Краткосрочная образовательная практика по развитию мелкой моторики "Дружные пальчики"
методическая разработка (младшая группа)
Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал:
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь.
К сожалению, развитию моторики уделяется мало внимания, т.к. в наш «машинный век» взрослые стали больше надеяться на машины, чем на собственные руки, в связи, с чем многие родители не стараются развивать у своих детей тонкую ручную моторику и вообще приучать их к «ручной» работе.
Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные занятия и игры. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей первой младшей группы «Ромашки» обусловлена и возрастными, психологическими и физиологическими особенностями детей: так как у детей нашей группы речь недостаточна развита и есть не говорящие дети.
В рамках данного проекта, мною были выбраны следующие формы работы с детьми: пальчиковые игры, нетрадиционные формы рисования, лепка, аппликация, массаж рук и кистей. Для работы с родителями я предпочла следующие формы взаимодействия: беседы, индивидуальные консультации, изготовление буклетов для родителей с нетрадиционными упражнениями для развития мелкой моторики, мастер – класс по изготовлению дидактического пособия для развития мелкой моторики «Веселые помпончики», «Колечки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fadeeva_t.a._kop_druzhnye_palchiki.docx | 31.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад 82"
г. Верещагино
Краткосрочная образовательная практика
"Дружные пальчики"
(2-3 года)
Фадеева Татьяна Андреевна
воспитатель
Верещагино, 2019 г.
Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал:
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь.
К сожалению, развитию моторики уделяется мало внимания, т.к. в наш «машинный век» взрослые стали больше надеяться на машины, чем на собственные руки, в связи, с чем многие родители не стараются развивать у своих детей тонкую ручную моторику и вообще приучать их к «ручной» работе.
Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные занятия и игры. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей первой младшей группы «Ромашки» обусловлена и возрастными, психологическими и физиологическими особенностями детей: так как у детей нашей группы речь недостаточна развита и есть не говорящие дети.
В рамках данного проекта, мною были выбраны следующие формы работы с детьми: пальчиковые игры, нетрадиционные формы рисования, лепка, аппликация, массаж рук и кистей. Для работы с родителями я предпочла следующие формы взаимодействия: беседы, индивидуальные консультации, изготовление буклетов для родителей с нетрадиционными упражнениями для развития мелкой моторики, мастер – класс по изготовлению дидактического пособия для развития мелкой моторики «Веселые помпончики», «Колечки».
Фадеева Татьяна Андреевна | |||
Название КОП | "Дружные пальчики" | ||
Количество занятий | 15 | ||
Возрастная группа | 2-3 года | ||
Общая цель | Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук; совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики; развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов; развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием; развивать эмоциональную отзывчивость; развивать коммуникативные навыки. | ||
Ожидаемый результат | Накопление ребёнком двигательного и практического опыта, развитие мелких мышц кисти; развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка; пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность; развитие речи ребенка; употребление в речи наиболее сложных предложений; появление в речевом словаре новых слов. | ||
Январь | |||
Занятие 1 «Снеговик» | |||
Цель | Вызвать у детей радостное настроение от зимы и снегопада, предложить сделать зимнюю аппликацию себе на память. Развивать мелкую моторику рук при скатывании кусочков салфеток в шарики. Воспитывать интерес к неживой природе. | ||
Оборудование | Картон, белые круги разных размеров для каждого ребенка, белые салфетки, клей, картинки на зимнюю тему, с изображением снеговика и снегопада. | ||
Ход занятия | Воспитатель спрашивает детей: какое сейчас время года? Что происходит зимой на улице? А что можно делать со снегом? Помните мы с вами лепили снеговика? Как мы с вами это делали? Затем воспитатель показывает детям картинки снеговиков и выстраивает на доске снеговика из кругов разной величины. Затем предлагает детям сделать аппликацию снеговика на память о зиме. Дети садятся за столы. Воспитатель спрашивает какой круг надо приклеить первым. А куда мы будем приклеивать средний круг? А самый маленький круг? Дети клеят снеговика. Воспитатель предлагает детям сделать на картине снег. Для этого нужно кусочек салфетки скомкать и скатать в шарик, шарик обмакнуть в клей и приклеить на картину. Дети выполняют задания. Воспитатель следит за правильностью и помогает затрудняющимся детям. В конце занятия воспитатель хвалит каждого ребенка, из детских работ делают выставку «Снег идет». | ||
Занятие 2 «Гроздья рябины» | |||
Цель | Учить детей рисовать гроздья рябины, рисовать ягоды отпечатками пальчиков, развивать мелкую моторику рук при рисовании пальчиками. | ||
Оборудования | Гуашь красного цвета, влажная салфетка на каждого ребенка, альбомные листы заготовленные заранее с изображением ветки рябины, птички, картинка с изображением грозди рябины. | ||
Ход занятия | Воспитатель обращает внимание на то, что к ним в гости прилетели птички, зимой в лесу холодно, голодно. А у птичек есть еда на веточках деревьев. «Я для вас из леса принесла рябинку. Посмотрите внимательно какие у нее дружные ягодки, одна возле другой, все ягодки собраны в кисть.» Воспитатель обращает внимание на цвет ягод. Затем воспитатель рассказывает детям, что ночью был сильный ветер и сорвал все ягоды на рябине и теперь птичкам нечего кушать. «Давайте поможем птичкам, нарисуем ягоды на рябине». Ребята садятся за столы. Воспитатель говорит детям , что сегодня они будут волшебниками и будут рисовать своими волшебными пальчиками, показывает детям как это делать. Ребята рисуют, воспитатель индивидуально помогает каждому ребенку. В завершении занятия воспитатель хвалит детей, птичка кушает ягодки. | ||
Занятие 3 «Веселые помпончики» | |||
Цель | Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки. Научить детей сортировать детали по цвету. | Работа с родителями. Мастер класс по изготовлению помпонов. Основная цель создания— способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки. Пособие можно использовать при обучении детей счетной деятельности, изучении состава числа, при изучении и закреплении знаний о геометрических фигурах, о цвете, форме и размере, а так же для развития творческого воображения и логического мышления. | |
Оборудование | Картинки с пропусками, помпончики на каждого ребенка. | Картон, пряжа, готовые картинки с пробелами разных диаметров, ножницы, иголка с ниткой | |
Ход занятия | Воспитатель раздает каждому ребенку – готовые картинки (на картинках пробелы разного диаметра) и предлагает заполнить пробелы помпончиками, подходящими по цвету и размеру. Варианты игр могут быть разными. | ||
Февраль | |||
Занятие 1 «Снежинка» | |||
Цель | Развивать мелкую моторику рук. Развивать усидчивость и аккуратность, учить детей делать жгутики и выкладывать жгутики на линию. | ||
Оборудование | Круги из синего картона, на которых изображены снежинки, белый пластилин. | ||
Ход занятия | Воспитатель показывает детям, что в гости к ним пришла обезьянка, которая живет в жаркой Африке, и которая очень удивляется, почему у нас так холодно. Дети вместе с воспитателем рассказывают обезьянке какое сейчас время года, какая погода зимой, какие признаки зимы, откуда падает снег, на что похожи снежинки. Затем воспитатель предлагает вылепить снежинки, чтобы показать их обезьянки. Детям раздают круги с нарисованной снежинкой и белый пластилин. Воспитатель демонстрирует детям, что нужно отщипывать по небольшому кусочку пластилина и скатать из него жгутик, после чего жгутики приклеивают к картону. В заключении ребята вместе с обезьянкой рассматривают снежинки, которые получились, довольная обезьянка отправляется домой. | ||
Занятие 2 «Зайчонок» | |||
Цель | Учить детей рисовать методом тычка, развивать мелкую моторику, учить различать цвета | ||
Оборудование | Ватные палочки на каждого ребенка, белая гуашь, лист бумаги с нарисованным контуром зайчика. | ||
Ход занятия | Воспитатель входит в группу с зайчиком в руках и обращается к детям: « Ребята, сегодня утром по дороге в детский сад я встретила зайчика, увидела , что он весь трясется и всех боится, стало жалко мне зайчика и пригласила я его в гости к нам в детский сад.» Ребята подходят к зайчику, рассматривают его, гладят. Воспитатель рассказывает, что у зайчика в лесу остались друзья и ему очень грустно без них, и предлагает детям помочь зайчику и нарисовать для него друзей. Дети рассматривают рисунок зайчика, какого он цвета, а почему он белый. Воспитатель рассказывает, что рисовать будем методом тычка и объясняет технику рисования. Дети обмакивают палочку в белую краску и сначала рисуют тычками по контуру, а потом и внутри. Воспитатель предлагает поиграть, пока работы сохнут (пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре, пять вышли зайчики гулять»). Когда краска высохнет дети дорисовывают зайчику глазки и усики. | ||
Занятие 3 «Колечки» | |||
Цель | Развитие мелкой моторики, наглядной памяти, внимания, мышления, зрительного восприятия, ориентировки на пальчиках рук, цветовосприятия, усидчивости. | Работа с родителями. Мастер класс по изготовлению пособия для игры колечки. | |
Оборудование | Игровые пособия созданные совместно с родителями, колечки или резиночки, схемы(для игры на усложнение). | Картон плотный, карандаш, ножницы, клей, шаблон для подставки | |
Ход занятия | Воспитатель рассказывает объясняет принцип работы данного пособия, задача ребенка одеть на пальчики кисти резиночки или колечки. Чтобы усложнить задачу ребенку можно предложить схему , на которой изображено на какой пальчик, резиночку какого цвета он должен одеть. | ||
Март | |||
Занятие 1 Открытка для мамы «Мимоза” | |||
Цель | Развивать мелкую моторику, посредством смятия пальцами мягкой бумаги в крепкие комочки- шарики и дополнять ими изображение фоновой ветки мимозы. | ||
Оборудование | Открытки-заготовки с изображением ветки мимозы и небольшим количеством желтых цветов, желтые салфетки, клей, кисточка | ||
Ход занятия | Воспитатель вместе с детьми рассматривает веточку мимозы, какая она: цветы маленькие, пушистые, похожи на шарики. Вспоминает вместе с детьми о том, что скоро мамин праздник – 8 марта и предлагает сделать детям подарок для мамы в виде веточки мимозы. Воспитатель показывает как сминать и скатывать бумагу в шарики, красиво размещать их на открытке, аккуратно приклеивать. В заключении воспитатель совместно с детьми рассматривает сколько прекрасных веточек мимозы получилось. | ||
Занятие 2 «Ёжик» | |||
Цель | Развивать мелкую моторику рук и координацию движения пальцев рук. Учить детей делать большой шар из пластилина, скатывая его круговыми движениями на доске для лепки, закреплять сенсорный опыт детей. | ||
Оборудование | Пластилин, спички, доска для лепки, картон – подставка для готового ёжика. | ||
Ход занятия | Воспитатель обращает внимание детей на гостя – маленького лесного ёжика. «Но почему он грустный, давайте его развеселим и сами превратимся в ёжиков». Пальчиковая гимнастика «Ёжик» (сцепить вместе пальцы рук, пальцы согнуты – ёжик свернулся в комочек, пальчики торчат вверх-колючки торчат). Но ёжик по – прежнему грустный, давайте спросим у него почему, ёжик отвечает, что он грустный, потому что у него нет друзей. Воспитатель предлагает детям слепить друзей для ёжика. Сначала демонстрирует детям как надо скатать шарик из пластилина, затем дети выполняют действия по лепке шарика самостоятельно, если у кого-то из детей возникают затруднения воспитатель помогает. Затем дети втыкают в спинку ёжика спички и скатывают маленькие шарики для глазок и носика. В заключении дети знакомят ёжика с ежатами, которые получились у них. | ||
Занятие 3 «Раскрась по образцу «Матрешки» | |||
Цель | Развивать моторику пальцев, учить детей правильно держать кисточку, раскрашивать картинку, не выезжая за контур. | ||
Оборудование | Силуэт матрешки, краска красного цвета, кисточки, салфетки, баночки с водой | ||
Ход занятия | Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Матрешки»: Мы веселые матрешки (дети хлопают в ладошки) На ногах у нас сапожки (топаем ногами) В сарафанах наших пестрых (сложить ладони вместе) Мы похожи словно сестры (переплести пальцы в замок). В гости к детям приходит матрешка. Воспитатель вместе с детьми рассматривает матрешку, обращает внимание на яркий наряд матрешки. Затем воспитатель разбирает матрешку. «Смотрите ребята сколько у матрешки подружек. А к нам пришли еще матрешки (показывает контуры матрешек). Только сарафаны у них не такие яркие и красивые как у нашей матрешки. Давайте поможем матрешкам и раскрасим сарафанчики?» Дети садятся за стол с приготовленными красками и шаблонами силуэтами матрешек. Воспитатель показывает детям на образце как надо раскрашивать наряд. По окончании работы рассмотреть рисунки детей. | ||
Апрель | |||
Занятие 1 «Бусы для Маши» | |||
Цель | Развивать мелкую моторику, развивать речь, мышление, научить детей составлять узор из одинаковых фигур, закрепить геометрическую фигуру –круг. | ||
Оборудование | Клей – карандаш, тканевая салфетка, круги разного цвета на каждого ребенка, лист картона с нарисованной ниткой для бус. | ||
Ход занятия | Воспитатель обращает внимание детей на куклу, которая сидит за столом, на ее красивый наряд, дети здороваются с куклой и знакомятся. Воспитатель сообщает детям, что у куклы сегодня день рождение и предлагает сделать ей подарок-красивые бусы. Спрашивает детей из чего состоят бусы. Затем дети с воспитателем рассматривают бусины, одинаковые ли они. Воспитатель показывает детям образец бус и затем показывает и рассказывает, как правильно клеить кружочки-бусинки на нитку. В завершении работы дети рассматривают получившиеся бусы и дарят их кукле. | ||
Занятие 2 «Дорожка для колобка» | |||
Цель | Развитие мелкой моторики, закрепить приемы лепки, закрепить умение катать жгутик из пластилина, закрепить умение отщипывания маленьких кусочков от основного куска пластилина и вдавливания их в поверхность дорожки. | ||
Оборудование | Картон с изображением колобка, и дорожки, пластилин двух цветов, дощечки для лепки. | ||
Ход занятие | Воспитатель вместе с детьми вспоминают содержание сказки «Колобок», затем предлагает детям проложить новую дорожку для Колобка, по которой он бы смог кататься и не бояться встретить лису. Затем воспитатель показывает детям, как нужно скатать жгут из пластилина и приклеить его на картон, дети проделывают действие. Воспитатель помогает детям, у которых возникли затруднения. Затем воспитатель показывает, как от куска пластилина другого цвета отщипывать маленькие кусочки, скатывать из них шарики и вдавливать в шарики в дорожку из пластилина на картоне. | ||
Занятие 3 «Цветные ладошки «Рыбки»» | |||
Цель | Развить навыки рисования ладонью способом касания бумаги. Активизировать в речи детей прилагательные: красная, желтая. | ||
Оборудование | Краски желтого и красного цвета, салфетки, клеенки, силуэт аквариума, игрушка –рыбка. | ||
Ход занятия | Воспитатель обращает внимание детей на рыбку, которая приплыла в группу. Дети рассматривают рыбку, затем играют в подвижную игру « Поймай рыбку». После игры воспитатель предлагает детям нарисовать рыбке подружек. Самостоятельная работа под руководством воспитателя, дети опускают ладошку в краску наносят краску на изображение. При необходимости оказывает помощь индивидуально. В окончании занятия рассматриваем разноцветных рыбок, которые получились. | ||
Май | |||
Занятие 1 «Цыпленок» (из крупы) | |||
Цель | Формировать умение правильно располагать рисунок на основе, развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, исследование свойств различных материалов, тактильные ощущения, развивать чувство уверенности, выдержку; воспитывать отзывчивость, доброжелательность, аккуратность, самостоятельность. | ||
Оборудование | Крупа, клей ПВА, кисти, картон зеленый, на котором изображен силуэт цыпленка, черный фломастер, емкость для круп. | ||
Ход занятия | Воспитатель показывает детям, что к ним в группу прибежала курочка. Ребята рассматривают курочку. Воспитатель предлагает детям с курочкой поиграть: пальчиковая гимнастика «Вышла курочка гулять» Вышла курочка гулять (шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки), Свежей травки пощипать (щиплющие движения всеми пальцами каждой руки), А за ней ребятки - Желтые цыплятки (бегут всеми пальцами обеих рук). «Ко-ко-ко, ко-ко-ко (хлопают в ладоши), Не ходите далеко (грозят пальцем ведущей руки), Лапками гребите (гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола), Зернышки ищите» | ||
Занятие 2 «Вот какие ножки у сороконожки» | |||
Цель | Учить лепить образы на основе валика (цилиндра): раскатывать столбики прямыми движениями ладоней «туда – сюда» и слегка видоизменять форму – изгибать, дополнять мелкими деталями (ножки, глазки). Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Вызвать интерес к изображению живых существ. | ||
Оборудование | Пластилин, трубочки для коктейля, доска для лепки, клеенки. | ||
Ход занятия | Воспитатель предлагает детям выучить новую пальчиковую гимнастку «Карандаш» (для освоения способа раскатывания прямыми движениями ладошек «туда – сюда»). «Карандаш». Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик, Быть послушным научу. Затем воспитатель показывает детям сороконожку, заранее вылепленную из пластилина, и поясняет, кто такая сороконожка. Ставит пластилиновую сороконожку на извилистую дорожку, имитируя движение и показывает детям как можно пальчиками изобразить сороконожку (положить руки на стол ладошками вниз и бегать пальчиками по столу). Затем воспитатель предлагает малышам слепить самим сороконожку. Показывает способ лепки валика: раскатываем мягкий комок пластилина прямыми движениями ладоней «туда – сюда». Дети берут в руки кусочек пластилина, разминают его и катают так, как катали карандашики. Помочь детям освоить движения (замедленный показ, прием «рука в руке»). Затем берем кусочки трубочек и делаем ножки нашей сороконожке. В конце занятия дети рассматривают вылепленных сороконожек и «пускают» их бегать по дорожке. | ||
Занятие 3 «Желтый одуванчик» | |||
Цель | Развить мелкую моторику пальцев, закрепить знания цветов, учить передавать образ цветка и его форму, используя пальчики. | ||
Оборудование | Альбомные листы, гуашь желтого и зеленого цвета, картинки с изображением одуванчиков, салфетки. | ||
Ход занятия | Воспитатель спрашивает у ребят какое время года сейчас на улице? - А кто знает, какие первые цветочки распускаются с приходом весны? - Я сейчас вам загадаю загадку, а вы отгадайте, что это за цветок. Капли солнца спозаранку Появились на полянке. Это в желтый сарафанчик Нарядился…..( одуванчик). Воспитатель показывает детям картинку с одуванчиками и спрашивает на что он похож. Пальчиковая гимнастика «Солнышко и дождик» Солнышко (поднять вверх руки с раздвинутыми пальцами и поворачивать руки влево-вправо) Дождик (руки опустить и пошевелить пальчиками) Воспитатель предлагает детям научиться рисовать одуванчики пальчиками-кисточками. (Объяснение сопровождается демонстрацией). Вот и получился цветочек желтый, пушистый. А что мы еще забыли нарисовать? Воспитатель показывает, как нарисовать стебелек и листочки, дети проделывают тоже самое. В завершении занятия дети рассматривают получившиеся одуванчики. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию мелкой моторики "Наши пальчики играют"
конспект занятия по развитию мелкой моторики для средней группы...
Игры и пособия на развитие мелкой моторики "Умелые пальчики"
Пособия изготовлены своими руками . Дети упражняют пальчики, закрепляют форму, цвет, упражняются в счёте, в ориентировки в пространстве, Пособия яркие, крупные, дети с интересом играют, упражняются....
Упражнение на развитие мелкой моторики "Шагаем пальчиками"
Дорожки для пальчиков...
Программа развития мелкой моторики " Чудо-пальчики"
Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию развивающую программу кружковой работы для дошкольников и младших школьников.В программе используются современные развивающие игры "Блоки Дьенеша" , " Палоч...
Дополнительная образовательная программа по развитию мелкой моторики для детей 5-7 лет "Волшебные пальчики"
Данная программа предназначена для работы с дошкольниками 5-7 лет по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координа...
Конспект образовательной деятельности по развитию мелкой моторики в процессе художественно – продуктивной деятельности с использованием нетрадиционной техники (рисование пальчиками). На тему: «Ветка рябины» для подготовительной к школе группы.
Цель:Формировать умение передавать характерные особенности ветки рябины; форму частей, строение ветки и листа, их цвет.Формировать умение строить композицию рисунка.Задачи:Образовательные:Формировать ...
Краткосрочный проект по развитию мелкой моторики: «Шустрые пальчики»
laquo;Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче тво...