Особенности эмоционального развития дошкольников
консультация

Белова Татьяна Владимировна

Материал раскрывает особенности эмоционального развития дошкольников на современном этапе развития общества, а также об основных направлениях работы в ДОУ по развитию эмоциональности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_emotionalnogo_rasvitia.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Подготовила:

Старший воспитатель

Белова Т.В.

В настоящее время резко повысился социальный престиж интеллекта, научных знаний. С этим связано стремление взрослых дать детям знания, научить их считать, писать, читать. А вот об эмоциональном развитии мало кто думает, и каждый год в детский сад приходят разные дети с нарушениями в развитии, среди которых особое место занимают нарушения в эмоционально-волевой сфере. Дети меньше удивляются и восхищаются, реже сопереживают.

К сожалению, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л. С. Выготский и  А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Л. С. Выготский писал о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства),  связанном с воспитанием, направленным на интеллектуальное поведение,  который не потерял актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, «обесчувствованию» способствует технология жизни, в которой участвует ребенок. В средствах массовой информации часто демонстрируются, сцены насилия. Дети стали замыкаться, меньше читать художественные произведения и общаться со взрослыми и сверстниками. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других.

Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы детей, очень актуальна и важна. Ведь ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих, стремящийся оказать помощь другим, не будет проявлять враждебность и агрессивность в будущем. Яркую оценку эмпатии (способности эмоционально отзываться на переживания другого), дал известный педагог В. А. Сухомлинский: «глухой к другим — останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании — эмоциональная оценка собственных поступков…» В психолого-педагогической литературе отмечено, что эмоции и чувства не существуют вне познания и деятельности человека, а напротив, они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.

Общение людей является сложным и многогранным процессом. «Именно через других мы становимся самим собой» – отмечал Л.С.Выготский. Этот процесс сопровождается эмоциональными переживаниями, отражающимися в поведении ребенка. 

Таким образом, на основании сказанного отметим, что эмоции и чувства сопровождают все виды деятельности и поведение человека. Дошкольное детство является первоначальным для развития личности ребенка. В процессе развития изменяется эмоциональная сфера ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Ребенок сознает и контролирует свои эмоции. Дети предпочитают общество сверстников, так как оно, отличается яркой эмоциональной насыщенностью.

Повышенная эмоциональность и раскованность дошкольников отличает их от взаимодействия с взрослыми. «В среднем, в общении сверстников наблюдается в 9–10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии с взрослыми».

Все это свидетельствует о том, что эмоции и чувства дошкольников еще поверхностны, неустойчивы, бурно и интенсивно переживаются. Но,  несмотря на все это, в дошкольном возрасте чувства все еще господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им свою окраску и выразительность. Дошкольник еще не умеет управлять своими переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится или огорчает его. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становиться богаче, разнообразнее. От страха и радости он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит.

В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств — принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и так далее. С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Он учится управлять своими чувствами, выражать их в культурной форме, и сознательно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействовать на них.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника — появление способности управлять чувствами, то есть произвольность эмоционального поведения. Другое направление в развитии чувств, связано с изменением их динамики и содержания, когда чувства становятся устойчивыми, формируют высшие чувства — моральные, эстетические, познавательные. Так у дошкольника появляются сострадание, сочувствие, забота о близких, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости. Развитию эмоций и чувств, способствуют все виды деятельности ребенка, а также общение с взрослыми и сверстниками.

Принимая эмоциональные реакции и состояния ребенка, взрослый признает за ним право испытывать именно те чувства, которые он испытывает, что в еще большей степени способствует осознанию ребенком собственных эмоций.

Главная задача педагога — обеспечить эмоциональное благополучие детей в группе. Это значит, что для каждого ребенка нужно обеспечить здоровый психологический микроклимат. Важно расположить ребенка к себе и детям, тогда у него появиться чувство уверенности. А это способствует нормальному развитию личности ребенка. 

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Составление  кластеров «Положительные эмоции» и «Отрицательные эмоции».

Кластер «Положительные эмоции»: счастье, удивление, одобрение, веселье, удовольствие, радость, наслаждение, восхищение, любование, сострадание, любовь, гордость.

Кластер «Отрицательные эмоции»: грусть, раздражение, одиночество, скепсис, ярость, усталость, сарказм, одобрение, печаль, недовольство, обида, равнодушие, страх, злость, гнев, горе.

Работа по эмоциональному развитию состоит из блоков:

1 блок -  «Я — человек!» — Цель: помочь ребенку осознать характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек уникален и неповторим. И не важно, что возможности ребенка ограничены, важно постоянно поддерживать каждого малыша в разных ситуациях — как успеха, так и неудачи. И помочь ему, поверить в свои силы. Дать ему уверенность, что завтра он обязательно сделает то, что не смог сделать сегодня.

В старшем возрасте использую такие приемы: беседы, рассматривание ситуаций из личного опыта, показ кукольных спектаклей, дидактические игры из серии «Свет мой, зеркальце, скажи!», «Я и мое тело» «Кто я?». Закончить серию этих занятий можно созданием альбома под названием «Эта книжка про меня!». Здесь ребенок в рисунках, аппликации, фотографиях изображает все, что узнал о себе.

 Вся проведенная работа помогает развивать у ребенка уверенность в себе, которая в старшем возрасте перерастает в самооценку, и очень важно, чтобы она была положительной.

2 блок – «Я чувствую». Основная задача второго блока — научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей, так как это важнейший фактор в формировании отношений с людьми. Дети старшего возраста узнают эмоции на графических изображениях, сравнивают противоположные эмоции, анализируют их причины.

Проводя работу по второму блоку, можно уделить внимание художественной литературе, так как она вводит ребенка в особый мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

 3 блок «Социальные навыки» очень важен. Главная задача этого раздела — помочь ребенку освоить правила, нормы поведения в обществе. Ведь иначе как обеспечить дошкольнику комфортное существование в среде сверстников, как оградить его от горечи одиночества, чтобы он был окружен друзьями не только в детстве, но и в зрелом возрасте.

Темы этого блока предполагают обучить детей анализу причин межличностных конфликтов и умению их регулировать. Работу можно провести по следующим темам: «Друзья», «Как и почему возникают конфликты?», «Совместное дело», «Добрые слова и дела», «Дразнить, обижать» и другие. Можно создать проблемные ситуации, этого можно достичь с помощью тренинга по карточкам «Экспресс — помощь».

Методика Г. Б. Степановой, Е. Г. Юдиной характеризует развитие социальной сферы при взаимодействии с взрослыми, сверстниками, а также усвоение норм и требований (индивидуальный профиль социального развития). Заполняя такой профиль, можно получить четкую картину продвижения ребенка в сфере социального развития, помогает увидеть пробелы, а работе, построить коррекционную работу.

Рассмотренная тема очень значима и актуальна. Закончить ее хочется словами В. С. Мухиной: «Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенности».

 Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Каждый педагог должен знать, что от его педагогического мастерства зависит разностороннее, полноценное развитие ребенка, а это значит наше будущее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности эмоциональной сферы дошкольника.

Особенности эмоциональной сферы дошкольника.Физическому и речевому развитию ребенка сопутствуют изменения в эмоциональной сфере.Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребен...

Особенности эмоциональной сферы дошкольника

В  статье описывается дошкольный возраст и его эмоцианальные сферы....

Особенности эмоционального развития дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

Эмоции играют значительную роль и в процессе становления личности. Они оказывают влияние на мировосприятие ребенка, помогают или мешают саморазвитию.Изобразительная деятельность  дает ребенку пря...

Разработка "Методические особенности эмоционального развития младших дошкольников средствами малых форм фольклорных жанров"

Данная работа рассматривает применение русского фольклора во всех режимных моментах в младшей группе детского сада....

Особенности эмоционального развития дошкольников раннего возраста

Материал знакомит родителей с основными особенностями эмоционального развития деток  раннего возраста...

Характеристика и особенности эмоциональной сферы дошкольников

Статья расскажет о особенностях эмоциональной сферы дошкольников....