ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА
проект (средняя группа)
Тема: «Хлеб – всему голова»
Паспорт проекта
Руководитель проекта: Карпунина Юлия Владимировна
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Длительность - краткосрочный
Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители (законные представители) воспитанников.
Пояснительная записка:
Данный материал будет полезен педагогам, родителям с целью увеличения знаний у детей и взрослых о значении хлеба в жизни человека; приобщении детей и взрослых к бережному отношению к хлебу. К сожалению, многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу неуважительно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки).
Цель проекта: Сформировать знания детей о хлебе, о профессии людей выращивающих хлеб. Обогатить знания о пользе хлебобулочных изделий.
Задачи:
· познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку; с разнообразием хлебобулочных изделий;
· расширять и обогащать знания детей о хлебе, и его изготовлении.
· развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
- развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду взрослых
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРОЕКТ. ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА | 387.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 41 комбинированного вида
Нравственно-патриотический проект
«Хлеб - всему голова!»
Пашут каждую весну,
Поднимают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят,
С детства знай, как хлеб растят.
Хлеб ржаной, батоны, булки,
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
(Я.Аким)
Подготовила
Воспитатель Карпунина Ю. В.
Р.П. Большие Вяземы 2018
Тема: «Хлеб – всему голова»
Паспорт проекта
Руководитель проекта: Карпунина Юлия Владимировна
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Длительность - краткосрочный
Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители (законные представители) воспитанников.
Пояснительная записка:
Данный материал будет полезен педагогам, родителям с целью увеличения знаний у детей и взрослых о значении хлеба в жизни человека; приобщении детей и взрослых к бережному отношению к хлебу. К сожалению, многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу неуважительно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки).
Актуальность проекта:
В мире существуют понятия, которые для людей никогда не теряют своей ценности, они незыблемы, речь пойдет о хлебе. Я часто прошу сына, зайди, купи хлеба; в детстве я своим детям говорила, ешьте с хлебом!
Человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни праздничные застолья. Хлеб – это символ благополучия и достатка!
В старину к хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку.
Моя мама родилась в деревне, и детство ее пришлось на военные годы. Она нам рассказывала, что самое огромное желание было, съесть большой кусок черного хлеба!
С детских лет нас учили, бережно относится к хлебу, как к самому большому богатству. Так откуда же берется хлеб? Может быть, булки растут на дереве? С помощью экологического проекта мы это узнаем!
Цель проекта: Сформировать знания детей о хлебе, о профессии людей выращивающих хлеб. Обогатить знания о пользе хлебобулочных изделий.
Задачи:
- познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку; с разнообразием хлебобулочных изделий;
- расширять и обогащать знания детей о хлебе, и его изготовлении.
- развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
- развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
- воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду взрослых
Гипотеза:
Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями взрослых хлеб появляется у нас на столе; проект призван воспитывать бережное отношение к хлебу и труду хлебороба.
Предполагаемые результаты:
• сформировать у детей представления о ценности хлеба;
• получить знания о том, как выращивают хлеб, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
• воспитывать бережное отношения к хлебу.
Необходимое оборудование: оборудование мультимедиа, музыкальный центр, аудио- и видеотека; книги, иллюстрации, игры по теме.
Сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике, о хлеборобах, о народных традициях.
Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, видео-материал, злаковые растения, крупы, мука из разных злаков, предметы быта.
Подбор художественно-литературного материала: пословицы, поговорки, чистоговорки, рассказы, сказки, притчи, стихи.
Продукт проекта: сюжетно - ролевая игра «Булочная», изготовление групповой кулинарной книги «Рецепты наших бабушек».
Организация предметно-пространственной развивающей среды: создание атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Булочная», оформление альбома «Поэты о хлебе» - совместно с родителями, подборка игр.
План реализации проекта:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- Определение темы (проблемы проекта).
- Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
- Составление плана-схемы проекта.
ОСНОВНОЙ ЭТАП
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ДЕНЬ НЕДЕЛИ | РАБОТА С ДЕТЬМИ | ПРИЛОЖЕНИЯ | РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ |
Понедельник |
| Приложение №1 Приложение №2 | Предложить родителям вместе с детьми найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе. |
Вторник |
| Приложение №2 | Оформление альбома «Поэты о хлебе» - совместно с родителями |
Среда |
| Приложение №1 Приложение №2 | Изготовление групповой кулинарной книги «Рецепты наших бабушек». |
Четверг |
| Приложение №3 Приложение №4 Приложение №2 | Выставка рисунков детей с родителями «Хлеб - всему голова» |
Пятница |
| Приложение №5 Приложение №6 | Замешивание теста и выпекание хлебобулочных изделий совместно с детьми |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- Презентация проекта
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Беседа «Откуда хлеб пришёл».
Цель: закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле.
Рассказать детям, как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит, прежде чем мы его съедим. Познакомить с зерновыми культурами: овес, ячмень, пшеница, рожь. Учить определять из каких злаков получается, какая мука и крупы. Закрепить названия профессий людей , растивших и изготавливающих хлеб. Воспитывать уважительное отношение к хлебу.
Материал: колосья овса, ячменя, пшеницы, ржи и емкости с различными крупами. Иллюстрации сельскохозяйственной техники, хлебобулочных и кондитерских изделий.
Ход беседы:
Дети, я хочу вам рассказать, какой длинный путь проходит хлеб, прежде чем появиться у нас на столах.
Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченной
Шел к тебе издалека…
* * *
Вот он – хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой,
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал – пришел.
В нем - здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом – тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
С. Погореловский
Осенью в землю нужно внести удобрения, чтобы вырос хороший урожай. Трактористы в любую погоду выезжают в поля, чтобы весной взошли дружные всходы.
Но что бы был хороший урожай, нужны не только удобрения. Весной растениям нужна влага. Для этого еще зимой на полях проводят снегозадержание – сгребают снег в кучи, в валки.
Почему люди заботятся о том, чтобы на поле было много снега? Когда придет весна, солнце согреет землю, снег растает, будет много влаги, в которой нуждаются растения. В феврале часто метут метели, выпадает много снега, поэтому хлеборобы в это время проводят на полях снегозадержание.
Но задержать на полях снег – это еще полдела. Весной, когда пригреет солнце и талая вода может испариться, ее также стараются задержать. Для этого к трактору прицепляют бороны. Они рыхлят землю, и вода с поверхности проникает в более глубокие слои земли. Так сохраняется влага в почве.
Ранней весной начинается пахота. Пашут, какие трактора - гусеничные. Потому что они мощные и не оседают в землю, его удерживают гусеницы.
Вот и ожило поле, задышало. Ждет сева. Но пока весеннее солнце не согреет землю, сеять нельзя, погибнут в холодной земле зерна. За этим следят агрономы.
И настает пора сева. На поля выезжают трактора с сеялками. На сеялках работают сеяльщики и сеяльщицы. Они внимательно следят, чтобы сеялки не засорялись и на поле не оставались незасеянные участки. Если же случалось, что сеялки забиваются зерном, то сеяльщица нажимает на кнопку-сигнал, трактор останавливается, и тогда с помощью специального устройства прочищают механизмы. Работа сеяльщиков очень ответственная: если вовремя не прочистить сеялку, поле будет засеяно неровно, и урожай станет меньше. Поэтому ставят на такую работу самых внимательных, быстрых, находчивых и добросовестных людей.
Вот и зазеленели хлебные поля, а вместе с ними и сорняки, которые мешают расти злакам. Помощь людям в борьбе с сорняками оказывает авиация: с самолета посевы опрыскивают такой жидкостью, от которой погибают только сорняки. А когда колосья заколосятся, им угрожают насекомые-вредители; и снова у людей забота – как их уничтожить. И опять помогает авиация: на вертолете распыляют ядовитые вещества, уничтожают вредителей.
Наконец наступила радостная пора: созрела пшеница. Первый день жатвы всегда праздник. Будет богатый урожай, собранный без потерь. Считалось, что если в доме есть хлеб, значит голод не страшен.
Как называются машины, которые убирают зерно – комбайн. А профессия – комбайнер.
Посмотрите, как в густую золотую пшеницу медленно и плавно входит комбайн. Словно большой корабль по морю, плывет комбайн по золотистому хлебному полю. Удаляясь все дальше и дальше, он оставляет за собой узкие дорожки (валки) из колосьев как будто волны, бегущие за кораблем.
Вот и полный бункер зерна. К комбаину подьезжает грузовая машина. Зерно из бункера шнеком выгружается в машину. Шофера увозят зерно на зерноток, где его сушат на зерносушилках. Важно хлеб не только вырастить, но его и сохранить: уберечь от дождя. Если зерно намокнет, оно будет прорастать, погибнет, заплисневеть, згнить.
Но путь хлеба еще не окончен. Очистив от пыли и просушив в электрических сушилках зерно, его отправляют на элеватор. С элеваторов оно поступает на мукомольные комбинаты, где превращается в муку.
Так дети вы узнали путь хлеба до того, как он ляжет на стол караваем, булочкой, печеньем и другими хлебными изделиями.
Из разных зерновых культур делают разную муку: из пшеницы – пшеничную муку и пшеничный хлеб – это белый, булочки….
Изо ржи – ржаная мука и ржаной хлеб – черный. Еще из зерна делают крупы: манка из твердых сортов пшеницы.
Ячневая из ячменя. Геркулес из овса.
Беседа «Приметы о хлебе».
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: «Добро сеять при полном месяце!»
Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном.
Если солнышко закатилось – «не починай новой ковриги», а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок.
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
Приложение 2.
Дидактическая игра «Откуда хлеб пришёл?»
Цель: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.
Задачи: Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол;
Расширить знания у детей о содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе.
Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Описание:
Отгадайте загадку
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Две команды детей раскладывают последовательность сельскохозяйственных работ по выращиванию хлеба.
1 команда - в настоящее время;
2 команда - в старину.
Каждая команда, установив последовательность, представляет свою цепочку другой команде, называя при этом виды сельскохозяйственной техники.
Взрослый перед началом игры может задать вопросы:
-Ребята, скажите, пожалуйста, какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна? (Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут).
- Какие машины помогают хлеборобам? (Трактора, комбайны, грузовые машины).
В завершении игры обязательно должен прозвучать вопрос: Как нужно относиться к хлебу?
Подвижная игра «Мыши в кладовой»
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге.
Описание: Дети – это «мышки». Воспитатель рассаживает детей на скамейке, которая стоит вдоль стенки помещения. Скамейка играет роль «норки». На противоположной стороне от детей протягивается веревка так, чтобы детки смогли под нее пролезть. Пространство за веревкой – это «кладовая» для мышек. Недалеко от мышек спит «кошка», т. е. воспитатель. Пока кошка спит, мышки выбегают из своих норок и бегут в кладовую. Там они изображают, как будто что-то грызут, к примеру, сухарик. Вдруг, кошка просыпается и начинает ловить мышек. Мышки же, испугавшись, разбегаются по своим норкам. Никого не поймав, кошка возвращается на место и опять засыпает. Мышки вновь бегут в «кладовку». В эту подвижную игру можно играть не более 5 раз!
Дидактическая игра «Что сделано из муки?»
Задачи: развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание.
Описание: дети отмечают фишками только те продукты питания, в состав которых входит мука.
Подвижная игра «Каравай»
Описание: Сначала надо объяснить детям, что каравай —это большой круглый хлеб. Затем надо поставить их в круг и сказать, чтобы они взялись за руки. На середину круга пусть выйдет один из детей, например Алёша. После этого все идут справа налево и поют песенку:
Как Алёше на рожденье
Испекли мы каравай!
Вот такой вышины!
(Дети должны поднять руки: показать, какой высокий каравай.)
Когда запоют:
Вот такой низины!
(Присесть на корточки. После этих слов надо быстро встать, раздвинуть круг шире, рук не разнимать и петь)
Вот такой ширины!
(И сейчас же надо быстро сузить круг, со всех сторон обступить Алёшу и петь)
Вот такой ужины!
(Как споют, пусть снова раздвинут круг и запоют)
Каравай, Каравай,
Кого хочешь, выбирай!
(Алёша станет думать: кого ему выбрать? Пока он раздумывает, хоровод ходит, не останавливаясь, и повторяет свою песенку)
Каравай, Каравай,
Кого хочешь, выбирай!
(Кого Алёша выберет, тот пусть выходит на середину круга, и можно начать игру снова.)
Дидактическая игра «Что нужно для работы хлебороба»
Задачи: закреплять знания детей о сельскохозяйственной технике, орудиях труда хлебороба, развивать зрительное восприятие, внимание, память.
Описание: дети отбирают картинки с изображением сельскохозяйственной техники, орудий труда хлебороба.
Дидактическая игра «Назови профессию»
Задачи: расширить представление детей о профессиях людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба, расширять словарь.
Описание: педагог начинает предложение, дети заканчивают ( например: на комбайне работает …..комбайнер; на мельнице работает …..мукомол и т.д.)
Приложение 3.
Лепка «Хлебобулочные изделия» (из соленого теста)
Задачи: Учить детей умению намечать последовательность работы, доводить замысел до конца.
Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях.
Воспитывать самостоятельность, развивать творчество.
Формировать умение передавать некоторые характерные признаки хлебобулочных изделий, их пропорции, используя усвоенные ранее приемы лепки.
Развивать мелкую моторику рук
Закреплять умение детей работать с тестом.
Ход:
1. Организационный момент.
Педагог предлагает детям поиграть в игру «Любимая сдоба». Дети встают в круг, и по очереди передают друг другу мяч, называя хлебобулочное изделие.
После игры педагог получает конверт с приглашением ребят в гости к кукле Кате и предлагает детям самостоятельно приготовить угощение к чаю.
2. Актуализация знаний.
Педагог задаёт вопросы:
-где рождается хлеб? (в поле)
- Как называются люди, которые выращивают хлеб? (хлеборобы)
-когда сеют зерно? (весной)
-как из зерна получают муку?
-что можно спечь из муки?
Разминка.
Бабочка божьей коровке звонила:
(дети машут руками, набирают указательным пальцем номер, берут трубку)
«Тесто с утра я уже замесила.
(изображают замес теста)
В гости приди. Поболтаем часок.
(делают пригласительные движения руками, одной рукой показывают на рот)
Вкусный с капустою будет пирог.
(складывают ладони как пирожок)
Чаю с нектаром попьем,
(делают из кисти «кольцо» и подносят ко рту)
Песни душевные вместе споем»
(делают из обеих кистей «кольца», сжимают и разжимают их).
После разминки педагог предлагает детям рассмотреть картинки с изображением хлебных и кондитерских изделий, отгадать загадки.
Тесто заварено прямо на печке.
Белый пшеничный хлебец, как колечко.
Ешь ты и вечером, и спозаранку
Сладкую, сытную чудо-… (Баранку.)
Это печенье в глазури обычно,
В виде лепешки, фигурки привычной.
Сладкое, мятное… Ставь быстро чайник,
Если к столу принесет кто-то… (Пряник.)
Белый хлебец, на баранку похожий,
Толстый, весь в маке и стоит дороже.
В чашечку кинь рафинада ты кубик,
Ешь не спеша с чаем толстенький… (Бублик.)
Сдобная булочка и завитая,
Формой восьмерочку напоминает.
Пышут румянцем верхушка, бочок —
Это же русский витой… (Кренделек.)
Маленькая, тонкая, сухая…
Саша, в кулачке ее сжимая,
По шоссе идет, сережки в ушках,
В кулачке, все точно знают… (Сушка.)
Белый хлеб продолговатый
И воздушный, словно вата.
Сверху в рубчиках весь он.
Это — нарезной… (Батон.)
С открытою начинкою лепешка,
Посередине — творога немножко.
Всех пирожков известная подружка
Питательная, вкусная… (Ватрушка.)
От формочки бочок весь в рубчик,
Но с ним невкусным будет супчик.
«Гав, гав!» — попросит песик Рекс
С изюмом выпеченный… (Кекс.)
Без выходных из года в год
Работает хлебозавод.
Ванилью пахнет улочка,
Когда печется… (Булочка.)
Аппетитный и румяный,
Тесто сдобрено сметаной.
Ешь его, пока горяч,
Пышный бабушкин… (Калач.)
На подбор все эти братцы,
Жалко с ними расставаться,
Все с начинкою дружки —
Ароматны… (Пирожки.)
Пальчиковая гимнастика:
«Хлеб»
Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают кулачки)
А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят»)
Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Всё мы испечём в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх)
Очень вкусно! (Гладят живот)
3. Практическая работа
(Инструкции воспитателя)
Педагог предлагает детям, подумать и выбрать какие хлебобулочные изделия они будут лепить. Напомнить различные приёмы лепки.
Для того, чтобы вылепить хлеб, скатываем шарик, сформировываем из него кирпичик, напоминавший булку хлеба.
Бублики и баранки, раскатать тесто и свернуть палочку в кольцо (соединить концы). Крендельки, раскатываем тесто прямыми движениями ладоней и свёртываем колбаску по-разному.
Печенье, пряники раскатываем тесто круговыми движениями, и сплющиваем шарик.
(Выполнение работы детьми)
4. Итог занятия
- Ребята, скажите, почему хлеб называют самым главным в доме?
- Как нужно относиться к хлебу?
- Почему нужно уважать труд людей, выращивающих хлеб?
В конце занятия педагог вместе с детьми рассматривает изделия, выделяет лучшие и оставляет сушиться.
Ожидаемый результат.
Знать. Характерные признаки хлебобулочных изделий. Различные приемы лепки.
Уметь. Работать с тестом, применяя различные приемы лепки изученные ранее.
Приложение 4.
Игра – драматизация сказки «Колобок»
Цель: формирование коммуникативных и речевых способностей у детей в условиях общеобразовательной группы средствами театрально-игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные
- Расширять у детей представления о русских народных сказках
- Учить понимать смысл социальных отношений
- Учить детей говорить и действовать от имени принятой роли
- Устанавливать смысловые связи между персонажами, ориентируясь на жесты, мимику, движения головы, конечностей, туловища
- Учить понимать мотивы поведения персонажей
- Учить драматизировать посредством интонационной выразительности, действовать от имени роли, отражая межличностные отношения персонажей
- Учить понимать чувства и переживания персонажей, проявлять сочувствие, лучше осознавать собственные переживания;
- Учить осознавать собственный эмоциональный опыт, формировать представление о себе;
- Учить понимать коммуникативную значимость жестов, поворотов туловища и головы, выражения лиц персонажей
- Учить адекватно воспринимать и использовать выразительные интонации при передаче коммуникативного содержания
- Учить использовать интонационные, неречевые и речевые коммуникативные средства при создании игрового образа;
- Учить понимать намерения персонажей, соотносить их с реальным поведением, понимать подлинный характер персонажей
- Обучать детей навыкам партнёрства в совместной деятельности
Коррекционно-развивающие
- Развивать память, внимание, мышление
- Развивать общую и мелкую моторики
- Развивать творческое воображение
- Развивать умение действовать с воображаемыми предметами
Речевые
- Развивать у детей вербальные формы общения
- Продолжать формировать у детей грамматический строй речи
- Продолжать уточнять и обогащать словарный запас дошкольников
Воспитательные
- Воспитывать интерес к совместной деятельности
- Формировать у детей переживания эмпатийного характера (сочувствие, радость)
- Учить быть внимательным к сверстникам
- Продолжать учить детей взаимодействовать в коллективе
- Воспитывать бережное отношение к книгам
- Воспитывать у детей любовь и интерес к сказкам
В лесу, на полянке – домик. Около него – скамейка.
Выходит сказочник в русском костюме.
Сказочник (ребёнок)
Здравствуйте, ребятушки! Я добрый Сказочник.
Приглашаю вас послушать сказку.
Замесила бабушка
Не булку, не оладушку
Как поставила на стол
Он от бабушки ушёл
Кто же бегает без ног?
Это круглый…. (Дети хором) Колобок
В мире много сказок –
Грустных и смешных.
Но прожить на свете
Нам нельзя без них!
В сказке может все случиться, наша сказка впереди!
Жили-были дед и баба, ели кашу с молоком.
И однажды дед задумал угоститься колобком.
Дед :
Ох, умаялся! Устал!
Я сегодня рано встал,
Десять грядок посадил,
В лес за хворостом сходил.
Много переделал дел,
А покушать не успел.
Бабка, скоро ли обед?
Есть мы будем или нет?
Испеки мне колобок, чтобы был румяный бок.
Бабка
Испеки, да испеки
Ты мне лучше помоги
Дед
Буду я дрова рубить
Бабка
Буду печку я топить
Вместе
Будем тесто мы месить.
(Вместе месят тесто в кадке)
Песня деда и бабки
Сказочник:
Вот наш дедушка да бабка
Замесили тесто в кадке
Тесто непослушное
Хоть и очень вкусное
Тесто
Уползу я из кастрюли
Я не буду пирогом
Не хочу я быть ватрушкой
Не хочу быть колобком
Мне в кастрюльке мало места
Мне в кастрюльке стало тесно.
Убегает из кастрюли
Дед
Ай, ай, ай! Куда? Куда?
Вот несчастье, вот беда!
Бабка
Уж такого не бывало
Наше тесто убежало
Дед
Догоняй его скорей
Да веди сюда быстрей
Догоняют тесто
Ведущая:
Догнали наши герои непослушное тесто, и пошли печь колобок
Дед наш бабушке помог, и испекся Колобок.
Бабка (выводит колобок)
Славный вышел колобок
Колобок, румяный бок
Дед
Колобок наш сладкий
Кругленький да гладкий
Вот его я остужу
На окошко положу
Колобок
Надоело мне лежать, поучусь-ка я читать
(Берет сказки и читает.)
Надоело мне читать, лучше я пойду гулять.
Песня Колобка
Дед (изумленно):
Ой, смотри, он укатился,
С нами даже не простился!
Бабка:
И куда теперь пойдет?
Пропадет он, пропадет!
Сказочник
Покатился колобок, колобок – румяный бок.
По дорожке, по тропинке
Мимо ёлки и осинки
Так он прикатился в лес
Где полным-полно чудес
Колобок наш не скучал
Здесь он зайцев повстречал
Заяц 1
Любят белые зайчишки
Бегать по лесу вприпрыжку!
Ушками все слушать,
Зубками все кушать!
Заяц 2
Колобок, мы есть хотим
Мы тебя сейчас съедим
Колобок
Обмануть я всех смогу – и от вас я убегу!
Колобок:
И гоняйтесь хоть полдня,
Не догоните меня!
(Бегают под музыку)
Сказочник
Покатился колобок, колобок – румяный бок.
По тропинке он катился
Всё узнать он торопился
Вдруг у старой елки
Повстречался с волком
Серый волк по лесу рыщет
День и ночь добычу ищет
Ведущий
А в лесу-ка посмотри
Не один, а целых три
Волк 1
Очень я люблю козлят
Зайчиков и поросят
Ну а раз тут зайцев нет
Колобок мне на обед
Волк 2
Эй, румяный колобок,
Укушу тебя за бок.
Ты же свеженький совсем,
Погоди, тебя я съем!
Волк 3
Колобок, мы есть хотим
Мы тебя сейчас съедим
Колобок
Обмануть я всех смогу – и от вас я убегу!
Сказочник
Покатился колобок, колобок – румяный бок.
Кого он дальше встретил?
Кого там заприметил?
Кто ужасно косолапый, любит мед, сосет он лапу?
Поскорее мне ответь! Это был большой…медведь!
Ведущий
Был наш Миша не один. С другом он везде ходил
Медведь 1
Очень хочется нам есть
Нам бы мёда бочек шесть
Медведь 2
Колобочек, колобок, у тебя румяный бок,
До чего же ты хорош, и от нас ты не уйдешь!
Медведь 3
Колобок, мы есть хотим
Мы тебя сейчас съедим!
Колобок
Вы медведи, не спешите, я спою, а вы спляшите!
Я веселый колобок, у меня румяный бок.
Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел.
Обмануть я всех смогу – и от вас я убегу!
Сказочник
Покатился колобок, колобок – румяный бок.
А навстречу – вот краса! – идет рыжая лиса!
Песня лисы
Лиса
Колобочек, колобок, у тебя румяный бок.
И куда ты держишь путь? А не хочешь отдохнуть?
Вы слыхали про лису?
Нет хитрей меня в лесу.
Покажу сейчас я всем
Колобка сейчас я съем!
Колобок
Ты, лисичка, не спеши, я спою, а ты спляши!
Я веселый колобок, у меня румяный бок.
Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел.
Обмануть я всех смогу – от тебя я убегу!
Лиса
Что-то стала я стара, мне на пенсию пора.
Сядь ко мне ты на носок и пропой еще разок.
Ведущая
Колобок расправил грудь и состроил глазки.
Колобок
Прежде чем пуститься в путь,
Прочитал я сказки.
Старой хитростью живешь,
Но меня не проведешь!
Все вместе
Вот как важно сказки знать, вместе с мамой их читать!
Приложение 5.
Рисование «Пшеничный колос»
Цель: Обучить детей нетрадиционным способам рисования пшеничного колоса.
расширить и углубить знание детей о пшеничном колосе, его внешнем виде.
закрепить навыки рисования с помощью ворса кисточки.
- повышать мотивацию изобразительной деятельности через осознание ее нравственной значимости; совершенствовать общую и мелкую моторику.
активизировать в речи детей прилагательные (желтый, колючий, золотистый).
Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность при работе с красками. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Ход
Воспитатель рассказывает древнюю легенду о хлебном колосе:
- В далекие времена, когда сам Бог ходил по земле, жизнь людей была легкой и сытой. Круглый год стояло лето. Когда нужно шел дождик, когда нужно – светило солнце. В лесах росли плодовые деревья. Звери были смирными, и все кормились травой. Люди не знали ни болезней, ни бед, ни голода. Хлебный колос был очень большим – стебля почти не было, зерна начинались от самой земли, и каждое зерно было размером с боб. Хлеба было так много, что его никто не ценил. Один раз Бог ходил по земле и увидел, как мать подтерла краюшкой только что испеченного хлеба обмаравшегося ребенка и при этом отказала в пище страннику. Бог рассердился, поднялся на небо и лишил людей хлеба. Стала земля как камень, реки высохли, трава завяла. Наступил голод. Тогда кошка и собака пошли к Богу просить хлеба. Тот сжалился и выделил на кошачью и собачью долю маленький колос на длинном стебле. Бог сделал так, что лето стало занимать только половину года. Зима – для людей, а лето – для зверей. Люди, выпекая свежий хлеб, первый кусок отдавали кошкам и собакам. А теперь скажите, чему учит легенда?
Воспитатель: ребята, отгадайте загадку, «вырос в поле дом, полон дом зерном» (колос). Вот колосок у нас сегодня в гостях, давайте расскажем, что мы про него знаем. Где растет колосок? Какие растения еще растут в поле, у которых есть колоски?
Дети: пшеница, рожь, ячмень.
Воспитатель: ребята, давайте посмотрим на картинку, где изображено поле пшеницы. Что находится на колоске?
Дети: зерна (воспитатель демонстрирует натуральный пшеничный колос)
Физкультминутка
В землю зернышко попало (дети приседают),
Прорастать на солнце стало (руки над головой).
Дождик землю поливал, и росточек подрастал (дети медленно встают).
К свету и теплу тянулся, и красавцем обернулся.
Воспитатель: дети, давайте присядем за стол и попробуем нарисовать пшеничное поле (в начале рисуем стебелек, а затем промакиванием ворса кисточки.
Воспитатель просит детей представить, что он – колосок, а они – зернышки. Дети медленно собираются в кружок на ковре, в центре находится воспитатель.
- Ребята, скажите, что делают из пшеничных зерен? (муку разных сортов)
- Что делают из муки? (хлебобулочные изделия)
- Сегодня наш колосок приготовил для вас хлеб.
- Когда будете кушать, вспомните легенду о хлебном колосе.
Приложение 6.
Сюжетно-ролевая игра
«Булочная»
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: учить детей играть в сюжетно-ролевую игру, развивать диалогическую и монологическую речь.
Задачи:
Образовательные:
- расширять и углублять представления детей о профессиях: пекаря, кондитера, упаковщика, грузчика, водителя, товароведа, менеджера по залу, кассира, продавца, охранника, директора;
- расширять представления о мастерстве кондитеров и пекарей, о значимости их труда.
Развивающие:
- активизировать диалогическую и монологическую речь;
- умение самостоятельно готовить игровой материал для игры;
- обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры, опираясь на ранее полученные знания;
- развивать воображение.
Воспитательные:
- способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, качественному исполнению ролей;
- обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры, опираясь на ранее полученные знания;
- воспитывать самостоятельность в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в ходе игры;
- формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров.
Предварительная работа:
- разучивание стихотворения И. Лопухиной «Булочная»;
- НОД «Откуда хлеб на стол пришел?»;
- рассказы в картинках «Как выращивают хлеб»;
- знакомство с профессиями «агроном», «тракторист», «комбайнер»;
- рассматривание иллюстраций, картинок по теме: «Хлебобулочные изделия»; «Кондитерские изделия», «Булочная», «Хлебозавод», «Пекарный цех», «Кондитерский цех»;
- знакомство с профессиями «пекарь», «кондитер»;
- чтение литературных произведений: М. Глинская «Хлеб», литовской сказки «Как волк вздумал хлеб печь»; загадки о хлебе.
- просмотр видеоролика «Откуда хлеб к нам на стол пришел?», серия «По секрету всему свету – «Хлебоуборочная техника», «Как растет пшеница?»;
- сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Супермаркет»; знакомство с профессиями «товаровед», «менеджер зала», «упаковщик»;
- подготовка игрового пространства.
Оборудование:
- шапочки, фартуки (для кондитеров и пекарей)
- фартуки и шапочки (для продавца, кассира)
- скатерти
- пластилин для моделирования, формочки, коробочки для упаковки, наклейки
- соленое тесто, подносы
- ящики, рули, костюмы (для грузчиков и водителей)
- витрины
- готовый игровой материал
- кассовый аппарат
- корзины для покупателей
- сумочки
- кошельки
- деньги (из бумаги)
- чеки
- ценники
- товары по отделам
- таблички с названиями отделов
- отличительные элементы для сотрудников (бейджи)
План проведения игры:
- Организационный момент.
- Игра-инсценировка стихотворения И. Лопухиной «Булочная».
- Введение в тему игры.
- Игра «Хлебозавод». Деление детей на 2 группы – «пекари» и «кондитеры». Изготовление детьми хлебобулочных и кондитерских изделий. Введение в игру ролей «грузчик», «водитель».
- Игра «Булочная», введение в игру ролей - «товаровед», «менеджер зала», «продавец», «кассир», «охранник», «директор магазина».
- Самостоятельная игровая деятельность.
- Итог.
Ход игры:
Руководство воспитателя | Предполагаемые ответы детей |
1.Организационный момент | |
Дети до начала игры надевают на себя шапочки и фартуки | |
- Сегодня, ребята, мы будем играть с игру «Булочная». - Что продается в булочной? - Сейчас мы с вами прочитаем стихотворение «Булочная». | - Хлеб, печенье, торты, конфеты и т.д. |
2.Игра-инсценировка стихотворения И. Лопухиной «Булочная» | |
В булочной у нас баранки, Булки, бублики, буханки, Пирожки, батоны, плюшки, И плетёнки, и пампушки, Курабье,бисквит, печенье, Бутерброды, чай с вареньем, Много пряников, конфет, Пастила есть и щербет, И пирог с начинкой сладкой, И полено, и помадка… Называйте, не стесняйтесь, Выбирайте, угощайтесь! | Дети в руках держат подносы с хлебобулочными и кондитерскими изделиями. Лена, Полина, Варвара читают стихотворение. Дети поочереди делают шаг вперед. |
3.Введение в тему. | |
Иллюстрационный материал по теме: «Хлебозавод» | |
- Сегодня мы с вами будем играть в игру «Булочная». Но, сначала, мы с вами отправимся на хлебозавод. - Кто работает на хлебозаводе? - Какие изделия выпекают пекари? - Что изготавливают кондитеры? | - «Пекари», «кондитеры». - Хлеб, пирожки, булки, бублики, баранки, плюшки, плетёнки, и т.д. - Печенье, конфеты, торты, пироги, сладости и т.д. |
4.Игра «Хлебозавод» | |
Дети делятся на 2 группы – «пекари», «кондитеры». Дети подходят к столам. На одном столе табличка «Пекарный цех», на другом столе - «Кондитерский цех». | |
- Итак, приступаем к работе. Нам необходимо изготовить разные изделия для нашей булочной. - А теперь наши изделия необходимо отправить в булочную. - На чем мы отвезем наши изделия? - Необходимо выбрать грузчиков и водителей. Грузчики погрузят наши изделия на машины, а водители повезут в булочную. | Самостоятельная деятельность детей. Дети лепят и упаковывают свои изделия в коробочки. Затем складывают их в ящики. - На машине. Грузчики грузят товар в машины. |
5.Игра «Булочная» | |
Грузчики и водители везут товар в магазин. Товаровед принимает товар, подписывает накладную. Менеджеры зала расставляют товар. Дети в это время снимают шапки и фартуки. | |
- В нашей булочной будет 2 отдела: «хлебобулочные изделия» и «кондитерский отдел». - Ребята, а кто работает в магазине? - Правильно, продавцы будут говорить вам, сколько стоит товар, подавать его; кассир пробивает чеки, дает сдачу; менеджер зала раскладывает товар на полки, охранник охраняет магазин; директор контролирует работу всех работников магазина. - Теперь надо распределить роли (одновременно раздаются бейджики) - Директором магазина буду я. - Ребята, не забываем про вежливые слова. Это одно из условий нашей игры: без слов «будьте добры», «пожалуйста», «здравствуйте», «спасибо», «до свидания», товар отпускаться не будет. - Ну, а теперь пора открывать нашу «Булочную». Все работники магазина занимают свои места. | - Продавец, кассир, товаровед, менеджер зала, охранник, директор магазина. |
6. Самостоятельная игровая деятельность | |
Дети берут корзинки, сумки и отправляются в булочную. | |
- Здравствуйте, а хлеб у вас свежий? - Да, свежий. - Сколько стоит батон хлеба? - Батон хлеба стоит 20 рублей. - Дайте, пожалуйста, один батон. - Спасибо. | |
7.Подведение итога | |
- Скажите, ребята, вам понравилась игра? Какие профессии участвовали сегодня в игре? - В следующий раз мы продолжим нашу игру. | - Пекари, кондитеры, грузчики, водители, товаровед, менеджеры зала, продавцы, кассиры, охранник, директор магазина. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область
Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...
"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"
"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова" Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...
"Хлеб-всему голова"" Осенний праздник хлеба в подготовительной группе
Цель: Продолжать расширять знания детей о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, люди каких профессий помогают хлеборобам; какие орудия и машины используются при...
Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"
Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....
Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру: "Хлеб-всему голова!".Стихи и загадки о хлебе.
Знакомить детей с простой системой- от маленького зернышка,посаженного в землю, до румяного душистого каравая хлеба на столе. Познакомить с трудом хлебороба; учить ценить хлеб как основное богатство....
Сценарий мероприятия,посвящённое Всемирному дню хлеба: «Хлеб — всему голова» с интерактивной игрой "От зерна до хлеба"
Этот сценарий с интерактивной игрой поможет подготовиться и провести интересное мероприятие....