Индивидуализация, как основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ.
материал

Слюсарева Наталья Аркадьевна

Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах индивидуализации, как основного принципа организации образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Индивидуализация в ДОУ24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуализация, как основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ.


Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах индивидуализации, как основного принципа организации образовательного процесса.

Задачи: Выявить различия в понятиях «индивидуализация в образовании» и « индивидуальный подход в образовании».

Познакомить с понятием «индивидуализация», как основным принципом организации образовательного процесса в ДОУ.

1 слайд. Тема моего доклада «Индивидуализация, как основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ.

2 слайд. Принцип индивидуализации не является нововведением в воспитании и развитии детей. В отечественной педагогике об индивидуальной помощи ребенку в познании окружающего мира говорили еще Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский. Среди зарубежных педагогов важное место принцип индивидуализации занимал в трудах и практике Я.А. Коменского.

Для реализации принципа индивидуализации в дошкольном образовании прежде всего необходимо разобраться в основных понятиях, связанных с индивидуализацией образовательного процесса. Таковыми являются: индивидуальный подход как принцип педагогической деятельности и индивидуализация.

3 слайд. Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития.

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

4 слайд. Давайте сравним эти два понятия и найдем различия индивидуального подхода в образовании.

 

Краткий сравнительный анализ двух подходов.

 

Индивидуализация образования

Индивидуальный подход в образовании

Цель:

содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности

организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка; обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии

5 слайд. Способы общения:

признание права выбора; совместное обсуждение целей и деталей; акцент на достоинствах и сильных сторонах личности

прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата

Тактика:

сотрудничество и партнерские отношения

диктат и опека

6 слайд. «Хороший ребенок»:

инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий

следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действия

Убеждение:

ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта

ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития

7 слайд. Вывод:

индивидуализация распространяется на каждого ребенка;

от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего

индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы;

от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы).

8 слайд. Остановимся подробнее на индивидуализации. Индивидуализация -  обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д.

9 слайд.  Индивидуализированное обучение происходит одновременно на нескольких уровнях. В самом широком смысле индивидуализация может распространяться на целую группу детей. Группа представляет собой уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой (любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей и увлечения взрослых, особенности межличностного общения и другие характеристики), в которой индивидуализация учения и развития проявляется стихийно. Делая свой собственный выбор (содержания, партнерства, материалов, места и способа работы), каждый ребенок действует по своему усмотрению или по согласованию с другими членами микрогруппы, в своем темпе, получая свои результаты (в том числе приобретая новые знания, умения). Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.

Индивидуализацию образования можно наблюдать на уровне подгруппы внутри одной группы детей. Например, в ситуации, когда несколько детей группы проявляют большой интерес и способности к музыке и даже хотели бы научиться (или уже учатся) играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Другим примером является подгруппа детей, принадлежащих к какому-либо этническому меньшинству. Этих детей будет в некоторой степени объединять общий стиль учения, мировоззрение и язык, который характерен только для их общей культуры. Используя приемы индивидуализации, удовлетворяющее потребности детей в данной подгруппе, воспитатель помогает детям почувствовать себя полноценными и активными членами общей группы.

Наконец, индивидуализация обучения может быть необходима отдельным детям в группе. Это особенно относится к тем детям, потенциал развития которых находится выше или ниже установленных условных норм, а также тем детям, которые имеют какие- либо серьезные особенности развития.

10 слайд. Одним из важнейших методов планирования индивидуализации обучения является применение педагогом цикла обучения по принципу реагирования. Этот цикл включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижение поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, тогда вновь организуется процесс планирования (выбор темы, определение целей и т.д.) Если цели не были достигнуты – пересматриваются условия. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; иногда он происходит с большими усилиями и долго.

Работа в небольших группах является еще одним методом индивидуализации обучения. Любая самостоятельно выбираемая детьми или организованная взрослыми деятельность может выполняться в небольших подгруппах. Подгруппы из четырех-пяти детей и одного взрослого являются наиболее эффективными для занятий, связанных, например, с поисково-практическими исследовательскими действиями или другими видами действий, требующими повышенной включенности. Этот вид деятельности может быть повторен несколько раз так, чтобы все желающие могли иметь возможность поучаствовать в нем. Это позволяет взрослым помочь  нуждающимся в помощи детям, и стимулировать более способных детей к самостоятельным действиям.

Следующим методом планирования индивидуализации обучения является обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности.  Например, во время лепки дети планировали вылепить из глины животных. Работа может быть построена таким образом, что дети получают возможность выбора: какого животного будет лепить каждый из них; из какого материала (пластилин разных цветов, цветное тесто, глина, бумажная масса и пр.). Задача педагога – помочь тем, кому трудно начать работу самостоятельно. Одним он может помочь словами, других приободрить, третьим окажет помощь, если они в ней нуждаются. Более способные дети могут сделать много различных животных, причем такой сложности, как они желают. Далее воспитатель может помочь сделать макет леса, чтобы создать целостную композицию. В ходе работы воспитатель может задать вопросы разной направленности и сложности, предлагать разные варианты выполнения действий и идеи по использованию готовых фигурок. Вместо того чтобы прямо указывать детям, что и как они должны делать, педагог помогает сделать то, что хотят сами дети. Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности.

При индивидуализации необходим тщательный отбор материалов. Большинство используемых материалов должны быть гибкими и иметь различную степень сложности – от самых простых до самых сложных. Такая вариантность создает оптимальные возможности для индивидуализации обучения и учения, поскольку использование различных материалов предполагает естественную индивидуализацию. Например, можно подобрать пазлы с количеством элементов от 6 до 240. В этом случае дети могут выбирать для себя подходящий уровень сложности, пробовать свои силы, учиться идти на риск и вместе с тем, учиться адекватно оценивать свои силы.

Важно, чтобы воспитатель внимательно наблюдал за детьми, когда они делают выбор, разбиваются на маленькие подгруппы и самостоятельно занимаются тем, что они выбрали. В этом случае взрослый должен ходить по групповой комнате, уделяя какое-то время каждой небольшой подгруппе или отдельным детям, обеспечивая им в случае необходимости поддержку и помощь, подбадривая, или каким-либо иным образом взаимодействуя с ними.

Индивидуализация обучения часто происходит экспромтом или спонтанно. Иными словами, педагог использует представившуюся возможность и индивидуально реагирует на каждого ребенка (или на небольшие группы детей). Например: два ребенка поспорили из-за игрушки, которая вдруг понадобилась им обоим. Обучив их некоторым навыкам искусства переговоров, воспитатель дает важный индивидуализированный урок, который обычно является более эффективным, поскольку вмешательство педагога происходит очень своевременно.

11 слайд. Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимание педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе.

Все дети обладают индивидуальными особенностями, которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. Индивидуальные особенности, которые воспитатель может выявить и на которые следует реагировать: семейная культурная среда, возраст/уровень развития, пол, стиль учения, способности, характер и темперамент, интересы, и самосознание. Умение распознать различия в поведении детей и сильные стороны их личности позволяет воспитателю лучше понять и принять каждого ребенка; а знание различных методов индивидуализации обучения позволяет найти такой подход, который уменьшит напряжение и максимально увеличит положительный эффект взаимодействия. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю учения.

 В целом в образовательном процессе происходит своего рода «встреча» задаваемого обучением общественно-исторического опыта (социализация) и субъектного опыта ребенка (индивидуализация). Взаимодействие двух видов опыта (общественно - исторического и индивидуального) должно идти не по линии вытеснения индивидуального «наполнения» общественным опытом, а путем их постоянного согласования, использования всего того, что накоплено ребенком в его собственной жизнедеятельности.

Индивидуализация, как подход к обучению, обеспечивает баланс между потребностями личности и группы, обеспечивает место и реальный процесс введения демократических ценностей (как для детей, так и для воспитателей). Кроме повышения эффективности развития каждого ребенка, индивидуализация укрепляет атмосферу терпимости и равновесия в группе.

При индивидуализированном подходе элементы общих знаний доносятся до ребенка косвенно, когда они делают выбор, реализуют собственные интересы, решают свои задачи. При этом дети становятся заинтересованными участниками занятий (в широком смысле), имеющих для них свое собственное значение, а не отдельных вырванных из контекста искусственных ситуаций. Это, однако, не говорит о том, что воспитатели должны все время индивидуализировать обучение детей.

12 слайд. Таким образом, индивидуализация образовательного взаимодействия позволяет создать условия для активной коррекции и развития воспитанников, определяющих, в свою очередь, успешный школьный старт ребенка.

Качество образования важнейший фактор становления человека, влияющий на изменение качества его жизни и общества в целом.

13 слайд. Спасибо за внимание.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППЕ МОНТЕССОРИ

Обучение и воспитание детей в группе Монтессори ведется на следующих принципах: Создание обучающей среды, которая включает в себя оборудованное с учетом детских возможностей, культурн...

Индивидуализация, как основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ.

Презентация " Индивидуализация, как основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ"....

Индивидуализация, как основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ.

Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах индивидуализации, как основного принципа организации образовательного процесса....

Модульный принцип организации образовательного процесса в ДОУ

Модульный принцип организации образовател ног процесса является неотъемлемой частью обучения и образования детей дошкольного возраста играя, это объединения всех видов деятельности через игру на протя...

Практикум на тему: "Индивидуализация, как основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ посредствам художественно – эстетического творчества"

Цель практикума – оказание помощи педагогам дошкольных учреждений и способствовать формированию у дошкольников эстетического и художественного вкуса, а так же развития интереса к творчеству.Зада...

Индивидуализация как основной принцип организации свободной деятельности в ДОУ

Статья раскрывает оссобенности психических процессов детей 6-7 лет....

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в группах общеразвивающей направленности на основе комплексно-тематического принципа организации образовательного процесса

Введение  и реализация ФГОС ДО вызвало необходимость пересмотра содержания и проектирование развивающей предметно-пространственной среды....