ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППЕ МОНТЕССОРИ
статья на тему
Обучение и воспитание детей в группе Монтессори ведется на следующих принципах:
- Создание обучающей среды, которая включает в себя оборудованное с учетом детских возможностей, культурных национальных традиций и эстетических требований помещение; разновозрастную группу детей (3-6 лет); подготовленного педагога.
- Наличие обучающих материалов.
- Предоставление детям свободы во время любых занятий.
- Соблюдение правила «Пользуйся всеми свободами, но не мешай другим».
- Создание педагогами атмосферы доброжелательности, доверия, сотрудничества, принятия каждого ребенка.
- Наблюдение учителем за детьми и, при необходимости, оказание помощи в их самостоятельном обучении.
- Подготовка педагогом и проведение общих тематических занятий по разным областям знаний, участие в которых происходит по выбору и желанию детей. При этом строго определяются основные пункты программы обучения, последовательность подачи материала, а также распределение тем в течение года.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ:
1. Чтобы воспитывать и обучать человека его необходимо знать.
2. Чтобы знать человека, его нужно изучить.
3. Чтобы изучать, надо наблюдать.
4. Чтобы человека наблюдать, он должен быть свободным в самопроявлениях.
Ребёнок находится в постоянном взаимодействии с окружающем миром и готов его познавать. Задача взрослых - создать условия для такого “впитывания” – М.Монтессори выделила свойства человеческой психики воспринимать окружающий мир с особой интенсивностью лишь в определенные периоды детства. Конечно можно добиться результатов в развитие ребёнка и не обращая на сензитивные периоды его роста, но это потребует от взрослого очень большого усилия воли, труда и напряжения.
Монтессори выделила шесть сензийтивных фаз:
1. Сензитивная фаза развития языка (0-6 лет).
2. Сензитивная фаза порядка (0-3 лет).
3. Сензитивная фаза уточнения чувств (0-6 лет).
4. Сензитивная фаза развития движения моторики (0-6лет).
5. Сензитивная фаза увлечения мелкими предметами (от 2 до 6 лет).
6. Сензитивная фаза изучения социального поведения (2,5-12лет).
Исходя и всего выше перечисленного, можно сказать, что использования методики М Монтессори включает в себя следующие принципы:
* единство обучающих, развивающих и воспитательных задач;
* деятельный подход к реализации содержания программы;
* интеграция совместной деятельности педагога и ребенка и его самостоятельная
деятельность;
* психологическая комфортность - создание условий для раскованной деятельности,
стимулирующей самостоятельную познавательную и творческую активность
дошкольника;
* креативный подход- воспитание у детей способности, потребности и умения
самостоятельно делать выбор и принимать решения.
НАПРАВЛЕННОСТЬ: программы состоит в том, чтобы :
1. Предоставить каждому ребенку возможность развивать и утончать моторику,
особенно пальцев и мускулатуры рук, в упражнениях соединять движение руки
с работой интеллекта.
2. Предоставить возможность каждому ребенку индивидуально развивать свои органы
чувств: слух, зрение, осязание, обоняние, чувство тепла.
3. Развивать способность эстетического восприятия культурной среды, поэтический и
музыкальный слух, чувство цвета, ритма, формы.
4. Через развитие сенсорики подойти к упражнениям развития речи. Совершенствовать
и расширять активный словарный запас. Способствовать приобретению ребенком
навыков письма и чтения.
5. Развивать математическое мышление, навыки счета.
6. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные,
существенные признаки предметов и явлений, группировать их по этим признакам.
7. Предоставить возможность детям ощутить себя частицей окружающего мира.
Воспитывать чувство ритма жизни, времени, живого и неживого, трех стихий -
земли, воздуха, огня - и различных явлений природы.
8. Создавать благоприятные условия для занятий, чему должны способствовать :
позитивная позиция и поведение педагога; индивидуальный подход к каждому ребенку
в соответствии с его физическими и психическими особенностями, темпом развития.
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ: Воспитание по Монтессори отмечено глубоким уважением перед ребенком. «Дети - другие, т.е. совсем не такие, как о них думают взрослые» - эта мысль М. Монтессори постоянно напоминает нам, что недопустимы любые формы угнетения детей взрослыми. Им, как раз наоборот, надо дать свободу пространства и свободу действий.
Взрослые призваны ощутить и помочь ребенку не пропустить его потребности к развитию
(особенно сензитивные периоды). Отсюда - постулат: принять во внимание и направить на благо ребенка сензитивные периоды его внутреннего построения личности.
ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ: программы состоит в том, что к основным целям дошкольного воспитания и обучения программа, основанная на педагогической системе М. Монтессори, добавляет еще одну центровую цель: создание условий для становления человека свободного и самостоятельного.
Стремление видеть в каждом ребенке неповторимую индивидуальность с персональными формами и сроками освоения окружающего мира, является отличительной особенностью данной методики в сравнении с традиционными. В основе программы лежит антропологический взгляд на развитие ребенка. Выделяются особые сензитивные периоды его жизни, которые не повторяются во взрослой жизни и ориентируют педагога на специальную работу с детьми в эти периоды. Основная форма образовательной деятельности – игровая в специально подготовленной культурной развивающей среде. Центровая цель этой программы создание условий для становления ребёнка свободного и самостоятельного.
ИНТЕГРАЦИЯ: Вся развивающая среда в группе Монтессори, каждый дидактический материал устроен таким образом, что содержит внутри себя прямую цель, работающую на актуальную возможность ребенка к самостоятельному действию, и в то же время -
косвенную, работающую, чаще всего, на зону его ближайшего развития.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ : Совместная деятельность с дошкольниками
состоит из следующих блоков:
I. Создание развивающей среды и распределение ее по зонам:
1. Зона практической жизни:
* реализация воспитательных возможностей труда, уход ребенка за собой, за окружающей
средой, подготовка к общественной жизни;
* способствование координации и совершенствованию движений; развитие чувства
ответственности перед окружающим.
2. Математическая зона:
* усвоение и закрепление понятий «количество» и «символ», связь между ними;
* закрепление количественного счета предметов; умение логически сопоставлять
геометрическое изображение, называть его;
* развитие пространственных представлений;
* ознакомление с единицами веса;
* знакомство с арифметическими действиями.
3. Сенсорная зона:
* усвоение абстрактных понятий;
* классификация собственных ощущений;
* развитие моторики; координация движений; формирование порядковых структур;
* развитие осязания, обоняния;
* развитие слуховой памяти;
* развитие вкусовых ощущений.
4. Зона развития речи, письма и чтения:
* расширение языкового развития и образования детей;
* расширение запаса слов;
* классификация предметов и слов;
* обобщение; изучение алфавита через тактильные ощущения;
* развитие образного восприятия языковой символики; концентрация внимания;
* буквенный анализ слов, соотношение звука и буквы;
* подготовка к письму и чтению; интуитивное чтение;
* сопоставление слова и предмета;
* умение выделять отдельный звук и определять его место в названии предмета;
развитие фонетического слуха.
5. Зона науки:
* знакомство детей с разнообразными свойствами предметов окружающего мира,
со средой обитания животных, растений и людей;
* классификация животного мира;
* изучение строения человека;
* формирование простейших представлений о структуре Земли;
* расширение знаний об окружающем мире, о сезонных изменениях в природе,
труде людей и т.д. ;
* умение узнавать время, закрепление понятия «сутки», знания того, что они
делятся на части; изучение категории времени, цикличности времени года;
* знакомство с Солнечной системой:
знание планет и порядок их расположения; знакомство с картой звездного
неба, умение узнавать основные созвездия;
* умение самостоятельно делать опыты, наблюдать и анализировать увиденное;
* развитие логического мышления, воображения, творческих способностей.
II. Усвоение следующих правил поведения в группе Монтессори:
* по группе не бегаем, а ходим
* говорим тише
* мы друг - другу не мешаем
* взял материал, поработал, положил на место
* начал дело, закончил его
* и т. д.
III. Показ или презентация действий с материалом через трехступенчатый устный
урок:
I ступень — устанавливается связь между предметом и его названием, т.е. педагог указывает
на предмет и четко произносит его название.
II ступень — педагог называет предмет, ребенок указывает на него и дает педагогу.
III ступень — педагог указывает на предмет и просит назвать его.
Таким образом, пассивный словарь становится активным.
IV. Демонстрация способов контроля и коррекция ошибок.
V. Свободная самостоятельная деятельность.
Предоставление детям свободы во время занятий подразумевает:
* свободу выбора материала;
* свободу выбора времени и продолжительности работы с материалом;
* свободу выбора места для работы;
* свободу выбора партнера или партнеров;
* свободу общения с учителем или другими детьми.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЖИМ:
Помоги мне это сделать самому! - одна из главных целей педагогики Монтессори, т. к. большое значение отводится непрямому образовательно-воспитательному воздействию.
Структурированная система позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, используя разработанные Монтессри-материалы под руководством подготовленного педагога. У ребенка есть возможность проявить себя и почувствовать успех, так как он может выбирать занятия и работать в собственном темпе.
Совместная деятельность по программе Монтессори будет организована три раза в неделю
с подгруппой детей по 5-6 человек в течение года.
Длительность совместной деятельности:
Младшая группа: 1 занятие в неделю
продолжительность - 20мин
итого - 32 занятия в год
Средняя группа: 1 занятие в неделю
продолжительность - 20-25 мин
итого - 32 занятия в год
Старшая группа: 1 занятие в неделю
продолжительность - 25-30 мин
итого - 32 занятия в год
Занятия организуются с октября 2013 года по май 2014 года.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
К концу обучения дети могут:
* самостоятельно взаимодействовать с предметами;
* реализовывать свое право на свободный выбор материала;
* выбирать рациональный способ работы с материалом, знать алгоритм действия с ним;
* получать социальный опыт, соответствующий ближайшей зоне развития ребенка;
* находить свои ошибки и исправлять их;
* сосредоточенно выполнять работу, доводить до конца начатое дело;
* самостоятельно убирать материалы на свое место.
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ И ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ:
Результаты усвоения программы будут подтверждены листами наблюдений (см. приложение
«Листы диагностики»). Источником является Московский Монтессори-центр.
Тестирование проходит три раза в год (октябрь, январь, май). Инструментами тестирования
служат Монтессори-материалы представленные в группе.
Результаты всех тестов обсуждаются в индивидуальной беседе с родителями детей, где каждый родитель получит все необходимые рекомендации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
montessory.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В ГРУППЕ МОНТЕССОРИ
Обучение и воспитание детей в группе Монтессори ведется на следующих принципах:
- Создание обучающей среды, которая включает в себя оборудованное с учетом детских возможностей, культурных национальных традиций и эстетических требований помещение; разновозрастную группу детей (3-6 лет); подготовленного педагога.
- Наличие обучающих материалов.
- Предоставление детям свободы во время любых занятий.
- Соблюдение правила «Пользуйся всеми свободами, но не мешай другим».
- Создание педагогами атмосферы доброжелательности, доверия, сотрудничества, принятия каждого ребенка.
- Наблюдение учителем за детьми и, при необходимости, оказание помощи в их самостоятельном обучении.
- Подготовка педагогом и проведение общих тематических занятий по разным областям знаний, участие в которых происходит по выбору и желанию детей. При этом строго определяются основные пункты программы обучения, последовательность подачи материала, а также распределение тем в течение года.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ:
- Чтобы воспитывать и обучать человека его необходимо знать.
- Чтобы знать человека, его нужно изучить.
- Чтобы изучать, надо наблюдать.
- Чтобы человека наблюдать, он должен быть свободным в самопроявлениях.
Ребёнок находится в постоянном взаимодействии с окружающем миром и готов его познавать. Задача взрослых - создать условия для такого “впитывания” – М.Монтессори выделила свойства человеческой психики воспринимать окружающий мир с особой интенсивностью лишь в определенные периоды детства. Конечно можно добиться результатов в развитие ребёнка и не обращая на сензитивные периоды его роста, но это потребует от взрослого очень большого усилия воли, труда и напряжения.
Монтессори выделила шесть сензийтивных фаз:
- Сензитивная фаза развития языка (0-6 лет).
- Сензитивная фаза порядка (0-3 лет).
- Сензитивная фаза уточнения чувств (0-6 лет).
- Сензитивная фаза развития движения моторики (0-6лет).
- Сензитивная фаза увлечения мелкими предметами (от 2 до 6 лет).
- Сензитивная фаза изучения социального поведения (2,5-12лет).
Исходя и всего выше перечисленного, можно сказать, что использования методики М Монтессори включает в себя следующие принципы:
* единство обучающих, развивающих и воспитательных задач;
* деятельный подход к реализации содержания программы;
* интеграция совместной деятельности педагога и ребенка и его самостоятельная
деятельность;
* психологическая комфортность - создание условий для раскованной деятельности,
стимулирующей самостоятельную познавательную и творческую активность
дошкольника;
* креативный подход- воспитание у детей способности, потребности и умения
самостоятельно делать выбор и принимать решения.
НАПРАВЛЕННОСТЬ: программы состоит в том, чтобы :
1. Предоставить каждому ребенку возможность развивать и утончать моторику,
особенно пальцев и мускулатуры рук, в упражнениях соединять движение руки
с работой интеллекта.
2. Предоставить возможность каждому ребенку индивидуально развивать свои органы
чувств: слух, зрение, осязание, обоняние, чувство тепла.
3. Развивать способность эстетического восприятия культурной среды, поэтический и
музыкальный слух, чувство цвета, ритма, формы.
4. Через развитие сенсорики подойти к упражнениям развития речи. Совершенствовать
и расширять активный словарный запас. Способствовать приобретению ребенком
навыков письма и чтения.
5. Развивать математическое мышление, навыки счета.
6. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные,
существенные признаки предметов и явлений, группировать их по этим признакам.
7. Предоставить возможность детям ощутить себя частицей окружающего мира.
Воспитывать чувство ритма жизни, времени, живого и неживого, трех стихий -
земли, воздуха, огня - и различных явлений природы.
8. Создавать благоприятные условия для занятий, чему должны способствовать :
позитивная позиция и поведение педагога; индивидуальный подход к каждому ребенку
в соответствии с его физическими и психическими особенностями, темпом развития.
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ: Воспитание по Монтессори отмечено глубоким уважением перед ребенком. «Дети - другие, т.е. совсем не такие, как о них думают взрослые» - эта мысль М. Монтессори постоянно напоминает нам, что недопустимы любые формы угнетения детей взрослыми. Им, как раз наоборот, надо дать свободу пространства и свободу действий.
Взрослые призваны ощутить и помочь ребенку не пропустить его потребности к развитию
(особенно сензитивные периоды). Отсюда - постулат: принять во внимание и направить на благо ребенка сензитивные периоды его внутреннего построения личности.
ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ: программы состоит в том, что к основным целям дошкольного воспитания и обучения программа, основанная на педагогической системе М. Монтессори, добавляет еще одну центровую цель: создание условий для становления человека свободного и самостоятельного.
Стремление видеть в каждом ребенке неповторимую индивидуальность с персональными формами и сроками освоения окружающего мира, является отличительной особенностью данной методики в сравнении с традиционными. В основе программы лежит антропологический взгляд на развитие ребенка. Выделяются особые сензитивные периоды его жизни, которые не повторяются во взрослой жизни и ориентируют педагога на специальную работу с детьми в эти периоды. Основная форма образовательной деятельности – игровая в специально подготовленной культурной развивающей среде. Центровая цель этой программы создание условий для становления ребёнка свободного и самостоятельного.
ИНТЕГРАЦИЯ: Вся развивающая среда в группе Монтессори, каждый дидактический материал устроен таким образом, что содержит внутри себя прямую цель, работающую на актуальную возможность ребенка к самостоятельному действию, и в то же время -
косвенную, работающую, чаще всего, на зону его ближайшего развития.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ : Совместная деятельность с дошкольниками
состоит из следующих блоков:
I. Создание развивающей среды и распределение ее по зонам:
1. Зона практической жизни:
* реализация воспитательных возможностей труда, уход ребенка за собой, за окружающей
средой, подготовка к общественной жизни;
* способствование координации и совершенствованию движений; развитие чувства
ответственности перед окружающим.
2. Математическая зона:
* усвоение и закрепление понятий «количество» и «символ», связь между ними;
* закрепление количественного счета предметов; умение логически сопоставлять
геометрическое изображение, называть его;
* развитие пространственных представлений;
* ознакомление с единицами веса;
* знакомство с арифметическими действиями.
3. Сенсорная зона:
* усвоение абстрактных понятий;
* классификация собственных ощущений;
* развитие моторики; координация движений; формирование порядковых структур;
* развитие осязания, обоняния;
* развитие слуховой памяти;
* развитие вкусовых ощущений.
4. Зона развития речи, письма и чтения:
* расширение языкового развития и образования детей;
* расширение запаса слов;
* классификация предметов и слов;
* обобщение; изучение алфавита через тактильные ощущения;
* развитие образного восприятия языковой символики; концентрация внимания;
* буквенный анализ слов, соотношение звука и буквы;
* подготовка к письму и чтению; интуитивное чтение;
* сопоставление слова и предмета;
* умение выделять отдельный звук и определять его место в названии предмета;
развитие фонетического слуха.
5. Зона науки:
* знакомство детей с разнообразными свойствами предметов окружающего мира,
со средой обитания животных, растений и людей;
* классификация животного мира;
* изучение строения человека;
* формирование простейших представлений о структуре Земли;
* расширение знаний об окружающем мире, о сезонных изменениях в природе,
труде людей и т.д. ;
* умение узнавать время, закрепление понятия «сутки», знания того, что они
делятся на части; изучение категории времени, цикличности времени года;
* знакомство с Солнечной системой:
знание планет и порядок их расположения; знакомство с картой звездного
неба, умение узнавать основные созвездия;
* умение самостоятельно делать опыты, наблюдать и анализировать увиденное;
* развитие логического мышления, воображения, творческих способностей.
II. Усвоение следующих правил поведения в группе Монтессори:
* по группе не бегаем, а ходим
* говорим тише
* мы друг - другу не мешаем
* взял материал, поработал, положил на место
* начал дело, закончил его
* и т. д.
III. Показ или презентация действий с материалом через трехступенчатый устный
урок:
I ступень — устанавливается связь между предметом и его названием, т.е. педагог указывает
на предмет и четко произносит его название.
II ступень — педагог называет предмет, ребенок указывает на него и дает педагогу.
III ступень — педагог указывает на предмет и просит назвать его.
Таким образом, пассивный словарь становится активным.
IV. Демонстрация способов контроля и коррекция ошибок.
V. Свободная самостоятельная деятельность.
Предоставление детям свободы во время занятий подразумевает:
* свободу выбора материала;
* свободу выбора времени и продолжительности работы с материалом;
* свободу выбора места для работы;
* свободу выбора партнера или партнеров;
* свободу общения с учителем или другими детьми.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЖИМ:
Помоги мне это сделать самому! - одна из главных целей педагогики Монтессори, т. к. большое значение отводится непрямому образовательно-воспитательному воздействию.
Структурированная система позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, используя разработанные Монтессри-материалы под руководством подготовленного педагога. У ребенка есть возможность проявить себя и почувствовать успех, так как он может выбирать занятия и работать в собственном темпе.
Совместная деятельность по программе Монтессори будет организована три раза в неделю
с подгруппой детей по 5-6 человек в течение года.
Длительность совместной деятельности:
Младшая группа: 1 занятие в неделю
продолжительность - 20мин
итого - 32 занятия в год
Средняя группа: 1 занятие в неделю
продолжительность - 20-25 мин
итого - 32 занятия в год
Старшая группа: 1 занятие в неделю
продолжительность - 25-30 мин
итого - 32 занятия в год
Занятия организуются с октября 2013 года по май 2014 года.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
К концу обучения дети могут:
* самостоятельно взаимодействовать с предметами;
* реализовывать свое право на свободный выбор материала;
* выбирать рациональный способ работы с материалом, знать алгоритм действия с ним;
* получать социальный опыт, соответствующий ближайшей зоне развития ребенка;
* находить свои ошибки и исправлять их;
* сосредоточенно выполнять работу, доводить до конца начатое дело;
* самостоятельно убирать материалы на свое место.
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ И ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ:
Результаты усвоения программы будут подтверждены листами наблюдений (см. приложение
«Листы диагностики»). Источником является Московский Монтессори-центр.
Тестирование проходит три раза в год (октябрь, январь, май). Инструментами тестирования
служат Монтессори-материалы представленные в группе.
Результаты всех тестов обсуждаются в индивидуальной беседе с родителями детей, где каждый родитель получит все необходимые рекомендации.