Использование социо-игровой технологии в организации образовательного процесса ДОУ.
презентация к уроку (средняя, старшая, подготовительная группа)
Использование социо-игровой технологии в организации образовательного процесса ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sotsio-igrovoy_tehnologii_v_obrazovatelnom_protsesse_dou.docx | 27.68 КБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Использование социо-игровой технологии в организации образовательного процесса ДОУ
Мы – педагоги дошкольники, очень счастливые люди, а знаете почему? Потому что став взрослыми, мы продолжаем жить в мире детства, в мире фантазии и открытий, искренности и добра, и, конечно же, игры.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предусматривает реализацию образовательной программы ДОУ в деятельности, специфической для детей дошкольного возраста, и прежде всего в игре.
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально правило «чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни».
Соответствовать данному утверждению нам помогает современная педагогическая технология «Социо-игровая педагогика», представленная Е. Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым. В своей педагогической практике я применяю социо-игровые приёмы, упражнения, направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.
Социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой и со взрослыми.
Суть данной технологии раскрывается в следующих правилах :
1 правило: Используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников».
Оптимальным являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Работа в микрогруппах учит детей самостоятельно добывать знания, конструктивно общаться друг с другом и с взрослым. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться.
2 правило: «Смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер.
3 правило: Третье правило поможет нам снять эмоциональное напряжение. В данном случае обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен. Дети могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке и т. д.
4 правило: Смена темпа и ритма. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
5 правило: Социо - игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.
6 правило: Ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, а педагогу следует не учить, а уметь слушать и слышать детей, доверять им.
Плюсы социо-игровой технологии:
- Отношения: «ребенок-сверстник»;
- Педагог является равноправным партнером;
- Разрушается барьер между педагогом и ребенком;
- Дети ориентированы на сверстников, а значит, не являются покорными исполнителями указаний педагога;
- Дети самостоятельны и инициативны;
- Дети сами устанавливают правила игры;
- Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;
- Дети договариваются, общаются (выполняют роль говорящих и роль слушающих);
- Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;
- Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;
- Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.
-Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.
Социо-игровая технология предполагает использование нескольких видов игр. Рассмотрим каждый из них.
1. Игры для рабочего настроя.
Задачи: пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела. В процессе таких игр детям легче будет преодолеть страх, враждебную настороженность, решить скандальный спор и нежелание совместно играть и решать поставленные задачи.
« Я змея…»
«Мы – такие разные»
Игра-задание: Объединиться в пары по противоположным признакам (по росту, по цвету волос, по цвету глаз, по фигуре, и др.)
«Спиной друг к другу»
Ход: Дети стоят в парах. Внимательно рассматривают друг друга 1 минуту (песочные часы). Затем становятся спиной друг к другу и по очереди описывают внешний вид своего партнера.
2. Игры социо-игрового приобщения к делу.
Задача: выстраивание деловых отношений детей с педагогом и друг с другом.
Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий.
Игра-задание «Туисок»
Педагог: «Вот вам туисок, кладите в него что есть на «ОК»
Дети: «Я положу в туисок – замок, сучок, мешок, чулок, сахарок, клубок и т. д.»
«Телеграф»
Цель: развитие умения устанавливать «обратную связь» при взаимодействии с другими людьми.
Ход: Четыре ребенка – «связисты»; остальные – наблюдатели; воспитатель – отправитель телеграммы; один ребенок – ее получатель. Связисты и получатель телеграммы выходят за дверь. Воспитатель приглашает одного связиста и зачитывает ему текст телеграммы один раз. Первый связист, чтобы лучше запомнить текст, может задавать уточняющие вопросы. Затем он приглашает второго связиста и передает ему услышанный текст; второй – третьему; третий – четвертому; четвертый – получателю. Получатель пересказывает услышанное наблюдателям и спрашивает: верно ли он все понял?
Примерный текст. Вылетаю рейсом 47. Встречай в 13.00 по московскому времени. Не забудь про конфеты и цветы. До встречи. Твой друг.
3. Игры-разминки (разрядки).
Задачи: снять напряжение у ребенка; поднять настроение, дать возможность размяться, развивать координацию движений.
В группе провожу такие игры, как: «Карлики – великаны», «Замри», «Хороводы», «Ухо – нос», «Испорченный телефон», «Воробьи – вороны».
«Пишущая машинка» - со всей аудиторией.
Ход: все участники выполняют синхронно ряд движений:
«Если весело живется, делай так – хлопки;
Если весело живется, делай так – щелчки;
Если весело живется, делай так – шлепки по коленям;
Если весело живется, делай так – топают;
Если весело живется – делай ВСЕ!(выполняют все движения сразу)
«Неиспорченный телефон» - с микрогруппами.
Ход: «Дети» стоят в 2-х шеренгах напротив друг друга. Это две телефонные линии.
Задание: передать скороговорку на скорость. Капитаны команд получают скороговорку от педагога.
«Кто обидит бобра - не увидит добра»
«Хорош пирожок внутри творожок!»
4. Игры творческого самоутверждения.
Задачи: Развивать умения выражать свои чувства и способности, используя разные средства: пластику, мимику, жесты; умение владеть своим телом. Учить понимать внутренний мир окружающих людей.
Мною используются такие игры, как игры-пантомимы, игры-инсценировки, хороводы, «Стихи по ролям», «Кривое зеркало», «По правде, понарошку», «Животные» и др.
Вам предлагаю обыграть игры:
«Кривое зеркало»
Цель: научить детей удерживать внимание, быть сосредоточенными в течение довольно длительного срока, сохранять устойчивое внимание.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: воспитатель уточняет у детей значение выражения «отражается, как в кривом зеркале». Выслушав ответы детей, педагог подводит итог: кривое зеркало все искажает, показывает неправильно. Выбирается ведущий.
В ходе игры выбранный ведущий будет показывать различные движения, давать различные команды. Например, присели, встали, улыбнулись, поставили руки за голову, попрыгали на месте. А участники игры будут выполнять его приказы наоборот. Например, ведущий говорит: «Руки вниз!», а участники игры поднимают их вверх. Ведущий командует: «Замерли на месте!», а дети побежали. Тот ребенок, который ошибется и выполнит указание ведущего правильно, а не наоборот, из игры выбывает. Затем выбирают нового ведущего, и игра продолжается.
«Представь и покажи» - в микрогруппах.
Ход: В руках у педагога платочек.
Задание 1-ой команде: закрыть лицо платочком и представить, какое лицо бывает у мамы, когда она сердится.
Задание 2-ой команде: представьте лицо ребенка, которого обидели.
V. Игры вольные (на воле)
Задачи: Развивать интерес к подвижным народным играм, хороводам; способствовать развитию внимания, воображения, активности, уверенности в себе. Формировать чувство группового единства.
Любимыми играм у детей являются: «Прятки», «Ловишки», «Колечко-колечко», «Где мы были — не скажем, а что делали — покажем», «, «День наступает – все оживает», «След в след», «Воробьи – вороны» и др.
Вас приглашаю поиграть в хороводную игру «Найди себе пару»
Цель: учить быстро бегать, не мешая друг другу; закреплять названия цветов.
Ход игры: Воспитатель раздает разноцветные флажки играющим. По сигналу воспитателя дети бегают, при звуке бубна находят себе пару по цвету флажка и берутся за руки. В игре должно принимать участие нечетное кол-во детей, чтобы один остался без пары. Он и выходит из игры.
«День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает»
Воспитатель или ребёнок-ведущий произносит «День наступает – всё оживает», играющие двигаются по площадке хаотично (бегают, танцуют, прыгают, догоняют друг друга). Когда воспитатель (ребёнок-ведущий) произносит вторую часть «Ночь наступает – всё замирает», то играющие останавливаются в причудливых позах. По выбору ведущего некоторые играющие «оживают» придуманным движением (прыжок, танец, бег).
Уважаемые коллеги, я показала Вам некоторые игры и приемы социо-игровой технологии. Их можно использовать и на занятиях и при организации свободной деятельности детей. И самое главное, мы все должны помнить главный принцип в работе с детьми: «Не рядом и не над, а вместе!»
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально правило «чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни». Соответствовать данному утверждению нам помогает современная педагогическая технология « Социо -игровая педагогика», представленная Е. Шулешко , А. Ершовой и В. Букатовым . В своей педагогической практике я применяю социо -игровые приёмы, упражнения, направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.
Александра Петровна Ершова Авторы социо -игровой технологии Евгений Евгеньевич Шулешко Вячеслав Михайлович Букатов
1 правило: Используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников». 2 правило: «Смена лидерства». 3 правило: О бучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен. 4 правило: Смена темпа и ритма. 5 правило: Обучение происходит в игровой форме. 6 правило: Ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Суть технологии заключается в следующих правилах:
Плюсы социо -игровой технологии: - Отношения: «ребенок-сверстник»; - Педагог является равноправным партнером; - Разрушается барьер между педагогом и ребенком; - Дети ориентированы на сверстников, а значит, не являются покорными исполнителями указаний педагога; - Дети самостоятельны и инициативны; - Дети сами устанавливают правила игры; - Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения; - Дети договариваются, общаются (выполняют роль говорящих и роль слушающих);
- Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами ; - Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга; - Социо -игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность. -Применение социо -игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.
Виды игр: 1 . Игры для рабочего настроя. Задачи : пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела. Игры: «Я змея…», «Мы такие разные», «Спиной к друг-другу», «Неиспорченный телефон», «Волшебная палочка», «Летает – не летает ».
2 . Игры социо -игрового приобщения к делу. Задача: выстраивание деловых отношений детей с педагогом и друг с другом.Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий . Игры :«Утро , день, вечер», «Полезные продукты», «Эхо», «Рассказ-рисунок о том, что вижу», «Знаки препинания ».
3 . Игры-разминки (разрядки). Задачи: снять напряжение у ребенка; поднять настроение, дать возможность размяться, развивать координацию движений. Примеры игр: «Карлики – великаны», «Замри», «Хороводы», «Ухо – нос», «Испорченный телефон», «Воробьи – вороны».
4. Игры творческого самоутверждения . Задачи: Развивать умения выражать свои чувства и способности, используя разные средства: пластику, мимику, жесты; умение владеть своим телом. Учить понимать внутренний мир окружающих людей. Мною используются такие игры, как игры-пантомимы, игры-инсценировки, хороводы, «Стихи по ролям», «Кривое зеркало», «По правде, понарошку», «Животные» и др.
5. Игры вольные. Задачи: Развивать интерес к подвижным народным играм, хороводам; способствовать развитию внимания, воображения, активности, уверенности в себе. Формировать чувство группового единства. Любимыми играм у детей являются: «Прятки», « Ловишки », «Колечко-колечко», «Где мы были — не скажем, а что делали — покажем», «, «День наступает – все оживает», «След в след», «Воробьи – вороны» и др.
Уважаемые коллеги, я показала Вам некоторые игры и приемы социо -игровой технологии. Их можно использовать и на занятиях и при организации свободной деятельности детей. И самое главное, мы все должны помнить главный принцип в работе с детьми: «Не рядом и не над, а вместе!» Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов "Использование инновационной квест технологий в организации образовательного процесса при реализации требований ФГОС ДО".
quot;Использование инновационной квест технологий в организации образовательного процессапри реализации требований ФГОС-ДО"....
Инновационный проект: «Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно – образовательном процессе ДОУ в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса и интеграция информационно-коммуникационных технологий в процессе воспитания и обучения....
«Использование современных методов и педагогических технологий в организации образовательного процесса по познавательному развитию с детьми дошкольного возраста»
Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных....
«Использование социо-игровой педагогической технологии при знакомстве с художественной литературой»
Мастер-класс "Использование социо-игровой педагогической технологии при знакомстве с художественной литературой"...
Б А З О В А Я М О Д Е Л Ь ОБОБЩЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Тема опыта: Использование информационно - коммуникационных технологий при организации образовательного процесса ДОУ
Использование компьютерных технологий для расширения интеллектуальных возможностей ребенка....
Опыт «Использование информационно - коммуникационных технологий при организации образовательного процесса инструктора по физической культуре ДОУ»
Создание условий для повышения уровня мотивации через использование информационно-коммуникационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста....
Использование российских онлайн-инструментов в организации образовательного процесса и администрировании работы образовательной организации
Для родителей:Опрос родителей - "Патриотическое воспитание в семье и в детском саду".Анкета для родителей - "Здоровый образ жизни в вашей семье".Анкета для выявления педагогических...