопад»

Мы листики осенние

На ветках мы сидим.

Дунул ветер полетели!

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. . ..

«Грибы»:

Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли.

Приседали, приседали белый гриб в траве нашли!

На пеньке растут опята, наклонитесь : наклонитесь к ним, ребята!

Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери!

Вон на дереве орех -кто подпрыгнет выше всех?

Если хочешь дотянуться. надо сильно втянуться

Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили!

Утомил всех долгий путь -дети сели тдохиугь!

Пальчиковая гимнастики «Листья»

Ветер северный подул: с-с-с (дети шевеля: всеми пальцами)

Все листочки с липы сдул... (подуть на пальцы)

Полетели, закружились (вращение кистями рук)

И на землю опустились (кладут пальцы на стол)

Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Град по ним заколотил, (стучат кулаками по стоя)

Листья все насквозь побил.

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд, назад)

Одеялом их накрыл. (крепко прижать ладони к столу)

Мероприятия по работе с родителями:

  • стендовая информация для родителей, консультация «Влияние природы на духовное развитие ребенка
  • круглый стол с родителями «Воспитание доброты к природе»
  • Изготовление папки передвижки на тему «Осенние фантазии» (изготовление поделок из овощей и природного материала);
  • Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам; Конкурс семейных поделок из даров осени «Осенние фантазии»; Организация выставок детских работ;
  • Совместное творчество детей и родителей в изготовлении книжки малышки;
  • Привлечение родителей к созданию фотогазеты «Осень славная пора!»

Продукт проектной деятельности:

  • семейные поделки из овощей, фруктов, природного материала;
  • работы детей на тему «Осень»;
  • выставка совместных работ

Презентация проекта:

выставка «Осенняя фантазия»

Результаты проектной деятельности:

  • в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
  • на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас; появилось желание самостоятельно заняться творчеством сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом;
  • большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.

Сценарий осеннего праздника в старшей группе

Дети входят в зал под музыку , встают врассыпную.

Ведущий: Музыкальный зал у нас

Так украшен в год лишь раз:

Мои милые ребятки,

Отгадайте-ка загадку :

« Перестали птички петь,

Солнце реже греет,

И на улице теперь ‚ стало холоднее.

Дождик часто поливает ‚

А когда это бывает?»

Дети : Осенью!

Реб 1: Наша осень хороша, запестрели улицы!

Мы гуляем не спеша, красотой любуемся!

Реб 2: Вот березки у дорог с желтыми листочками!

Клён фонарики зажег машет огонёчками!

Реб 3: Листья красные огни, все такие разные!

Очень яркие они, как шары на празднике!

Реб 4: Осень, красок не жалей, радуй ярким цветом!

мы под музыку дождей провожаем лето!

Песня « Осень милая шурши».

Звучит музыка ‚ в зал входит Художник.

Художник: здравствуйте, Ребята, очень рад вас видеть. Вы знаете, я долго к нашей встрече и за ранее нарисовал картину специально для вас,

Ведущий: Специально для нас?

Художник: Да. Вот она! (Разворачивает картину, на картине не хватает цвета) Кто же это так нахулиганил‘?

Голос Ха-ха-ха! Что думали, полюбоваться картиной? А вот и не выйдет! Не будет у вас праздника! Ха-ха-ха!

Ведущий: Что же нам делать, Художник?

Художник: Не расстраивайтесь, сейчас возьмем краски, кисти и все восстановим (открывает краски, & красок нет) А где же краски?

Голос: Ха-ха-ха! Думали я такой глупый, что оставлю вам краски? Я же сказал, что у вас ничего не выйдет, что праздника не будет!

Художник: Да кто ты такой?

Голос: Я злой и коварный Кощей, я ненавижу краски, не люблю красоту, праздники, не люблю добро, радость, друзей. Все, разболтался я с вами, пока!

Художник: Подожди, подожди! Где же ты? Ответь нам! (прислушивается тишина) Ну не знаю, что делать, без красок у нас действительно ничего не получится.

Ведущий: Подождите ‚ нам не нужно горевать. Ребята, вы согласны победить зло?

Дети : Да! Художник: Конечно, согласны, но что мы сможем сделать?

Ведущий: Раз Кощей не любит все доброе и красивое, мы сможем победить его добротой и красотой и непременно найдем твои краски.

Художник: А куда мы пойдем, И где будем искать краски?

Ведущий: Я думаю нам надо отправиться в осенний лес. Закрывайте глаза. Раз-два-три, сказка оживи.

Выходят девочки листочки.

Реб 1: Осень наступила всё позолотила. В лесу и в садочке жёлтые листочки.

Реб 2: Листик жёлтый , листик красный

 На дорожку упадёт,

'Это значит ‚ это значит ,  

Осень в гости к нам идёт!

Песня « Встречаем Осень»

Реб 3: Жёлто-зелёные , красные

Кружатся листья разные,

Листья в лесу расписные,

Маленькие и большие!

Реб 4: Как славно осенью в лесу, какая красота

То красный лист, то желтый лист роняют деревца!

 Реб 5: В лесу сейчас листвы пожар‚

Игривый ветер носит

Природу, как бесценный дар, у лета принимает осень.

Реб 6: Все мы очень разные,

Жёлтые и красные.

Тихо-тихо шелестим ‘

Для вас потанцевать хотим.

Танец « Итальянская полька» .

Ведущий берёт палитру красок . Посмотрите, Художник, такие краски нам нужны для картины ?

Художник: Да, это именно те краски, спасибо вам, ребята! А я отправлюсь в лес ‚ пришлю царицу Осень с огромной палитрой осенних красок.

Художник Уходит.

Реб1: Как хорош ты, русский лес, тут и сосны до небес,

И березки, и дубы и, конечно, есть грибы!

Реб 2: Гриб, грибок, полезай в кузовок!

Только, детки, не спешите, мухоморы не берите!

Реб 3: В лес осенний мы пойдем песню весело споем!

Песня: «В лес пойдем».

Ведущий:

Урожай в лесу поспел, все берут корзинки. Что же будут собирать на лесных тропинках? Что же будут собирать?

Вам придётся угадать:

Загадки :

1. Я в красной шапочке расту среди корней осиновых

Меня увидишь за версту, зовусь я (подосиновик) .

2. Нет грибов дружней чем эти,

Знают взрослые и дети!

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу ! (опята) .

3. Ну, а этот гриб командовать привык

Стоит на толстой ножке, недалеко от дорожки (боровик)

4. Он в лесу один стоял.

 И никто его не брал

 В красной шапке модной!

 Эх! Никуда не годный! (мухомор) .

Выходит в центр зала мальчик --мухомор.

Мухомор :

Ну вот. Опять негодный.

Но врать я вам друзья не стану.

Обойдите всю поляну, красивый самый!

 Мухомор зовут меня.

Вы меня домой возьмите,

Хоть солите, хоть суп из меня сварите!

Ведущий :

Ты красив и знаменит,

Но ужасно ядовит. Тебя в корзинку не возьмём,

А поиграть с тобой пойдем.

Игра « Мухомор».

 Ведущий: Приносит нам в подарок осень урожай.

Фруктов ‚ овощей;

Помидоры, баклажаны, кабачки и сельдерей.

Витаминами богатым будет стол у всех людей.

Дождик веселее землю поливай

Будет славным и богатым, будет щедрым урожай!

Выходят девочки .

Реб1: Дождик, дождик лей! Синих капель не жалей!

В дружном танце закружи, землю досыта пои!

Реб2 : Дождик, дождик лей! Нам с тобою веселей!

Не боимся сырости только лучше вырасти!

Танец с зонтиками.

Ведущий : Ребята ‚ каких красок не хватает на нашей картине?

Дети : Жёлтой, красной, зелёной.

Ведущий : Давайте осень позовём!

Осень, осень в гости просим.

С обильными хлебами

С высокими снопами.

С листопадом и дождём,

С перелётным журавлём.

Под музыку в зал входит Осень.

Осень : Здравствуйте ‚ мои друзья !

А ещё навстречу мне

Художник повстречался,

Очень долго объяснялся. Палитру красок вам я захватила ‚

В общем ничего я не забыла.

Ведущий. Для тебя Осень дети приготовили стихи, послушай пожалуйста.

 Реб 5: Быстро лето улетело

Перелётной птицей вдаль.

Осень чудно расстелила

Увядающую шаль.

 Реб 6: Одарила гостья-осень

Урожаями плодов,

Моросящими дождями,

Кузовком лесных грибов!

 Реб 7: Осень, осень золотая,

КТО, скажи, тебе не рад?

Только осенью бывает

Это чудо -листопад!

Реб 8:Так давайте славить осень

Песней, пляской и игрой!

Будут радостными встречи.

Осень, это праздник твой!

Осень : Молодцы ребята ‚ спасибо вам за такие стихи.

Пусть закружит‚запоёт

Наш весёлый хоровод.

Песня -хоровод « В этот праздничный денёк.» сели на стульчики.

Осень : Молодцы какие . А теперь ребятки дружно.

Отгадать загадки нужно .

1 . Под кустом копнёшь немножко, выглянет на свет (картошка) .

2. Разве в огороде пусто, если там растёт (капуста) .

3. За ботву, как за верёвку можно вытащить (морковку) .

4. Не пугайтесь, если вдруг слезы лить заставит (лук) .

Осень: Хочу представить всем своих гостей.

Аплодисментами встречаем свиту овощей!

Сценка "Спор овощей" .

Овощи (хором): Кто из нас, из овощей, и вкусней, И нужней?

Кто при всех болезнях будет всем полезней?

Осень: Выскочил горошек = ну и хвастунишка!

Горошек (весело):

Я такой хороший зелененький мальчишка!

Если только захочу, всех горошком угощу.

Свекла (важно):

Дай сказать хоть слово мне, Выслушай сначала:  

Свеклу надо для борща

И для винегрета.

Кушай сам и угощай

Лучше свеклы нету!

Капуста (перебивая): Ты уж, свекла, помолчи!

Из капусты варят щи!

А какие вкусные

 Пирожки капустные!

Зайчики-плутишки

Любят кочерыжки.

Угощу ребяток

Кочерыжкой сладкой.

Огурец (задорно): Очень будете довольны,

Съев огурчик малосольный!

А уж свежий огуречик

Всем понравится, конечно!

На зубах хрустит, хрустит...

Я могу вас угостить!

Редиска: (скромно):

Я румяная редиска.

Поклонюсь вам низко-низко.  

А хвалить себя зачем?

Я и так известна всем!

Морковь (кокетливо):

Про меня рассказ не длинный.

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок и грызи морковку

Будешь ты тогда, дружок, крепким,

сильным, ловким!

Помидор: Не болтай, морковка, вздор.

Помолчи немного!

Самый вкусный и приятный :

Уж, конечно, сок томатный.

Лук: Я приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям.

Угадали? Я ваш друг.

Я -простой зеленый лук.

Картошка: Я, картошка, так скромна,

Слова не сказала.

Но картошка всем нужна:

И большим, и малым.

Осень: Спор давно кончать пора, спорить бесполезно!

Чтоб здоровым, сильным быть, Нужно овощи любить

Все без исключенья!

В этом нет сомненья.

Осень : Спасибо ‚ что вы мне помогали. Картину всю красками разрисовали, За это вас благодарю .

И подарки вам дарю! ( выносит поднос 0 №). До встречи в следующем году!

под музыку уходит из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Осень - чудная пора, любит осень детвора..." в старшей группе.

Приобщать детей к народным традициям, используя: народный календарь, устное народное творчество. Закреплять понятия о видах и жанрах устного народного творчества. Расширять и обогащать социально-нравс...

Мини проект_Осень – чудная пора, Любит осень детвора!

ЦельРасширять представления детей об осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, умение чувствовать и понимать красоту окружающего мира....

Сценарий осеннего праздника «Осень – чудная пора»

Конспект развлечения для детей 2 младшей группы....

Сценарий осеннего праздника "Осень чудная пора"

Представлен осенницй праздник в ДОУ для детей младшего возраста...

«Осень, осень снова к нам пришла! Осень, осень чудная пора!»

Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая пора, богатая своей цветовой палитрой, и невозможно не восхищаться работой этой художницы. Крона деревьев, багрян...