Особенности эмоциональной сферы дошкольника
статья (старшая группа) на тему
В статье описывается дошкольный возраст и его эмоцианальные сферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности эмоциональной сферы дошкольника
Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития эмоционально-волевой сферы ребенка. Это период начальной социализации ребенка, когда закладываются основы самовосприятия личности. Положительное самовосприятие обеспечит благоприятное личностное развитие на следующих возрастных этапах.
С другой стороны, неадекватное эмоциональное восприятие ребенком окружающей действительности и отрицательное самовосприятие приводит к формированию дисгармоничной личности, одной их характеристик которой выступает неуверенность в себе, тревожность и эмоциональная неустойчивость.
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, а что сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение не доступно. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций.
Физическому и речевому развитию ребенка сопутствуют изменения в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, как понимание поведения, например в тех областях, где важно мнение взрослых по поводу того, что такое "плохое" и "хорошее" поведение. Взрослым надо хорошо представлять себе, чего следует ожидать от детей, иначе появятся неверные оценки, не учитывающие возрастные особенности ребенка. Идеальное отношение взрослого к малышу - это постепенное подстраивание под эмоциональное развитие и становление личности ребенка.
В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувства - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. д.
С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок, в отличие от двухлетнего, уже может не показать страх или слезы. Он умеет не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них[1, с.123].
Но дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для практического психолога поведение ребенка, выражение им чувств - важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным.
Отрицательный фон ребенка характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается, голова и плечи опущены, выражение лица грустное. В таких случаях возникает проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании, такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом идет на контакт. Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности. Чувства дошкольником не контролируются Они быстро вспыхивают, ярко выражены и быстро гаснут. Бурное веселье и смех сменяется слезами [1,с. 124].
Кроме того, дети имеют веселые и грустные дни. Ребенок может быть тихим и задумчивым или капризным и плаксивым, и завтра будет живо и весело. Иногда можно объяснить его плохое настроение, усталость, разочарования в детском саду, недомоганием, ревностью младшего брата, и др. другими словами, его длительное плохое настроение вызвано тревожным состоянием из-за определенных обстоятельств, и при этом изо всех сил, чтобы помочь ребенку избавиться от него, часто бывает, что чувства малыша вызывают полное недоумение. Если плохое настроение не затягивается надолго - к примеру, на несколько дней - и не переходит никаких границ, нет необходимости беспокоиться. Но в большинстве случаев лучше не придавать слишком большое значение смене настроения ребенка, позволяя ему самостоятельно обрести эмоциональную стабильность.
С развитием эмоциональной сферы дошкольника постепенно отделяет субъективного отношения от объекта переживаний. Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к аффективным реакциям, и страх. Фрустрация (подавление) новых потребностей у ребенка в кризисный период может вызвать разочарование. Фрустрация проявляется как агрессия (гнев, ярость, стремление напасть на противника) или депрессия (пассивное состояние).
Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий.
1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. Определенные аспекты психики детей на разных возрастных этапах отличаться чувствительны к условиям воспитания. Чем младше ребенок и чем больше беспомощность, тем значительнее обнаруживается его зависимость от среды, в которой он воспитывается. При недостаточном эмоциональном контакте может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Учитель должен стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с каждым ребенком. Отношения с другими людьми, их поступки - важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева, тревоги и других переживаний. Что происходит с ребенком по отношению к другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы - сказок, рассказов. Переживания могут возникать по отношению к животным, игрушкам, растениям. Ребенок сочувствует, например, сломанный цветок.
Неправильное общение может привести к:
- односторонние привязанности, как правило, к матери;
- к ревности при появлении второго ребенка в семье, если первый ребенок чувствует себя обездоленным;
- страх в старшей выражение отчаяния по малейшему поводу угрожающей ребенку.
2. В специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки).
3. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности - в игре богатым опытом.
4. В процессе выполнения совместных трудовых занятий (уборка участка, группой) развивается эмоциональное единство дошкольников.
В зависимости от сложившейся ситуации любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, ненависть, радость, гнев,
тревожность) могут быть положительными, отрицательными, ориентировочными [10].
В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение. Обычно эмоции и чувства дошкольников сопровождаются выразительными движениями: мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Выразительные движения являются одним из средств общения. Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени - с речью [15].
Вместе с тем, данные анализа состояния здоровья современных детей, представленные Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), свидетельствуют о ежегодном возрастании в мировом сообществе численности детских когнитивных расстройств и психосоматических заболеваний эмоционального генеза [13]. Ситуация, касающаяся состояния здоровья детского населения в современном Российском обществе, не является исключением. По свидетельству Д.И. Фельдштейна, «все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности. Такие дети ранимы, повышенно сензитивны к предполагаемой обиде, обостренно реагируют на отношение к ним окружающих.
Все это, а также то, что они запоминают преимущественно негативные события, ведет к накоплению отрицательного эмоционального опыта, который постоянно увеличивается по закону «замкнутого психологического круга» и находит свое выражение в относительно устойчивом переживании тревожности» [20, с. 49]. Этот факт вызывает не только особую озабоченность у специалистов разных направлений и профилей, работающих с детьми – педиатров, неврологов, психиатров, психологов, педагогов, дефектологов и др., но и актуализирует пристальное внимание исследователей к изучению различных аспектов эмоциональной жизни ребенка. Особое значение в эмоциональном развитии личности отводится дошкольному возрасту. В период дошкольного детства в эмоциональной сфере происходят закономерные изменения, обусловленные ее усложнением и амплификацией, в частности, расширяется диапазон распознаваемых ребенком эмоций, возникают новые эмоции и чувства – социальные, познавательные, эстетические, нравственные и пр. [3].
Социальная ситуация развития дошкольника, полагают Н.Е. Веракса и А.Н. Веракса, пронизана переживаниями, многие стороны его жизни эмоциональны. А.В.Запорожец, Е.Е. Кравцова и ряд других исследователей отмечают, что именно эмоции являются центральной функцией дошкольного возраста, а магистральная линия становления личности ребенка непосредственно связана с развитием произвольности в эмоциональной сфере и формированием эмоциональной компетентности.
Итак, можно сделать вывод, что эмоциональное развитие значительной доли современных дошкольников характеризуется наличием чрезвычайно неблагоприятных тенденций, проявляющихся в аффективной нестабильности и выраженной непродуктивной напряженности. Испытываемое дошкольником состояние устойчивого эмоционального дискомфорта закономерно обусловливает появление у него трудностей в вербализации собственных переживаний, обедняет словарь, относящийся к аффективной жизни, снижает темп становления эмоциональной компетентности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Особенности эмоциональной сферы умственно отсталых дошкольников и её формирование"
Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.), значим...
Статья «Особенности эмоциональной сферы личности педагогов ДОУ как фактор профессиональной успешности».
В статье затрагиваются и рассматриваются проблема связаннее с профессиональной успешности педагога.Изучение индивидуально - психологических особенностей эмоциональной сферы личности в проф...
статья "Особенности развития эмоциональной сферы дошкольника"
В статье отражены актуальные на сегодняшний день проблемы, связанные с эмоциональным состоянием детей дошкольного возраста. Даны практические рекомендации для воспитателей детских садов по созданию эм...
Особенности эмоциональной сферы дошкольника.
Особенности эмоциональной сферы дошкольника.Физическому и речевому развитию ребенка сопутствуют изменения в эмоциональной сфере.Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребен...
Характеристика и особенности эмоциональной сферы дошкольников
Статья расскажет о особенностях эмоциональной сферы дошкольников....
Особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития
Особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития...
Особенности поведения и эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР
Дети с ЗПР имеют ряд особенностей всех сфер психики по сравнению с нормально развивающимися детьми. Эмоциональная сфера также оказывается особенной у этих детей.Для того, чтобы грамотно выстроит...