Использование дидактического материала по сенсорному воспитанию
учебно-методическое пособие
Материалы на конкурс
Инновационных идей в системе образования Республики Бурятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_syuzhetnyh_i_mnogofunktsionalnyh_trenazherov.doc | 713 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Унэгэтэйский детский сад «Колосок»
Материалы на конкурс
Инновационных идей в системе образования Республики Бурятия
Заведующий МБДОУ: Шестакова Н.А.
Воспитатель:
Верещагина И.Ф.
Спиридонова Н.Н.
Спиридонова Н.М.
с. Унэгэтэй
2014 год
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ:
ТРАНСФОРМЕРЫ – дополнения игр по сенсорному развитию
Проблема воспитания малышей в сенсорном развитии актуальна для нашего детского сада. Практического материала недостаточно для работы с детьми по данному направлению. Основываясь на пособие Е.В. Полозовой, мы разработали серию развивающих тренажеров, с помощью которых у детей развиваются мышление, восприятие, память, внимание, мелкая моторика руки, формируется представление о форме, цвете, количестве.
Представленные развивающие тренажеры просты в изготовлении, не требующие больших финансовых затрат, применить нужно только фантазию и желание помочь детям. Работа с пробками, которые предоставляет наш плодоовощной завод ООО «Агро-В», мы используем для создания дидактических пособий и развивающих тренажеров.
С помощью развивающих происходит не механическая отработка навыков, а формируется осмысленная деятельность. Они могут быть включены в игровую и сюжетную деятельность.
Мы представляем вашему вниманию развивающие тренажеры в виде сенсорной юбки и дидактической игры «Солнечная система», «Веселый счет», «Мозаика».
Методика проведения занятия проста. Связующим звеном является педагог – ребенок - дети. Необходимо использовать стихи при проведении интегрированных занятий. Стихи можно изменить, добавить свои наработки и использовать в различных видах деятельности. Использование стихотворной формы проведения занятий в общей связи положительно влияет на развитие речи, внимание, память, мышление, наряду с этим происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие дошкольников.
Результат работы с развивающими тренажерами очень и очень эффективен.
Развитие речи является важной задачей интегрированного занятия, составляющей которого предусмотрена работа с тренажерами.
Воспитатель создает эмоционально положительное настроение детского коллектива. Работая с детьми, нужно соблюдать ровный и спокойный тон. Тренажеры подбираются с учетом того, что у детей второго года жизни плохо развита еще речь и они часто не могут объяснить, попросить, высказать отношение, что приводит к конфликтам. Мелкие пособия раздаются детям 1,5 – 2 года, более крупные (с большим количеством крышек) для детей 2,5 – 3 года. С их помощью идет отработка навыков, позволяющих укрепить слабую детскую руку. Каждодневные тренировки, плюс меняющая мотивация игровой деятельности плавно подводят ребенка к качественному выполнению заданий и бережному отношению к пособию.
Эти развивающие тренажеры можно использовать как часть занятий во второй младшей, средней, старшей и даже подготовительной группах, изменяя цели, для чего необходим творческий подход и опыт воспитателя, его желание сделать занятие интересным, увлекательным, полезным и познавательным.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАБОТЕ С СЕНСОРНЫМИ ТРЕНАЖЕРАМИ:
- Развитие мелкой моторики рук
Цель: научить детей откручивать и прикручивать пробки
1 пробка: «Ласточка», «Подсолнух»
2 пробки «Машина»
3 пробки «Снеговик», «Светофор», «Мухомор», «Воздушные шары»
4 пробки «Бусы», «Матрешка»
- Развитие восприятия цвета и формы
Цель: формировать умение соотносить предметы по цвету и форме
2 пробки: «Машины»
3 пробки: «Пуговицы дл платья, «Светофор»
Более 4 пробок «Дерево», «Клоун», «Божья коровка»
- Развитие представления о предметах
Цель: создание моделей предметов «Машины», «Цветы», «Пуговицы для платья»
- Развитие представлений о качествах предметов
Цель: упражнение в определении качеств и свойств предметов «Колобок», «Дерево»
МОБИЛЬНЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ:
- материалы:
- коробки от конфет
- скотч
- горловины с резьбой от пластиковых бутылок
- клей прочный
- крышки от пластмассовых бутылок различных цветов
- листы картона
Многофункциональный развивающий тренажер (настенный, настольный, напольный
Изготовлен из деревянного каркаса, в котором вырезаны отверстия для винтовой части пластиковой бутылки. Используется тренажер для развития у детей сенсорных способностей, формирования познавательной активности, развития зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций, внимания, речи, памяти, мыслительной деятельности, для воспитания у детей личностных качеств.
Юбка состоит из 4 основных клиньев и одного запаха
Юбка- тренажер сделана для работы с детьми дошкольного возраста. Она многофункциональна, ее можно использовать для мини-занятия и как составляющую часть интегрированного занятия, работа с ней может быть включена в игровую и сюжетную деятельность. Каждый клин юбки соответствует определенной тематике. Работа с ней вызывает огромный интерес у детей, потайные карманы, молнии, липучки, запахи дают возможность создавать сюрпризные моменты, которые очень нравятся детям.
Клин «Девочка»
Клин состоит из одной части желтого цвета – осень
Нашито лицо девочки, шея, руки, платье, ноги, ботинки со шнурками, в голову вшиты тесемки коричневого цвета (сплетаются в косички), глазки – пуговицы, нос, рот.
Нашит потайной карман на молнии на платье девочки – в нем лепестки цветика-семицветика для пристегивания на пуговицы. В накладных карманах находятся ленты для завязывания бантиков в косичку девочки.
Нашиты пуговицы для пристегивания сердцевины и лепестков цветика-семицветика
Цель:
- развивать умения различать и называть части тела человека
- развивать мелкую моторику руки
- активизировать словарь (цветок, стебель, листья, лепестки)
- развивать умение различать и называть предмет на юбке, формируя способность к обобщению
- вызывать радость от общения
- закрепить сказку «Цветик – семицветик»
Ход
В гости девочка пришла,
Нам цветочки принесла,
Синий, желтый, красный
Вот букет прекрасный.
Да, на нас она похожа,
Ручки есть и ножки тоже.
У нее и ручки есть,
Ротик, носик, глазки здесь.
На лице – все, как у нас,
Любит девочка всех вас.
Дети заплетают косички (ленточки) знакомятся с коричневым цветом, определяют длину волос-ленточек (длинные). Завязывают бантики белого (красного, зеленого) цвета в косичках и шнурки красного цвета на ботинках девочки. Дотрагиваясь, показывают глаза, нос, рот, руки, ноги, туловище у девочки на юбке. Дети показывают свои части тела. Воспитатель предлагает детям достать из кармана девочки лепестки цветика – семицветика и пристегнуть к сердцевине желтого цвета. В тематическом занятии использовать по ознакомлению с предметом – цветком, из чего состоит цветок. Закрепить сказку «Цветик-семицветик».
Клин «Яблоня»
Клин состоит из одной части красного цвета – лето
- изображено дерево (нашито), на дерево нашиты пуговицы
- корзина в виде кармана (нашита) – в корзине яблоки (красные, желтые и зеленые)
- солнце (нашито) с лучиками и пуговицами, для пристегивания лучиков
- в стволе дерева вшита молния, которая является вертикальной застежкой кармана для зеленых и желтых листочков, для определения соответствующего времени года
Цель:
- развивать умение различать и называть геометрические формы (круг-яблоко), цвет - зеленый, красный, желтый
- укреплять артикуляционный и голосовой аппараты ребенка
- развивать звуковую культуру речи
- формировать умение понимать количественную характеристику совокупностей из отдельных предметов, используя в речи слова «много», «один»
- развивать мелкую моторику рук
Ход:
Желтое и круглое
Светит на детей
(дети на юбке находят клин с солнцем, показывая и называя предмет, обводя пальцем, называя форму)
Солнечные лучики пристегни быстрей
(дети пристегивают лучики на пуговицу, определяя длину (короткие и длинные лучики, называя их)
Летом солнце грело, грело,
Чтоб в саду все-все созрело
А в корзинке расчудесной
Много фруктов для вас полезных.
Здравствуй лето, здравствуй лето
Ярким солнцем все согрето
На лужайку побежим
И под яблоней полежим
Вот и яблоня
Красивая стоит
Много красных яблок
На веточках висит
Мы сейчас их соберем
И в корзинку унесем
Во время беседы дети закрепляют цвет- красный, зеленый, желтый – листочки. Пальчиками обводят предметы – яблоки- круг, листочки – овал, называя форму.
Дети рассматривают клин, определяют размер, цвет и форму яблок.
Что увидели вы здесь?
Можно ль, дети, это есть?
(дети перечисляют фрукты)
Фрукт знакомый назовите
И его мне покажите.
(дети пальчиком показывают фрукты и называют их)
А какой у яблок цвет?
Дети знают или нет?
(дети называют цвета фруктов: зеленый и красный)
Наши девочки и мальчики
Приготовьте свои пальчики.
Фрукты пальцем обведите,
Форму фруктов назовите.
(дети шевелят пальцами, обводят фрукты и называют их форму)
Сколько фруктов здесь, на юбке,
Пусть мне скажут ваши губки.
Клин «Дед Мороз, Снеговик и елка»
Клин состоит из запаха и одной части синего цвета – зима
Клин с запахом, который пристегивается на пуговицы. На основной клин нашита елка, к которым пришиты пуговицы для пристегивания елочных украшений – шариков разных размеров и цветов, которые находятся в сумке Деда Мороза .Заяц для сюрпризного момента с мешком Деда Мороза у елочки, который пристегивается на пуговицы.
В сумке Деда Мороза находятся карточки в виде новогодних шариков разных цветов с одной стороны, с обратной стороны изображение гласных букв, картинка с изображением Снегурочки
Запах:
Внутренняя сторона – «Снеговик» и «Дед Мороз»
На клин нашит котелок и 3 липучки для игры «Собери Снеговика». Комки разного размера белого цвета находятся в кармане Деда Мороза. На верхний комочек нашиты нос, глаза, рот и рядом около Снеговика метла. По запаху нашиты пуговицы для пристегивания елочек. В верхней части клина нашиты звезды и месяц для определения время суток (ночь)
Цель:
- развивать умение различать и называть цвета (желтый, синий, красный, зеленый, коричневый, черный и белый)
- формировать умение понимать количественную совокупность отдельных предметов, используя в речи слова «много», «один».
- закрепить части суток – ночь
- познакомить с новогодними символами праздника (нарядная елочка, Снеговик, Дед Мороз, Снегурочка)
- развивать мелкую моторику рук
Ход:
Нарядная, красивая,
Зеленая стоит,
Шарами и снежинками
На Новый год блестит.
Елку охранять привык
Добрый белый снеговик.
Дед Мороз его слепил
Чтоб с детишками дружил.
Воспитатель предлагает детям найти на юбке клин с изображением елки. Задает вопрос: какой цвет у елки? Что на елке находится (висит)? (ответы детей индивидуальные и хоровые) Воспитатель предлагает детям показать шарики (пуговицы) большие и маленькие, ответить сколько их на елке (много). Предложить достать у зайчика из сумки Деда Мороза игрушки и украсить елочку, размещая шары в соответствии цвета пуговиц.
Отстегиваем запах на пуговицах и работаем с внутренней стороной юбки.
Хорошо, что каждый год
К нам приходит новый год
Добрый Дедушка Мороз нам подарки принесет.
Воспитатель проводит беседу о Новогоднем празднике. Дети пишут письмо с просьбой, чтобы хотели в подарок на Новый год и опускают свои письма в карман Деду Морозу. Для создания сюрпризного момента дети достают из кармана Снегурочку. Снегурочка загадывает загадку про Снеговика. Воспитатель предлагает игру «Собери Снеговика» на клине с обратной стороны «Елки», где пришит котелок и метла. Дети достают комки белого цвета разных размеров и располагают на липучки, составляя Снеговика.
«Снеговик» улыбается, наблюдает за работой детей. Дети знакомятся со снеговиком, выясняют, что он состоит из комочков снега. Воспитатель задает вопрос: сколько у него комочков и какого они размера и формы (маленькие и большие, круглые). Дети пальчиком обводят круги снеговика, определяют, что он мягкий, трогают пуговки на его комочках. Читают стихи про Снеговика что весною он растает. Воспитатель обращает внимание на звездочки и луну- месяц определяют время суток. Проводится игра «День-ночь».
Прощаются со снеговиком до праздника, закрывается клин и застегивается, чтобы снеговик не растаял.
Клин «Животные»
Клин состоит из одной части зеленого цвета – весна
На клин нашиты дом в виде кармана, внутри герой сказки Колобок и карточки с изображением домашних животных и их детенышей.
Нашиты потайные карманы на молнии в виде цветочной полянки, внутри герои сказки «Колобок» на липучках, цветы красного, белого, синего, желтого, голубого цветов и грибочки, для пристегивания на пуговицы на полянку. Молния используется в виде дорожке для размещения героев сказки «Колобок». В верхней части клина нашита тучка с пуговицами для привязывания ленточек-дождинок разных размеров и величины (широкий и узкий).
Цель:
- закреплять умение называть животных и их детенышей
- познакомить со сказкой «Колобок»
-различать и называть домашних и диких животных
- формировать умение различать на слух звукоподражания
- способствовать развитию речевого дыхания
- формировать умение понимать количественную характеристику совокупностей из отдельных предметов, используя в речи слова «много», «один»
- укреплять артикуляционных и голосовой аппараты ребенка
-развивать умение различать и называть длину ленточек
- развивать мелкую моторику рук
Ход
Посмотрите, это – дом,
С крышей, стенами, окном
Что в карманчике лежит?
Дом красивый сторожит?
(дети достают из кармана карточку с изображением собаки)
Но собачка не одна
Послушайте вы все меня
На сметане был мешон,
На окошке был стужен
По дорожке покатился
на полянку прикатился
Есть возле дома карман у меня,
В нем вы найдете, что спрятала я.
Ручку в карманчик вы опустите
И, что нашли в нем, быстро скажите.
Посмотрите – здесь зверюшки,
Собрались здесь на опушке.
Кто же это? Расскажите
Всех, ребята, покажите.
(дети достают и называют зверей)
Воспитатель читает загадку - стихотворение по сказке «Колобок»
…. От лисы уйти не смог, что за сказка? -«Колобок»
Воспитатель дает задание - расположи героев сказки по порядку.
Закрепление содержания сказки «Колобок». Назвать домашних и диких животных.
Загадывание загадки про тучку, дождик. Предложить привязать ленточки-дождинки к тучке, определить их длину.
Дождик – дождик, пуще, будет травка гуще
На полянку все пойдем и грибочки соберем
Раз грибок, два грибок и набрали кузовок.
На полянке есть цветы
Как ты хочешь, так и расположи.
В гости (имя ребенка) пришла, (дети все пришли)
Нам цветочки принесла, (принесли)
Синий, желтый, красный
Вот букет прекрасный.
Увлекательная книга с вкладышами-играми и интересными заданиями
Развивающий тренажер из пробок «Солнечная система»
ТРЕНАЖЕР состоит:
- коробки от конфет
- скотч
- горловины с резьбой от пластиковых бутылок
- клей прочный
- крышки от пластмассовых бутылок различных цветов 9 штук по планетам:1 – Меркурий красного цвета, 2 – Венера – голубого цвета, 3 – Земля – белого цвета с изображением земли, 4 – Марс – красного цвета, 5 – Юпитер – желтого цвета, 6 – Сатурн – желтого цвета размером меньше чем Юпитер, 7 – Уран – зеленого цвета, 8 – Нептун – синего цвета, 9 – Плутон – белого цвета самого маленького размера
- листы картона
1 страница
Развивающая игра «Солнечная система»
Игра познакомит ребенка с планетами Солнечной системы. Группа ученых отправляется с Земли космическое путешествие по всем планетам Солнечной системы для сбора инопланетного грунта.
Интересные приключения и простые правила игры не оставят ни одного ребенка равнодушным. Ребята смогут весело и с пользой провести свободное время.
Цель:
- познакомить детей с планетами Солнечной системы
- побуждать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность, активизировать словарь детей
- учить правильно выполнять правила игры
- воспитывать дружелюбие
2 страница
1 –е задание – расположить планеты по порядку и назвать их
Цель:
- уточнить представление детей о Солнечной системе, рассказать об уникальности Земли (на Земле в отличии от других планет есть жизнь, что она является домом для всех присутствующих на Земле)
- формировать умение соотносить предметы по порядку, цвету и форме
- развивать представление о Солнечной системе
- развивать мелкую мускулатуру рук при использовании тренажера
- воспитывать усидчивость и интерес к познанию окружающего мира
2 – задание – оправиться на ракете (самолете) в космическое путешествие по планетам
Путешествие на ракете и на самолете
3 страница
Игра тренажер «Веселый счет» (счетные палочки)
- познакомить с цифрами
- закрепить порядковый и количественный счет
- развивать мелкую моторику рук
- закрепить основные цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный, белый коричневый)
4 страница
«Мозаика»
-развивать у детей воображение, творческое мышление, используя прием наложения, создавать знакомые предметы, называть их
- развивать диалогическую и связную речь
- учить соотносить пробки по цвету, закрепляя его
- развивать мелкую мускулатуру рук
- воспитывать усидчивость и интерес к совместным играм
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование в дидактических играх по сенсорному воспитанию логических блоков Дьенеша.
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик и технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Одним из наиболее эффективных посо...
Использование дидактического материала по экологическому воспитанию дошкольников (из опыта работы)
«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и к...
Конспект НОД по сенсорному воспитанию для детей среднего дошкольного возраста с использованием дидактического материала.
Данный конспект НОД по сенсорному воспитанию предназначен педагогам и родителям детей среднего дошкольного возраста...
Использование дидактических игр в сенсорном воспитании детей в средней группе
Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста закладывает основу интеллектуального развития личности, в связи с чем является неотъемлемой частью программы дошкольного образования. Сенсо...
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА (использование дидактических игр для сенсорного воспитания детей)
Многие способности, таланты человека имеют ярко выраженную сенсорную основу: таятся в кончиках пальцев, в умении тонко чувствовать запах, цвет, звуки. Умственное развитие также начинается через ЧУВСТВ...
Сообщение из опыта работы «Использование дидактических игр по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Сообщение из опыта работы...
Конспект.Тема занятия: «Путешествие в страну Фрёбеля» Квест-игра по математическому и сенсорному развитию с использованием дидактического материала «Дары Фрёбеля»
Конспект НОД Образовательная область: познавательное развитиеТема занятия: «Путешествие в страну Фрёбеля» Квест-игра по математическому и сенсорному развитию с использова...