Консультация для воспитателей на тему: «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ».
консультация
И всё же воспитатель должен уметь правильно подобрать комнатные растения для уголка природы в детском саду. Уход и наблюдения дошкольников за комнатными растениями дают возможность педагогам решать воспитательные и образовательные задачи. Растения должны быть неприхотливыми в уходе, не ядовитыми не очень громоздкими, чтобы детям было легче за ними ухаживать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на тему:
«КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ».
Когда за окном льёт дождь и холодный ветер качает голые, беззащитные ветки деревьев, буйство зелени и цвета в комнате порождает особенно острое ощущение праздника: «ведь наше северное лето – карикатура южных зим – мелькнёт, и нет…»
Как ничто другое, комнатные растения вносят в убранство группы детского сада весенние мотивы, смягчая стандарты. Прямо-таки преображая любой интерьер.
Комнатные растения не только радуют своей красотой, но и очищают воздух в группе от пыли и грязи, обогащают его кислородом, насыщают приятными ароматическими веществами, благоприятно влияющими на жизнедеятельность и психику ребёнка.
Ведь человек издревле ощущал потребность в общении с природой и всегда чувствовал себя её частичкой. Поэтому вполне понятна его тяга к ней и в настоящее время. При желании у каждого воспитателя есть возможность создать чудесный райский сад в группе, который постоянно, в любую минуту, будет очаровывать своей неповторимой красотой. Комнатные растения в группе – зелёная лаборатория, в которой наши дети, ближе знакомятся с живой природой, приобретают много полезных знаний и навыков.
Когда-то один наш предок догадался положить семя не на поле, а в горшок с землёй. Другой сообразил проделать отверствие в дне посуды. С той неведомой поры комнатные растения буквально корнями вросли в человеческую цивилизацию.
Символом жизненной устойчивости, домовитости, основательности считались комнатные растения в российскихгородах и поселениях. В середине прошлого столетия исключительно популярными были яркие герани, фуксии, роскошные бархатистые глоксинии, гирлянды колокольчиков, статные кусты китайских розанов, душистого жасмина. Тогда же всеобщими любимицами стали лиственные бегонии.
А в наше время и в детском саду уже никого не удивишь обильно цветущими зигокактусами даже зимой, вьющим по стенам плющом, даже иной раз можно встретить зреющие зёрна на кофейном деревце.
И всё же воспитатель должен уметь правильно подобрать комнатные растения для уголка природы в детском саду. Уход и наблюдения дошкольников за комнатными растениями дают возможность педагогам решать воспитательные и образовательные задачи. Растения должны быть неприхотливыми в уходе, не ядовитыми не очень громоздкими, чтобы детям было легче за ними ухаживать.
В младшей группе желательно иметь два растения одного вида, различающихся по величине или окраске цветов (например, бегония высокая и низкая). Бальзамин султанский или огонёк. Это растение неприхотливое, легко размножается черенками. Нуждается в хорошем освещении.
Бегония всегда цветущая. Родина – тропические леса острова Ява. Тоже нуждается в хорошем освещении.
Фикус, или каучуковое дерево. Родина – Индия. Этому растению нужен свет, а зимой прохладная температура (9-12 градусов).
Колеус, или крапивка. Чем ярче свет, тем пестрее окраска листьев. Следует опрыскивать ежедневно и зимой и летом. Особенно,влаголюбивые, такие, как традесканция, циперус.
Амариллис – зимой хранят в тёмном, но прохладном месте. В конце января вносят в комнату. Цветёт в феврале-марте.
Пеларгония зональная или герань цветущая. Цветёт в солнечной комнате круглый год. Зимой нуждается в прохладной температуре и хорошем освещении.
Детей младшей группы можно привлекать к играм, закрепляющим представление о растениях. Например, такие как покажи мишке, какие растения у нас расцвели; найди растение с душистыми листьями, с длинными, как лента, и т.д.. В результате, ребёнок учится отличать части растения: цветы, листья, замечать их величину и форму, окраску, запах листьев и цветов.
Средняя группа.
1.Традесканциязелёная, или свисающая являются отличными декоративными растениями. Их часто можно использовать для украшения группы, аквариума, сервировки стола.
2.Зефирантес (выскочка) – луковичное растение. Цветёт в зависимости от того, когда высажена луковичка.
Дети средней группы могут ежедневно выполнять индивидуальные поручения. Воспитатель учит их на ощупь отличать нужную температуру воды для поливки растений, сухую и влажную землю, а также аккуратно убирать рабочее место.
Старшая группа.
В старшей группе уход за комнатными растениями усложняется. Дети узнают новые качества растений, их связь с окружающей средой, например, влияние света и подкормки на рост и цветение растения. Это хорошо видно на традесканции, колеусе, кислицекомнатной, циперусе.
Наблюдая и помогая взрослым в пересадке комнатных растений, дети знакомятся с их корневой системой, узнают, что корни бывают длинные и короткие, толстые и тонкие, расположены близко к поверхности или глубоко уходящие в землю. Так, стержневой корень имеют пальма, драцена, фикус; мочковые корни у амариллиса, выскочки, кринума. Отсюда дети делают вывод, на какую глубину можно рыхлить почву у того или иного растения и как часто поливать.
При коллективном и индивидуальном наблюдении, при сравнении растений вопросы к детям усложняются:
1.Как изменяется окраска листьев колеуса, традесканции, цветов огонька и бегонии, постоянно цветущей при разном освещении?
2.Сравнить два-три разных вида бегонии и сказать, что у них общего (Рекс, древовидная, металлическая).
3.Проверьте, от какого из трёх растений традесканция, хлорофитум, огонёк черенок, скорее всего, приживётся, т.е. даёт корни.
4.Посмотрите на цветущий огонёк: от какого лепестка отходит шпорца (хвостик) – от наружного или внутреннего?
Кроме ухода за растениями, дети могут вырастить из семян некоторые комнатные растения, такие как, лимон, апельсин, инжир, пальму, хурму и даже овощное растение – комнатный перец. Поэтому нужно иметь в запасе эти растения, учить детей собирать их, хранить и наблюдать за всходами и зарисовывать свои наблюдения.
В старшей группе к растениям подходит комнатныйклён и гемантус. Дети старшей группы должны знать основные этапы ухода за растениями; поливку, опрыскивание, подвязку, рыхление, а весной вместе с воспитателем уметь пересаживать растения.
Подготовительная группа.
Дети подготовительной группы проводят длительные наблюдения, ставят простейшие опыты по выращиванию растений. Например, воспитатель предлагает проследить за образованием бутонов, цветов и плодов у амариллиса, бегонии; понаблюдать за ростом и развитием «деток» (выводковых почек) на листьях мозольного дерева – бриофиллюма, выяснить, каким способом поднимается вверх на споре плющ, аспарагус; проследить, в котором часу засыпает и просыпается садовая кислица.
К комнатным растениям прибавляются: аспарагус, который не выносит солнцепека и сухости почвы и воздуха (хорошо растёт на северных окнах). Растение нуждается в частом опрыскивании.
Комнатная кислица. Лучше растёт в прохладном помещении, но на высокой подставке и в светлой комнате.
Алое – лекарственное растение семейств лилейных.
Бриофиллюм оно же мозольное дерево семейства толстянковых.
Детям подготовительной группы можно предложить комнатные растения с различными способами размножения. Например, это сансевьера, узамбарскую фиалка, бегония, размножающихся листовыми черенками; каменеломку (саксифрагу), размножающуюся розетками на нитевидных побегах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: "Проблемы в работе воспитателей по формированию интереса у детей к жизни народа, его традициям и культур"
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, посредством формирования у них патриотических чувств и развития духовности....
Консультация для воспитателей по теме "Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе учителя-логопеда и воспитателей"
ОДНО ИЗ АКТУАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ СОЗДАТЬ ЭФФЕКТ НАГЛЯДНОСТИ НА ЗАНЯТИИ, ...
Консультация для воспитателей на тему: "Проблемы в работе воспитателей по формированию интереса у детей к жизни народа, его традициям и культур"
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, посредством формирования у них патриотических чувств и развития духовности....
Консультация для воспитателей на тему: "Грамматически правильная речь воспитателя"
Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, самоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаю...
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей на тему: «Грамматически правильная речь воспитателя»
Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом как инструментом, воздействующим на ребенка, помогающим установить с ним контакт. Поэтому речь воспитателя...
Консультации для воспитателей на тему: "Требования к речи воспитателей".
Речь-визитная карточка человека.Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.В данной консультации раскрыты общие требования к речи вос...