Использование в дидактических играх по сенсорному воспитанию логических блоков Дьенеша.
статья на тему
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик и технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки Дьенеша.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
d.docx | 7.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование в дидактических играх по сенсорному воспитанию логических блоков Дьенеша.
Учитывая возрастные особенности детей д/в , педагог должен помнить, что основной метод развития детей-проблемно-поисковый, а главная форма организации работы с детьми- игра.
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик и технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки Дьенеша. Из многочисленных задач использования логических блоков в работе с детьми (представленных в практическом пособии Е.Н.Пановой «Дидактические игры-занятия в ДОУ», Воронеж, «Учитель», 2012г.) я выделила для своей работы по сенсорному воспитанию детей д/в следующие задачи:
1.Развивать умение выделять свойства в объектах, называть их, обобщать предметы по их свойствам (одному, двум, трём).
2.Учить объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
3. Познакомить с формой, цветом, размером, величиной, толщиной объектов.
4.Развивать познавательные процессы и мыслительные операции.
5.Воспитывать самостоятельность и инициативу.
На основе логических блоков разработан игровой материал. Игры составлены на основе комплекта геометрических фигур:
- Четырёх форм: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
- Четырёх цветов: красный, синий, жёлтый, зелёный.
- Двух размеров: большой, маленький.
- Двух видов толщины: толстый, тонкий.
Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырёх форм, одним из четырёх цветов, одним из двух размеров, одним из двух видов толщины.
Все игры, представленные в пособии, можно использовать в работе с детьми разного возраста, в зависимости от уровня их развития. Задания в играх можно упрощать или усложнять, используя меньшее или большее количество признаков фигур, и в соответствие с этим, разное количество элементов набора. Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм и цвета, то их можно использовать в работе с детьми начиная с раннего возраста. Дети могут начинать освоение материала с простого манипулирования фигурами. Необходимо представить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В процессе манипуляций с ними дети установят, что они имеют различные свойства (цвет, форму, размер, толщину). В начале нужно предлагать детям игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству) и лишь постепенно усложнять задачу ( до 4х свойств предметов).
Самой удобной формой работы с детьми дошкольного возраста с блоками Дьенеша по сенсорному воспитанию является совместная и самостоятельная игровая деятельность детей (дидактические, настольно-печатные, подвижные игры). Необходимо также использовать блоки в развивающей среде группы (в уголке по изодеятельности, в сенсорном уголке, как предметные ориентиры в группе). Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному варьировать их на различных этапах обучения. Каждую игру возможно использовать в любой возрастной группе (усложняя или упрощая задачи), учитывая индивидуальные психофизические особенности детей. С детьми 3х-4хлет уместны простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, понятий «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине.
Логические блоки можно использовать:
- В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек и т.п., игры «Кто быстрее соберёт блоки!», «На своё место», «Найди выход»)
- В настольно-печатных играх («Рассели жильцов по цвету», «Найди место фигуре», «Какой фигуры не хватает?», «Домино»).
- В дидактических играх и упражнениях («Построй такой же дом», «Выложи по образцу», «Найди пропущенную фигуру», «Найди все фигуры, как эта по цвету» (размеру, форме), «Найди не такие, как эта»).
В прочитанной мною педагогической литературе логические блоки Дьенеша рекомендуются в основном для развития логико-математического мышления. Я же считаю, что этот универсальный дидактический материал поможет детям и в сенсорном развитии, так как он обогащает чувственный опыт детей, развивает интеллектуальные способности. Используя материал в игровой форме, можно добиться, чтобы обучение детей сенсорным навыкам стало интересным, содержательным. Благодаря эстетическим качествам этого игрового материала, он привлекает к себе внимание детей, вызывает желание использовать его в различной деятельности.
Использование данного дидактического материала существенно обогатило используемые мною ранее дидактические игры: «Спрячемся от дождика» (дети дифференцируют фигуры не только по форме и цвету, как раньше, но и по размеру и толщине);
«Геометрическое лото» (используем не только два свойства, цвет и форму, используемые ранее, но и трете свойство-размер фигур);
«Найди свой домик» (в самом сложном варианте, в старшем дошкольном возрасте, дети оперируют четырьмя свойствами).
В дальнейшей своей работе я планирую использовать усовершенствованный дидактический материал-различные по цвету фигуры изготовить из материала с разной структурной поверхностью (тёплые цвета из бархатной бумаги, холодные без изменений), чтобы детям легче было с помощью тактильных ощущений определять свойства объекта.
Так же логические блоки Дьенеша используются мною в аппликации, рисовании, конструировании. Это по разнообразить занятия детей, делает их более насыщенными, интересным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы по развитию сенсорных и математических представлений в форме игры с использованием логических блоков Дьенеша.
Тема занятия " Поможем мышонку найти свой дом".В ходе образовательной деятельности происходит интеграция областей познания , социализации и коммуникации ....
Конспект интерактивной познавательной игры воспитателя с детьми среднего возраста по развитию сенсорных представлений с использованием логических блоков Дьенеша "Мишутка в гостях у детей".
Интерактивная игра направлена на развитие познавательной деятельности дошкольников среднего возраста в области сенсорного развития. Интеграция состоит в использовании для обследования групп пред...
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование на математических занятиях и в свободной деятельности дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»
технология опыта и результативность...
Формирование элементарных математических представлений через использование дидактических игр на развитие логического мышления - "Логические блоки Дьенеша"
Консультация для родителей...
Формирование логического мышления у старших дошкольников в процессе математического развития через использование дидактического материала «Логические блоки Дьенеша"
Опыт работы по формированию логического мышле ния у старших дошкольников в процессе математического развития через использование дидактического материала «Логические блоки Дьенеша"...
Формирование логического мышления у старших дошкольников в процессе математического развития через использование дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»
Представление опыта работы по формированию логического мышления у старших дошкольников в процессе математического развития через использован...
Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Страну математики» с использованием авторских технологий «Палочки Кюизенера» и «Логические блоки Дьенеша»
Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Страну математики» с использованием авторских технологий палочки ...