Модульный принцип организации образовательного процесса в ДОУ
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)
Модульный принцип организации образовател ног процесса является неотъемлемой частью обучения и образования детей дошкольного возраста играя, это объединения всех видов деятельности через игру на протяжении месяца и более.
Это наблюдения, обследование, рассматривание, эстетическое вомриятие, чтение художественной литературы и многое другое.
Модуль в какой-то мере является спектаклем, в котором дети не зрители, а участники. А воспитатель, как человек, получающий радость от познания детьми окружающего мира.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Модульный принцип организации образовательного процесса в ДОУ
МБ ДОУ детский сад №44
г. Иркутск
Воспитатель : Демидюк И.Н.
Без игры нет и не может быть полноценного
умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через
которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий
Игра – это искра , зажигающая огонек
пытливости и любознательности .
В.А. Сухомлинский.
Модульный принцип – один из видов интеграции видов деятельности, которая дает возможность реализовать современные требования к организации работы в дошкольном учреждении.
Модульный принцип обучения позволяет давать достаточный объем знаний, не допуская перегрузок.
- выполнять образовательную программу, не в виде «прямого обучения» , а в виде игры и с включением других адекватных для дошкольников, видов деятельности.
-строить общение на личностно-ориентированной основе и связанной с ней педагогикой сотрудничества и развития.
В настоящее время целостный педагогический процесс современного дошкольного образовательного учреждения направлен на развитие личности ребенка-дошкольника, чем объясняется возрастание объема интенсивности учебно-познавательной деятельности, организации интегрированных и комплексных занятий.
Опыт практической деятельности свидетельствует о том, что интерес к комплексным интегрированным занятиям в условиях ДОУ не случаен. И теоретики дошкольной педагогики и педагоги-практики отмечают, что на подобных занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности , интерес обучения становится наиболее экономным. У детей создается единая целостная картина мира (Л.С.Выготский, О.Ф.Горбатенко, А.И. Иванова, В.Д. Поддъяков и др.).
Организация занятий подобной структуры наиболее системно реализуется через модульный принцип воспитательно-образовательного процесса при обучении детей старшего дошкольного возраста.
Рассмотрим более подробно понятие «модульный принцип» организации интегрированных занятий с детьми дошкольного возраста. В словарях термин «модуль» определяется как «унифицированный, функционально законченный узел, оформленный конструктивно как самостоятельное изделие».
Интегрированные занятия с детьми объединены между собой на основе какого-либо сюжета. Этот сюжет делает педагогический процесс интересным для детей и позволяет реализовать принцип обучения к игре.
Например, интегрированные занятия с детьми разного дошкольного возраста познавательного цикла включают детское экспериментирование и развитие речи, музыку, рисование, конструирование, аппликацию , лепку и т.д.
Работа по составлению модуля интегрированных занятий начинается с выбора тематики и общей направленности, т.е. того центрального звена, вокруг которого будут выстраиваться все знания, умения, навыки, ценностные отношения детей в разных видах деятельности.
Сюжет модуля является объединяющим для всех занятий. Он позволяет сделать цель обучения понятной для детей: они знают цель проводимого каждого занятия, где и как будут использованы их работы, что облегчает формирование целеполагания и целесообразность организацию деятельности детей.
Разрабатывая содержание модуля, мы стремимся к тому, чтобы каждое занятие несло определенную функциональную нагрузку, чтобы строилась логическая связь между ними, не повторялись одни и те же формы работы, а были разнообразными.
Например, тематическое содержание занятий познавательного цикла «Птицы зимующие» включает работы по изготовлению кормушек (конструирование), модели разной формы квадратные, круглые , прямоугольные, измерения длины и высоты кормушек ,заготовок сторон (ручной труд, математика развитие речи), изучение стихов и песен о птицах (развитие речи, художественное слово, музыка).
Продолжительность модуля, количество включенных в него занятий, интервал между ними определяется логикой построения педагогического процесса в детском коллективе, спецификой изучаемых понятий и замыслом педагога ,а также возникающими жизненными ситуациями.
При модульном принципе обучения основной акцент смещается с сообщения знаний в готовом виде на стимуляцию собственной познавательной активности.
Например, дети учатся определять птиц по величине (большие ,маленькие) уточнять где птицы живут, чем питаются, чем занимаются в разные периоды суток. Чтение художественных произведений дает детям определенные знания о птицах. По прочитанным рассказам и сказкам, рассматривании картин ,дети, получают знания , которые они смогут применить в разной сфере деятельности детей не только в дошкольном учреждении ,но и дома.
Воспитательная ценность модуля занятия заключается в том, что он позволяет объединить все стороны дошкольного воспитания: умственное, нравственное, сенсорное, эстетическое, трудовое, физическое.
Следует отметить, что модульный принцип организации занятий ДОУ реализует личностно-ориентированную модель общения, которая способствует постепенному переходу ребенка дошкольного возраста на другую ступень обучения – начальную школу.
При подготовке интегрированных занятий познавательного цикла «Наша Родина – Россия» мы используем следующие модули: «Мой родной город –Иркутск», «Символика города Иркутска», «Край наш богатый –славный Байкал» «Символика России – герб, флаг, гимн», «Россия – родина моя» .
На занятиях дети включаются в продуктивные виды деятельности: составление описательных рассказов, рассуждение, дискуссия, рисование, труд, творческую игру , также привлекаем родителей совместному творчеству с детьми.
Важно отметить, что организация модульного принципа обучения детей в детском саду способствует эффективности воспитательно- образовательного процесса, стимулирует и активизирует познавательное развитие старших дошкольников.
Список литературы
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6т. – т. 3. – М.; Педагогика. – 1983.
- Горбатенко О.Ф. Комплексное занятие с детьми дошкольного возраста. – Волгоград; 2007.
- Иванова А.И, Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ – метод.пособие. – М.; 20-7.
- Лобашев В.Д, Модульное обучение и ценностные ориентации личности обучаемого // Методист - М.; 2005.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.; 1998 – с.250.
- Поддъяков Н.Н. Развитие ребенка-дошкольника // Педагогика. – 1996 - №15.- с.15-19.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по аппликации с природным материалом
в средней группе МБ ДОУ ,детский сад №44 ,г. Иркутск
на тему : « Осеннее дерево»
Воспитатель И.Н.
Задачи: Закрепить с детьми знания круглой, треугольной, овальной формы. Учить определять какого цвета листья (желтые, оранжевые, красные, темно зеленые). Учить детей преобразовывать форму . Развивать композиционное умение, восприятие цвета. Закреплять знание детей о деревьях, которые растут на участках в детском саду(рябина, тополь, ель, береза).Развивать эстетическое восприятие и любовь к природе. Прививать у детей аккуратность в выполнении задания, работы с ножницами, кистью.
Предварительная работа: Беседы на прогулке об изменениях природы осенью. Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад», А. Майкова «Осенние листья по ветру летят».
Материал: Листы бумаги с нарисованными деревьями, высушенные листья деревьев, кисти, салфетки, ножницы, клей.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение:
Падают, падают листья в нашем саду листопад,
Желтые ,красные листья , по ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают, гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая, крыльями машут в дали.
Воспитатель: -Ребята ,о каком времени года ,я сейчас прочитала стихотворение ? (дети отвечают об осени)
Воспитатель: -Что происходит с природой осенью? (ответы детей : листья на деревьях становятся желтые, они опадают, птицы улетают на юг, в теплые страны, дни становятся короче, а ночи длиннее.)
Воспитатель показывает осенние листья и задает вопрос: Дети ,скажите ,пожалуйста ,а на какую форму листья похожи и ,как Вы думаете с каких деревьев они. Какого цвета листочки (дети отвечают :желтые, желто –зеленый, оранжевые, красные, бурые.)
Воспитатель показывает лист от березы.
-На какую форму похож этот листочек? (дети отвечают на треугольную)
Воспитатель: - Как вы думаете, этот лист с какого дерева (ответ детей с березы)
Воспитатель : -Правильно.
Далее воспитатель показывает листья с тополя, рябины. Дети определяют на какую форму они похожи, на треугольную, овальную формы. Затем воспитатель показывает веточку елочки. И задает вопрос.
-А скажите ,пожалуйста с какого это дерева веточка.(дети отвечают , что с елочки, воспитатель рассказывает . что у елочки очень узкие и тонкие листочки и похожи они на «иголочки», и остаются эти листочки всегда зелеными и называются эти деревья вечнозелеными).
Воспитатель: А сейчас мы с вами будем на наши деревья наклеивать листочки, которые мы с вами собирали и сушили. Большие листики разрезать пополам, чтобы было красиво. Воспитатель показывает, наклеивать листочки, на ветки, на траву, как листочки летят по ветру и получается листопад, как правильно держать ножницы, не мешать друг другу, аккуратно пользоваться кистью и ставить кисти на свое место.
Затем воспитатель проводит физминутку6
Ветер дует нам в лицо(дети руками машут в лицо)
Закачалось деревцо (дети поднимают руки вверх и качаются влево ,вправо)
Ветер тише, тише, тише ( дети руками вниз показывают и приседают постепенно)
Деревцо все выше, выше ( дети постепенно поднимаются).
Затем начинается самостоятельная работа детей. В процессе работы воспитатель помогает детям разрезать большие листочки на маленькие, разрезать так, чтобы получались аккуратные листья Следить, чтобы дети в процессе выполнения работы не мешали друг другу, правильно пользовались ножницами, кисточками, салфетками. После выполнения работы, предложить детям каждому самостоятельно прикрепить свой рисунок на магнитную доску.
Побуждать детей к анализу работ после просмотра, красивый у детей получился сад, много деревьев, правильно ли дети наклеивали листья на деревья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Модульный принцип организации педагогического процесса"
«Модульный принцип организации педагогического процесса, как способ развития познавательной активности детей»Из опыта работы«Знание — это абсолютная ценность...
Модульный принцип организации педагогического процесса в ДОУ.
Модуль - это логическая нить, объединяющая группу занятий по разным видам деятельности. Отличительная особенность модуля - это наличие сюжета, который объединяет все занятия в единое целое. Сюжет веде...
Индивидуализация, как основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ.
Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах индивидуализации, как основного принципа организации образовательного процесса....
Индивидуализация, как основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ.
Презентация " Индивидуализация, как основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ"....
Индивидуализация, как основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ.
Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах индивидуализации, как основного принципа организации образовательного процесса....
Практикум на тему: "Индивидуализация, как основной принцип организации образовательного процесса в ДОУ посредствам художественно – эстетического творчества"
Цель практикума – оказание помощи педагогам дошкольных учреждений и способствовать формированию у дошкольников эстетического и художественного вкуса, а так же развития интереса к творчеству.Зада...
Консультация для педагогов ”Модульный принцип организации педагогического процесса в ДОУ”.
Консультация для педагогов”Модульный принцип организации педагогического процесса в ДОУ”. Основной линией в сегодняшней реформе образования является использов...