педагогический проект "Мы друзья природы"
рабочая программа (старшая группа)

Валентина Владимировна игнатенко

Педпроект долгосрочный на год, с указанием актуальности, методов и прёмов, полное перспективное планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekolog._proekt_my_druzya_prirody.doc245.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казённое дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №1 «Ракета»

Поспелихинский район, с. Поспелиха, ул. Алтайская 33.

Номинация «Удивительный мир природы»

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

                              «Мы друзья природы».

Разработчик:

воспитатель высшей квалификационной категории

Игнатенко Валентина Владимировна  

МКДОУ  «ЦРР  - детский сад № 1 «Ракета»

                                                                   с. Поспелиха

2017 год


                                                  Содержание

 1

Пояснительная записка

3

2

Актуальность

4

3

Гипотеза

5

4

Цель проекта

5

5

Задачи проекта

5-6

6

Планируемые результаты освоения  проекта                                                                          

6

7

Ресурсное обеспечение проекта

6-7

8

Принципы и подходы к организации образовательного процесса

7

9

Методы и формы  работы по проекту.

7-8

10

Описание проекта по этапам

8-13

11.

Результативность  

13-14

12

Методическое обеспечение программы

15

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,         

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

 1.Пояснительная записка.

   Проект разработан  на основе  примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»  под ред. Н. Е. Вераксы,  Т. С. Комаровой,  М. А. Васильевой,   в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования для воспитанников среднего дошкольного возраста, на основе Образовательной программы МКДОУ,  парциальных программ и технологий:  С.Н.Николаевой «Юный эколог», Н.В.Гончарова, З.А.Михайлова «Детство».

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Теоретическая и практическая значимость проекта:

  1. Данный проект может быть использован в работе как методические рекомендации педагогами дошкольных образовательных учреждений.
  2. Теоретическая часть проекта может быть представлена как доклад или консультация для педагогов ДОУ по вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста.
  3. Разработанные формы работы с родительской общественностью могут применяться во всех возрастных группах ДОУ.

 Проект составлен с учетом реализации межпредметных связей по разделам.

1. «Художественная литература, где используются произведения познавательной направленности.

2.«Музыкальное», где разучиваются музыкальные произведения в соответствии с тематикой.

3.  Образовательная деятельность:

- ознакомление с окружающим, развитие речи,

- рисование, лепка, аппликация, конструирование ,

-физическая культура.

4.Совместная деятельность:

-дидактические игры, беседы, игровые ситуации,  драматизация,  физкультминутки,  пальчиковые игры.

 5.Самостоятельная деятельность:

-трудовая, художественная, игровая деятельность.

Проект  предполагает проведение одного занятия в неделю в средней группе в первую половину дня. Продолжительность занятия 15 - 20 мин.

2.Актуальность проекта.

Экологическое образование и воспитание — чрезвычайно актуальная проблема современности. Небрежное и жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. 

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 5 января 2016 г. № 7 в 2017 году в Российской Федерации проводится Год экологии, целью проведения которого является привлечение внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения объектов природного наследия, и сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.

Воспитывая в детях добрые чувства, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой природы; умение реализовать свои впечатления в трудовой деятельности,  применяя современные образовательные технологии проектной деятельности можно решить проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста.

 

С  самого рождения детей  окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щечки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом , играют с песком и водой  -  предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность,  являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с  явлениями неживой природы. Более того это просто необходимо.

В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве  -  живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому,  что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу,  поглощая его свет  и тепло. Растению нужны воздух, нужны влага и тепло в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека.

То же можно сказать и о животных: они, как и растения, обладают жизненными потребностями, многие из которых  можно удовлетворить  лишь с помощью неживой природы. Таким образом,  у животных как части живой природы свои особые взаимоотношения с неживой природой.

У человека связь с неживой природой еще сильнее , чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая - природная или специально очищенная. Человечество и достигло  потому таких высот  в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта...

Таким образом, все явления неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического  воспитания.

Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Думаю, причиной является недостаточно материалов по данной теме, а так же не достаточно  уделяется внимания дома со стороны родителей.

И мы – взрослые, воспитатели, педагоги, должны дать необходимые знания, научить беречь, любить природу с малых лет.

Место проведения: средняя группа, муниципальное  казённое дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №1 «Ракета»

 Вид проекта: педагогический, познавательно -исследовательский.

Количество участников проекта: воспитатели группы (2 человека), родители (26 человек), дети (26 человек), специалисты ДОУ (3 человека).

Форма проведения: групповой проект.

3.Проблема: Главный принцип жизни человека в гармонии с природой: "Не навреди". Познавая, не разрушай. Не бери у природы больше, чем тебе необходимо. Прежде, чем сделать, ответь себе на три вопроса:

  • Что ты хочешь сделать?
  • Зачем тебе это нужно?
  • Кто (что) при этом приобретёт, а кто (что) потеряет? 

Подумай о последствиях! 

Зачем необходимо беречь  и любить живую природу?

Объект исследования: мир природы

Предмет исследования: вода, воздух, земля, растения, насекомые, птицы, животные.  

4. Цель проекта: формирование у детей системы ценностных отношений к природе, животному и растительному миру, воспитание любви к природе и бережного отношения к ней

 5.Задачи:

Обучающие 

  • Формировать элементарные  представления об окружающем мире. Уточнить, и расширить знания детей о растениях, животных, птицах, насекомых: различать по внешнему виду, правильно их называть.
  • Продолжить знакомить с  временами года, с сезонными  изменениями  и явлениями в природе.
  • Познакомить с условиями жизни комнатных  растений.
  • Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.
  • Формировать умения детей делать выводы и умозаключения, а потом на основе накопленного опыта, реализовать их в самостоятельной творческой деятельности.
  • Познакомить детей с правилами поведения на природе.  Формировать первоначальные навыки безопасного поведения в природе,  учить видеть красоту природы;
  • Обогащать словарный запас детей.

 Развивающие.

  • Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображения)
  • Развивать умение отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания.
  • Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления с явлениями, особенностями, свойствами, характерными признаками неживой  природы, их связью с объектами живой природы.
  • Развивать трудовые и самостоятельные навыки детей, чувства коллективизма и ответственность за выполняемую работу,  вовлекая воспитанников в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.

  Воспитательные. 

  • Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое
  • Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и ко всему живому на Земле.

Родители:

  • пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей;
  • развивать совместное творчество детей и родителей;
  • заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

6.Ожидаемые результаты.

Мы предположили к концу года получить следующие результаты: 

  • В результате проведённой работы воспитанники повысит качество знаний о природе: пополнится  и  расширится запас знаний о растениях, животных, о сезонных изменениях и явлениях в природе. Желание больше узнать об особенностях природы своего края.
  • Воспитанники научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы, что позволит  приобрести  новую информацию, узнать что-то новое  через экспериментирование. У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы .
  • У воспитанников повысится  интерес, активность, наблюдательность и любознательность  в процессе ознакомления с  природой, что позволит   отражать свои  наблюдения, знания в творческой деятельности.
  • Вовлекая воспитанников в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране,  у них  повысится желания общаться с природой, сформируются первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, станут более бережно относиться к миру природы и ко всему живому на Земле. ( животным, птицам, насекомым,  растениям). 
  • Воспитанники будут не только проявлять интерес к объектам окружающей среды, но и будут пытаться оценить их состояние с позиции хорошо-плохо. 
  • Обогатится словарный запас.

Родители:

  • Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
  • Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
  • Возможность участвовать в совместных экологических  проектах

7.Ресурсное обеспечение проекта:

1. Уголок экологии и экспериментирования в группе.

2. Методический инструментарий: подборка опытов и экспериментов «Познавательно – исследовательская деятельность», картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.

3. Библиотечка юного эколога.

4. Подборка художественной литературы  «Познавательное чтение».

5.Фотовыставки и выставки рисунков «Мой дом – природа».

6. Посадка деревьев, кустарников, цветов на участке (облагораживание цветника);

изготовление скворечников, кормушек;

7. Увеличение количества комнатных цветов в группе и дома; гербарий, оформленный в альбоме;

8. Педагогическая копилка: музыкальные записи, художественная литература с познавательным материалом о природе; сборник мультфильмов о жизни насекомых, животных, растений.

9. Буклет «Как я помогаю природе»

10.Составить перспективный план. 

8.Принципы и подходы к организации образовательного процесса.

  • Принцип познавательной активности - один из важнейших принципов ознакомления детей с природой. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.
  •  Принцип наглядности - предполагает использование наглядных средств (игрушки, картинки, пособия и т. д., с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата.
  •  Принцип поэтапности, в передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на деле практически: организованная образовательная деятельность должна состоять из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Смена частей организованной образовательной деятельности обусловлена постепенностью освоения, отработки понимания и какого-либо навыка.
  • Принцип вариативности поможет закрепить и расширить знания детей. (Принцип вариативности – повторение пройденного материала в организованной образовательной деятельности и в совместно-партнерской деятельности в несколько изменённом варианте)
  • Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В  соответствии со Стандартом проект предполагает всестороннее социально-коммуникативное,  познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое  развитие воспитанников посредством различных видов детской активности.

9.Методы работы:

  • исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
  • наглядные;
  • словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;
  • технология моделирования
  • релаксация;
  • игровой: (сюрпризный момент, игры)

Формы работы:

  • Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром,  художественному творчеству, проведение занятий-опытов.
  • Целевые прогулки,  экскурсии с детьми.
  • Игры - занятия в опытно - экспериментальном  уголке и уголке природы.

   Формы работы с родителями

 В совместной работе с родителями мы широко используем:

  • консультации для родителей,
  • родительские собрания,
  • беседы, тематические выставки,
  • смотры-конкурсы, конкурсы.    
  • анкетирование,
  •  развлечения, праздники,


10.Краткое описание проекта по этапам.

I -Подготовительный этап.

 Определение цели и задач.

Выявление уровня знаний детей по теме проекта.

- Что знаем? Что хотим узнать? Где и как это сделать? Зачем и кому это нужно.

С этого мы начинаем работу детей по проекту.

 Опрос воспитанников по теме показал, что у  детей не достаточно сформированы знания о живой и не живой  природе. Дети  затрудняются сравнивать времена года, не проявляют заботливого отношения к пробуждающейся природе. Дети владеют небольшим объёмом знаний  о перелетных птицах, растениях, животных об их жизни и развитии. Дети не умеют устанавливать простейшие связи между условиями  наступающего внешнего времени года и поведением животных, птиц, состоянием растительности.

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ.

Дают ответ

Затрудняются ответить

1

называет диких и домашних животных  и знает, какую пользу они  приносят

10

10

2

называет времена года в правильной последовательности;

12

8

3

знает элементарные правила поведения на природе и соблюдает их;

12

8

4

способен делать простые обобщения, устанавливать простейшие связи между предметами,  явлениями.

7

13

5

узнают и правильно называют деревья: ель, берёза, клён, сосна.

6

14

6

узнают и различают по внешнему виду птиц: ворона, голубь, синица, воробей, снегирь.

6

14

Следовательно, решила реализовать проект.

Запланированная деятельности с детьми будет способствовать  формированию гуманных чувств, расширению кругозора, развитию речи, словарного запаса, воспитанию трудолюбия и чувства ответственности перед природой.

 Создание необходимых условий для реализации проекта:

- анализ и сбор информации из различных источников, подбор методического и художественного материалов,

- фонотеки, видеотеки;

-разработка бесед, конспектов интегрированных занятий, развлечений, подбор художественных иллюстраций, подбор материала по данной теме, содержания проекта,

-прогнозирование результата.

Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

Разработка перспективного и тематического планирования по проекту.

Создание предметно-развивающей среды.

Мониторинг результатов. 

II Основной этап реализации проекта. 

11.Календарно - тематический план  (средняя группа)

Месяц

Тема

Содержание занятия

Базовая программа

Национально-региональный компонент

Компонент ДОУ

Сентябрь

«Овощи»

Обобщающее понятие «Овощи»

Овощи  Поспелихинского района

Воспитывать уважение к труду людей, работающих на земле

«Ягоды и фрукты»

Обобщающее понятие «ягоды» и «фрукты». Познакомить с понятием «консервирование»

Ягоды и фрукты Алтайского  края

Любовь к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами

«Царство растений: грибы»

Закрепить знания детей о грибах, их разнообразии и свойствах.

Грибы в нашем лесу

Понимание целесообразности и взаимосвязи всего живого.

«Золотая осень»

Обобщить знания об осени. Знакомство с народным календарем

Красота окружающей природы

Устанавливать взаимосвязь, делать выводы.

Октябрь

«Беседа о лесе»

Закрепить знания о деревьях и кустарниках, как представителей флоры.

Деревья и кусты характерные для Поспелихинского района.

Бережное отношение к природе, правила поведения в лесу.

«Откуда хлеб пришел»

Закрепить знания о хлебе, как одном из величайших богатств на земле.

Злаки с полей Поспелихинского района

Уважение к труду хлеборобов, хлебу.

«Перелетные птицы»

Уточнить и закрепить знания о перелетных птицах.

Птицы моего двора.

Дать понятие «насекомоядные» и «водоплавающие»

«Домашние животные»

Закрепить названия домашних животных, знания об их пользе для человека.

Есть ли бездомные животные в нашем микрорайоне и как им помочь.

Интерес к животным, бережное отношение к ним

Ноябрь

«Дикие животные»

Уточнить и закрепить знания детей о диких животных средней полосы России

Жизнь животных в соответствии с местом их обитания, удачно ли расположились относительно друг другу.

Понятие «хищник» и «травоядное»; Способы самозащиты. Составление экологических цепочек.

«Вот так Африка»

Знакомство с Африкой – самый жаркий континент.

Взаимоотношения между различными представителями.

Понятие «жаркие страны»

«Животные полярных районов земли»

Приспособленность животных к суровым  условиям. Значение снежного покрова для жизни животных.

Особенности погодных условий крайнего севера.

Вызвать чувство сочувствия.

 Декабрь

«Медвежья семья»

Соотносить слова, обозначающие на-

звания животных, с названием их

детенышей.

Характерные особенности жизни в разное время года.

Знакомство с понятием «медвежья» семья

«Составление описательного

рассказа: Дикие животные»

Конкретизировать знания о диких животных

Животные характерные для Поспелихинского района

Воспитывать интерес к изучению истории района

«Зима»

Признаки зимы на фоне красивых пейзажей.

Зимние явления природы края

Сезонные изменения в природе. Открыть для себя как можно больше прекрасного.

Чтение

басни

И. Крылова

«Ворона и

лисица»

Развивать умение инсценировать произведение.

развивать чуткость к восприятию

образного строя языка басни;

Воспитывать интерес к изучению

«Лес и мы»

Уточнить знания детей о разных видах леса. Сколько новых деревьев надо посадить, чтобы вернуть уничтоженные.

воспитывать осознанно-бережное отношение к природе родного края

Развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателям.

Январь

«Как звери в лесу зимуют»

Сезонные изменения в жизни животных. Роль снега в зимний период для животного мира.

Снег это тоже хорошая погода.

Значение внешних факторов в жизни животных. Питание животных зимой, способы передвижения, места обитания.

Вызвать сочувствие к животным. Чувство уважения к людям, которые заботятся о них.

«Зимующие птицы»

Сезонные изменения в жизни птиц. Пусть будет зима доброй для пернатых.

Зимующие птицы ближайшей округи.

Заботливое отношение к птицам. Организация регулярной работы птичьей «столовой»

«Наша родина - Россия»

Уточнить знания детей о Родине

Обратить внимание на особенности родного села

Достопримечательности

Февраль

«Путешествие в Тундру»

Показать, почему в Тундре такой скудный животный мир?

Поиск информации о животных Тундры

Воспитывать интерес к мало известному.

«Волшебная страна: подводное царство»

должны проявлять интерес к жителям водных глубин

Реки и озёра, их обитатели Поспелихинского района

Роль воды в жизни подводных обитателей.

«Путешествие в затерянный мир Австралии»

«Почему исчезают животные и как им помочь?»

Что мы должны сделать, чтобы исправить положение.

Развивать интерес к изучению истории развития животных.

  «Живая и неживая природа

Закреплять понятия живая и неживая природа

Экспериментальная деятельность. Какое место занимает природа в нашем доме.

Воспитывать заботливое отношение

Наши друзья пернатые

Уточнить и закрепить знания о зимующих птицах.

Птицы на кормушке: снегирь, воробей, синица.

Стимулировать наблюдательность и активность в пополнении собственного опыта.

Март

«Вода в жизни человека»

Формировать знания о значении воды в жизни человека

Какой бывает дождь в разное время года. Дожди, каких не должно быть на земле .

Использование воды человеком. Необходимость экономии воды. Вода и наше здоровье.

«Царство растений: комнатные растения».

Знакомство с новыми растениями, оригинальность внешнего вида. Помочь найти «зелёных» друзей, среди комнатных растений.

Мини – оранжерея цветы на подоконнике: кактус, как добиться его цветения.

Уход за растениями. Воспитание бережного отношения к природе, понять, в чём заключается правильное  отношение к растениям.

«Что есть у каждого растения»

Обобщить знания детей о строении растения. Сформировать представление о разнообразии внешнего вида всех органов.

Сравнивать и узнавать по внешнему виду.

 Учить делать выводы о приспособлении растений к среде обитания. Находить признаки нарушения условий.

Апрель

«Природа и человек»

Уточнить роль человека в сохранении ресурсов природы.

Продлим жизнь растению, сохраним жизнь животного в родном краю.

Узнать больше о профессиях работников лесных хозяйств, заповедников и т.д.

«Берёзовая роща» (берёзкины  слёзки)

Выделять характерные признаки берёзы, сезонные изменения.

Берёзы нашего парка. Позаботиться о её безопасности. Чтобы весне для берёз обошлась без слёз.

Воспитывать интерес, как к символу России, как вошла в названия рек, деревень.

Берёзке посвящается праздник.

«Весна, весна на улице, весенние деньки»

Сезонные изменения в природе,  как природа пробуждается .

Роль тепла в жизни всего живого.

Воспитывать любовь к природе, наблюдательность, любознательность,  желание разобраться в явлениях природы, понять их суть.

«Царство растений: травы»

Закрепить знания о травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе

Знакомство с первыми весенними цветами села

Многообразие трав и их польза. Многообразие цветов.

Май

«Шестиногие малыши»

Многообразие  насекомых, их сходства и отличия.

Находим на участке детского сада.

Доброе отношение к «маленьким соседям»,

«Перелетные птицы»

Совершенствовать знания о перелетных птицах. Сезонные изменения в жизни птиц

Прилет грачей, уток.

Формировать обобщенное представление о птицах

«Широка страна моя родная».

Формировать целостную картину мира.

Знать, чем прославляется наша Россия.

Вызвать чувство гордости за свою Родину, за людей, которые её прославляют.

«Круглый год». Рассказ Ушинского «Четыре желания»

Сезонные изменения в природе

За что я люблю свою малую Родину.

Закрепить знание о временах года, умение видеть красоту природы в разное время.

III . Заключительный этап.

Подведение результатов работы над проектом:

- анкетирование родителей по теме: «Чему научился Ваш ребёнок? »;

-мониторинг качества освоения материала детьми;

- открытое занятие - развлечение для родителей  «Чему мы научились»  (по итогам проекта)

-презентация проекта для педагогов ДОУ,

-сообщение из опыта работы по проекту.

-коллаж «Село моё родное»

- викторина «Знатоки природы»

 -оформление выставки рисунков на тему «Мы – друзья природы»;

-.презентации: «Приметы осени», «Зима», «Заповедники Алтайского края»,

 «География и природа нашего села»,  «Лекарственные растения нашего села».

 -подведение итогов.

11.Результативность:  

В рамках данного проекта, работа получилась познавательной. Проектная деятельность, спланированная с учетом интеграции областей, помогла  воспитанникам освоить и осмыслить новые знания, добытые с помощью родителей и воспитателей.

-расширился кругозор и представления об окружающем мире. Дети овладели конкретными знаниями о растениях: узнают и правильно называют деревья: ель, берёза, клён, сосна.

 –расширились представления о некоторых насекомых: муравей, бабочка, жук, божья коровка.

-научились различать по внешнему виду птиц: ворона, голубь, синица, воробей, снегирь. 

-дети закрепили представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей

-расширились представления о фруктах, овощах, ягодах, грибах.

-научились делать конкретные выводы, понимать необходимость бережного отношения к природе,  что надо беречь природу, любоваться ею, а не разрушать, появилось желание общаться с природой, отражать свои впечатления через разные виды деятельности. Дети стали делиться полученной информацией из различных источников с другими детьми.  

-сформировались первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту

-открыты  новому, то есть проявляют стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению, проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

 -проявляют интерес к наблюдениям, экспериментированию. В процессе опытнической деятельности расширились представления о свойствах песка, глины, камня.

-обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором они живут,  способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

Родители.  

Повысилась  экологическая культура родителей, появилось понимание необходимости в экологическом воспитании детей.

Родители заинтересовались результатами и продуктами проекта, принимают  участие  в совместных проектах.

  В заключение работы над экологическим проектом: «Мы друзья природы»

следует сделать вывод:

-для достижения поставленной цели целесообразно использовать разнообразные формы и методы работы: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, продуктивную, художественно- эстетическую.

-работу по экологическому воспитанию и образованию необходимо вести используя все виды деятельности: игры, наблюдения, рассматривание и обсуждение, создание проблемных ситуаций, продуктивная деятельность, развлечения и др.

Мониторинг

Проведение  мониторинга реализации проекта проводилось 2 раза  (на подготовительном и заключительном  этапах) путем опроса.

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ.

Дают ответ

Затрудняются ответить

Начало проекта

Конец проекта

Начало проекта

Конец проекта

1

называет диких и домашних животных  и знает, какую пользу они  приносят

10

18

10

2

2

называет времена года в правильной последовательности;

12

19

8

1

3

знает элементарные правила поведения на природе и соблюдает их;

12

19

8

1

4

способен делать простые обобщения, устанавливать простейшие связи между предметами,  явлениями.

7

17

13

3

5

узнают и правильно называют деревья: ель, берёза, клён, сосна.

6

20

14

-

6

узнают и различают по внешнему виду птиц: ворона, голубь, синица, воробей, снегирь.

6

16

14

4

ВЫВОД: 

Полученные данные свидетельствуют, что в итоге реализации экологического проекта уровень развития экологической воспитанности у детей стал качественно и количественно выше, чем в начале года.

Результаты мониторинга могут использоваться исключительно для  оптимизации  дальнейшей работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Перспектива дальнейшего развития проекта

Все то, что было достигнуто и создано при реализации данного проекта, приведено в систему и активно используется в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду. Для полной реализации проекта необходимо реализовать еще ряд мероприятий. Я в свою очередь на достигнутом не останавливаюсь и планирую продолжать и расширять свою работу

12.Методическое обеспечение:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.ФГОС приказ Министерства Образования Науки №1155 от.17.10.2013.

3.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников-М:. Издательский центр «Академи», 2001.

5.Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в средней группе. Познавательное развитие. ИЗО. Экология»// Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.

6. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004.

7.Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» // Москва: ТЦ Сфера, 2005.

8. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» // Москва: Мозаика – Синтез, 2006.

9.Журналы «Дошкольное воспитание» №7, 2003.; №7, 2005 г. ; №7, 2006 г. ; №10, 2009 г. ; №3, 7, 2010 г.

10. Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность»// «Дошкольное воспитание» №7, 2002.

11.Соломенникова О.А. “Ознакомление с природой в детском саду”

 12.. Сайты интернета для воспитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Друзья природы"

Проект по воспитанию у детей  старшего дошкольного возрастаинтереса  и любви к родной природе на основе  воспитания у них нравственных чувств....

Педагогическое мероприятие с детьми: Физкультурно - экологическое развлечение " Мы - друзья природы!"

Конспект физкультурно - экологического развлечения в средней группе, способствующего освоению экологической культуры и правил поведения в быту и природе. Мероприятие построено на физкультурно - игрово...

Интегрированное занятие по экологии в старшей подгруппе МБДОУ «Крутогорский д/с» (тематическая неделя «Мы друзья природы» - с 17.04. по 21.04.) «Жалобная книга природы»

Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.Задачи: развивать познавательный интерес к миру природы;формировать пер...

Познавательно – исследовательский проект для детей старшей группы на тему «Друзья природы» в номинации «Мы оберегом станем для природы»

Познакомить дошкольников с Красной книгой Саратовской области, умение ценить и создавать красоту, воспитывать бережное отношение к природе....

Трансляция педагогического опыта. Развлечение в младшей группе "Друзья природы"

https://sch1987uv.mskobr.ru/dou_edu/gosudarstvennoe_byudzhetnoe_obrazovatel_noe_uchrezhdenie_detskij_sad_kombinirovannogo_vida_2494/novosti/puteshestvie_v_vesennij_les_dlya_vospitannikov_18_gruppy/...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Друзья природы»

В современной экологической ситуации со всей очевидностью встаёт необходимость пропаганды и распространения экологических знаний, их научного обоснования, привития подрастающему поколению норм экологи...

Педагогический проект:   «Мы - друзья природы»

Формирование экологической культуры у дошкольниковв ходе организации экскурсий в природе...