Использование дидактических игр в сенсорном воспитании детей в средней группе
статья (средняя группа)

савичева_28

Сенсорное развитие детей среднего  дошкольного возраста закладывает основу интеллектуального развития личности, в связи с чем является неотъемлемой частью программы дошкольного образования. Сенсорное воспитание направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от уровня сформированности сенсорных процессов, то есть того, насколько верно ребенок воспринимает окружающий мир.

 Важнейшими процессами при этом являются: достаточная точность и тонкость восприятия сенсорной информации, хорошая сенсорная координация и двигательная ловкость, способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий, достаточное развитие мелкой моторики руки. В результате недостаточно точного и гибкого восприятия, случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент когнитивного развития, с другой, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в разных видах деятельности и адаптации его в социуме. Многочисленные исследования педагогики и психологии показывают, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и нецеленаправленный характер. У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, структура поверхности, характеристика запахов, звуков и др.)

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Одним из таких средств является дидактическая игра. Педагог, использующий дидактическую игру, организует игровую деятельность, исходя из естественных потребностей ребёнка, а не из своих собственных соображений удобства или порядка.

Изучив вопросы теории и практики использования дидактических игр, мы увидели проблемы, тормозящие её активное развитие, а главное, сдерживающие широкое использование дидактических игр в педагогической практике. Оказалось, что вопросы влияния игр на детей дошкольного возраста освещены достаточно. Влияние же дидактических игр на сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста разработаны не достаточно.Значимость сенсорного развития постулируется в ряде современных нормативных документов, в частности, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Федеральный государственный  образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) диктует следующие нормы: «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об  объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве,числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др)»[1].

Актуальность исследования заключается в том, что, на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития детей среднего возраста через дидактическую игру. Сенсорному развитию детей уделили особое место в своих исследованиях такие педагоги как Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.А.  Виноградова, А.Н. Ганичева, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко , С.А. Козлова, В.С. Мухина , Э.Г.Пилюгина, Е.И. Тихеева, А.П. Усова , С.Ю. Хохрякова,  и другие, , а  также  зарубежные педагоги: Э. Бернт , О. Декроли, М. Монтессори, Ф. Фребель. Они считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного  образования. Также подчеркнем актуальность сенсорного воспитания как средства, помогающего овладению ребенком способами чувственного познания мира и наглядно-образным мышлением. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики

Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

                                                                        Студентка 4 курса,

                                                                        специальность 44.02.01

                                                                        Дошкольное образование,

                                                                        группа ДО – 4Б

                                                                        САВИЧЕВА

                                                                        Мария Сергеевна

Использование дидактических игр в сенсорном воспитании детей в средней группе

План - проспект

Дзержинск – 2019

Сенсорное развитие детей среднего  дошкольного возраста закладывает основу интеллектуального развития личности, в связи с чем является неотъемлемой частью программы дошкольного образования. Сенсорное воспитание направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от уровня сформированности сенсорных процессов, то есть того, насколько верно ребенок воспринимает окружающий мир.

 Важнейшими процессами при этом являются: достаточная точность и тонкость восприятия сенсорной информации, хорошая сенсорная координация и двигательная ловкость, способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий, достаточное развитие мелкой моторики руки. В результате недостаточно точного и гибкого восприятия, случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент когнитивного развития, с другой, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в разных видах деятельности и адаптации его в социуме. Многочисленные исследования педагогики и психологии показывают, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и нецеленаправленный характер. У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, структура поверхности, характеристика запахов, звуков и др.)

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Одним из таких средств является дидактическая игра. Педагог, использующий дидактическую игру, организует игровую деятельность, исходя из естественных потребностей ребёнка, а не из своих собственных соображений удобства или порядка.

Изучив вопросы теории и практики использования дидактических игр, мы увидели проблемы, тормозящие её активное развитие, а главное, сдерживающие широкое использование дидактических игр в педагогической практике. Оказалось, что вопросы влияния игр на детей дошкольного возраста освещены достаточно. Влияние же дидактических игр на сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста разработаны не достаточно.

Значимость сенсорного развития постулируется в ряде современных нормативных документов, в частности, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Федеральный государственный  образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) диктует следующие нормы: «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об  объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве,числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др)»[1].

Актуальность исследования заключается в том, что, на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития детей среднего возраста через дидактическую игру. Сенсорному развитию детей уделили особое место в своих исследованиях такие педагоги как Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.А.  Виноградова, А.Н. Ганичева, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко , С.А. Козлова, В.С. Мухина , Э.Г.Пилюгина, Е.И. Тихеева, А.П. Усова , С.Ю. Хохрякова,  и другие, , а  также  зарубежные педагоги: Э. Бернт , О. Декроли, М. Монтессори, Ф. Фребель. Они считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного  образования. Также подчеркнем актуальность сенсорного воспитания как средства, помогающего овладению ребенком способами чувственного познания мира и наглядно-образным мышлением. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для дальнейшего успешного усвоения достоверных знаний об окружающем мире,от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.

Теме игры и её влияния на развитие ребенка дошкольника посвящены многие исследования. (Б.Г. Ананьев ,Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, , Д.Б. Эльконин и др.). Педагоги создают целые системы дидактических игр (З.М. Богуславская, М. Монтессори Е.О. Смирнова , Е.И. Тихеева ,Ф. Фребель, и др).Отечественные  психологи  А.Н.  Леонтьев,  Н.Н. Поддъяков, С.Л.  Рубинштейн  и др. утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы  и  объекты  нас  окружающие,  развивать  целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны,  выделять  в  предметах  и  явлениях  самое  существенные, характерные признаки и свойства.

Все вышеперечисленное  и личный интерес позволили сформулировать проблему исследования: какие условия необходимо соблюдать при использовании дидактических игр в сенсорном воспитании детей средней группы.

Объектом исследования является процесс сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Предметом  исследования является сенсорное воспитание  в процессе дидактических игр детей  средней группы.

Целью исследования является теоретическое обоснование и проверка в ходе практики  условий использования дидактических игр в сенсорном воспитании детей  среднего дошкольного возраста.

Гипотеза: использование дидактических игр в сенсорном воспитании детей в средней группе будет эффективным, если воспитатель:

- диагностирует уровень сенсорного развития  для того, чтобы с учетом результатов  планировать и проводить работу с детьми;

- использует разные виды дидактических игр: игры с предметами, настольно-печатные, словесные игры;

-  четко формулирует игровую задачу;

-  использует  дидактические игры в организованной образовательной деятельности и вне организованной образовательной  деятельности .

Для достижение   цели необходимо решить следующие задачи:

1.   Раскрыть понятие  «сенсорное воспитание».

2. Рассмотреть  особенности сенсорного воспитание детей  среднего дошкольного возраста

3. Изучить роль дидактических игр в сенсорном воспитании детей средней группы.

4. Выявить уровень сенсорного развития детей средней группы МБДОУ  «Детский сад № 130».

5. Подобрать и проверить эффективность  комплекса дидактических игр для сенсорного воспитания  детей среднего дошкольного возраста.

6. Разработать методические рекомендации для  воспитателей по  использованию дидактических игр в сенсорном воспитании  детей среднего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач в выпускной квалификационной работе использовались следующие методы исследования: общетеоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, анализ понятийно-терминологической системы, анализ, синтез, обобщение, индукция и дедукция); эмпирические (наблюдение, опытная работа, беседа, математическая обработка информации, изучение и обобщение педагогического опыта).

Практическая значимость: подобран комплекс дидактических игр, который может быть использован для дальнейшей работы с детьми среднего дошкольного возраста по сенсорному воспитанию.

Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав.

В первой главе рассмотрены теоретические основы сенсорного воспитания детей средней группы, отмечается значение дидактических игр  в сенсорном воспитании дошкольников, указываются  особенности сенсорного  развития и воспитания детей среднего дошкольного возраста, а так же отражается использование дидактических игр в сенсорном воспитании детей среднего дошкольного возраста.

Во второй главе выпускной квалификационной работы проведено опытно-практическое исследование по использованию дидактических игр, в процессе сенсорного воспитания детей средней группы.

Новизна: подобран комплекс дидактических игр.

Характер ВКР: опытно-практический.

Предполагаемый объем: 45 – 55 листов.

Ожидаемые результаты: углубление, расширение, обобщение материала по сенсорному воспитанию  детей среднего дошкольного

возраста. Разработан комплекс дидактических игр, который может быть использован для дальнейшей работы с детьми среднего дошкольного возраста по сенсорному воспитанию ,а также методические  рекомендации для воспитателей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384). – Режим доступа: http://www.e-osnova.ru/news/178, свободный.
  2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой  [Текст] / Н.П.Аникеева. ̶  Новосибирск: Просвещение, 2004. — 96 с.
  3. Айрес,С. Ребенок и сенсорная интеграция [Текст] ̸ ̸ Понимание скрытых проблем развития: с практ. рекомендации  для родителей и специалистов: [ пер.с анг.] ̸ Э.Айрес при участии Джеффа Роббинса . ̶  3-е изд. ̶  Москва: Теревинф,2013. ̶  268с.
  4. Бабиева, Н.С. Сенсорное развитие: вариативность современных подходов [Текст] ̸ Н.С.Бабиева. ̶  Тамбов.:Фонд развития науки и культуры [Текст] ̸̸ ̸ Перспективы науки. ̶ 2016. ̶  №6. ̶  С.64-67
  5. Бобрикова, В.В. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в музыкальньно-игровой  деятельности [Текст] ̸ В.В.Бобрикова. ̸ ̸   Потенциалы художественно-творческой деятельности в развитии ребенка  ̶ Екатеринбург:Уральский государственный педагогический университет , 2015. ̶ . 45-51с.
  6. Богомолова, М.И. Концептуальные основы сенсорного воспитания в отечественной педагогике исторический аспект: монография [Текст] ̸ М.И.Богомолова ̸ ̸ Минобрнауки  России, Федеральное гос. Бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский гос. Пед.Ун-т И.Н. Ульянова.- Ульяновск: ФГБОУ ВПО «УлГПУ» им. И.Н. Ульянова,2015.-120с.
  7. Богомолова,М.И. Сенсорное развитие в педагогической системе Марии Монтессори [Текст] / М.И. Богомолова; Гос.Образоват. Учреждение высш. Проф. Образованиея,Ульян. Гос. Пед. Ун-т И.Н.Ульянова.- Ульяновск: Вектор, 2012.-195с.
  8. Богомолова. М.И. Развитие сенсорного воспитания в отечественной педагогике в начале 20 в [Текст] / М.И. Богомолова -Москва: Управление дошкольным образовательным учреждением : науч.- практ. Журнал. - 2013.- №3.- С. 102-108.
  9. Бабаева,Т.И. Детство [Текст]:примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и  др.- Санкт-Петербург: Детство - Пресс,2016.-352с.
  10. Запорожец, А.В. Сенсорное воспитании дошкольников [Текст] / А.В. Запорожец, А.П. Усова.- Москва: Академия педагогических наук, 2013.- С. 15-23.
  11. Ибрагимова, Л.М. Влияние дидактической игры на сенсорное развитие ребенка [Текст] / Л.М. Ибрагимова // Теория, методика и практика. –2015. - № 1. – С. 207-208.
  12. Каипкулова, Л.Р. Сенсорное развитие ребенка в дошкольном возрасте в рамках ФГОС [Текст] / Л.Р. Каипкулова.-Сибай: Сибайский институт  федерального государственного  бюджетного образовательного  учреждения высшего профессионального  образования «Башкирский государственный университет», 2015.-163-165 с.
  13.  Карапетян, А.М. Сенсорное развитие дошкольников [Текст] / А.М.Карапетян // Новое слово в науке: перспективы развития. –2014. – № 2. – С 57-59.
  14. Козлова, А.А. Система дидактических игр как средство сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста [Текст] // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: материалы всероссийской  научно-практической конференции, 12-13 апреля  2016 г., Москва, МГПУ / под ред. О.И. Ключко. - Санкт-Петербург: НИЦ АРТ, 2016.-534-537 с.
  15.  Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С.А. Козлова, Т.А.Куликова.- 3-е изд., исправ. и дополн. – Москва: Академия, 2015. – 416 с.
  16. Левушкина, С. Игры и упражнения в сенсорном развитии [Текст] / С.Левушкипа // Дошкольное воспитание. – 2012. - №11. – С 85-87.
  17. Мелехина, И.В. Сенсорное развитие –фундамент умственного развития детей дошкольного возраста [Текст] /И.В. Мелехина. – Санкт-Петербург: Теория и практика образования в современном мире, 2014. – С.136-139.
  18. Назарова, Л.Л. Проблема сенсорного развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе [Текст] /Л.Л.Назарова. - Челябинск: Консалтинговая компания Юком, 2014.-С.111-115
  19. Неудахина, Н.И. Сенсорное развитие в семье: рекомендации родителям младшего дошкольника [Текст] / Н.И. Неудахина, А.М. Никишина // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2012. - №6. – С. 65-67.
  20. Платонова, Т.Е. Содержание сенсорного развития детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Е. Платонова, Г.А. Коровникова // Психолого-педагогическое образование в вузе: прошлое, настоящие, будущее.- 2014 – С.126-131.
  21. Саплинова, Л. В. Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр [Текст] / Л.В. Саплинова, Т.В. Труфанова, С.В. Божкова. – Махачкала: Апробация, 2016. - 100-102 с.
  22. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. Издание пятое переработанное [Текст] / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. -336 с.
  23. Урунтаева, Г.А. Детская психология: [Текст] учебное пособие  для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.- 6-е изд. перераб. и доп.  / Г.А. Урунтаева. -Москва: Академия, 2006. -326с.
  24. Усова, А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду [Текст] /А.П. Усова. –Москва:Просвещение,2005. -223с.
  25. Чмелева, Е.В. Сенсорное воспитание в педагогической концепции М.М. Монасеиной [Текст] / Е.В. Чмелева // Детский сад теория и практика.- 2013 . - №12. - С. 6-15.
  26. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.mon.gov.ru (дата обращения 1.11.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторское дидактическое пособие для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста "Дидактический сенсорный коврик Мальчик и Девочка"

Данное дидактическое пособие поможет малышам как адаптироваться к условиям детского сада, так и развить сенсорные способности...

Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего возраста с использованием регионального компонента

«Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего возраста с использованием регионального компонента» Формирование сенсорного опыта детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении с...

Игры по сенсорному воспитанию детей в средней группе

Игры по сенсорному воспитанию обеспечивают усвоение сенсорных эталонов (цвета, формы, величины), позволяют расширить словарный запас детей....

Презентация. Мастер - класс для родителей "Использование дидактических игр для развития речи детей в средней группе"

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного образования. Очень важно создать условия для того, чтобы ребенок мог охотно вступать в речевое общение с окружающими, задавать вопросы, отвечать ...

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА (использование дидактических игр для сенсорного воспитания детей)

Многие способности, таланты человека имеют ярко выраженную сенсорную основу: таятся в кончиках пальцев, в умении тонко чувствовать запах, цвет, звуки. Умственное развитие также начинается через ЧУВСТВ...

«Роль дидактической игрушки в сенсорном воспитании детей 1 младшей группы »

\«Роль дидактической игрушки в сенсорном воспитании детей 1 младшей группы»методическая разработкаАктуальность темы, описание способов, методов, технологий.Преимущество дидактической игруш...