Сценарий праздника "Осень - чудная пора, любит осень детвора..." в старшей группе.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Куракина Ольга Славовна

Приобщать детей к народным традициям, используя: народный календарь, устное народное творчество. Закреплять понятия о видах и жанрах устного народного творчества. Расширять и обогащать социально-нравственный и эмоциональный кругозор детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_osen_chudnaya_pora.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методический материал для педагогов представлен на персональном сайте:  http://nsportal.ru/fedoseeva-olga-slavovna

в социальной сети работников образования: nsportal.ru

ГБОУ детский сад компенсирующего вида № 724 ВОУО ДО г. Москвы

Адрес:111401, Москва, ул. Металлургов, д. 16.                                                                   Заведующая ГБОУ д/с №724

тел.: (495) 304 – 08 – 72                                                                                                              М.В. Кизбабаева    

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

«ОСЕНЬ – ЧУДНАЯ ПОРА,

ЛЮБИТ ОСЕНЬ ДЕТВОРА!»

в старшей группе «Аистенок»

                                                                                             Подготовила и провела

                                                                                             воспитатель

                                                                                             Куракина О.С.

Москва, 2012год

Программные задачи

Развивающие: формировать этническое мировоззрение, как выражение национального характера. Приобщать детей к народным традициям, используя: народный календарь, устное народное творчество. Закреплять понятия о видах и жанрах устного народного творчества. Расширять и обогащать социально-нравственный и эмоциональный кругозор детей.

Способствовать развитию устойчивого интереса детей к познанию национального быта, народных праздников, фольклора. Развивать и обогащать экологические знания детей, любознательность, интерес к природе и окружающему миру, учить наблюдать, делать выводы.  Создавать атмосферу увлеченности заинтересованности между взрослыми и детьми.

Воспитательные: воспитывать желание принимать участие в народных праздниках, развлечениях. Воспитывать интерес к яркому образному родному языку. Воспитывать умение постигать народную мудрость, спрятанную в слове.

Материал и оборудование: костюм «Осень» для воспитателя; народные костюмы для детей, украшенные осенними ягодами: гроздьями рябины, калины, черной рябины; костюм «Рассеянного» для взрослого; костюмы журавлей 2шт.; голубые  платочки, султанчики, осенние листья по 2 шт. каждому ребенку; колокольчик; скворечник, игрушка скворец; лоток с лентами, народными игрушками, ложками; красивая шляпа для игры; сувениры для детей; подарки для родителей: дымковские барышни, расписанные детьми.

Музыкальное оформление: народные мелодии, песни про осень.

Ход праздника

Дети в русских костюмах торжественно входят в зал под музыку (диск 3/19; 1 куплет), в руках у них осенние листья. Проходят по залу и встают врассыпную.

Входит ведущая (взрослый) в костюме «Осени»:

- Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, дорогие ребята! Вот и настала моя пора  - осенняя! Моё время года осень - любят все! За яркость красок, за щедрость осенних даров, за то удивительное состояние души, которое так искренно передал нам в своем стихотворении «Осень» великий русский поэт А. С. Пушкин:

«Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной,…»

Осень:

- Ребята, а любите ли вы осенние денечки?

Дети отвечают, что любят и читают стихотворение:

«На гроздья рябины дождинка упала,

Листочек кленовый кружит над землей…

Ах, осень, опять ты врасплох нас застала

И снова надела наряд золотой…

Приносишь с собой ты печальную скрипку,

Чтоб грустный мотив над полями звучал.

Но мы тебя, осень, встречаем улыбкой

И всех приглашаем на праздничный бал».

Стоя врассыпную дети исполняют песню «Листья пожелтели…» (диск 3/28).

Дети читают перекличку:

«Дождь идет по всей земле,                  Вновь осенняя пора

Мокрая дорога…                                  Ветром закружила.

Много капель на стекле,                       Чудо-красками она

А тепла немного.                                   Всех заворожила.

Спят березы в серебре,                         Посмотри, какой ковер

Ярче зелень сосен,                                Листьев у порога!

Потому, что на дворе                               Только жаль, что светлых деней

Золотая осень!                                       Осенью не много…»

Осень предлагает детям присесть на скамеечку (ребенок сибирает листья) и спрашивает:

- Ребята, а какие осенние приметы вы знаете?

Дети называют приметы осени.

Осень предлагает детям встать полукругом и говорит:

-  Какие на вас, ребята, красивые народные костюмы одеты. Они такие яркие и нарядные, как и мои осенние краски. Мудрость народного искусства в том, что черпали свое вдохновение мастера в природе, восхищались ей и подмечали все изменения, происходящие в поведении птиц, животных и погоде. А как же передавали народную мудрость младшему поколению?  

Дети отвечают, что с помощью пословиц и поговорок.

Осень:

- А какие пословицы и поговорки об осени вы знаете?

Дети отвечают:

- Весна красна цветами, а осень пирогами.

- Осень собирает, а зима подъедает.

- Появились опенки – лето кончилось.

- От осени к лету повороту нету.

- Теплая осень – к долгой зиме.

- Грибок в кузовок зимой будет пирожок.

- Сентябрь яблоками пропах,

  А октябрь капустой.

Ребенок выходит на середину зала:

- А когда гусь улетает,

  Снег выпадает.

  Так народ примечает.

Осень обращается к ребятам:

- Действительно, ребята, многие птицы собрались лететь в теплые края. А как называют таких птиц?

Дети отвечают хором, Осень спрашивает:

- А каких еще перелетных птиц вы знаете?

Дети называют (журавль, скворец, аист, грач, дрозд, жаворонок и др.).

Осень:

- Молодцы, ребята, много перелетных птиц вы знаете. Посмотрите, около скворечника свою прощальную песню запел скворец, ему тоже нужно улетать в теплые края и оставить свой дом на долгую зиму, поэтому он такой грустный. Предлагаю вам проводить скворушку песней и попрощаться с ним.

Дети исполняют песню «Скворушка» (диск 3/34).  

Осень звонит в колокольчик и говорит:

- Грустная песенка, но мой волшебный колокольчик сейчас вас развеселит. Он поможет нам вспомнить веселый летний перезвон колокольчиков, который так и слышится в стихотворении «Колокольчик».   

Ребенок называет автора стихотворения В. Степанов «Колокольчик» и читает его:

«О чем колокольчик все лето звенел?

О том, что словами сказать не умел:

Как зорька росой умывалась ночной,

Как радугой дождь становился грибной

Увяла трава, и цветы отцвели.

Прощальную песню поют журавли

Их песня похожа на утренний сон,

И слышится в ней колочольчика звон».

Ребенок звонит в колокольчик и встает на свое место.  

Осень загадывает детям загадку:

- Листья падают с осин

  Мчится в небе острый клин?

Дети отгадывают загадку о журавлях и готовятся к танцу «Журавлик», одевают шапочки журавликов: мама и сынок, детям раздают по два платочка голубого цвета. Осень объявляет танец на песню А. Пугачевой «Журавлик» (диск 2/3):

- Собрались журавли в дорогу, лететь им долго, но послушаем о чем же они говорят…

  Дети исполняют танец с платочками и садятся на места (ответственный собирает платочки).

Осень обращается к родителям:  

- Этот танец ребята приготовили специально для Вас. А я знаю, что и вы что-то подготовили для ребят. Прошу Вас, помогите ребятам вспомнить, какие осенние дары я вырастила в лесу и на грядках.  

Родители загадывают детям загадки об овощах, фруктах, грибах и ягодах:

  1. Закопали в землю в мае       2. Огородная краля

И сто дней не вынимали,           В оранжевом платье

А копать под осень стали          Притаилась в погребке,

Не одну нашли, а стаю.             Лишь коса на бугорке.

Целых десять поросят                                       (Морковь)

На веревочках висят.

                (Картофель)

3. Само с кулачок,                      4. Плод душистый и пушистый,

Красный бочок.                           Сочный, сладкий, аппетитный.      

Тронешь пальцем – гладко,        А в середке у плода,    

А откусишь – сладко.                  Твердый камень, как стена.

                       (Яблоко)                                                (Персик)

5. Я был в лесу,                              6. Схоронился паренек    

Нашел лису,                                    За осиновый пенек.    

Домой несу.                                     Только шапочка видна,

Отворю, посолю,                             Ярко она!

А зимой похвалю.                                         (Подосиновик)

               (Лисички)  

7. Дружные братцы на пеньке живут,  

Хоровод ведет. (Опята)  

8. Мы – сестрички-лесовички,

Платья сшили на лету

Разные по цвету:

У каждой сестрички

Свой вкус и привычки.

                     (Сыроежки)

                                     

9. Весной зеленело,                    10. На моховой кочке,

Летом загорала,                         Посреди болот,

Осенью надела                           В аленьком платочке

Красные кораллы.                     Ягодка растет.

                  (Рябина)                    Хоть на вкус она кисла,

                                                    Деткам ягодка мила.

                                                                      (Клюква)

 Осень:

- Спасибо, Вам родители, что научили ребята уму-разуму (кланяется в пояс, дети делают тоже). Да, засиделись ребятушки, пора с ними и поиграть. Приглашаю и Вас родители, и вас ребята встать в общий круг. Игра озорная,  веселая, а называется очень просто «Танцующая шляпа».

Вместе с детьми и родителями проводится музыкальная игра «Танцующая шляпа» (2-3 раза).

Осень:

- Посмотрела я на вас, да и порадовалась! Недаром в народе говорят: «Веселого нрава не купишь!».  Веселый у нас праздник получился, много пели, плясали, играли, я и позабыла совсем, что собралась в лес за ягодами, птицам на угощенье – себе на радость.

Осень показывает детям пустую корзину.

Осень:

- Ребята, а какие осенние ягоды я могу собрать в лесу?

Дети называют: бруснику, клюкву, рябину, калину и др.  

Осень:

- Действительно, осенние ягоды очень полезны, их собирают не только люди, но и птицы, и звери. В ягодах много витаминов, они полезны и вкусны! Сейчас мы послушаем стихотворение «Журавлиная ягодка».

Шапочку журавля одеть ребенку, читающему стихотворение.

Трое детей читают стихотворение.

Осень:

- Молодцы, ребята, много вы знаете ягод. Сейчас воспитанник нашей группы прочитает юмористическое стихотворение.

Выходит ребенок и называет автора, и название стихотворения.

«Арбуз».

- Вот полоска – раз, два, три,

Мякоть спелая внутри.

- Это, мамочка, арбуз,

Прямо сахарный на вкус!

Рисовал я целый час.

И теперь арбуз у нас!

Только вот что, знаешь, мам,

Я его тебе не дам.

Ты сначала суп доешь,

А потом арбуз нарежь!

Осень:

- Прекрасное стихотворение, а теперь предлагаю вам, ребята, исполнить танец «Ягодка».

Дети танцуют парный танец «Ягодка», а затем садятся на места.  

Осень выносит корзину, в которой лежат фрукты и ягоды (муляжи). Она достает из корзины различные фрукты, и просит детей назвать сам фрукт и его цвет (3-4 шт.), в конце достает золотое яблоко.

Осень:

- Посмотрите, ребята, какое яблоко! Какого оно цвета?

Дети отвечают, что оно золотое.

 Осень:

- А разве в природе встречаются такие яблоки?

Дети отвечают, что нет.

Осень:

- Это яблоко волшебное и сейчас мы это проверим!

Осень слегка потряхивает в руках яблоко и говорит:

- Ах, посмотрите, яблоко само хочет нам что-то сказать (открывает половинку яблока, а там записка).

Осень читает записку:

- «К вам на праздник спешит необычный гость!» Кто же это?

Звучит веселая музыка, в зал на игрушке-лошадке выезжает Рассеянный.

Осень:

-Здравствуйте, гость дорогой! А как же вас зовут?

Рассеянный:

- Добрый день! Бонжур! Мерси!

Я приехал на такси!

Ехал, ехал торопился –

В яму с квасом провалился,

Но не квас там был – компот

Простудил себе живот…

Но живот я полечил –

Тряпочку водой смочил,

Приложил ее к спине –

Сразу стало легче мне.

Осень:

- Вместо шляпы на ходу

Он одел сковороду!

Вместо варежек

Перчатки натянул себе на пятки!

Может дети вы узнали? Это же…

Дети продолжают:

- Рассеянный с улицы Бассеяной!

Рассеянный:

- Ой, как быстро угадали –

Сразу видно: все читали!

Поздравляю с Новым годом!

Шлет привет Весна для вас!

Осень:

- Ты же спутал время года.

Праздник Осени у нас!

Рассеянный:

- Праздник Осени? Прекрасно!

Значит, ехал не напрасно!

Буду петь частушки я.

Подыграйте мне друзья!

Рассеянный раздает детям ложки и поет вместе с ними частушки:

- Девочки и мальчики

Любят кушать «пальчики».

Но бояться вам не надо,

Это сорт ведь винограда!

 

Мы на праздник Урожая

Натащили овощей.

После выставки наш повар,

На год нам наварит щей!

Это что за поросенок,

Где дырявый пятачок,

Почему не слышно визга?

Это ж, братцы, кабачок!

Осень:

- Хорошо вы частушки исполняли, но это тебе ребята помогали. А вот сможешь ты загадки сам отгадать?

Рассеянный:

- Давайте свои загадки-мармеладки, я их очень люблю!

Дети загадывают Рассеянному загадки:

- Под кустом капнешь немножко

Вылезет на свет…

Рассеянный:

- Антошка, гармошка, лукошко, окошко? А что же?

Дети хором:

- Картошка!

Следующий ребенок читает загадку:

- Кто, ребята, не знаком

С белозубым…?

Рассеянный:

- Мужиком, сапогом, утюгом? Сдаюсь!

Дети хором:

- Чесноком!

Осень:

- Нет, Рассеянный, не получается у тебя что-то загадки отгадывать. А вот наши ребята умеют делать очень хорошо, а они подготовили стихотворение и сейчас его прочитают.

Дети читают стихотворение «Золотая волшебница осень…»:

«Золотая волшебница осень

Подожди, подожди уходить.

Ну, пожалуйста, мы тебя просим

Хоть немножечко с нами побыть.

Очень нравиться нам любоваться

Как листочки под солнцем горят.

Мы с тобой не хотим расставаться

По душе нам твой пестрый наряд»

Рассеянный:

- Что ж стихотворение они хорошо рассказали, а вот как на счет моей загадки? Смогут отгадать?

Дети хором:

- Сможем!

Рассеянный:

- Без пути и без дороги,

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле.

                   (Дождь)

Дети отгадывают загадку.

Осень:

- Ребята, вы правильно отгадали загадку, а хотите потанцевать с этим дождем?

Дети отвечают, что хотят и берут султанчики (дождь). Дети исполняют танец «Дождь» на песню «Отшумели летние дожди…».

Осень:

- Как хорошо и свежо стало в зале. Вы прекрасно танцевали. А тебе, Рассеянный понравилось?

Рассеянный:

- Очень понравилось. Я вижу, что эти, ребята, за что не возьмутся все у них получается!

Осень:

- Вот и еще одно красивое стихотворение «Осень» мы сейчас услышим!

Ребенок читает стихотворение «Осень» Вл. Орлова:

«Стоят леса полупустые,

Грустя по птичьим голосам.

Слова, роняя золотые,

Проходит осень по лесам.

Уже позванивают льдинки,

Уже прохладна синева,

Уже висят на паутинке

Ее прощальные слова»

Осень:

- Действительно, это стихотворение напомнило мне, что пора прощаться! Заждались меня в лесу растения, птицы и звери. Нужно накормить и уложить спать живую природу, ведь скоро придет зима. Но вы устроили в честь меня такой красивый праздник, что мне очень хочется вас отблагодарить. Примите в подарок, дорогие ребята, мои осенние дары!

Вместе с Рассеянным они раздают детям и взрослым угощение.

Рассеянный:

- Ой, опять я что-то позабыл. Я же к вам на праздник не просто так спешил, а вез подарки для родителей, которые расписали для них ребята. Опять позабыл, как же эти игрушки называются?  

Дети отвечают, что это дымковские игрушки.

Под музыку дети дарят родителям игрушки, сделанные своими руками.

Осень и Рассеянный прощаются и выходят из зала. Праздник закончился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини проект_Осень – чудная пора, Любит осень детвора!

ЦельРасширять представления детей об осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, умение чувствовать и понимать красоту окружающего мира....

Праздник "Осень славная пора, любит осень детвора".

Осенний праздник для детей с нарушеним слуха (глухих и слабослышащих)....

Сценарий экологического праздника "Путешествие в осенний лес" в старшей группе

Сценарий экологического праздника для использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.  Главная задача данного мероприятия- воспитание любви и бережного отношения к природе....

Летний проект "Лето –чудная пора! Любит лето детвора!" (старший дошкольный возраст)

Цель работы  -  развитие познавательного интереса, формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста, а также создание условий для полноценного физического и психическо...

Сценарий осеннего утренника в старшей группе «Осень – чудная пора»

Отличный праздник для детей, хорошие стихи, а главное герои для настоящей сказки....

Сценарий музыкального конспекта "Прогулка в осенний лес "для старшей группы

Сценарий музыкального конспекта для детей старшей группы " ПРогулка в осенний лес...

24.10.2024.Сценарий осеннего развлечения в подготовительной группе "ОСЕНЬ, ЧУДНАЯ ПОРА, ТЕБЕ РАДА ДЕТВОРА!"

24.10.2024.Сценарий осеннего развлечения в подготовительной группе"ОСЕНЬ, ЧУДНАЯ ПОРА, ТЕБЕ РАДА ДЕТВОРА!"Цель:создание атмосферы эмоционального комфорта, радости и удовольствия от осеннего ...