Инновационный проект на тему: «Пальчиковая страна»
методическая разработка (младшая группа)
Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребёнку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inovatsiya.docx | 37.52 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Заместитель заведующего по Приказом заведующего
воспитательно-методической работе МБДОУ КВ «Детский сад №9 А.И. Гельдыева__________________ «Созвездие»
Олту С.П____________
«___»_____________20___г. от________№__________
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения комбинированного вида «Детский сад №9 «Созвездие»»
Инновационный проект на тему: «Пальчиковая страна»
младшей общеразвивающей группы №16 «Кроха»
Воспитатель:
Кузьмина М.А
ПРИНЯТО
на заседание Совета педагогов
от 31.08.2017 г. Протокол №1
2017-2018 учебный год
г. Дзержинский
1.Актуальность и значимость программы
Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребёнку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.
Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.
Теорией и практикой дошкольного образования установлено также, что систематическое использование разнообразных форм работы, направленных как на развитие общих движений кистей, так и на развитие тонких движений пальцев рук помогает детям в дошкольном возрасте быстрее освоить правильную речь.
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.
2. Цель и задачи проекта.
Вид программы: долгосрочный, подгрупповой, индивидуальный.
Сроки реализации программы: 2 учебных года
( 1 год обучения младшая группа : сентябрь - май 2017-2018 г.
2 год обучения средняя группа : сентябрь – май 2018-2019 г.)
Участники программы: воспитатели; родители; логопед; музыкальный руководитель;
Материал: мультимедийная установка( экран, проектор, телевизор, DVD);
магнитная доска; аудиокассеты с записями музыкального материала, сказок, стихов; костюмы, декорации к праздникам, атрибуты для игр, ленты, платочки и др.
Цель:
- создание педагогической системы повышения уровня речевого развития детей при подготовке руки к письму средствами современных дидактических игр и упражнений.
Задачи:
1. Учить правильно держать карандаш, ручку, фломастер.
2. Формировать умение владеть ими при помощи самомассажа, игр и упражнений.
3. Развивать зрительно-моторные координации.
4. Активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире.
5. Работать над пространственной ориентировкой на листе бумаги и в окружающем пространстве.
6. Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
7. Формировать эмоциональную отзывчивость в общении со сверстниками, взрослыми.
8. Воспитывать личностные качества, умение правильно выполнять задания.
Принципы:
-систематичность и взаимосвязь учебного материала, его конкретность и доступность, постепенность концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребёнку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие;
-комплексность педагогического воздействия прослеживается во взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей, что, в свою очередь, направленно на выравнивание речевого и психофизического состояния детей;
-тесная взаимосвязь развития речи, познавательных процессов и моторики;
-постепенность перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного к вербально-логическому мышлению;
-принцип дифференцированного подхода;
-принцип учёта ведущей деятельности;
3.Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный (Сентябрь.)
Анализ ситуации, разработка диагностического материала.
Ознакомление с теоретическими основами методик и технологий.
Проведение диагностики по развитию речи, мелкой моторики.
Определение основных целей, задач, технологии и методики работы.
Анкетирование родителей.
Групповое родительское собрание «Зачем нужно развивать мелкую моторику».
Проектирование системы работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста.
Разработка:
- конспектов занятий, сценариев, развлечений, в которые включались игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, совершенствование речи;
- планов работы с семьей и сценариев родительских собраний, семинаров-практикумов;
- консультационного материала для родителей;
Создание предметно-развивающей среды.
Консультирование родителей и педагогов, привлечение их к сбору и изготовлению разнообразного материала.
Подготовка наглядного материала для работы с детьми и родителями:
- упражнения и игры для развития мелкой моторики, совершенствующие речь детей;
- слайдов для мультимедийного демонстрирования;
- консультаций для стенда информации.
II. Практический (1 октября –13 мая).
Реализация разработанной системы работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста.
Введение игр, упражнений на развитие мелкой моторики в индивидуальную работу, режимные моменты, предусмотренные программой ДОУ.
Обогащение предметно-развивающей среды.
Педагогическое просвещение родителей в вопросах развития речи, мелкой моторики детей дошкольного возраста:
Проведение консультаций; семинаров - практикумов с использованием мультимедийного оборудования;
родительские собрания;
проведение (совместно с родителями) выставок, конкурсов;
Создание альбома «Дидактические игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» (нетрадиционные формы работы)
создание клуба «Мир на кончиках пальцев», плана работы клуба.
Один раз в квартал проводится совместное заседание клуба родители и дети.
III. Итоговый (13 мая – 31 мая).
Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий:
1. Презентация проекта.
2. Открытое занятие «Двигательная активность на прогулке»
Цель: Показать игровые приемы со спортивным инвентарем на улице способствующие развитию общей моторики.
3. Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста».
Цель: познакомить педагогов с методами (приёмами) и средствами развития мелкой моторики, совершенствующие речь детей.
4. Мастер класс - повышение профессионального мастерства педагогов «Методика и проведение развивающих речевых игр».
Итоговая диагностика развития речи, мелкой моторики детей дошкольного возраста
4. Ожидаемые результаты освоения проекта
Дети:
- развитие мелкой моторики;
- развитие речи;
- сформированности устойчивого интереса к дидактическому материалу;
- развитие двигательной активности;
- повышение уровня концентрации внимания, памяти;
- развитие пространственной ориентации.
Родители:
- вовлечённость во взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи.
- повышение компетентности в вопросе развития речи детей и применения различных методов и приёмов, направленных на развитие мелкой моторики.
Педагог:
- повышение теоретического уровня и профессионализма;
- внедрение современных методов и технологий по развитию речи и мелкой моторики;
- самореализация.
5.Тематическое планирование работы с детьми младшей группы
Мероприятия | Срок | Цель | |
1 - пальчиковая гимнастика «Капуста»; - дидактическая игра «Пальчиковый лабиринт» 2 пальчиковая игра «Бом- бом-бом по гвоздям бьем 3 - пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит»; - игра «Бумажный мяч» 4 - пальчиковая гимнастика «Веселая мышка перчатку нашла»; - игра «Рисуем пальчиком по манке» | Октябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, координацию движений Активизировать движение пальцев рук, учить закручивать и откручивать пробки, крышки и пр. Развивать моторику обеих рук, развитие образного мышления Активизировать движение пальцев рук, обогащение словарного запаса | |
1 -пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте» - д/игра «Цветные вкладыши» 2 -пальчиковая гимнастика «Рыбка»; - д/игра «Чудесный мешочек» 3 - пальчиковая гимнастика «Варим, варим мы компот» - Пальчиковая живопись «Снег идёт» 4 -пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать»; - д/игра «Разберем счетные палочки по цвету» | Ноябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Развивать моторику рук, учить вкладывать одну форму в другую, развивать сообразительность Учить определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, речь Активизировать движение пальцев рук методами нетрадиционного рисования Учить детей сгибать пальчики поочередно; знакомить с цветом; | |
1- пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили»; - шнуровка «Червячок и груша», «Сыр», «Арбуз» 2-пальчиковая гимнастика «Утром пальчики проснулись»; - Игра «Нанизываем бусы» 3- пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки»; - штриховка «Яблоко», «Груша» 4 - пальчиковая гимнастика «Тучки прибежали»; - лепка из пластилина с использованием семян гороха, дыни и.т.д. | Декабрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Развитие мелкой моторики рук, гибкости, подвижности пальцев Развивать моторику обеих рук, учить нанизывать предметы на тесьму Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе Учить детей выкладывать из мелких бус | |
украшение, развитие эстетического вкуса | |||
1- пальчиковая гимнастика «Ладошки играют»; - игра «Поможем Золушке разобрать фасоль по цвету» 2- пальчиковая гимнастика «Вот кулак, а вот ладошка»; - игра «Пробковые лыжи» 3 - пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит»; - игра панно «Деревенская улица» | Январь 1 неделя 2 неделя 3 недели | Развития усидчивости, чувства цвета и размера Развитие мелкой моторики пальцев рук, учить детей выполнять имитирующие движения Учить застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, липучки | |
1- пальчиковая гимнастика «Жили-были Дед да Баба»; - игры с персонажами пальчикового театра 2- пальчиковая гимнастика «Бычок»; - д/игра «Спрячь в ладошку» 3- пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать»; - игра наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок 4- пальчиковая гимнастика «Паучок»; - игра-шнуровка «Поросенок», «Зайчик», «Утенок» | Февраль 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Развитие мелкой моторика пальцев рук, привитие интереса к драматизации Активизировать движения пальцев рук, координацию движений Развитие точности движений, внимания и контроля собственных действий Развивать координацию пальцев рук ребенка, настойчивость и внимание | |
1- пальчиковая гимнастика «Наша мама»; - рисуем пальчиками «Мимоза для мамы» 2- пальчиковая гимнастика «Стираем платочки»; - игра «Развесь белье на веревку» (закрепляем разноцветные платочки прищепками) 3- пальчиковая гимнастика «Замок»; - аппликация из рваной бумаги «Тучки» 4 - пальчиковая гимнастика «Лодочка»; - выкладывание из палочек геометрических фигур | Март 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Развивать мелкую моторику рук, внимание, координацию пальцев рук, воспитание заботы о близких Способствовать развитию тонко координированных движений рук, различение цвета Развитие мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей детей через нетрадиционные методы аппликации Развивать координацию пальцев рук; развивать внимание, воображение | |
1- пальчиковая гимнастика «Варим, варим мы компот»; - мягкие пазлы «Поезд», «Самолет», «Корабль» 2- пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики»; - лепка «Пластилиновые дорожки» 3- пальчиковая гимнастика «Две веселые лягушки»; - игра «Геометрическая мозаика» 4- пальчиковая гимнастика «Пальцы в гости приходили»; - игра «В гости к Винни- Пуху» | Апрель 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, пространственного мышления Формировать контроль над мышечными ощущениями пальцев Способствовать точной точечной координации рук, развитию мышления Развитие мелкой моторики детей с использованием тактильных дорожек, выполненных из различных материалов (тесьма, лента, наждачная бумага) | |
1 - пальчиковая гимнастика «Дарики-дарики вились- вились комарики»; - штриховка «Животные» 2- пальчиковая гимнастика «Улитка»; - игра «Капельки» (капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки) 3- пальчиковая гимнастика «Мышка мылом мыла лапку»; - «Бусы для мамы» | Май 1 неделя 2 неделя 3 неделя | Совершенствование движений рук, воспитание усидчивости Совершенствование координации и движений пальцев рук Совершенствование мелкой моторики пальцев, развитие художественного вкуса |
6 Тематическое планирование работы с родителями
Формы | Сроки | Цель |
Знакомство родителей с темой проекта на собрании. | Сентябрь | Помочь родителям в создании условий для развития у детей познавательно-творческих способностей через пальчиковую гимнастику . |
1 Анкетирование Создание условий для организации пальчиковой гимнастики 2 Выставка поделок «Осенний букет» | Октябрь | |
1 Презентация : «Пальчиковые игры» 2 стенд для родителей | Ноябрь | |
1 Конкурс « Лучший подарок Дед Морозу» | Декабрь | |
1 Оформление семейного календаря 2 Домашнее задание «Подделка своими руками» | Январь | |
1 Выставка подделок из пластилина «сказочные герои» 2 Стенд для родителей «пальчиковая гимнастика» | Февраль | |
1 Конкурс «Цветики семицветики» 1 Беседа «Как развивать детское творчество» 2 Конкурс «Подарок маме» | Март Апрель | |
Занятие –игра : « Утром пальчики проснулись» | Май |
7 Перечень методической литературы
1. Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
2. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 8. – с. 62 – 65.
3. Азовцева Н.В., Родованская М.Е., Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг // Начальная школа. – 2008. – №8. – с. 11 – 15.
4. Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. – Л., 2012.
5. Бардышева, Т.Ю. Разговорчивые пальчики журнал «Для самых-самых маленьких» / Т.Ю. Бардышева. – М., 2001/
6. Белкина В.Н., Васильева Н.Н. Дошкольник: Обучение и развитие. Воспитателям и родителям. / Ярославль «Академия развития», «Академия К», 2006 г.
7. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В.И. Мирясова – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002 – с. 46: ил./
8. Бочкарёва О.И. Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. Младшая группа. / Волгоград: ИТД «Корифей», 2008 г.
9.Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно: развитие речи у детей от рождения до 5 лет. / Екатеринбург: У-Фактория, 2005 г.
10. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг» / Сага, 2002 г.
11. Косинова Е. Гимнастика для пальчиков. / М: Омега – Пресс, 2002 г.
12. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребёнка в семье. / Пособие для родителей и воспитателей. / М: Мозаика – Синтез, 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект на тему:"Экономическое воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки"
Тема моего проекта « Экономическое воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки » Эпиграфом к моему проекту служат слова Джанни Родари « Сказ...
Конспект Н.О.Д.в средней группе по реализации образовательной области "Речевое развитие",«Художественно-эстетическое развитие» с инновационными технологиями "Сказкотерапия" ТЕМА: "В стране волшебных слов"
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы по реализации образовательной области «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» «Коммуникативно-соц...
Инновационный проект на тему: «Инновационные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи как фактор успешной адаптации детей раннего возраста».
«На свете есть много различных профессий,И в каждой есть прелесть своя.Но нет благородней, нужней и чудеснейЧем та, кем работаю я!!!»...
ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ По теме: «Пальчиковая страна» Система работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста.
Содержание 1. Актуальность темы инновационного проекта2. Цель, задачи, гипотеза, предмет, объект инновационной работы3. Научно-методологические основы реализации инновационной работы4. Условия ре...
Инновационный проект на тему: Взаимодействие с семьями воспитанников посредством детско-родительских проектов по направлению «Экология и фенология Санкт-Петербурга»
Проект представлен в виде краткого отчета по соответствующей теме...
Инновационный проект "Маленький гражданин большой страны"
Проект "Маленький гражданин большой страны " реализован с целью создания условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста....
Инновационный проект: «Путешествие в Пуговичную страну».
Инновационный проект:«Путешествие в Пуговичную страну».«Вы можете стать кем угодно, и никто не заметит этого.Но если у вас отсутствует пуговица,каждый обратит на это внимание»....