Познавательно – исследовательский проект для детей старшей группы на тему «Друзья природы» в номинации «Мы оберегом станем для природы»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Познакомить дошкольников с Красной книгой Саратовской области, умение ценить и создавать красоту, воспитывать бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_druzya_prirody.docx | 32.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
413105, Саратовская область, г. Энгельс, 1-й микрорайон,
телефон 8 (8453) 56-27-12
Познавательно – исследовательский проект для детей старшей группы на тему «Друзья природы» в номинации «Мы оберегом станем для природы»
2019 год
Содержание проекта
- Аннотация проекта.
- Пояснительная записка.
- Миссия.
- Гипотеза.
- Цель, задачи, ожидаемые результаты.
- Механизм реализации.
- Подготовительный (аналитический) этап
- Организационный (деятельностный) этап
- Практический этап
5. План основных мероприятий по реализации проекта.
6. Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.
7.Список использованной литературы.
8.Приложение.
Паспорт проекта | |
Тема проекта | Активизировать внимание и формировать навыки экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с природой Саратовской области |
Автор проекта | Воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 7 «Радуга» Поминова Венера Александровна |
Организация исполнитель | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Радуга» |
Адрес организации исполнителя, телефон/электронная почта | 413105, Саратовская область, город Энгельс, микрорайон 1-й Микрорайон Телефон+7(8453)562712 Официальный сайтdou7.engels-edu.ru Электронная почтаmadou7anv@yandex.ru |
Тип проекта | Информационный проект |
Сроки реализации | 2 месяца |
Цель | Познакомить дошкольников с Красной книгой Саратовской области, умение ценить и создавать красоту, воспитывать бережное отношение к природе. |
Задачи |
|
Ожидаемые результаты | Повышение уровня экологического и патриотического воспитания, умение работать с полученной информацией, с коллективом, развитие наблюдательности, любознательности. Воспитание любви к родному краю. |
- Краткая аннотация проекта
Любовь к природе – это великое и неизменное чувство. Ведь именно оно помогает человеку стать добрее, справедливее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Великий педагог В.А.Сухомлинский говорил: "К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность". Экологию окружающего мира начинают познавать с малых лет, постепенно вкладывая в ребёнка знания и навыки в жизни растений, животных, сезонных явлений и т.п. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у детей осознанно- правильного отношения к природным явлениям и окружающим объектам.
- Пояснительная записка
Я, Поминова Венера Александровна – воспитатель детского сада № 7 в городе Энгельсе, представляю проект «Друзья природы» в номинации «Мы оберегом станем для природы».
Эту тему я выбрала не случайно, так как считаю, что всякому человеку присуще желание знать свой край, свой отчий дом, место, где живёшь. Ведь это не только простое любопытство, но и святая обязанность.
Удивительна разнообразна территория Саратовской области. Она лежит на стыке природных зон – лесостепи, степи и полупустыни – и расчленена с севера на юг великой рекой Волгой.
В какой бы части не жил человек, в городе или сельской местности, он всегда окружён растениями, животными и птицами. Поэтому никогда не бывает изолирован от природы, но к сожалению, порой люди забывают, и не всегда понимают, как их поступки могут отражаться на экологию...
Маленьким исследователям необходимо пояснить, что человек неразрывно связан с природой, он зависит от неё и, в то же время, влияет на неё, изменяя и пользуясь её богатствами. Воспитание в детях чувства ответственности за то богатое природное наследство, которое они должны сохранить – основная цель экологического воспитания. Сталкиваясь с современными экологическими проблемами, дети должны понять, что многие из них можно избежать или исправить, если знать законы природы и жить в согласии с ними. Ребятам нужно помочь проникнуть в мир удивительной природы, познать её тайны и закономерности, научиться видеть красоту в каждом кустике, травинке, не только любить и знать, но и охранять природу. Представленная программа «Юные друзья природы» позволяет углубить работу по воспитанию экологической культуры личности.
2.1. Миссия
Формирование экологического воспитания, умение работать в команде, вести диалог.
- Гипотеза
Экологическое воспитание дошкольников будет осуществляться эффективно, если будет вестись систематическая работа на занятиях и в повседневной жизни.
- Цель, задачи, ожидаемые результаты:
- Цель:
Познакомить дошкольников с Красной книгой Саратовской области, умение ценить и создавать красоту, воспитывать бережное отношение к природе.
- Задачи
- Рассмотреть редкие и исчезающие виды животных и растений Саратовской области
- распространить знаний о природе и её защите;
- воспитать гуманное отношения к природе,
- научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы,
- воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, животным, насекомым, птицам, человеку.
- Ожидаемые результаты
Повышение уровня экологического и патриотического воспитания, умение работать с полученной информацией, с коллективом, развитие наблюдательности, любознательности. Воспитание любви к родному краю.
- Механизм реализации
4.1. Подготовительный (аналитический) этап
- Знакомство детей с Красной книгой Саратовской области;
- Подготовка методического материала для реализации проекта – сбор информации о растениях, животных Саратовской области, занесённых в Красную Книгу;
- Подбор дидактических игр;
- Обозначение цели, исходя из интересов детей;
- Выступление на родительском собрании;
- Организационный (деятельностный) этап
- Проведение мероприятий по направлениям;
- Взаимодействие с родителями;
- Контроль и оценка проведения мероприятий;
- Создание благоприятного психологического климата между дошкольниками – воспитателями, воспитателями- родителями.
- Практический этап
- Проведение бесед;
- Проведение занятий, формирующие экологическое воспитание;
- Праздник, посвящённый экологической сказке;
- Индивидуальная работа с детьми и родителями
5. План основных мероприятий по реализации проекта.
Дата | Образовательная область | Тема | Задачи | Форма проведения |
5.02.19 | Познавательная деятельность (ознакомление с природой) | «Красная книга» | Дать детям представление о разнообразии природы, расширить, углубить знания детей о животных. Перечислить основные причины вымирания некоторых животных. Познакомить детей с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга. | НОД |
12.02.19 | Развитие речи | «Природа — наш дом» | Способствовать осмыслению детьми разных аспектов взаимодействия человека с природой; воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе; | Беседа |
20.02.19 | Художественно-эстетическое развитие, | «Страница Красной книги» -«Кувшинка белая» | Познакомить детей с красной книгой Саратовской области. Закрепить навыки работы с бумагой, ножницами, клеем. Воспитывать любовь к природе, эстетические чувства. | Аппликация |
03.03.19 | Физическое развитие | «Спасатели и браконьеры» | Учить находить животных, нуждающихся в защите. Учить спасать первым делом тех, кто слабее. Развивать внимание, ловкость и логическое мышление. Развивать координацию движений. Развивать чувство ответственности и сопереживания животным. | Подвижная игра |
12.03.19 | ФЭМП | «Природа оживает» | Воспитать интерес к труду на благо животных, природе, бережное отношение к ней. Развивать память, внимание, умение сравнивать и анализировать. Формировать умение рассказывать о содержании сюжетной картины. | НОД |
15.03.19 | Познавательная деятельность (ознакомление с природой) | Домашнее задание для детей и родителей. Найти интересную информацию об исчезающем животном «Почему я в Красной книге?» | -развивать поисковую деятельность детей, познавательноречевую активность, связную речь, любознательность -учить их передавать знания, полученные во время поисковой деятельности товарищам, путѐм составления рассказов о животных, об интересных фактах из их жизни. | |
20.03.19 | Художественно-эстетическое развитие | Экологическая сказка «Приключения деда Матвея» | Учить и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому. Передавать определённые знания в области экологии и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой. Развивать речь и пространственное восприятие через проигрывание детьми ролей сказки. Воспитывать потребность в получении знаний об изменениях в природе. | |
на протяжении всего проекта | Чтение художественной литературы | Чтение рассказов В. Бианки "Синичкин календарь".«Сказки матушки Земли» А. Лопатина, М. Скребцова. | Познакомить детей с рассказами о животных. Продолжать учить отвечать на вопросы по прочитанному произведению. |
6.Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.
- Подбор литературы;
- Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии и т.д.)
- Дидактические игры
7. Используемая литература
- С.Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог»: Для работы с детьми 3-7 лет - МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016;
- С.Н. Николаева Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010;
- Красная Книга Саратовской области: Грибы. Лишайники. Растения. Животные / Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратов. обл.- Саратов: Изд-во Торгово-промышленной палаты Саратов.обл., 2006;
- Гончарова Е. В. Экология для малышей. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005;
- Рыжова Н.А. Наш дом - природа. Программа экологического образования старших дошкольников. - М., 1998
8. Приложение
Консультация для родителей «Красная книга Саратовской области»
Саратовская область – один из динамично развивающихся регионов Поволжья – по многим показателям занимает ведущие позиции в сфере природоохранной деятельности. Тем не менее на её территории возникают экологические проблемы, имеющий всеобщий характер. Одной из них является сокращение биологического разнообразия.
Красная книга - это крик растений и животных о помощи, озвученный языком человека. Занесение того или иного вида флоры или фауны в Красную книгу является юридическим гарантом правовой охраны редкого вида. Виды, включённые в Красную книгу области, официально отграничиваются от всех других представителей растительного и животного мира. В отношении этих видов функционируют механизмы организационно-правовых гарантий, которые повышают возможность их сокращения и восстановления в естественной среде обитания.
Исчезновение и появление новых видов – естественный процесс, на который природа затрачивает миллионы лет. Но сейчас человечество озабочено не столько естественными процессами, сколько явлениями, возникающими под действием антропогенного фактора и приводящими к обеднению дикой флоры и фауны. Непоправимая беда заключается в том, что при всех наших достижениях в науке мы никогда не сможем возродить утраченный вид. Потеря любого вида или его популяции – это невосполнимый урон биологическому разнообразию Земли.
Животный мир и растительный Саратовской области богат и разнообразен. Высокое биологическое разнообразие флоры и фауны и объясняется физико-географическим положением, обусловливающим своеобразие ландшафтных зон данного данного региона. Многообразие природных условий связано прежде всего с большой протяжённостью территории с запада на восток и с севера на юг. На территории области произрастают и обитают как типичные представители лесостепи, степи и полупустыни, так и космополитические виды, число которых особенно велико в пойменных сообществах р. Волги.
Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. Задача родителей - воспитать экологическую культуру, бережное отношение к лесу у детей.
Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса.
В воспитании у ребёнка бережного отношения к лесу нет и не может быть мелочей. Сорванные просто так листья с деревьев, обломанные ветки, растоптанный в пылу преследования жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.
Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому, прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность леса. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.
Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами.
• Беседуйте с детьми о лесе. Объясните детям необходимость бережного отношения к лесу ради блага всего живого на Земле.
•Покажите, что лес – один из источников достатка и благополучия людей, что человек не может сделать материалы лучше тех, что созданы природой.
• Приучайте детей не ломать кустарники, не портить деревья.
• Систематически объясняйте детям взаимосвязь природы и человека. Учите замечать красоту окружающей природы.
• Чаще организуйте совместные с ребенком прогулки в лес.
Поупражняйте детей в выполнении правил поведения в природе:
• В лесу надо ходить по тропинкам, т. к. можно наступить на насекомых.
• На утоптанной земле дождевым червям трудно делать свои «ходы» и почва не рыхлится, а корни растений «задыхаются» без воздуха и постепенно отмирают.
• Нельзя разжигать костры, ломать ветки.
• Нельзя в лесу включать громкую музыку т. к. можно спугнуть птицу с гнезда.
• Нельзя разорять гнезд птичьих, заглядывать в гнезда, брать в руки яйца, птенцов.
Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила поведения в лесу.
Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.
Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.
Очень большое значение имеет чтение вслух книг о лесе, жизни лесных обитателей. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.
Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на чтение добрых стихов и рассказов о лесе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться к лесу. |
Дидактические игры по экологическому воспитанию.
- Дидактическая игра «Живое – неживое
Ход игры: воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают.
- Дидактическая игра «Рассели животных по Земле»
Цель игры: познакомить детей с животными, обитающими в разных климатических зонах, дать представление об особенностях приспособления животных к разным климатическим условиям
- Дидактическая игра «Прилетели птицы».
Цель игры: воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.
- Дидактическая игра «Природа и человек».
Цель игры: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.
- Дидактическая игра «Выбери нужное».
Цель игры: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.
- Дидактическая игра «С какой ветки детки?»
Цель игры: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.
- Дидактическая игра «Звери, птицы, рыбы»
Цель игры: закреплять умение, классифицировать животных,, птиц, рыб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский проект для детей старшей группы "Тело человека"
Помочь детям узнать свое тело, учить заботиться о своем теле....
Познавательно – исследовательский проект для детей старшей группы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 17 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития во...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы Тема :«Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Краткая аннотацияДанная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития п...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.Экспериментирование как специально-организованная деятельность с...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Хочу все знать»
проект «Хочу все знать»...