Индивидуализация как основной принцип организации свободной деятельности в ДОУ
консультация (старшая группа)

Кацап Наталья Петровна

Статья раскрывает оссобенности психических процессов детей 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6-7_let.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Мы с вами знаем, что все дети абсолютно разные. И в то же время существуют особенности физиологического и психического развития, характерные для того или иного возраста.  Например, малыши, которым исполнился годик, начинают ходить и пытаются овладеть первыми словами, пятилетки – милые почемучки. Естественно, каждому возрасту присущи свои достоинства и недостатки. Давайте посмотрим на основные возрастные особенности детей 6-7 лет

2. В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма, изменяются пропорции тела. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Повышается общий уровень физической выносливости, но повышенная физическая активность и эмоциональная возбудимость детей приводит к быстрой утомляемости.

- Более совершенной становится крупная моторика.

Идет активное развитие мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Это помогает освоить навыки самообслуживания: застегивания пуговиц, завязывание шнурков, самостоятельно одеваться и раздеваться.

3.- дети шестилетнего возраста способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи,

- они могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут,

 

4. дети 6 лет уже умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения;

- способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы);

-хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;

- стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче:

- тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.

5. Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его образе Я. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения.

- Однако,   дети не способны к адекватной самооценке. Она в значительной степени зависит от оценки взрослых

- Ведущей потребностью детей данного возраста является общение.

- Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра. В  играх дошкольники  начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров и сюжетных линей. При этом дошкольники способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.

- Возраст шести-семи лет является сензитивным, то есть чувствительным. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни.

-Имеет место тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными.

-  Она из важнейших особенностей данного возраста -  проявление произвольности всех психических процессов

6. – В старшем дошкольном возрасте  у ребенка появляются произвольные формы психической активности.

Улучшается устойчивость памяти. Ребенок уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает намерение запоминания с целью последующего воспроизведения. Появляется более устойчивое внимание, и в результате элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Впоследствии ребенок способен усилить свою память с помощью таких приемов, как классификация, группировка.

- Восприятие продолжает развиваться. Но у детей могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.

- Внимание. Увеличивается устойчивость внимания до 15 минут, может заниматься не самым привлекательным делом 20-25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов.

Помимо устойчивости внимания развивается его переключаемость и распределение.

7. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, для установки связей используют наглядно-действенное. Способность к обобщению и группировке становится причиной    формирования словесно-логическое мышление: могут учитывать 2 и более признаков (цвет, форма, величина). В дошкольном возрасте начинается развитие понятий, иерархии понятий, может устанавливать причинно-следственные связи

Ребенка отличает способность к планированию собственной деятельности, умение работать по схеме (конструирование, развитие речи).

Развивается прогностическая функция мышления: видит близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков.

Воображение. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Это позволяет ребенку сочинять оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Также развивается продуктивное воображение на основе словесного описания: космос, пришельцы, замок принцессы, волшебники. Все это воплощается в детских играх, театральной деятельности, рисунках. В рисунках появляются мелкие второстепенные детали.

8. Дети шестилетнего возраста способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей,

- они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов,

- с удовольствием воспринимают любую новую информацию,

 - имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.

9. Речь.

      Продолжают совершенствоваться звуковая сторона речи (дети способны правильно произносить все звуки родного языка, способны к простейшему звуковому анализу слов),

- развивается фонематический слух

- интонационная выразительность при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни.

- совершенствуется грамматический строй (грамматически правильно строят предложения)

 - богаче становится лексика (обладают хорошим словарным запасом до 7 тысяч слов) активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные, наречия

- связная речь. умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам

 -свободно общаются со взрослыми и сверстниками,  хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи.

 

Главное эмоциональное новообразование этого периода – произвольная эмоциональная регуляция. Происходит интеллектуализация детских чувств, изменяются формы выражения чувств.

Возраст 6-7 лет - это возраст активного развития физических и

познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками.

В этом возрасте ваш ребенок:

• Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает

много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его

воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только

развиваться, но и адаптироваться к миру

•  Он часто привлекает к себе внимание, Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.

• Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам.

• любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры.

• Может начать осознавать половые различия. По этому поводу может

задавать много «неудобных» для родителей вопросов.

10. Вам, как  родителям важно:

• С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его

магического мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и

просто игру воображения.

• Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению,

позволяя развиваться его талантам и способностям, но не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного творчества.

• Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там,

где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих

его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в

состоянии отстоять.

• Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее.

• Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.

• Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи

Математика

Ребенок в возрастеот  6-7 лет может уметь:

1.Ребенок может определять направление: вперед, назад, направо, налево,

вверх, вниз.

2. Ребенок может считать предметы в пределах 10 на основе действий со

множествами.

3.Ребенок может понимать и правильно отвечать на вопросы: Сколько?

Который? Какой по счету?

4. Ребенок может различать и называть предметы круглой, квадратной,

треугольной и прямоугольной формы.

5.Ребенок может знать такие геометрические фигуры как: квадрат,

прямоугольник, круг, треугольник, трапеция, ромб.

6. Ребенок может уметь разделить круг, квадрат на две и четыре равные

части.

7. Ребенок может знать прямой и обратный порядок числового ряда.

Логическое мышление -Развитие Мышления, Памяти, Внимания

1. Ребенок может отвечать на такие вопросы «как…».

2. Ребенок может находить лишний предмет из 6-7 предложенных

предметов.

3. Ребенок может уметь составлять рассказ по предложенным картинкам,

уметь заканчивать рассказ (придумать конец).

4. Ребенок может разделять предложенные предметы на две группы и

находить для каждой группы общий признак.

Развитие речи

1. Ребенок может называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть

город в котором живет, как зовут родителей, сколько им лет, где и кем они

работают.

2. Ребенок может знать домашний адрес, номер домашнего телефона

4. Ребенок может знать, что такое интонация, может пользоваться ею для

выражения своих эмоций.

5. Ребенок может отличать побудительное предложение от

повествовательного, восклицательное от вопросительного, может уметь их

использовать.

6. Ребенок может формулировать и задавать вопросы, строить рассуждения,

спорить.

8. Ребенок может знать много наизусть выученных стихотворений, сложных

и больших по объему произведений. Рассказывать он может с выражением.

Окружающий мир

1.Ребенок может знать названия всех окружающих его предметов: мебель,

посуда, одежда, бытовые и электроприборы, растений, животных, явлений

природы, названия любимых мультфильмов, сказок, книжек, имена любимых

героев.

Навыки обихода

1. Ребенок может звонить по телефону.

2. Ребенок может знать как вдеть нитку в иголку, как пришить пуговицу

3. Ребенок может уметь вести себя за столом.

4. Ребенок может самостоятельно чистить зубы, полоскать рот после приема

пищи.

5. Ребенок может застегивать пуговицы, завязывать шнурки.

6. Ребенок может знать, что значит быть опрятным, может уметь следить за

прической, за ногтями и состоянием одежды.

7. Ребенок может знать для чего нужен светофор, для чего нужен каждый

цвет светофора, как и где можно переходить дорогу.

8. Ребенок может знать название текущего месяца, последовательность дней

недели.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ

Развитие двигательной активности у дошкольников...

Индивидуализация, как основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ.

Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах индивидуализации, как основного принципа организации образовательного процесса....

Индивидуализация, как основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ.

Презентация " Индивидуализация, как основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ"....

Индивидуализация, как основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ.

Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах индивидуализации, как основного принципа организации образовательного процесса....

Основные принципы организации самостоятельной деятельности детей

В статье  постарались раскрыть основные принципы организации самостоятельной деятельности детей....

Индивидуализация, коррекционная направленность - основные принципы организации обучения и развития детей с ОВЗ

Индивидуализация, коррекционная направленность - основные принципы организации обучения и развития детей с ОВЗ                        ...

Практикум на тему: "Индивидуализация, как основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ посредствам художественно – эстетического творчества"

Цель практикума – оказание помощи педагогам дошкольных учреждений и способствовать формированию у дошкольников эстетического и художественного вкуса, а так же развития интереса к творчеству.Зада...