Использование социо-игровой технологии в организации образовательного процесса ДОУ.
презентация к уроку (средняя, старшая, подготовительная группа)

Севастьянова Татьяна Николаевна

Использование социо-игровой технологии в организации образовательного процесса ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование социо-игровой технологии в организации образовательного процесса ДОУ

Мы – педагоги дошкольники, очень счастливые люди, а знаете почему? Потому что став взрослыми, мы продолжаем жить в мире детства, в мире фантазии и открытий, искренности и добра, и, конечно же, игры.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предусматривает реализацию образовательной программы ДОУ в деятельности, специфической для детей дошкольного возраста, и прежде всего в игре. 

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально правило «чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни».  

       Соответствовать данному утверждению нам помогает современная педагогическая технология «Социо-игровая педагогика», представленная Е. Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым. В своей педагогической практике я применяю социо-игровые приёмы, упражнения,  направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.

Социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой и  со взрослыми.

      Суть данной  технологии раскрывается   в следующих  правилах :

1 правило: Используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников».

Оптимальным являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Работа в микрогруппах учит детей самостоятельно добывать знания, конструктивно общаться друг с другом и с взрослым. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться.

2 правило: «Смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер.

3 правило: Третье правило поможет нам снять эмоциональное напряжение. В данном случае обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен. Дети могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке и т. д.

4 правило: Смена темпа и ритма. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

5 правило: Социо - игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.

6 правило: Ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, а педагогу следует не учить, а уметь слушать и слышать детей, доверять им.

Плюсы социо-игровой технологии:

- Отношения: «ребенок-сверстник»;

- Педагог является равноправным партнером;

- Разрушается барьер между педагогом и ребенком;

- Дети ориентированы на сверстников, а значит, не являются покорными исполнителями указаний педагога;

- Дети самостоятельны и инициативны;

- Дети сами устанавливают правила игры;

- Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;

- Дети договариваются, общаются (выполняют роль  говорящих и роль слушающих);

- Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;

- Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;

- Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

-Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

Социо-игровая технология предполагает использование нескольких видов игр. Рассмотрим каждый из них.

1. Игры для рабочего настроя.

Задачи: пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела. В процессе таких игр детям легче будет преодолеть страх, враждебную настороженность, решить скандальный спор и нежелание совместно играть и решать поставленные задачи.

 « Я змея…»

«Мы – такие разные»

Игра-задание: Объединиться в пары по противоположным признакам (по росту, по цвету волос, по цвету глаз, по фигуре, и др.)

 «Спиной друг к другу»

Ход: Дети стоят в парах. Внимательно рассматривают друг друга 1 минуту (песочные часы). Затем становятся спиной друг к другу и по очереди описывают внешний вид своего партнера.

2. Игры социо-игрового приобщения к делу.

Задача: выстраивание деловых отношений детей с педагогом и друг с другом.

Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий.

Игра-задание «Туисок»

Педагог: «Вот вам туисок, кладите в него что есть на «ОК»

Дети: «Я положу в туисок – замок, сучок, мешок, чулок, сахарок, клубок и т. д.»

«Телеграф»

Цель: развитие умения устанавливать «обратную связь» при взаимодействии с другими людьми.

Ход: Четыре ребенка – «связисты»; остальные – наблюдатели; воспитатель – отправитель телеграммы; один ребенок – ее получатель. Связисты и получатель телеграммы выходят за дверь. Воспитатель приглашает одного связиста и зачитывает ему текст телеграммы один раз. Первый связист, чтобы лучше запомнить текст, может задавать уточняющие вопросы. Затем он приглашает второго связиста и передает ему услышанный текст; второй – третьему; третий – четвертому; четвертый – получателю. Получатель пересказывает услышанное наблюдателям и спрашивает: верно ли он все понял?

Примерный текст. Вылетаю рейсом 47. Встречай в 13.00 по московскому времени. Не забудь про конфеты и цветы. До встречи. Твой друг.

3. Игры-разминки (разрядки).

Задачи: снять напряжение у ребенка; поднять настроение, дать возможность размяться, развивать координацию движений.

В группе провожу такие игры, как: «Карлики – великаны», «Замри»,  «Хороводы», «Ухо – нос», «Испорченный телефон», «Воробьи – вороны».

«Пишущая машинка» - со всей аудиторией.

Ход: все участники выполняют синхронно ряд движений:

«Если весело живется, делай так – хлопки;

Если весело живется, делай так – щелчки;

Если весело живется, делай так – шлепки по коленям;

Если весело живется, делай так – топают;

Если весело живется – делай ВСЕ!(выполняют все движения сразу)

«Неиспорченный телефон» - с микрогруппами.

Ход: «Дети» стоят в 2-х шеренгах напротив друг друга. Это две телефонные линии.

Задание: передать скороговорку на скорость. Капитаны команд получают скороговорку от педагога.

«Кто обидит бобра - не увидит добра»

«Хорош пирожок внутри творожок!»

4. Игры творческого самоутверждения.

Задачи: Развивать умения выражать свои чувства и способности, используя разные средства: пластику, мимику, жесты; умение владеть своим телом. Учить понимать внутренний мир окружающих людей.

Мною используются такие игры, как игры-пантомимы, игры-инсценировки, хороводы, «Стихи по ролям», «Кривое зеркало», «По правде, понарошку», «Животные» и др.

Вам предлагаю обыграть игры:

«Кривое зеркало»

Цель: научить детей удерживать внимание, быть сосредоточенными в течение довольно длительного срока, сохранять устойчивое внимание.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: воспитатель уточняет у детей значение выражения «отражается, как в кривом зеркале». Выслушав ответы детей, педагог подводит итог: кривое зеркало все искажает, показывает неправильно. Выбирается ведущий.

В ходе игры выбранный ведущий будет показывать различные движения, давать различные команды. Например, присели, встали, улыбнулись, поставили руки за голову, попрыгали на месте. А участники игры будут выполнять его приказы наоборот. Например, ведущий говорит: «Руки вниз!», а участники игры поднимают их вверх. Ведущий командует: «Замерли на месте!», а дети побежали. Тот ребенок, который ошибется и выполнит указание ведущего правильно, а не наоборот, из игры выбывает. Затем выбирают нового ведущего, и игра продолжается.

 «Представь и покажи» - в микрогруппах.

Ход: В руках у педагога платочек.

Задание 1-ой команде: закрыть лицо платочком и представить, какое лицо бывает у мамы, когда она сердится.

Задание 2-ой команде: представьте лицо ребенка, которого обидели.

V. Игры вольные (на воле)

Задачи: Развивать интерес к подвижным народным играм, хороводам; способствовать развитию внимания, воображения, активности, уверенности в себе. Формировать чувство группового единства.

Любимыми играм у детей являются: «Прятки», «Ловишки», «Колечко-колечко», «Где мы были — не скажем, а что делали — покажем», «, «День наступает – все оживает», «След в след», «Воробьи – вороны» и др.

Вас приглашаю поиграть в хороводную игру «Найди себе пару»

Цель: учить быстро бегать, не мешая друг другу; закреплять названия цветов.

Ход игры: Воспитатель раздает разноцветные флажки играющим. По сигналу воспитателя дети бегают,  при звуке бубна находят себе пару по цвету флажка и берутся за руки. В игре должно принимать участие нечетное кол-во детей, чтобы один остался без пары. Он и выходит из игры.

«День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает»

Воспитатель или ребёнок-ведущий произносит «День наступает – всё оживает», играющие двигаются по площадке хаотично (бегают, танцуют, прыгают, догоняют друг друга). Когда воспитатель (ребёнок-ведущий) произносит вторую часть «Ночь наступает – всё замирает», то играющие останавливаются в причудливых позах. По выбору ведущего некоторые играющие «оживают» придуманным движением (прыжок, танец, бег).

Уважаемые коллеги, я показала Вам некоторые игры и приемы социо-игровой технологии. Их можно использовать и на занятиях и при организации свободной деятельности детей. И самое главное, мы все должны помнить главный принцип в работе с детьми: «Не рядом и не над, а вместе!»

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование социо -игровой технологии в организации образовательного процесса ДОУ Воспитатель: Севастьянова Т.Н.

Слайд 2

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально правило «чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни». Соответствовать данному утверждению нам помогает современная педагогическая технология « Социо -игровая педагогика», представленная Е. Шулешко , А. Ершовой и В. Букатовым . В своей педагогической практике я применяю социо -игровые приёмы, упражнения, направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.

Слайд 3

Александра Петровна Ершова Авторы социо -игровой технологии Евгений Евгеньевич Шулешко Вячеслав Михайлович Букатов

Слайд 4

1 правило: Используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников». 2 правило: «Смена лидерства». 3 правило: О бучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен. 4 правило: Смена темпа и ритма. 5 правило: Обучение происходит в игровой форме. 6 правило: Ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Суть технологии заключается в следующих правилах:

Слайд 5

Плюсы социо -игровой технологии: - Отношения: «ребенок-сверстник»; - Педагог является равноправным партнером; - Разрушается барьер между педагогом и ребенком; - Дети ориентированы на сверстников, а значит, не являются покорными исполнителями указаний педагога; - Дети самостоятельны и инициативны; - Дети сами устанавливают правила игры; - Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения; - Дети договариваются, общаются (выполняют роль говорящих и роль слушающих);

Слайд 6

- Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами ; - Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга; - Социо -игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность. -Применение социо -игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

Слайд 7

Виды игр: 1 . Игры для рабочего настроя. Задачи : пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела. Игры: «Я змея…», «Мы такие разные», «Спиной к друг-другу», «Неиспорченный телефон», «Волшебная палочка», «Летает – не летает ».

Слайд 8

2 . Игры социо -игрового приобщения к делу. Задача: выстраивание деловых отношений детей с педагогом и друг с другом.Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий . Игры :«Утро , день, вечер», «Полезные продукты», «Эхо», «Рассказ-рисунок о том, что вижу», «Знаки препинания ».

Слайд 9

3 . Игры-разминки (разрядки). Задачи: снять напряжение у ребенка; поднять настроение, дать возможность размяться, развивать координацию движений. Примеры игр: «Карлики – великаны», «Замри», «Хороводы», «Ухо – нос», «Испорченный телефон», «Воробьи – вороны».

Слайд 10

4. Игры творческого самоутверждения . Задачи: Развивать умения выражать свои чувства и способности, используя разные средства: пластику, мимику, жесты; умение владеть своим телом. Учить понимать внутренний мир окружающих людей. Мною используются такие игры, как игры-пантомимы, игры-инсценировки, хороводы, «Стихи по ролям», «Кривое зеркало», «По правде, понарошку», «Животные» и др.

Слайд 11

5. Игры вольные. Задачи: Развивать интерес к подвижным народным играм, хороводам; способствовать развитию внимания, воображения, активности, уверенности в себе. Формировать чувство группового единства. Любимыми играм у детей являются: «Прятки», « Ловишки », «Колечко-колечко», «Где мы были — не скажем, а что делали — покажем», «, «День наступает – все оживает», «След в след», «Воробьи – вороны» и др.

Слайд 12

Уважаемые коллеги, я показала Вам некоторые игры и приемы социо -игровой технологии. Их можно использовать и на занятиях и при организации свободной деятельности детей. И самое главное, мы все должны помнить главный принцип в работе с детьми: «Не рядом и не над, а вместе!» Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Использование инновационной квест технологий в организации образовательного процесса при реализации требований ФГОС ДО".

quot;Использование инновационной квест технологий в организации образовательного процессапри реализации требований ФГОС-ДО"....

Инновационный проект: «Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно – образовательном процессе ДОУ в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса и интеграция информационно-коммуникационных технологий в процессе воспитания и обучения....

«Использование социо-игровой педагогической технологии при знакомстве с художественной литературой»

Мастер-класс "Использование социо-игровой педагогической технологии при знакомстве с художественной литературой"...

Опыт «Использование информационно - коммуникационных технологий при организации образовательного процесса инструктора по физической культуре ДОУ»

Создание условий для повышения уровня мотивации через использование информационно-коммуникационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста....

Использование российских онлайн-инструментов в организации образовательного процесса и администрировании работы образовательной организации

Для родителей:Опрос родителей - "Патриотическое воспитание в семье и в детском саду".Анкета для родителей - "Здоровый образ жизни в вашей семье".Анкета для выявления педагогических...