Технологическая карта занятия «У каждого свое имя»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель занятия: способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».
Задачи:
- подвести детей к пониманию того, что у каждого человека есть свое имя, и оно может звучать по-разному;
- познакомить детей с правом каждого человека на имя;
- помочь детям обнаружить конструктивные варианты поведения;
- создать ситуацию, в которой дети при помощи разных культурных средств (игра, движение, творчество и т.д.) могут выразить свое отношение к личностно-значимым для них событиям и явлениям;
- дать детям почувствовать собственную значимость и радость дружбы, воспитывать доброту, заботливое отношение и внимание к людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ogloblina_karta.docx | 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия «У каждого свое имя»
(из цикла занятий «Тайна моего имени»)
Актуальность.
Имя- социально-значимый знак человека. Психологически имя является тем катализатором, который содействует накоплению положительных эмоций, обращенных к человеку с первых дней его жизни, формированию базового доверия к людям и ценностного отношения к самому себе. В случае депривации имени (оскорбление, насильственная смена имени и т.д.) человек испытывает дискомфорт, может отреагировать психастеническими реакциями или депрессивным состоянием. Таким образом, имя-это существенная составляющая формирующейся с детства личности.
Дети с ранних лет знают свое имя, привыкают к нему, знают имена других людей. Но нередки ситуации, когда дети в детском саду, особенно в старшем возрасте, неоднозначно относятся к не совсем обычным, по их мнению, именам товарищей: «коверкают» их, придумывают замену имени, используют как дразнилки. Это негативно отражается на эмоциональном благополучии ребенка, мешает ему при установлении доброжелательных и дружеских отношений с другими детьми. Нередки случаи, когда ребенок начинает стесняться своего необычного имени.
Поэтому детям необходимо рассказать об истории появления имени у человека,о значении разных имен, об их разнообразии.
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка достигается за счет уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональному состоянию, поддержки его чувства собственного достоинства и значимости его имени. Наша задача- создать в дошкольном учреждении атмосферу принятия, в которой каждый ребенок чувствует, что его принимают таким, какой он есть, могут выслушать его и понять.
Цель занятия: способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».
Задачи:
- подвести детей к пониманию того, что у каждого человека есть свое имя, и оно может звучать по-разному;
- познакомить детей с правом каждого человека на имя;
- помочь детям обнаружить конструктивные варианты поведения;
- создать ситуацию, в которой дети при помощи разных культурных средств (игра, движение, творчество и т.д.) могут выразить свое отношение к личностно-значимым для них событиям и явлениям;
- дать детям почувствовать собственную значимость и радость дружбы, воспитывать доброту, заботливое отношение и внимание к людям.
Возрастная группа: подготовительная к школе (6-7 лет)
Форма организации: подгрупповая(8 человек)
Методы и приемы: обсуждение вопросов, беседа, создание ситуации сотрудничества, аутотренинг, элементы арттерапии, игровая деятельность
Оборудование и материалы:заранее заготовленные значки с именами детей участвующих в занятии, карточки со значением каждого имени, резиновый мячик, клубок с пряжей, ноутбук с музыкой, колонки, листки бумаги по количеству человек, набор для рисования (мелки, карандаши, фломастеры, краски) предоставляется на выбор ребенка.
Разработала:Оглоблина А.А., педагог-психолог МБДОУ г. Иркутска детский сад № 41
Этапы (последовательность деятельности) | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей | Планируемый результат |
1.Организационный этап | Приветствие: В круг широкий, вижу я А теперь пойдем налево. В центре круга соберемся, И опять играть начнем[1]. | Педагог-психолог приветствует детей и вместе с детьми становится в круг | Дети приветствуют друг друга | Формирование готовности к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания. |
Мотивация, целеполагание к деятельности | Педагог-психолог: - мальчик, подойди ко мне, пожалуйста, нет, не ты, и не ты, я не тебя звала (повторяет так несколько раз). Почему вы меня не понимаете? | Пытается привлечь внимание ребенка, который ей нужен, называя обобщенно «девочка», «мальчик» или неправильно называя по имени. Пытается организовать дискуссию | Дети подсказывают, что педагог-психолог забывает назвать имя того, к кому обращается. Высказывают свои предположения приходят к конкретному выводу | Внутренняя мотивация на деятельность. Дети высказывают разные точки зрения по одному и тому же вопросу, видят несовпадение мнений |
Опора на имеющийся опыт | - простите, дети, я все поняла! У каждого человека есть имя, свое имя, чужим именем его называть нельзя. Ребенок родился, и семья дает ему имя в честь кого-то желая ему любви, надежды, веры, хочет, чтобы малыш был счастливым, добрым, милым. | Объясняет детям, что имя-это пожелание, напутствие родителей маленькому человечку, который только начинает жить. Объясняет, что означает каждое имя и почему именно так назвали ребенка в семье. Обеспечивает в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия. Прикалывает детям значки с их именами. | Дети вспоминают и проговаривают имена всех детей в группе, называют их ласково уменьшительно, проговаривая полное имя или сокращенно. | Активно проявляют интерес, инициативу, творчество |
2. Деятельностный этап Игра «Имя растет» | - известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы малы, и имя у вас маленькое (например, Даша, Саша) - это неполное имя. Когда вы подрастете, ваше имя тоже подрастет и вас будут называть (например Дарья, Александр)[2]. | Бросает мяч ребенку. Он называет свое имя короткое и полное. Педагог направляет детей, если они затрудняются, по необходимости объясняет значение и значимость некоторых необычных имен | Дети рассуждают, объясняют, делают выводы | Закрепляют или узнают полное имя свое и других детей. Проявляют заинтересованность, уважение и понимание к необычным именам товарищей |
Игра «Ласковое имя» | у меня в руках клубочек, каждый из вас будет брать его в руки и наматывать ниточку на свой стульчик, произнося свое имя. Все остальные в это время постараются придумать и назвать как можно больше ласковых имен для своего товарища, когда все ласковые имена будут сказаны, выберите для себя наиболее понравившееся. Затем, перекидываете клубок тому товарищу, который назвал понравившееся вам ваше ласковое имя[3]. | Педагог-психолог косвенно руководит игрой, направляет детей если они затрудняются. Помогает перекидывать клубок тому товарищу, который назвал понравившееся имя, и так до тех пор, пока каждый из детей не выберет себе ласковое имя | Дети называют варианты ласковых слов, передают клубок, наматывая ниточку на ножку стульчика и передают дальше | Дети учатся совершать выбор и обосновывать его: каждый находит для себя красивое ласковое имя. У детей получается волшебная полянка имени |
Игра «Цветок-имя» | -вот мы и оказались на волшебной полянке имен. Чтобы лучше представить ее себе, закройте глаза, почувствуйте запахи летнего дня. Может быть, кто-то сможет услышать, например, как поют птички, шелестят листья деревьев. Посмотрите, какие красивые цветы вокруг вас. А теперь попробуйте увидеть цветок, который вы могли бы назвать своим именем. Какой он? Рассмотрите его, ощутите его запах, возьмите его в руки. Сделайте глубокий вдох и откройте глаза. А теперь нарисуйте свой цветок, и расскажите нам о нём[2]. | Педагог-психолог способствует активизации воображения у детей, создает ситуацию рассуждения, обсуждения. Активизирует внимание всех детей на рисунках ребят с необычными именами, обращает внимание на тот факт, что все люди различаются по убеждениям и ценностям именам, но вес имеют право на свое личное имя. И все имена красивы и неповторимы для конкретного человека | С закрытыми глазами лежат или сидят на ковре, слушают аудиозапись, затем рисуют цветок, который увидели в своем воображении, помогают друг другу, советуются | Закрепляют умение планировать собственные действия. Воплощают свой замысел и выбирают самостоятельно для этого средства. Оценивают результаты своего труда индивидуально, в малой группе или команде. |
3. Заключительный этап Актуализация имеющихся знаний и представлений детей | -а какое звучание вашего имени вам нравится больше всего? Ласковое, полное, уменьшительное или взрослое? Что сегодня было самым важным для вас? Вам понравились ваши цветы? Посмотрите, какая удивительно прекрасная цветочная поляна ваших замечательных имен у вас получилась! | Предлагает детям стараться называть друг друга так, как нравится товарищу больше всего, объясняя, что этим дети доставляют радость друг другу. Предлагает дома в кругу близких поиграть в игры про имена, узнать, что означают имена мамы, папы, бабушки, дедушки и т.д. | Выкладывают на середине ковра свои рисунки, выражают собственные мысли, рассказывают, что им было интересно и почему именно такой цветок они нарисовали, аргументируют выбор цвета | Закрепляют умение оценивать результат своей деятельности. Развивается мышление, умение задуматься, поразмыслить Получают в процессе игры положительные эмоции, закрепляют собственную значимость, проявляют уважение и заботу к товарищам |
Список используемой литературы:
- http://www.maam.ru/detskijsad/itogovoe-zanjatie-v-starshei-grupe-po-matematike-strana-matematiki.ht
- Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов/И.А.Пазухина- СПб.: «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2010.- 272с,ил.
- Практика сказкотерапии/ Под ред. Н.А. Сакович. – СПб.:Речь, 2004.-224с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта Тема: «Движение каждого ученика скоординированное с темпом движения всего коллектива. О добром отношении ко всему живому, о помощи природе».
Цель: развитие умения согласовывать движения каждого ученика с темпом движения всего коллектива под звуковые сигналы....
Технологическая карта занятия по развитию речи «Правила дорожные знать каждому положено»
Технологическая карта занятия по развитию речи....
Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс "Воспитатель года 2021г)
Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс ...
Технологическая карта НОД "Бабушка потеряла своих домашних животных"
" Бабушка потеряла своих домашних животных" ...
Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)
Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)...
технологическая карта чтения Всяк по-своему 322гр
технологическая карта по чтению произведению г. скребицкий всяк по-своему...
Технологическая карта занятия "Всяк по своему"
Технологическая карта занятия "Всяк по своему"...